- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)
Технологическая карта N 10
УСТРОЙСТВО ОДНОСЛОЙНЫХ ЩЕБЕНОЧНЫХ (ГРАВИЙНЫХ) ОСНОВАНИЙ
И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ПЛОТНЫХ СМЕСЕЙ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на устройство щебеночных (гравийных) оснований и покрытий из плотных смесей толщиной 20 см.
К плотным смесям относят: щебеночно-песчаные, состоящие из щебня, природного или дробленого песка при различном их соотношении; гравийно-песчаные, состоящие из гравия и природного песка при различном их соотношении. Зерновой состав смесей назначается из условия получения слоя дорожной одежды максимальной плотности (п.3.3.1 ГОСТ 25607-94).
В гравийный материал, содержащий более 50% хорошо окатанных зерен, для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности слоя следует добавлять щебень (щебень из гравия) в количестве 20-30% по массе.
Свойства щебня (гравия), входящего в состав смесей, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 25607-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов"; ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ".
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. До начала работ по устройству основания (покрытия) должны быть выполнены все предшествующие работы по устройству земляного полотна, подстилающих слоев и водоотвода.
Земляное полотно или нижележащий подстилающий слой планируют автогрейдером за 1-2 прохода по одному следу и подкатывают катком на пневматических шинах за 2-3 прохода по одному следу.
2.2. Работы по устройству однослойного щебеночного основания (покрытия) из плотных смесей толщиной 0,2 м щебнераспределителем ДС-54 при транспортировании материала автомобилями-самосвалами КамАЗ-6520 на среднее расстояние 15 км ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ на трех захватках длиной по 150 м (табл.1).
Таблица 1
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
|
|
|
|
|
Количество работ |
|
Потребность в машино- |
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 150 м | |||||
N про- |
N за- |
Источ- |
Описание рабочих процессов |
Еди- |
на за- |
на |
Произ- |
на за- |
на |
Норма времени, чел.-ч |
Заработная плата, руб.-коп. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
на пол- |
на еди- |
на |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
I |
Расчет |
Планировка верха земполотна автогрейдером ДЗ-122 за 2 прохода по одному следу: 16,2·150=2430 |
м |
2430 |
16200 |
23500 |
0,10 |
0,69 |
0,00034 |
0,83 |
0-0071 |
17-25 |
2 |
I |
Расчет |
Подкатка верха земполотна катком ДУ-101 на пневмошинах за 2 прохода по одному следу: 16,2·150=2430 |
м |
2430 |
16200 |
20250 |
0,12 |
0,8 |
0,0004 |
0,96 |
0-0085 |
20-65 |
3 |
I |
Расчет |
Подвоз смеси автосамосвалами КамАЗ 6520 с выгрузкой в бункер щебнерас- (9+9,4)/2·0,2·1,3х |
м |
370 |
2465 |
69 |
5,36 |
35,72 |
0,116 |
42,9 |
2-15 |
795-50 |
4 |
I |
Расчет |
Укладка щебеночной смеси распределителем слоем толщиной 20 см |
м |
370 |
2465 |
608 |
0,61 |
4,05 |
0,013 |
4,87 |
1-30 |
48-10 |
5 |
II |
Расчет |
Подвоз грунта автосамосвалами с выгрузкой на обочинах: (3+3,4)/2·2·1,1х |
м |
218 |
1410 |
63 |
3,46 |
22,4 |
0,127 |
27,68 |
2-36 |
514-50 |
6 |
II |
Расчет |
Разравнивание и планировка грунта на обочинах автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу: 3·2·150=900 |
м |
900 |
6000 |
6000 |
0,15 |
1,0 |
0,0013 |
1,2 |
0-029 |
26-10 |
7 |
II |
Расчет |
Увлажнение грунта из расчета 3% от массы поливомоечной машиной МД-433-03: 218·1,7·0,03=11,1 |
т |
11,1 |
74 |
68 |
0,16 |
1,09 |
0,117 |
1,31 |
2-14 |
23-75 |
8 |
II |
Расчет |
Уплотнение грунта на обочинах катком на пневмошинах ДУ-101 за 8 проходов по одному следу: 3·2·150=900 |
м |
900 |
6000 |
5926 |
0,15 |
1,01 |
0,0013 |
1,22 |
0-029 |
26-10 |
9 |
III |
Расчет |
Увлажнение щебня из расчета 3% от массы поливомоечной машиной МД-433-03: 370·1,6·0,03=17,8 |
т |
17,8 |
118,4 |
68 |
0,26 |
1,74 |
0,1176 |
2,09 |
2-16 |
38-45 |
10 |
III |
Расчет |
Уплотнение щебеночного слоя легким катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу: 9·150=1350 |
м |
1350 |
9000 |
2516 |
0,54 |
3,58 |
0,0032 |
4,3 |
0-063 |
85-05 |
11 |
III |
Расчет |
Уплотнение щебеночного слоя тяжелыми катками ДУ-101 (=18 т) за 15 проходов по одному следу |
м |
1350 |
9000 |
1429 |
0,94 |
6,30 |
0,0056 |
7,56 |
0-12 |
162-00 |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1757-45 |
В перечне рабочих операций учтены работы по устройству присыпных обочин.
Основные объемы работ для устройства щебеночного (гравийного) основания (покрытия) и присыпных грунтовых обочин рассчитаны для конструктивного поперечника, представленного на рис.1
Рис.1. Конструкция слоя основания (покрытия) с присыпными обочинами в поперечном профиле
2.3. Щебеночную (гравийную) оптимальную смесь вывозят автомобилями-самосвалами на дорогу и разгружают в самоходный распределитель ДС-54 (захватка I, рис.2).
Рис.2. Технологический план потока по устройству слоя основания (покрытия) из плотных смесей
Самоходный распределитель дорожно-строительных материалов ДС-54 обеспечивает укладку щебня (гравия) с предварительным уплотнением.
Распределяется щебень по ширине укладываемой полосы плужным отвалом V-образной формы.
Положение отвала по высоте регулируется в трех точках: по краям и в середине.
Предварительное уплотнение осуществляется двумя рабочими органами: вначале совместным действием системы "вибробрус - выглаживающая плита", а затем - виброплитами, шарнирно соединенными с рамой рабочих органов.
2.4. Работы по устройству присыпных обочин выполняют в общем технологическом потоке вслед за распределением щебеночной (гравийной) смеси (захватка II, рис.2) в следующей последовательности:
- транспортировка и выгрузка грунта на обочины;
- разравнивание и планировка грунта;
- уплотнение грунта обочин.
2.4.1. В каждый автомобиль-самосвал КамАЗ-6520 загружают 7,5 м грунта и выгружают на обочины через 11,5 м вдоль покрытия.
Расстояние между центрами куч определяют по формуле
,
где - грузоподъемность автомобиля-самосвала, т;
- ширина (или средняя линия) полосы рассыпаемого материала, м;
- толщина слоя, м;
- плотность материала, т/м.
2.4.2. Разравнивание и планировку грунта обочин производят автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу, делая рабочие проходы в двух направлениях.
Первыми двумя проходами по одному следу выполняют грубое разравнивание грунта, при этом отвал автогрейдера срезает верхушки валиков и заполняет ими впадины. Работу ведут на ручном режиме управления. При движении автогрейдера на второй передаче отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата составляет 45-50°, угол резания - до 50°, угол наклона отвала соответствует поперечному уклону обочин. При этом отвал поднимают на высоту разравниваемого слоя.
За третий проход производят окончательное разравнивание и предварительную планировку грунта с приданием проектного поперечного уклона. Эту работу выполняют автогрейдером в автоматическом режиме управления отвалом. Отвал устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата составляет 50-60°, угол резания - 45-50°, угол наклона отвала соответствует поперечному уклону. Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически переместит конец отвала. Излишек грунта перемещают от края обочины к покрытию.
За четвертый проход выполняют окончательную планировку обочин в автоматическом режиме управления отвалом автогрейдера. Излишек грунта транспортируют от покрытия к краю обочины.
После планировки одной обочины отвал поднимают в транспортное положение, после чего производят поворот и переход на другую обочину.
После планировки контролируют шаблоном поперечный уклон обочины.
2.4.3. Уплотнение грунта обочин выполняют самоходными катками на пневматических шинах типа ДУ-101.
Грунт уплотняют за 8-10 проходов катка по одному следу. Первые проходы начинают от кромки проезжей части, затем последующими проходами, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины катка, уплотняют обочины, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого уплотнение грунта обочины продолжают с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части.
При первых двух-трех проходах катка скорость движения составляет 2-3 км/ч, при последующих проходах скорость увеличивают до 5 км/ч.
Уплотнение грунта заканчивают, когда достигают заданного коэффициента уплотнения 0,98-1.
Обочины должны быть уплотнены до требуемого коэффициента уплотнения, а также должны иметь ровную поверхность. Поперечный уклон обочин должен обеспечивать сток воды.
2.5. Уплотнение щебеночного (гравийного) основания (покрытия) выполняют в три периода.
В первом периоде делают подкатку щебеночной (гравийной) смеси легкими гладковальцовыми катками массой 5-6 т за 5-6 проходов по одному следу. Скорость движения катков должна быть минимальной - 1,5-2 км/ч.
Подкатку начинают от краев основания с постепенным перемещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 ширины вальца катка.
После первых проходов катка, в случае необходимости, дорожные рабочие добавляют и разравнивают щебеночную смесь в местах просадок.
Во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми катками на пневматических шинах ориентировочно за 15-25 проходов по одному следу.
Необходимое число проходов катка по одному следу определяют пробной укаткой.
Первые проходы делают по краям основания, последующие - постепенным смещением к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 30-50 см.
Скорость движения катков при первых проходах - минимальная. При последующих проходах скорость повышают до возможной паспортной рабочей скорости. Давление воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа в зависимости от класса прочности щебня. В сухую и жаркую погоду щебеночную смесь перед уплотнением и в процессе уплотнения поливают водой из поливомоечной машины. Необходимую норму розлива устанавливает представитель лаборатории.
В местах просадок дорожные рабочие граблями или киркой разрыхляют верхний слой основания, добавляют щебеночную смесь, планируют ее под рейку и оставляют под дальнейшую укатку.
Признаком достаточного уплотнения основания является отсутствие следа от прохода катка; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Контроль плотности в полевых условиях выполняют методом лунки.
В тех случаях, когда отсутствует каток на пневматических шинах, щебеночную смесь уплотняют вальцовыми самоходными катками в такой последовательности:
- в первом периоде уплотняют щебеночную смесь легкими (массой 6 т) или средними (массой 8 т) катками за 8-15 проходов катка по одному следу при скорости движения 1,5-2 км/ч;
- во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми вальцовыми катками (массой 11 т и более) за 10-20 проходов катка по одному следу. Скорость движения катков на первых проходах 1,5-2 км/ч, при последующих проходах скорость повышают до паспортной.
В первом и втором периодах укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины вальца катка.
Если на поверхности основания появляются неровности и волны, назначают третий период укатки тяжелыми трехвальцовыми трехосными катками типа ДУ-9В за 5-6 проходов по одному следу.
Укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 вальца катка.
Уплотнение в третьем периоде заканчивают, когда от прохода катка не остается заметного следа; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Качество уплотненного слоя контролируется методом лунки.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл.1, 2.
Состав отряда
Машины |
Профессия |
Потребность в машино-сменах |
Коэффициент загрузки |
Количество рабочих |
Примечание | |
|
|
на 1000 м |
на захватку |
|
|
|
Автогрейдер |
Машинист |
1,74 |
0,25 (1) |
0,25 |
1 |
|
Самоходный каток |
Машинист |
7,83 |
1,21 (2) |
0,606 |
2 |
|
Автосамосвал |
Водитель |
58,12 |
8,82 (9) |
0,98 |
9 |
|
Щебнераспре- |
Машинист |
3,18 |
0,61 (1) |
0,61 |
1 |
|
Поливомоечная машина МД-433-03 |
Водитель |
2,79 |
0,42 (1) |
0,42 |
1 |
|
Самоходный каток |
Машинист |
3,71 |
0,54 (1) |
0,54 |
1 |
|
|
|
Итого |
15 |
|
15 |
|
Технологический план потока по устройству однослойного щебеночного основания (покрытия) из плотных смесей представлен на рис.2.
Технология операционного контроля качества работ приведена в табл.3.
Таблица 3
Технология операционного контроля качества работ
при устройстве основания (покрытия) из плотных смесей
Основные операции, подлежащие контролю |
Состав контроля |
Метод и средства контроля |
Режим и объем контроля |
Лицо, осущест- |
Предельные отклонения от норм контро- |
Где регист- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Качество щебня |
Влажность щебня |
Лабораторный |
Не реже одного раза в смену |
Лаборант |
Отклонение не более 10 % от оптимальной влажности |
Журнал лабора- |
Распре- |
Ширина слоя, толщина слоя |
Инструментальный |
Не реже, чем через каждые 100 м |
Мастер |
Отклонения по ширине ±10 см, |
Общий журнал работ |
Уплотнение щебеночного основания |
Плотность щебеночного основания |
Визуальный |
По всей длине контролируемого участка |
Мастер |
Отсутствие волн перед вальцом. Положенная под валец щебенка должна раздавли- |
Общий журнал работ |
Отметки по оси основания |
Отметки по оси основания |
Инструментальный |
Промеры |
Геодезист |
Отклонения до ±50 мм от проектных значений высотных отметок |
Журнал технического нивели- |
Поперечный профиль и ровность поверхности основания |
|
Инструментальный |
|
Геодезист, мастер |
Отклонения от проектных значений в пределах ±0,010 |
Журнал технического нивели- |
|
Поперечные уклоны |
1. Нивелир, нивелирная рейка |
Промеры |
|
|
|
|
Ровность |
1. Трехметровая рейка с клиновым промерником |
Промеры |
Геодезист, мастер |
Просветы не должны превышать |
Или общий журнал работ |
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
Перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.
При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста.
Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
При работе распределителя каменных материалов запрещается затягивать болты на включенных вибраторах; удалять ограждения и настилы и работать без них, выполнять ремонт и регулировку электроаппаратуры при работающем генераторе; держать включенным вибратор, если вибробрус не лежит на основании.
Подъем и опускание передней плиты бункера распределителя материалов следует производить только механизмом подъема, находиться при этом внутри бункера запрещается. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей установки можно производить после поднятия и установки их на опорные козлы.
Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или мастером. Во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машины или кузове автомобиля-самосвала.
При работе укладчика и распределителя на насыпях запрещается подъезжать более чем на 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы.
Запрещается во время работы машины регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты, поправлять или менять ремни вибраторов. Для этого необходимо остановить машину.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера.
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.