почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
24
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2008 года Дело N А11-8793/2007-К2-22/479


[В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и об отмене постановления департамента природопользования о привлечении к ответственности по ст.8.2 КоАП отказано, поскольку суд сделали правильные выводы о том, что административный орган не допустил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и, соответственно, о законности оспариваемого постановления департамента о привлечении общества к административной ответственности]

     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И. в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Прод-Мастер" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.09.2007 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу N А11-8793/2007-К2-22/479, принятые судьями Кузьминой Т.К., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прод-Мастер" о признании незаконным и об отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 04.09.2007 N 04-08/79 о привлечении к административной ответственности и установил:

      общество с ограниченной ответственностью "Прод-Мастер" (далее - ООО "Прод-Мастер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент, административный орган) от 04.09.2007 N 04-08/79 о привлечении к административной ответственности.

      Решением суда от 20.09.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

      Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

      ООО "Прод-Мастер" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

      Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 28.2, часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Он указывает на то, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Факсовый отчет не является надлежащим подтверждением такого уведомления. Лицо, присутствовавшее при вынесении названного постановления, не является законным представителем Общества и не имело полномочий на подписание данного документа от имени юридического лица. Указанные нарушения, по мнению заявителя жалобы, носят существенный характер, поэтому являются основанием для признания постановления о привлечении Общества к административной ответственности незаконным.

      Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов Общества, считает решение и постановление законными и обоснованными.

      ООО "Прод-Мастер" и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.

      Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Как следует из материалов дела, Владимирская природоохранная прокуратура в августе 2007 года провела проверку ООО "Прод-Мастер" на предмет соблюдения природоохранного законодательства и установила, что в процессе деятельности магазинов Общества, расположенных в городе Владимире и во Владимирской области, образуются твердые бытовые отходы, использованные ртутные лампы, на вывоз которых Общество заключило договор с ООО "Владимир Эко-Транс" и другими перевозчиками (в городах Кольчугино, Гусь-Хрустальный, Ковров). При этом лимиты на размещение отходов у Общества отсутствуют.

      По результатам проверки Владимирский природоохранный прокурор 17.08.2007 принял постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном в статье 8.2 КоАП.

      Материалы административного дела переданы в Департамент, рассмотрев которые, последний вынес постановление от 04.09.2007 N 04-08/79 о назначении ООО "Прод-Мастер" наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

      Общество посчитало данное постановление незаконным и обжаловало его в арбитражный суд.

      Руководствуясь статьей 11, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и статьями 8.2, 28.2 КоАП, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и об отсутствии нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

      Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

      Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для её удовлетворения.

      В статье 8.2 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

      Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

      В статье 14 названного Закона определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

      В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

      В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

      В пункте 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

      Материалы дела свидетельствуют и заявитель не оспаривает, что Общество осуществляет торговую деятельность, в результате которой образуются отходы потребления хозяйственно-бытового характера. При этом Общество не имеет утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

      Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.2 КоАП.

      Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

      В соответствии со статьей 28.2 КоАП в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5).

      Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.

      В силу части 2 статьи 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

      Из приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица привлекаемого к ответственности. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административной правонарушении протокол может быть составлен и постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствуют о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.

      Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в дело доказательства установили, что прокуратура 14.08.2007 направляла в адрес Общества факсимильной связью повестку о необходимости явки 17.08.2007 для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном в статье 8.2 КоАП. Получение факса подтверждается факсовым отчетом и Обществом не оспаривается. Доказательств получения Обществом 14.08.2007 от прокуратуры иной информации, чем указана в повестке от 13.08.2007, заявитель в суд не представил. О получении Обществом информации о времени и месте возбуждения производства по делу об административном правонарушении (принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) свидетельствует также явка представителя Общества Лебедева А.И., действовавшего на основании доверенности от 17.07.2005, в обозначенное в повестке время в прокуратуру и подпись этого лица в постановлении от 17.08.2007. Согласно указанной доверенности Лебедеву А.И. предоставлено право представлять интересы Общества в органах прокуратуры, в том числе по делам об административных правонарушениях. Постановление от 04.09.2007 N 04-08/79 о назначении ООО "Прод-Мастер" административного наказания вынесено в присутствии генерального директора Общества Тарасовой Г.А.

      При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о том, что административный орган не допустил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и, соответственно, о законности оспариваемого постановления Департамента о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.

      С учетом изложенного Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

      Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

      Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

      решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.09.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу N А11-8793/2007-К2-22/479 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прод-Мастер" - без удовлетворения.

      Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
     
     

Председательствующий
О.П. Маслова

Судьи

Н.Ю. Башева
 А.И. Чиграков
 


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование