- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 1997 года N 17
О принятии и введении в
действие Правил сертификации
(с изменениями на 5 июля 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56 (Российская газета, N 146, 08.08.2002).
____________________________________________________________________
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
постановляет:
1. Принять Правила сертификации работ и услуг Российской Федерации.
2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России.
3. Правила ввести в действие в установленном порядке
Председатель
Госстандарта России
Г.П.Воронин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 апреля 1998 года,
регистрационный N 1502
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Госстандарта России
от 5 августа 1997 N 17
ПРАВИЛА
сертификации работ и услуг в Российской Федерации
(с изменениями на 5 июля 2002 года)
Настоящие Правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих Правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.
Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, cт.966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4) и Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 года, регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6).
I. Общие положения
1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.
1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.
1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).
1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
II. Требования к документам, на соответствие
которым проводится сертификация
2.1. При сертификации работ и услуг применяют:
законодательные акты Российской Федерации;
правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.
2.3. При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.
III. Порядок сертификации
3.1. Сертификация работ и услуг включает:
подачу заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата (абзац в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56, - см. предыдущую редакцию);
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней.
3.2.1. Заявитель направ орган по сертификации в соответствии c его областью аккредитации.
При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.
3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.
3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
оценку выполнения работ и оказания услуг;
проверку, испытания результатов работ и услуг;
3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:
оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
анализ состояния производства;
оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг;
оценку системы качества;
рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.
Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.
3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.
3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.
3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более, чем на три года.
3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
3.5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации.
3.5.1. Абзац исключен с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56. - См. предыдущую редакцию)
Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции (утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 года, регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 года N 147 (1068).
3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.
3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.
3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.
3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;
разработку программы инспекционной проверки;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.
3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56, - см. предыдущую редакцию).
3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных о органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56, - см. предыдущую редакцию).
3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие сертификата (абзацт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56, - см. предыдущую редакцию);
информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56, - см. предыдущую редакцию).
3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56, - см. предыдущую редакцию).
IV. Информация о проведении обязательной сертификации
4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).
4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.
4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
V. Рассмотрение апелляций
5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.
5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.
5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.
1. Схемы сертификации
+--------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Номер¦ Оценка ¦ Проверка (испыта-¦ Инспекционный конт- ¦
¦схемы¦ выполнения работ, ¦ ния) результатов ¦ роль сертифицирован- ¦
¦ ¦ оказания услуг ¦ работ и услуг ¦ ных работ и услуг ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦1 Оценка мастерства Проверка (испыта- Контроль мастерства ¦
¦ исполнителя работ и ния) результатов исполнителя работ и ¦
¦ услуг работ и услуг услуг ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦2 Оценка процесса Проверка (испыта- Контроль процесса ¦
¦ выполнения работ, ния) результатов выполнения работ, ¦
¦ оказания услуг работ и услуг оказания услуг ¦
¦ ¦
¦3 Анализ состояния Проверка (испыта- Контроль состояния ¦
¦ производства ния) результатов производства ¦
¦ работ и услуг ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦4 Оценка организации Проверка (испыта- Контроль соответст- ¦
¦ (предприятия) ния) результатов вия установленным ¦
¦ работ и услуг требованиям ¦
¦ ¦
¦5 Оценка системы Проверка (испыта- Контроль ¦
¦ качества ния) результатов системы качества ¦
¦ работ и услуг ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦6 - Рассмотрение дек- Контроль качества ¦
¦ ларации о соответ- выполнения работ, ¦
¦ ствии с прилагае- оказания услуг ¦
¦ мыми документами ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦7 Оценка системы Рассмотрение дек- Контроль ¦
¦ качества ларации о соответ- системы качества ¦
¦ ствии с прилагае- ¦
¦ мыми документами ¦
+--------------------------------------------------------------------+
2. Применение схем сертификации
2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).
2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают;
полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
безопасность и стабильность процесса;
профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).
2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).
2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют её при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
2.5. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).
Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.
Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.
2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
результаты социологических обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений