почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
26
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 1999 года


Концепция ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации*

               
________________
     * Концепция разработана Госстроем России (Дроновым А.А., Скопцовой М.М., Чернышевым Л.Н., Фатахетдиновой А.И., при участии Бычковского И.В.).     
     
     Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства основывается на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ по производству, транспортировке и оказанию услуг производится одной организацией. Такой подход затрудняет получение подряда сторонними организациями в технологической цепочке производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
     
     По существу остаются нерешенными терминологические аспекты процесса ценообразования. Неоднозначность определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена*, тарифы** на ЖКУ и другие не дает возможности установить единый подход к формированию экономических показателей и, прежде всего, тарифов, что, в конечном итоге, приводит к искажению финансово-экономической информации.
________________
     * Цена (стоимость) - денежное выражение стоимости товара, услуги; то, чем окупается или возмещается производство и поставка товара, услуги.
     
     ** Тариф - система ценовых ставок за пользование товара, услуги (например, расчеты за коммунальные услуги).     
     
     Существующая система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий-поставщиков услуг, слабо заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, так как снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования цены приводит к несоответствию последней структуре реальных финансовых потребностей предприятия.
     
     При затратном подходе к формированию цены игнорируется фактор спроса - готовность и возможность потребителей (организаций, населения и бюджета) оплачивать услуги соответствующего качества и соответствующей стоимости.
     

     Одной из наиболее острых проблем при этом остается наличие перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
     
     В этих условиях, по существу, становится невозможным прогнозирование перехода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования, так как отсутствуют четкие критерии фактического уровня оплаты населением от полной стоимости услуг и необходимого размера бюджетного ассигнования.
     
     Отсутствие упорядоченной ценовой и тарифной политики обусловливает также высокую дифференциацию стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам и муниципальным образованиям (различие в стоимости услуг ЖКХ достигает от 20 до 50 раз и более в пределах одного климатического региона).
     
     Учитывая значимость перечисленных проблем, а также имеющиеся полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере цено- и тарифообразования, не допускающих жесткого регулирования этих процессов с федерального уровня, разработана Концепция ценовой и тарифной политики ЖКХ в Российской Федерации, которая закладывает основные направления и принципы перехода на местах к открытой, адекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
     
     

1. Общие положения

     
     1.1. Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и, в первую очередь, создавать условия для обновления материальной базы отрасли - основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.
     
     1.2. Политика ценообразования и регулирования* тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.
________________
     * Регулировать - упорядочивать (подчинять определенному порядку, правилам) с целью приведения к установленным требованиям.     
     
     Основными задачами новой системы ценообразования в ЖКХ являются:
     
     - обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;
     
     - формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;
     
     - оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;
     
     - определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;
     
     - поэтапный переход к введению (установлению*) единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей;
________________
     * Устанавливать - утвердить, ввести в действие.     
     
     - разработка отраслевой (федеральной, региональной и муниципальной) нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления.
     
     При определении стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечивать:
     
     - гибкий, вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдением необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за соответствующими уровнями управления: федеральный, субъект Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации ЖКХ;
     
     - соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
     
     - деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;
     
     - правовая регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;
     
     - определение интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
     
     - включение величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
     
     - обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
     
     - соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;
     
     - рекомендательный характер федеральных положений цено- и тарифообразования, обеспечивающих возможность учета местных особенностей производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг путем отражения этих особенностей в региональных методических документах.
     
     

2. Определение себестоимости услуг в ЖКХ
на современном этапе развития отрасли

     
     2.1. Основой формирования цены является себестоимость услуги.
     
     2.2. Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основе натуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этапов технологического процесса производства и объема реализации услуги потребителям, а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежей населения, позволяющее при необходимости выделять отдельные виды работ для передачи их производителям на конкурсной основе.
     
     2.3. Рассматривая жилые здания, как комплекс недвижимого имущества, при формировании себестоимости в основных затратах, приходящихся на 1 м общей площади, следует учитывать: содержание жилья, управление жилищным фондом, эксплуатацию ограждающих конструкций и внутридомового инженерного оборудования и систем, капитальный ремонт жилищного фонда в части, оплачиваемой населением.
     
     2.4. При едином методологическом подходе расчета себестоимости особенности, связанные с конкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими и другими факторами, должны найти отражение в нормативных и методических документах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов Федерации.
     
     2.5. Классификация затрат по элементам себестоимости в соответствии с их экономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:
     
     - материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
     
     - затраты на оплату труда;
     
     - отчисления на социальные нужды;
     
     - амортизация основных средств;
     
     - затраты на капитальный ремонт;
     
     - прочие затраты, включая ремонтный фонд.
     
     2.6. При формировании себестоимости услуг должны учитываться выводы и практические рекомендации ежегодных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности и повышения обоснованности тарифов на предоставляемые услуги.
     
     

3. Порядок формирования цен и
тарифов на услуги ЖКХ

     
     3.1. Цена на ЖКУ в условиях реформирования отрасли и поэтапного перехода на рыночные условия функционирования является материальным воплощением компромисса между поставщиками и потребителями услуг, отражающего реальные финансово-экономические и социальные возможности регионов и всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
     
     Основной методической предпосылкой и этапом формирования цены на услуги является планирование себестоимости и прибыли.
     
     3.1.1. При формировании цен и тарифов в пределах своей компетенции регулирующие органы реализуют следующие основные функции (см. приложения 1-3):
     
     - федеральный уровень - создание нормативно-правовой и методической базы современной ценовой и тарифной политики, установление цен и тарифов на услуги, регулируемые на федеральном уровне, проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по субъектам Российской Федерации;
     
     - уровень субъектов Федерации - разработка региональной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, определение перечня видов услуг в ЖКХ, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на региональном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ;
     
     - уровень муниципального образования - разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей, реализация современной ценовой и тарифной политики на местах;
     
     - уровень предприятий и организаций ЖКХ - формирование цены на основе действующей нормативно-правовой и методической документации, проведение анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществление расчетов плановой себестоимости, прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программ развития предприятия, внесение предложений в регулирующий орган об утверждении величины цен и тарифов на ЖКУ.
     
     3.1.2. Проведение политики ценообразования и регулирования тарифов на услуги ЖКХ предопределяется условиями, в которых функционируют предприятия:
     
     - потенциально конкурентные и конкурентные рынки, на которых цены определяются спросом и предложением и возможно их свободное (рыночное) формирование;
     
     - рынки, которые монополизированы в силу различных причин (высокие барьеры входа на рынок, технологические причины и др.), но не связанные с естественной монополией и на них возможна конкуренция и установление цен рыночными методами;
     
     - естественное монопольное предоставление услуг, к которому применимо регулирование цен соответствующими государственными органами.
     
     При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями ценовой политики должно быть: создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе - оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав планово-обоснованного размера прибыли (процента рентабельности).
     
     Задачей тарифной политики в рыночных сегментах ЖКХ является определение основных принципов формирования "стартовой" цены, являющейся базой для установления тарифа на определенный вид услуги, оказываемой на конкурсной основе.
     
     Конкурентная среда предоставления услуг дает право формирования тарифа на основе соотношения спроса и предложений на данный вид услуг в пределах муниципального образования, где органы управления жилищным фондом и объектами социальной сферы являются, как правило, "оптовым" покупателем того или иного вида услуг.
     
     3.2. Тарифная политика решает, в частности, задачи оплаты ЖКУ населением с учетом доли затрат на ЖКУ в совокупном семейном доходе, предоставления жилищных субсидий и минимизации перекрестного субсидирования различных групп потребителей.
     
     Основными методическими предпосылками формирования тарифов являются: формирование сбалансированной политики, адекватной уровню доходов населения и финансовому положению региона; определение тарифов для оплаты ЖКУ населением, организациям социальной и бюджетных сфер, промышленными и приравненными к ним организациями в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.
     
     

4. Ценовое и тарифное регулирование в ЖКХ

     
     4.1. Успешная реализация новой ценовой и тарифной политики в ЖКХ будет зависеть от деятельности на местах органов ценообразования и регулирования, образуемых соответствующими органами государственной власти на профессиональной основе. Органы ценообразования и регулирования устанавливают величину стоимости, а также регулируют величину тарифов на ЖКУ на основе утвержденных органами власти индикативных показателей по различным группам потребителей.
     
     Деятельность органов ценообразования на услуги ЖКХ регламентируется Процедурой формирования, представления и утверждения цен и тарифов, а также Положением об органах по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемых субъектами Российской Федерации.
     
     4.1.1. Профессиональная деятельность регулирующего органа (органа цено- и тарифообразования), наделенного соответствующими полномочиями должна быть независима от всех субъектов рынка ЖКУ и открыта для всех групп потребителей и, прежде всего, населения.
     
     4.1.2. Решение регулирующего органа об установлении соответствующих размеров цен и тарифов на ЖКУ для различных групп потребителей должно производиться по четко утвержденной процедуре принятия соответствующих решений и может быть отменено только решением суда.
     
     4.1.3. Финансирование регулирующего органа по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется либо по нормативам отчислений от установленных ; тарифов на регулируемые виды услуг ЖКХ, исходя из минимальных социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, либо из бюджетов соответствующего уровня по статье расходов на содержание аппарата управления на возвратной основе с погашением затраченных средств за счет отчислений субъектов естественных монополий и других не запрещенных законом источников.
     
     4.2. Деятельность органов государственной власти на местах при установлении индикативных показателей для утверждения тарифов по различным группам потребителей должна быть основана на следующих основных принципах:
     
     - исполнение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
     

     - исполнение нормативных и законодательных актов Российской Федерации по вопросам ценообразования в ЖКХ;
     
     - учет реальных возможностей исполнения местных бюджетов;
     
     - учет платежеспособности населения и других показателей.
     
     Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должна
утверждаться процедура корректировки величины платы за недопоставленные и некачественно поставленные услуги.
     
     

5. Основные цели совершенствования
 тарифной политики в ЖКХ

     
     Современный этап совершенствования тарифной политики характеризуется основными направлениями, позволяющими сформировать адекватную экономическим условиям нормативно-правовую и методическую базу субъектов Российской Федерации:
     
     - регулирования и оптимизации себестоимости услуг ЖКХ;
     
     - определения тарифа на основе сбалансированной социальной и финансовой политики региона с учетом необходимости введения платы за наем;
     
     - формирования тарифов для всех групп потребителей и сроков их действия.
     
     Такой концептуальный подход проведения ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов позволит:
     
     - на практике реализовать предусмотренный в Концепции реформы ЖКХ переход от дотаций производителей услуг ЖКХ-предприятий к адресной социальной защите низкодоходных категорий населения при оплате жилья и коммунальных услуг;
     
     - ликвидировать сохраняющуюся несправедливость в оплате жилья различными категориями населения в зависимости от их доходов, обеспечив регулирование платы для всех групп населения параметрами - долей расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, а для высокодоходных категорий населения - самой стоимостью этих услуг (рис.1)*;
________________
     См. журнал "ЖКХ", N 1/99, стр.18, 19.     
     
     - обеспечить дополнительное поступление финансовых средств (до 40% от начислений) за потребленные услуги ЖКХ за счет высокодоходных категорий населения (см. рис.2)*.
________________
     См. журнал "ЖКХ", N 1/99, стр.18, 19.     
     
     Необходимо на практике изменить роль федерального стандарта уровня платежей граждан и рассматривать его, прежде всего, как инструмент межбюджетных отношений при расчете трансфертов и их корректировки в зависимости от достигнутых на территории социально-экономических результатов. В этих условиях возрастает роль введения дифференцированного подхода к установлению тарифа оплаты ЖКУ: второго и большего жилья; жилья в зависимости от параметров качества, коммунальных услуг, потребляемых сверх норматива.
     
     В перспективе основным направлением политики ценообразования должен стать принцип перехода к предоплате населением и иными потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства с обеспечением необходимых объемов и качества предоставляемых услуг, что исключит постоянное кредитование процессов производства жилищно-коммунальных услуг на местах и обеспечит реальную возможность планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий в этом секторе экономики.
     
     

Приложение 1

     

Полномочия различных уровней государственной
власти в вопросах ценовой и тарифной политики

     
     
     Воздействие на формирование цен и тарифов в ЖКХ определяется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
     
     

I. На федеральном уровне:

     
     - утверждение федеральных стандартов стоимости ЖКУ;
     
     - установление прожиточного минимума и социальных стандартов потребления в составе минимальной потребительской корзины;
     
     - установление тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ, отпускаемых на оптовый рынок всеми его субъектами;
     
     - установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета;
     
     - косвенное регулирование посредством оказания финансовой поддержки регионам за счет средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, предоставления кредитов и дотаций, льгот по налогам.
     
     

II. На уровне субъектов Российской Федерации:

     
     - осуществление контроля за соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов органами местного самоуправления;
     
     - регулирование тарифов на электроэнергию, газ и тепло, получаемых с оптовых рынков от предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для всех групп потребителей;
     
     - установление региональных цен и тарифов на воду и тепловую энергию, производимых муниципальными предприятиями.
     
     

III. На муниципальном уровне:

     
     - осуществление регулирования цен и тарифов для муниципальных предприятий на воду, тепло и жилищные услуги;
     
     - установление тарифов для населения на отдельные виды работ по содержанию и эксплуатации жилищного фонда (лифтовое хозяйство, вывоз мусора и др.).
     
     

Приложение 2

     

Перечень документов по нормативно-правовому
обеспечению ценового регулирования в ЖКХ

          

N п/п

Содержание вопроса

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

1

2

3

4

1. Федеральный уровень

1.1.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О естественных монополиях"

МАП России, Госстрой России

I квартал 1999 года

1.2.

Федеральный закон "О потребительской корзине по Российской Федерации"

Минтруд России, Госстрой России

I квартал 1999 года

1.3.

Федеральный закон "О минимальных государственных социальных стандартах"

Минэкономики России,
Госстрой России

I квартал 1999 года

1.4.

Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год"

Госстрой России, Минэкономики России

I квартал 1999 года

1.5.

Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707"

Госстрой России

1999 год

1.6.

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации"

Минтруд России, Госстрой России

1999 год

1.7.

Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Методика формирования нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства

Госстрой России, Минэкономики России, Минфин России

I квартал 1999 года

1.8.

Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ

Госстрой России, МАП России, Минэкономики России

II квартал 1999 года

1.9.

Рекомендации по определению численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом)

Госстрой России, Минтруд России

I квартал 1999 года

1.10.

Рекомендации по формированию реестра предприятий естественных локальных монополистов по субъектам Российской Федерации

МАП России, Госстрой России

II квартал 1999 года

1 11.

ГОСТ "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"

Госстрой России, Госстандарт России

IV квартал 1999 года

1.12.

Внесение изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКООН-93)
93 Деятельность в области ЖКХ
031 Деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг

Минэкономики России,
Госстрой России,
Госстандарт России

II квартал 1999 года

1.13.

Внесение изменений в Общероссийский классификатор услуг населению

Госстандарт России, Госстрой России

1999 год

1.14.

Внесение изменений в ВСН (ВСН-53-86(р); ВСН-42-85(р); ВСН-58-88(р); ВСН-55-87(р); ВСН-55-87(р)

Госстрой России

1999 год

2. Уровень субъектов Российской Федерации

2.1.

Правовые документы о разграничении деятельности исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях по вопросам ценообразования

  

1999 год

2.2.

Положение о регулирующем органе субъекта РФ и порядке его финансирования

  

1999 год

2.3.

Порядок корректировки величины платы за недопоставленные и некачественно поставленные услуги ЖКХ

  

1999 год

2.4.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории региона

  

1999 год

2.5.

Нормативные акты численности служб заказчика и порядка их финансирования

  

1999 год

2.6.

Правила оплаты ЖКУ населением

  

1999 год

2.7.

Правила предоставления услуг ЖКХ

  

1999 год

2.8.

Индикативные показатели, отражающие процессы упорядочения ценообразования предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг и параметров предельных величин тарифов на территории субъекта РФ

  

1999 год

2.9.

Параметры ликвидации перекрестного субсидирования по основным видам коммунальных услуг (вода, тепло, электроэнергия, газ)

  

1999 год

2.10.

Нормативы потребления сырья, материалов и других видов ресурсов на единицу оказываемой услуги

  

1999 год

2.11.

Экономический механизм стимулирования и финансовой поддержки субъектов рынка ЖКУ, осуществляющих планомерное снижение стоимости предоставления услуг потребителям и техническое переоснащение

  

1999 год

2.12.

Положение о дифференцированном подходе к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги

  

1999 год

3. Муниципальный уровень

3.1.

Перечень услуг, цены на которые регулируются на муниципальном уровне

  

1999 год

3.2.

Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг на территории органов местного самоуправления

  

1999 год

3.3.

Положение о конкурсном отборе подрядчиков, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

  

1999 год

3.4.

Положение об установлении дифференцированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги

  

1999 год

3.5.

Нормативный акт о разделении функций заказчика и подрядчика на исполнение муниципального заказа в ЖКХ

  

1999 год

3.6.

Мониторинг ценообразования и тарифообразования на жилищные услуги на территории муниципального образования

  

1999 год

     

     

Приложение 3

     
     
Перечень документов, разработанных и
утвержденных Госстроем России в 1998 году

     
     

Наименование документов

Порядок утверждения

Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

Утверждена приказом Госстроя России от 29.12.97 N 17-142

Методика расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги

Утверждена постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 12

Положение о проведении экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг

Утверждено постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13

     
     
     

Текст документа сверен по:
"Журнал руководителя
и главного бухгалтера",
N 3, 1999 год

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование