почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
30
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ

    
от 9 сентября 2003 года  N АС-4-05/27дсп


Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями;
физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями

    
    
    В целях повышения эффективности контрольной работы по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями,
    
приказываю:
    
    1. Утвердить Методические рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями.
    
    2. Руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
    
    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам С.Х.Аминева.
    
    

И.о.министра РФ по налогам и сборам
А.В.Смирнов

    

    
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства РФ
по налогам и сборам
от 09.09.2003 N АС-4-05/27дсп

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым
платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями;
физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями
   


Раздел 1. Общие положения

    
    1.1. Методические рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями (далее - Методические рекомендации), устанавливают единые принципы организации работы налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
    
    В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями камеральной налоговой проверке подлежат:
    
    - расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по единому социальному налогу, представляемые лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями (далее - налогоплательщики) согласно статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации;
    
    - расчеты по авансовым платежам и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемые налогоплательщиками, являющимися одновременно страхователями, согласно статье 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
    
    Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о едином социальном налоге и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание неуплаченных сумм единого социального налога.
    
    Расчеты по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежат проверке в части правильности применения налогового вычета при исчислении единого социального налога.
    
    Необходимость проверки правильности применения налогоплательщиком тарифов страховых взносов в зависимости от пола и возраста застрахованных лиц в расчете по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование возникает в том случае, если исчисленные размеры страховых взносов на накопительную и страховую части трудовой пенсии повлияют на размер исчисленного единого социального налога.
    
    В отношении налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование проверяются в ходе камеральной налоговой проверки соответствующего налога в аналогичном порядке.
    
    Результаты камеральных налоговых проверок в дальнейшем используются налоговыми органами для планирования и подготовки проведения выездных налоговых проверок.
    
    1.2. При проведении камеральной налоговой проверки расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -  Кодекс), Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2002 N 3288), Инструкцией по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденной приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550 (зарегистрирован в Минюсте России 05.11.2002 N 3900), Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153 (зарегистрирован в Минюсте России 15.04.2002 N 3363). Инструкцией по заполнению декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2002 N БГ-3-05/747 (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2003 N 4132), а также Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденным Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99 (письмо МНС России от 29.01.99 N БГ-14-16/13дсп).
    
    1.3. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе в соответствии со статьями 31, 88 и 93 Кодекса истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, сведения, объяснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
    
    Истребование дополнительных документов и сведений при проведении камеральной налоговой проверки расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу (страховым взносам) производится в случаях:
    
    - если есть основание полагать, что налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение;
    
    - при наличии протокола ошибок по результатам ввода налоговой отчетности по единому социальному налогу (страховым взносам), который должен быть проанализирован с точки зрения совершения налогоплательщиком налогового правонарушения;
    
    - когда выездная налоговая проверка налогоплательщика не может быть назначена в связи с ограничениями, установленными статьей 87 Кодекса;
    
    - проверки отчетности по единому социальному налогу (страховым взносам) налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы, регрессивные ставки налога, специальные режимы налогообложения;
    
    - представления налогоплательщиком "нулевой" отчетности по единому социальному налогу (страховым взносам).
    
    Истребование дополнительных документов и сведений от налогоплательщика в рамках камеральной проверки налоговой отчетности по налогу и страховым взносам производится в объемах, позволяющих провести их проверку по месту нахождения налогового органа.
    
    Камеральная проверка с истребованием дополнительных документов и сведений должна проводиться по тем направлениям исчисления единого социального налога, где могут быть получены конкретные результаты, а именно установлены факты совершения налоговых правонарушений и доначислен налог.
    
    1.4. Основными этапами камеральной проверки являются:
    
    - проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой отчетности, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных формами.
    
    Данный этап реализуется в автоматизированном режиме в процессе ввода показателей форм налоговой отчетности.
    
    Протоколы ошибок, составляемые по результатам ввода налоговой отчетности, подлежат анализу и дальнейшему использованию при проведении камеральной налоговой проверки;
    
    - проверка правильности исчисления налоговой базы, используемой для расчета налога (авансовых платежей по налогу), и базы для расчета страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование.
    
    Правильность отражения налоговой базы также проверяется посредством сопоставления данных налоговой отчетности с показателями бухгалтерской отчетности.
    
    При этом используется система контрольных соотношений, включающая в себя взаимоувязку показателей представленной налогоплательщиком отчетности по налогу (страховым взносам) с отдельными показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности, а также с имеющейся у налогового органа информацией из внешних источников (междокументный контроль).
    
    По результатам проверки с использованием контрольных соотношений определяются налогоплательщики для проведения камеральной налоговой проверки с истребованием необходимых документов и сведений.
    
    - проверка обоснованности применения налогоплательщиками налоговых льгот и регрессивных ставок налога; их соответствие действующему законодательству;
    
    - проверка правильности применения при исчислении единого социального налога налогового вычета;
    
    - проверка правильности отражения налогоплательщиком в формах налоговой отчетности расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, и сумм этих расходов, возмещенных исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
    
    Достоверность данных показателей проверяется путем сопоставления их с аналогичными показателями, содержащимися в разделе I формы 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации").
    
    1.5. Если по результатам ввода показателей расчетов (деклараций) арифметические контрольные соотношения соблюдены, то в отношении налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы, регрессивные ставки налога, специальные режимы налогообложения, на последующих этапах камеральной проверки необходимо провести:
    
    - проверку логической связи между показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы по налогу и базы для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
    
    - проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода и т.п.
    
    

Раздел 2. Проверка правильности исчисления налоговой базы по
единому социальному налогу и базы для начисления страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование (строки 0100-0140 расчета
(декларации) по налогу (страховым взносам))

    
    2.1. Для налогоплательщиков, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке, величина налоговой базы по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, отражаемая в графе 3 по строкам 0100-0140 расчета (декларации) по налогу, и значения базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отражаемой в графе 9 по строкам 0100-0140 расчета (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должны быть равны согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ, если налогоплательщик не производит выплат в пользу физических лиц, которые не являются застрахованными лицами в целях применения Федерального закона N 167-ФЗ.
    
    Если указанное равенство не соблюдено и налогоплательщик не внес соответствующие изменения в расчеты (декларацию) в связи с указанными обстоятельствами, то по окончании налогового периода отдел камеральных проверок подготавливает заключение о необходимости включения данного налогоплательщика в план приведения выездных налоговых проверок.
    
    2.2. Налогоплательщики, осуществляющие только виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, или применяющие упрощенную систему налогообложения, единый социальный налог не уплачивают. В налоговые органы ими представляется отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
    
    В ходе камеральной налоговой проверки этой отчетности в том числе контролируется правильность формирования базы для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 237 Кодекса.
    
    2.3. Для налогоплательщиков, осуществляющих наряду с деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, налоговая база по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, отражаемая в графе 3 по строкам 0100-0140 расчета (декларации) по налогу, меньше базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России, отражаемой в графе 9 по строкам 0100-0140 расчета (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на величину выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход.
    
    Для проверки правильности определения налогоплательщиком налоговой базы по налогу (в том числе в федеральный бюджет) в качестве источников дополнительной информации может быть истребована форма первичного учета, в которой налогоплательщик во исполнение пункта 4 статьи 243 Кодекса обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
    
    Для ведения такого учета налогоплательщиками может использоваться форма индивидуальной карточки и порядок ее заполнения, утвержденные приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91.
    
    2.4. При камеральной проверке расчетов (деклараций) по налогу следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 238 Кодекса налоговая база по налогу, подлежащему зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, меньше налоговой базы по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет  фонды обязательного медицинского страхования, на сумму вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским и лицензионным договорам.
    
    Значение показателей в графе 5 по строкам 0100-0140 расчетов и деклараций по налогу всегда должно быть меньше (при наличии указанных выплат) либо равно (при их отсутствии) значениям показателей граф 3, 7, 9 по строкам 0100-0140 данных форм налоговой отчетности.
    
    2.5. Если налогоплательщики на основании трудовых договоров (контрактов) производят выплаты в денежной и натуральной формах в пользу физических лиц, перечисленных в пунктах 2 и 3 статьи 245 Кодекса, то эти выплаты в полной сумме отражаются по строкам 0100-0140: в первом случае в графах 3, 5, 7, 9 и во втором случае в графе 3 расчетов (деклараций) по налогу и далее в этой же сумме учитываются по строкам 0200-0240 расчетов (деклараций) по налогу.
    
    Поскольку в целях реализации Федерального закона N 167-ФЗ указанные физические лица не являются застрахованными лицами, то суммы их денежного довольствия (содержания), продовольственного и вещевого обеспечения и инных выплат не включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
    
    По этой причине для органов власти, перечисленных в пункте 2 статьи 245 Кодекса, а также федеральных судов и органов прокуратуры, указанных в пункте 3 этой статьи, величина налоговой базы для исчисления налога в федеральный бюджет (графа 3 строк 0100-0140 отчетности по единому социальному налогу) больше базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (графа 9 строк 0100-0140 отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) на сумму вышеназванных выплат.
    
    Для этих налогоплательщиков сопоставление базы по налогу в федеральный бюджет и страховым взносам следует проводить, сравнивая данные графы 3 строк 0300-0340 отчетности по налогу и графы 9 строк 0100-0140 отчетности по страховым взносам, которые должны соответствовать друг другу при отсутствии у налогоплательщиков льгот по налогу, предусмотренных статьей 239 Кодекса.
    
    2.6. Если налогоплательщиком представляется отчетность с нулевыми показателями по налогу и (или) страховым взносам, то она подлежит камеральной налоговой проверке с истребованием необходимых документов, подтверждающих обоснованность отражения налогоплательщиком нулевых значений налоговой базы по строкам 0100-0140.
    
    Такими документами могут быть:
    
    - копии трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера и авторских договоров, заключенных с физическими лицами на выполнение работ, оказание услуг;
    
    - формы статистической отчетности по труду, заработной плате и численности работников (форма N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности"; форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников");
    
    - расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости, другие документы бухгалтерского учета, которые ведутся налогоплательщиком при осуществлении им хозяйственной деятельности.
    
    Кроме того, налоговым органом может быть направлен запрос в банк о представлении последним информации (справки банка) по операциям и счетам налогоплательщика на основании пункта 2 статьи 86 Кодекса.
    
    Вышеуказанные документы также могут быть истребованы (запрошены) налоговым органом для подтверждения правомерности отнесения налогоплательщиком сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, к суммам, не являющимся объектом налогообложения согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса, или не подлежащим налогообложению согласно статье 238 Кодекса, если все выплаты в отчетности по налогу отражены по строкам 1000 или 1100.
    
    2.7. Налогоплательщики, неоднократно в течение налогового периода допустившие занижение налоговой базы по налогу или в отношении которых существуют неустранимые сомнения в правильности определения налоговой базы и суммы налога, подлежат включению в план для проведения выездных налоговых проверок.
    
    

Раздел 3. Проверка правомерности применения налоговых льгот

    
    3.1. В отношении организаций любых организационно-правовых форм, применяющих налоговые льготы согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса, следует иметь в виду, что от уплаты налога освобождаются выплаты и вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
    
    Понятие "работник" применяется в значении, определенном статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно - это физическое лицо, заключившее с работодателем трудовой договор.
    
    На вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II или III группы по договорам гражданско-правового характера или авторским договорам, льготы не распространяются.
    
    Правомерность использования льготы подтверждается организациями при представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации на листе 09 в таблице "Выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп, включаемые в строку 0200 (код 090)" (далее - таблица) списка работающих инвалидов с указанием номера и даты выдачи справки учреждением медико-социальной экспертизы, которая подтверждает факт инвалидности.
    
    Для указанных налогоплательщиков значения по строкам 0200-0240 отчетности по налогу должны быть равны соответствующим значениям по графам 7-11 строки "ИТОГО" таблицы.
    
    По каждому работнику-инвалиду, поименованному в графе 2 таблицы, сумма льготируемых выплат, отраженная в графе 7, не должна превышать 100000 рублей, поэтому значение графы 7 по строке "ИТОГО" таблицы, деленное на общее количество работников-инвалидов, должно быть меньше либо равно 100000 рублей.
    
    Данные, отраженные в таблице, проверяются в ходе камеральной налоговой проверки путем истребования у налогоплательщиков:
    
    - справок (копий справок) учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающих наличие инвалидности у работников, поименованных в таблице;
    
    - копий расчетно-платежных документов, подтверждающих суммы выплат, отраженных в таблице.
    
    Данные документы должны быть истребованы не реже одного раза за налоговый период, а в случае необходимости применение льготы в проверяемом отчетном периоде должно быть подтверждено налогоплательщиком повторно (например, если в ходе камеральной проверки инспектором будет выявлено из справки, представленной в прошлом отчетном периоде, что срок, на который установлена инвалидность конкретного работника-инвалида в проверяемом отчетном периоде, уже истек, но выплаты в его пользу отнесены налогоплательщиком в состав льготируемых).
    
    При выявлении в ходе камеральной налоговой проверки фактов представления налогоплательщиками справок (копий справок) об установлении инвалидности работников, у которых в графе "Заключение об условиях и характере труда" значится запись "нетрудоспособен", налоговым органам рекомендуется сообщать о них в органы, контролирующие соблюдение трудового законодательства, а также в органы медико-социальной экспертизы, выдавшие соответствующие справки.
    
    3.2. Общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, право на применение льгот по налогу подтверждают, заполняя на листе 09 расчета по авансовым платежам и декларации по налогу таблицу "Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - таблица).
    
    Для получения льготы общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), их региональными и местными отделениями данные организации должны расчетом, который производится в разделе I таблицы подтвердить, что среди их членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
    
    Значение по строке 130 таблицы должно быть больше либо равно 80.
    
    Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, для получения налоговой льготы должны также расчетом подтвердить, что среднесписочная численность инвалидов в них составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.
    
    Эти условия выполняются, если значение по строке 160 таблицы больше либо равно 50, а значение по строке 190 таблицы - больше либо равно 25.
    
    Если установленные для каждой категории этих налогоплательщиков условия выполняются, то налогоплательщики освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника (а не только инвалида).
    
    При проведении камеральной проверки отчетности по налогу, представленной такими налогоплательщиками, целесообразно (не реже 1 раза за налоговый период) дополнительно истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налогоплательщиком льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.
    
    Такими документами могут быть:
    
    - документы (либо их копии), подтверждающие состав учредителей данной организации;
    
    - справки медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности каждого физического лица - учредителя-инвалида данной организации или документ, подтверждающий, что учредитель организации является законным представителем инвалида;
    
    - справки медико-социальной экспертизы работников-инвалидов;
    
    - документы, подтверждающие наличие трудовых отношений организации с работниками-инвалидами;
    
    - расчетно-платежные документы, из которых можно сделать заключение о доле заработной платы инвалидов в общем объеме фонда оплаты труда в каждом месяце отчетного периода.
    
    При необходимости налоговым органом у налогоплательщика могут быть истребованы дополнительно документы, подтверждающие, что налогоплательщик осуществляет деятельность в соответствии с целями, указанными в его учредительных документах (например, договоры гражданско-правового характера, при анализе которых можно сделать вывод о том, что результатом хозяйственной деятельности налогоплательщика является осуществление вышеназванных социальных целей).
    
    

Раздел 4. Проверка обоснованности применения
регрессивных ставок налога (регрессивных тарифов страховых взносов)

    
    4.1. Право на применение регрессивных ставок налога проверяется камерально при заполнении налогоплательщиком в расчете по авансовым платежам и декларации по налогу на листе 08 таблицы "Расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала налогового периода" (далее - расчет условия регрессии).
    
    Если у налогоплательщика в каком-либо месяце отчетного (налогового) периода налоговая база, исчисленная в среднем на одно физическое лицо, составила менее 2500 рублей, то он утрачивает право на применение регрессивных ставок налога до конца текущего года.
    
    Это право не восстанавливается даже если впоследствии условие будет выполнено.
    
    Таким образом, если налогоплательщик это право не получает, например, при исчислении налога за январь 2002 года, то он в течение всего 2002 года должен исчислять налог только по максимальной ставке.
    
    Поэтому налогоплательщики в обязательном порядке должны заполнить расчет условия регрессии за первый отчетный месяц текущего налогового периода.
    
    Если налогоплательщик в отчетных периодах года исчислял налог по максимальным ставкам, но в налоговой декларации заполнил расчет условия регрессии и применил регрессивные ставки при исчислении налога нарастающим итогом с начала года, то для подтверждения такого права он в обязательном порядке должен представить уточненные расчеты по авансовым платежам за все истекшие отчетные периоды года.
    
    Если налогоплательщик рассчитывал налог в отчетном (налоговом) периоде по регрессивным ставкам, но при этом не заполнял ежемесячно расчета условия регрессии, то налоговый орган должен в течение трех рабочих дней с момента выявления указанных обстоятельств направить налогоплательщику сообщение с требованием внести соответствующие исправления в налоговую отчетность в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.
    
    Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, то при наличии оснований полагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.
    
    4.2. При проведении камеральной налоговой проверки организаций, имеющих обособленные подразделения, по вопросу правильности расчета условия регрессии и применения регрессивных ставок налога, при наличии оснований полагать, что таким налогоплательщиком нарушен порядок расчета условия регрессии по организации в целом, налоговым органам по месту нахождения организаций следует:
    
    1) запросить в налоговых органах по месту нахождения всех обособленных подразделений сведения о выплатах, начисленных работникам этих подразделений (накопленной с начала года величине налоговой базы на каждое физическое лицо, работающее в обособленных подразделениях, нарастающим итогом с начала года в разрезе месяцев). Данные сведения должны быть учтены организацией при расчете ею условия на право применения регрессивных ставок налога;
    
    2) обобщив сведения о начисленных выплатах, полученных от налоговых органов по месту нахождения обособленных подразделений, произвести проверку расчета организацией условия на право применения регрессивных ставок налога с учетом данных всех обособленных подразделений.
    
    В случае установления ошибок, допущенных организацией при расчете условия регрессии, такую информацию необходимо сообщить налоговым органам по месту нахождения ее обособленных подразделений, исчисляющих и уплачивающих налог, для дальнейшего налогового контроля.
    
    Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 167-ФЗ регрессивные тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2 этой статьи, применяются страхователями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона, в том случае, если соблюдены  требования, установленные пунктом 2 статьи 241 Кодекса.
    
    Поэтому страхователи, подлежащие налогообложению в общеустановленном порядке, при заполнении расчетов (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исчисляют их по регрессивным тарифам в том случае, если у них имеется право на применение регрессивных ставок налога, которое ими подтверждено в расчете условия регрессии на листе 08 расчета (декларации) по налогу.
    
    Если при этом, исчисляя налог, они не пользуются налоговыми льготами, установленными статьей 239 Кодекса, то суммы начисленного налога (авансовых платежей по налогу) в федеральный бюджет, отраженные в графе 3 по строкам 0400-0440 деклараций (расчетов) по налогу, должны быть в 2 раза больше сумм страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование, отраженных в графе 9 по строкам 0200-0240 декларации (расчетов) по страховым взносам.
    
    4.3. Поскольку при осуществлении налогоплательщиками наряду с деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, иных видов деятельности налоговая база по налогу меньше базы для начисления страховых взносов, такими налогоплательщиками в составе расчетов (деклараций) по налогу и страховым взносам должны будут производиться отдельно расчеты условия на право применения регрессии:
    
    - по единому социальному налогу - с выплат и вознаграждений, выплачиваемых только по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход;
    
    - по страховым взносам - с выплат и вознаграждений, выплачиваемых по всем видам деятельности.
    
    Поэтому в расчете и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, специально для страхователей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, предусмотрено заполнение расчета условия на право применения регрессивных тарифов при исчислении страховых взносов.
    
    Такой же расчет с 2003 года заполняют налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, для которых сохраняется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
    
    

Раздел 5. Проверка правильности применения налогового
вычета при исчислении единого социального налога

    
    Пунктом 2 статьи 243 Кодекса дано понятие налогового вычета как суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую уменьшается единый социальный налог (авансовый платеж по налогу), подлежащий зачислению в федеральный бюджет.
    
    В расчетах по авансовым платежам (декларации) по налогу суммы начисленных страховых взносов (налоговый вычет) за соответствующий период отражаются налогоплательщиками в графе 3 по строкам 0500-0540, а в расчетах по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам - в графе 9 по строкам 0200-0240.
    
    В ходе камеральной проверки расчетов (деклараций) по налогу налоговым органом осуществляется контроль за полнотой уплаты налогоплательщиками единого социального налога в федеральный бюджет при наличии положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов.
    
    Для этого в ходе камерального анализа необходимо сопоставить суммы:
    
    - налогового вычета, примененного налогоплательщиком при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) за соответствующий отчетный (налоговый) период;
    
    - начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период, отраженных налогоплательщиком в расчете по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам;
    
    - фактически уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, отраженных в карточках лицевых счетов налогоплательщика (далее - КЛС) по соответствующим кодам Классификации бюджетов Российской Федерации по состоянию на 15-е число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.
    
    Налоговый вычет налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде может быть применен:
    
    1) в сумме начисленных страховых взносов;
    
    2) в сумме, меньшей, чем начисленные страховые взносы;
    
    3) в сумме, большей, чем начисленные страховые взносы.
    
    Начисленные страховые взносы могут быть равны, больше или меньше фактически уплаченной их суммы.
    
    Сумма примененного налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде налогового вычета сравнивается налоговым органом с суммой начисленных страховых взносов за тот же период и с суммой страховых взносов, фактически уплаченных с начала налогового периода по 15-е число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом:
    

    1а) стр.0500 = стр.0200 = КЛС
    
    1б) стр.0500 = стр.0200 > КЛС
    
    1в) стр.0500 = стр.0200 < КЛС
    
    2а) стр.0500 < стр.0200 = КЛС
    
    2б) стр.0500 < стр.0200 > КЛС
    
    2в) стр.0500 < стр.0200 < КЛС
    
    3а) стр.0500 > стр.0200 = КЛС
    
    3б) стр.0500 > стр.0200 > КЛС
    
    3в) стр.0500 > стр.0200 < КЛС,
    
    где:
    
    стр.0500 - сумма налогового вычета, примененного налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, отраженная в графе 3 строки 0500 расчета по авансовым платежам (декларации) по налогу;
    
    стр.0200 - сумма начисленных страховых взносов за отчетный (расчетный) период, отраженная в графе 9 строки 0200 расчета по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам;
    
    КЛС - суммы фактически уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии с начала налогового периода по 15-е число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, проведенные в карточки лицевых счетов налогоплательщика (по сумме кодов 1010610 и 1010620).
    
    В ходе камеральной проверки соблюдения вышеназванных соотношений показателей расчетов по авансовым платежам по налогу и страховым взносам и карточек лицевых счетов налогоплательщика, налоговым органом в приведенных выше ситуациях производятся следующие действия.
    
    1а) - налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме начисленных страховых взносов, которые им полностью уплачены; основания для доначисления налога в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 243 Кодекса отсутствуют.
    
    1б) - налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме начисленных страховых взносов, которые превышают фактически уплаченную их сумму; налоговым органом производится доначисление авансовых платежей по налогу на разницу между суммой примененного налогового вычета в суммой фактически уплаченного страхового взноса, которая исчисляется как
    
    стр.0500 = КЛС.
    
    1в) - налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме начисленных страховых взносов, которая меньше суммы их фактической уплаты; основания для доначисления налога в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 243 Кодекса отсутствуют.
    
    2а) - налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме, меньшей, чем начислено страховых взносов по расчету, которые полностью уплачены; основания для доначисления налога в федеральный бюджет отсутствуют; налогоплательщиком допущена ошибка при заполнении строки 0500 расчета по налогу, по которой следовало отразить сумму начисленных страховых взносов из графы 9 строки 0200 расчета по страховым взносам; налогоплательщиком должен быть представлен уточненный расчет по налогу.
    

    2б) - налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме, меньшей, чем начислено страховых взносов по расчету; при этом начислено страховых взносов больше, чем уплачено.
    
    Налоговому органу следует сравнить сумму налогового вычета, отраженную в стр.0500 расчета по налогу, с суммой фактически уплаченных страховых взносов, отраженных в КЛС.
    
    Если стр.0500 - КЛС,
    
    то налогоплательщиком налоговый вычет применен правильно.
    
    Если стр.0500 > КДС,
    
    то налоговым органом так же, как и в случае 1б), производится доначисление авансовых платежей по налогу на сумму разницы между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса, которая исчисляется как
    
    стр.0500 - КЛС.
    
    Если стр.0500 < КЛС,
    
    то основания для доначисления налога в федеральный бюджет отсутствуют.
    
    2в) - налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме, меньшей начисленных, а также фактически уплаченных страховых взносов. В данном случае налоговый вычет следовало отразить в сумме, равной показателю по стр.0200 расчета по страховым взносам; налогоплательщику требуется представить уточненный расчет по налогу.
    
    3а) - налогоплательщиком налоговый вычет в расчете по налогу завышен, так как его следовало отразить в сумме, равной показателю по стр.0200 расчета по страховым взносам; налогоплательщику требуется представить уточненный расчет по налогу.
    
    3б) - налогоплательщиком налоговый вычет принят в сумме, превышающей сумму начисленных, а также фактически уплаченных страховых взносов, в связи с чем производится доначисление авансовых платежей по налогу на сумму, равную стр.0500 - КЛС.
    
    3в) - налоговому органу следует сравнить сумму налогового вычета, отраженную в стр.0500 расчета по налогу, с суммой фактически уплаченных страховых взносов, отраженных в КЛС.
    
    Если стр.0500 < КЛС,
    
    то налоговый вычет применен правомерно.
    
    Если стр.0500 > КЛС,
    
    то налогоплательщиком налоговый вычет завышен и производится доначисление авансовых платежей по налогу на сумму, равную стр.0500 - КЛС.
    
    Если стр.0500 < КЛС,
    
    то налогоплательщику следует уточнить налоговый вычет, приняв его в сумме, равной начисленным страховым взносам, отраженным по стр.0200 расчета по страховым взносам.
    
    Подлежащие доначислению по вышеизложенным основаниям за отчетный период суммы авансовых платежей по налогу в федеральный бюджет отражаются в карточке лицевого счета налогоплательщика по сроку 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
    
    Если за какой-либо отчетный период налоговым органом налогоплательщику на основании пункта 3 статьи 243 Кодекса произведено доначисление авансовых платежей по налогу в федеральный бюджет, то при камеральной проверке расчетов по налогу за последующие отчетные периоды (декларации по налогу) сумма разницы, подлежащая доначислению (уменьшению) по указанному основанию за истекший отчетный (налоговый) период, определяется нарастающим итогом с начала года за минусом разницы, доначисленной за предыдущий отчетный период.
    
    Пример.
    
    Предположим, что в расчетах по авансовым платежам по налогу и страховым взносам начисленные страховые взносы отражены в одной и той же сумме, т.е. гр.3 стр.0500 = гр.9 стр.0200.
    
    Начисление и уплата налогоплательщиком авансовых платежей по налогу и страховым взносам характеризуется следующими данными.
    
    

Показатели

Код строки

I квартал

полугодие

9 месяцев

год

Начислено платежей по ЕСН

0400

20000

40000

60000

80000

Начислено платежей по страховым взносам

0500

10000

20000

30000

40000

Уплачено страховых взносов

КЛС

6000

22000

28000

35000

Начислено ЕСН в ФБ по расчету (декларации)


10000

20000

30000

40000

Положит. разница между начисл. и уплач. страховыми взносами, признаваемая занижением ЕСН (0500 - КЛС)


4000

0

2000

5000

Подлежит доначислению (+), уменьшению (-) ЕСН в ФБ по камер. проверке


+4000

- 4000
(0-4000)

+2000
(2000-0)

+3000
(5000-2000)

    
    

Раздел 6. Проверка правильности отражения расходов,
произведенных на цели государственного социального страхования

    
    При камеральной проверке расчетов (деклараций) по налогу необходимо провести сверку суммы произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования, на которые уменьшается доля налога, подлежащая зачислению в Фонд социального страхования, с данными раздела I формы 4-ФСС.
    
    Между показателями расчета (декларации) по налогу и формы 4-ФСС должны соблюдаться следующие соотношения:
    
    - строки 0710-0740 в графе 5 расчета (декларации) по налогу = соответствующим показателям строки 13 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС;
    
    - строки 0810-0840 в графе 5 расчета (декларации) по налогу = соответствующим показателям строки 6 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС.
    
    Также необходимо использовать решения отделений Фонда о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, которые ими направляются в соответствующие налоговые органы в порядке взаимодействия в ходе проведения контрольной работы.
    
    Сумма расходов, не принятых к зачету исполнительным органом Фонда, отражается налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС.
    
    Если налогоплательщиком не представлен уточненный расчет (декларация), с уточнением сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, а также налога, исчисленного для уплаты в ФСС РФ, то налоговым органом данный налогоплательщик подлежит включению в план проведения выездных налоговых проверок.
    
    

Раздел 7. О реализации материалов камеральной
налоговой проверки

    
    7.1. В случае выявления ошибок в заполнении расчета (декларации), в том числе арифметических ошибок, не приводящих к занижению налоговой базы и сумм исчисленного налога и налогового вычета, а также ошибок, возникших вследствие небрежного заполнения налогоплательщиком формы расчета (декларации) по налогу, налоговый орган сообщает налогоплательщику о необходимости внесения им в расчеты (декларации) соответствующих исправлений в установленный налоговым органом срок.
    
    7.2. В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей в расчетах (декларациях), приводящих к неполной уплате налогоплательщиком сумм налога, налоговыми органами оформляются и реализуются материалы камеральных налоговых проверок в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.99 (с учетом изменений и дополнений).
    
    Если камеральной налоговой проверкой выявлены факты нарушения правил составления отчетности по налогу и страховым взносам, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, в том числе за счет неправильного применения налогового вычета, по результатам камеральной проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
    
    7.3. В расчетах по авансовым платежам и декларациях по налогу и страховым взносам предусмотрены графы "по данным налогоплательщика" ("по данным страхователя") и "по данным налогового органа".
    
    Графа "по данным налогового органа" заполняется работником налогового органа по тем строкам, по которым выявлены факты неправильного отражения или исчисления показателей. Если нарушений не выявлено, то по соответствующим строкам и графам проставляется отметка "V", свидетельствующая о том, что камеральная проверка проведена и нарушений не выявлено.
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Нормативные акты для бухгалтера",
N 19, 07.10.2003

    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование