почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
23
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСПЛАН СССР

ГОССТРОЙ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 1985 года N 95/60


Указания о порядке разработки и утверждения
технико-экономических обоснований строительства
по крупным и сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим объектам)


I. Общие положения

    1. Настоящие Указания разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387 "Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством", которым установлено, что в целях улучшения качества проектирования и повышения обоснованности строительства министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик должны обеспечивать начиная с 1985 года исходя из схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам разработку технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР при составлении проектов планов. В Указаниях учтены также положения постановления Совета Министров СССР от 28 января 1985 г. N 96 "О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве".

    Указаниями определяются состав, порядок разработки и утверждения ТЭО строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения крупных и сложных предприятий и сооружений и других объектов. Определение предприятий, по которым должны разрабатываться ТЭО, производится в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР и Госстроем СССР.

    2. ТЭО является предплановым и предпроектным документом, дополняющим и развивающим решения, предусмотренные в утвержденной схеме, в частности: обоснования намечаемого строительства предприятия, его мощности, номенклатуры и качества продукции, кооперации производства, обеспечения сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами, а также выбора наиболее эффективных технических, экономических и организационных решений по эксплуатации и строительству, включая выбор конкретной площадки для строительства и определение расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятия.

    До разработки ТЭО на расширение действующих и строительство новых предприятий должно быть установлено, что аналогичные мощности действующих предприятий данной отрасли с учетом их реконструкции и технического перевооружения используются полностью (это должно быть подтверждено в ТЭО со ссылкой на соответствующий документ).

    Создание дополнительных производственных мощностей должно обеспечиваться, как правило, без увеличения численности работающих в целом по отрасли за счет роста производительности труда и высвобождения работающих на действующем производстве.

    3. ТЭО должно включать материалы по предприятию, имеющиеся в схеме, содержать обоснования эффективности принимаемых основных технических решений, а также данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование. Предусматриваемые в ТЭО технический уровень и основные технико-экономические показатели предприятия и выпускаемой им продукции после осуществления его строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.

    4. При разработке ТЭО необходимо:

    учитывать перспективы развития науки и техники в соответствии с комплексной программой научно-технического прогресса и предусматривать применение при строительстве и эксплуатации предприятия новейших достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта;

    обеспечивать высокую эффективность использования капитальных вложений и минимальные объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки ТЭО. Экономическая эффективность капитальных вложений должна подтверждаться соответствующими расчетами, а также сравнением технического уровня и важнейших технико-экономических показателей предприятия с аналогичными лучшими отечественными и зарубежными построенными или запроектированными предприятиями, в том числе по качеству намечаемой к выпуску продукции с учетом ее конкурентоспособности и возможности сбыта на мировом рынке;

    предусматривать строительство предприятий, как правило, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и по очередям. Невозможность (нецелесообразность) выделения указанных очередей должна быть обоснована;

    учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов;

    обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов;

    предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды;

    учитывать требования обеспечения сейсмостойкости, устойчивости, взрыво- и пожаробезопасности предприятий;

    исходить из того, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства и учитывается при составлении планов капитального строительства.

    5. В тех случаях, когда в результате разработки ТЭО существенно изменяются основные показатели по предприятию, определенные в утвержденной схеме, в ТЭО должны быть проанализированы последствия, обусловленные этими изменениями, и приведены обоснования более высокой эффективности решений, принимаемых в ТЭО.

    6. В случае необходимости разработки ТЭО по предприятиям, строительство которых не предусмотрено в схемах, должны рассматриваться все основные варианты их строительства исходя из решений по развитию и размещению соответствующего производства, принятых в схемах. При этом необходимо руководствоваться общими принципами размещения производительных сил, установленными ограничениями по строительству предприятий в отдельных городах.

    Выбор пунктов строительства таких предприятий должен производиться на основе оценок важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на их размещение (экономического, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, водного, строительного, транспортного, экологического и других).

    7. При наличии возможности и целесообразности ТЭО следует разрабатывать на конкурсной основе.

    8. В случае необходимости министерства и ведомства могут утверждать по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР дополнительные указания и эталоны по разработке ТЭО, учитывающие специфические особенности строительства и эксплуатации предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства и промышленности.


II. Состав и содержание технико-экономических
обоснований

    9. ТЭО должно состоять из следующих разделов (применительно к обоснованию строительства нового предприятия):

    а) исходные данные и положения:

    выписка из перечня крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов), по которым должны разрабатываться ТЭО, определяемого Госпланом СССР и Госстроем СССР;

    ссылки на постановления, решения и другие документы, являющиеся основанием для разработки ТЭО;

    данные о техническом состоянии реконструируемого или расширяемого предприятия, анализ и оценка его деятельности, основные технико-экономические показатели работы за последние 3 года, предшествовавших году разработки ТЭО;

    б) мощность (объем производства продукции), номенклатура продукции, специализация и кооперация предприятия:

    мощность предприятия, уточненная исходя из потребности в продукции всех предприятий данной отрасли и других отраслей с учетом экономного и рационального ее использования, а также полного использования имеющихся и создаваемых мощностей по производству аналогичной продукции. Мощность и номенклатура продукции для ее производства по ассимиляции;

    основные технические данные и экономические показатели продукции в сравнении с данными и показателями аналогичных видов продукции передовых отечественных и зарубежных предприятий;

    обоснование конкурентоспособности продукции на мировом рынке и ее влияние на сокращение импорта и экономию валюты;

    определение специализации и кооперации предприятия;

    обоснование возможности и целесообразности получения и использования в народном хозяйстве попутной продукции при комплексной переработке сырья и утилизации отходов производства;

    в) обеспечение предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами:

    данные о наличии сырьевой базы, разведанных и утвержденных запасах сырья и перспективе их роста;

    потребность в сырье, требования к качеству и способам его подготовки;

    потребность в материалах и полуфабрикатах, источники их получения;

    обоснование источников обеспечения предприятия электрической и тепловой энергией и топливом с учетом топливно-энергетического баланса района размещения предприятия;

    обоснование обеспечения предприятия водой (с учетом других потребителей, пользующихся выбранным источником водоснабжения);

    расчет общей численности работающих (в том числе промышленно-производственного персонала) исходя из того, что производительность труда на намечаемом строительством предприятии к моменту его ввода в действие должна быть не ниже достигнутой на передовых аналогичных предприятиях отрасли с учетом необходимого ее роста за соответствующий период и достижения высшего мирового уровня;

    предложения по организации подготовки рабочих кадров на действующих предприятиях и в учебных заведениях;

    г) основные технологические решения, состав предприятия, организация производства и управления:

    обоснование рекомендуемой технологии производства (технологической схемы) на основе сравнения возможных технологических процессов и схем и оценка оптимальности выбранной технологии;

    обоснование выбора основного технологического оборудования. В случае целесообразности использования импортного оборудования обоснование его выбора производится в установленном порядке;

    важнейшие требования к основному технологическому оборудованию;

    требования к уровню механизации и автоматизации предприятия и основные технические решения;

    обоснование производственно-технологической структуры и состава предприятия, мощности его основных производств и цехов;

    состав обслуживающего и энергетического хозяйства;

    структура управления предприятием и обоснование применения АСУП;

    д) выбор района, пункта, площадки (трассы) для строительства и их характеристика:

    обоснование выбора района и пункта строительства (в случае, если район (пункт) строительства в схеме не определен);

    обоснование выбора площадки (трассы) для строительства;

    е) основные строительные решения, организация строительства:

    принципиальные объемно-планировочные и конструктивные решения и их основные параметры по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям, площади корпусов, зданий и сооружений предприятия;

    инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне;

    предложения по строительству предприятия очередями для ускорения ввода в действие производственных мощностей и основных фондов или обоснование невозможности (нецелесообразности) выделения очередей строительства;

    ситуационный план с указанием размещения площадок промышленного и жилищно-гражданского строительства, внеплощадочных сооружений (водозабор, очистные сооружения, трассы линий электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, подъездных железных и автомобильных дорог);

    схема генерального плана предприятия, предусматривающая размещение на промышленной площадке наиболее крупных зданий и сооружений, зон объектов подсобного и обслуживающего назначения, объектов энергетического хозяйства, транспортного хозяйства и связи, площади для возможного расширения предприятия;

    основные требования к развитию транспорта общего пользования с учетом наиболее рационального использования отдельных его видов (железнодорожного, автомобильного, водного и др.);

    особенности организации и сроки осуществления строительства исходя из норм его продолжительности;

    основные мероприятия по организации строительства;

    объемы основных строительно-монтажных работ и потребность в важнейших строительных материалах и механизмах, трудоемкость строительства, определяемые по укрупненным нормативам и показателям;

    возможность использования мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, расположенных в районе строительства предприятия, а также предложения по их наращиванию или созданию таких мощностей;

    ж) охрана окружающей среды:

    характеристика и объем сточных вод и вредных выбросов;

    мероприятия по спецводопользованию;

    мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов и по рекультивации нарушенного земельного участка и использованию плодородного слоя почвы;

    размеры санитарно-защитной зоны;

    предложения по использованию отходов производства для повышения экономической эффективности работы предприятия;

    влияние на окружающую среду в данном районе действующих, строящихся и намечаемых к строительству предприятий;

    экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, определяемые по Временной типовой методике, одобренной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиума Академии наук СССР от 21 октября 1983 г. N 254/284/134;

    з) расчетная стоимость строительства:

    в разделе излагаются вопросы и приводятся данные по определению в ТЭО расчетной стоимости строительства;

    и) экономика строительства и производства, основные технико-экономические показатели:

    экономическая эффективность капитальных вложений;

    удельные капитальные вложения, в том числе на строительно-монтажные работы;

    расчетная себестоимость основных видов продукции;

    удельные расходы сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

    уровень производительности труда;

    сравнение с показателями действующих передовых отечественных и зарубежных предприятий, а также с перспективными показателями проектируемых предприятий соответствующей отрасли (подотрасли) промышленности (народного хозяйства);

    к) выводы и предложения:

    оценка экономической эффективности строительства предприятия;

    соответствие принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям;

    данные для составления задания на проектирование предприятия в соответствии с общими требованиями к содержанию такого задания, предусмотренными положениями о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утверждаемыми Госстроем СССР;

    перечень научно-исследовательских,             конструкторских,
экспериментальных и   изыскательских   работ,   которые   необходимо
выполнить для   проектирования    и    строительства    предприятия,
изготовления оборудования;

    л) приложения:

    схема ситуационного плана;

    схема генерального плана;

    габаритные схемы по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям;

    сводный расчет стоимости строительства;
    сводка затрат (в соответствующих случаях).


III. Порядок разработки и утверждения
технико-экономических обоснований

    10. Разработка ТЭО осуществляется по заданиям предприятия (организации)-заказчика, как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций министерств-подрядчиков, территориальных проектных организаций, организации, разработавшей схему, и при необходимости научно-исследовательских институтов и специализированных проектно-изыскательских организаций. В случае, если намечается применение вновь создаваемого технологического оборудования, в разработке ТЭО должна принимать участие организация - разработчик этого оборудования.

    11. Предприятие (организация)-заказчик после включения работы по составлению ТЭО в план проектно-изыскательских работ выдает проектной организации - генеральному проектировщику (разработчику ТЭО) задание на разработку ТЭО, утвержденное министерством, ведомством СССР или Советом Министров союзной республики.

    В зависимости от нормативных сроков продолжительности проектирования и строительства предприятий разработка ТЭО начинается, как правило, за два-три года до начала строительства. Для предприятий с длительным сроком проектирования и строительства, требующих выполнения большого объема изыскательских работ для выбора площадки под их строительство, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет, а в исключительных случаях, когда намечается строительство гидравлических и атомных электростанций и особо крупных производственных комплексов и водохозяйственных систем, - за шесть-семь лет до начала их строительства. В случае, если с момента утверждения ТЭО до начала разработки проекта пройдет два-три года, в ТЭО должны быть внесены в случае необходимости соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением их в порядке, установленном для вновь разрабатываемых ТЭО. Отсутствие необходимости внесения изменений в ТЭО в таких случаях должно подтверждаться министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик письмом, которое представляется в Госплан СССР и Госстрой СССР.

    Стоимость разработки ТЭО определяется в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР.

    12. Разработка ТЭО осуществляется в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы за счет средств капитальных вложений по соответствующей отрасли, а на строительство важнейших народнохозяйственных объектов - за счет бюджетных ассигнований. Если в результате разработки и экспертизы ТЭО будет признано нецелесообразным строительство предприятия, затраты, связанные с разработкой ТЭО, подлежат списанию в установленном порядке.

    13. Район или пункт строительства предприятий (при отсутствии данных в схеме) определяются на первом этапе разработки ТЭО и согласовываются министерствами, ведомствами СССР или Советами Министров союзных республик с Госпланом СССР (министерства и ведомства СССР предварительно согласовывают это решение с соответствующим Советом Министров союзной республики).

    При выборе района или пункта строительства предприятия выполняется технико-экономическое сравнение возможных вариантов районов (пунктов) размещения предприятия в соответствии с Методическими указаниями о составе, порядке разработки, согласования, утверждения и уточнения схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденными постановлением Госплана СССР от 31 декабря 1981 г. N 290.

    14. Выбор площадки (трассы) для строительства производится в районе или пункте, определенном схемой или ТЭО (при отсутствии решения в схеме), с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей, железных и автомобильных дорог и газопроводов, энергосистем, сетей связи и на основе материалов комплексных инженерных изысканий, выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных или рекомендуемых площадках (трассах).

    По поручению заказчика проектная организация - генеральный проектировщик (разработчик ТЭО) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором площадки (трассы) для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) строительства. Указанные материалы рассматриваются (с оформлением необходимого заключения) организациями и органами государственного надзора не более чем в месячный срок со дня их представления, а в случае разногласий передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в 2-недельный срок принять решение.

    Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования.

    Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены в ТЭО до представления их в экспертные органы министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а также в Госплан СССР и Госстрой СССР.

    15. Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предприятию в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости - по объектам базы строительной индустрии, городского наземного пассажирского транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства к ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства (если строительство предприятия намечается вести по очередям) составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства к ТЭО на полное развитие предприятия.

    Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов - аналогов.

    В расчетах стоимости строительства к ТЭО отдельными строками предусматриваются определяемые в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР и Госпланом СССР:

    резерв средств на непредвиденные работы и затраты;

    средства, учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.

    В случае необходимости уточнение порядка определения расчетной стоимости строительства в ТЭО производится Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.

    16. Принимаемые в ТЭО решения по строительству предприятий согласовываются заказчиком (с привлечением проектной организации генерального проектировщика) с заинтересованными организациями в части производственной и хозяйственной кооперации, размещения предприятия в составе промузла, транспортных связей, обеспечения рабочими кадрами, сырьем и топливом, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи, состава и способов очистки вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а также применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства.

    В случае наличия разногласий они рассматриваются соответствующими министерствами и ведомствами, а по разногласиям между министерствами и ведомствами - окончательное решение принимают Госплан СССР и Госстрой СССР.

    17. Расчетная стоимость строительства к ТЭО согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.

    18. ТЭО, разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком - разработчиком ТЭО соответствующей записью в ТЭО), дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежат.

    19. ТЭО оформляются в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями.

    20. Разработанные ТЭО рассматриваются:

    по особо крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госплане СССР (Государственной экспертной комиссией и соответствующими отделами с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР) по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключений их органов экспертизы;

    по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госстрое СССР (Главгосэкспертизой) и Госплане СССР (соответствующими отделами) по вопросам, входящим в компетенцию этих комитетов, по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключения их органов экспертизы;

    по другим объектам при расчетной стоимости строительства:

    4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик (с проведением экспертизы);

    менее 4 млн.рублей - в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

    Порядок отнесения предприятий и сооружений к особо крупным и сложным, а также к крупным и сложным устанавливается Госпланом СССР и Госстроем СССР.

    21. Решения об утверждении ТЭО принимаются:

    по особо крупным и сложным и по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР;

    по другим объектам при расчетной стоимости строительства:

    4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик;

    менее 4 млн.рублей - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

    22. В документе об утверждении ТЭО указываются основные данные и технико-экономические показатели согласно приложению, а также требования, которые должны быть включены в задание на проектирование, включая стадийность проектирования.

    23. Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭО, должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей предприятий, не допускать неоправданного увеличения объема ТЭО и излишней их детализации.


Приложение
к Указаниям о порядке разработки
и утверждения ТЭО по крупным и
сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим
объектам)


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЭО


    1. Наименование и местонахождение предприятия (район, пункт).

    2. Вид строительства (новое, расширение, реконструкция, техническое перевооружение), очередь.

    3. Мощность по выпуску продукции:

    в стоимостном выражении, млн.рублей;

    в натуральном выражении (в соответствующих единицах измерения).

    4. Общая численность работающих, человек.

    5. Производительность труда в год, тыс.рублей.

    6. Расчетная стоимость строительства, млн.рублей, в том числе строительно-монтажные работы, млн.рублей.

    7. Намечаемый срок строительства, лет.

    8. Срок окупаемости капитальных вложений, лет.

    9. Годовая потребность предприятия:

    сырье и материалы (в соответствующих единицах измерения);

    электроэнергия, млн.кВт-ч.;

    теплоэнергия со стороны, млн.Г/кал;

    уголь, тыс.т;

    газ, тыс.куб.м;

    нефтепродукты, тыс.т;
    
    вода, тыс.куб.м;
    
    транспорт внешний:
       
    по прибытии, тыс.т;
       
    по отправке, тыс.т.



    Текст документа сверен по:
    Законодательство о капитальном строительстве.
    М., Юридическая литература,     
    1987 год, ч.2.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование