- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ
Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря
РЕКОМЕНДАЦИЯ 17/1*
Снижение выбросов от транспортного сектора,
воздействующих на Балтийское море
_______________
* заменяет Рекомендацию ХЕЛКОМ 9/4
Принята 13.03.96
в соответствии со статьeй 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г.
КОМИССИЯ,
НАПОМИНАЯ о Статьях 3 и 6 Конвенции по защите морской окружающей среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкской Конвенции), в которых Договаривающиеся Стороны приняли на себя обязательства предпринимать все соответствующие меры для предотвращения и ограничения загрязнений, с целью обеспечения экологического возрождения Балтийского моря, применением предупредительных мер и принципа "Загрязнитель - платит" и содействием использованию наилучших имеющихся технологий и наилучшей природоохранной практики ,
НАПОМИНАЯ также, что Министерская Декларация 1988 г. и Декларация Балтийского моря 1990 г. призывают, кроме всего прочего, к значительному снижению поступления загрязнений от рассредоточенных источников,
ПРИЗНАВАЯ тот факт, что выбросы азотистых соединений от транспортного сектора вносят значительный вклад в процессы эвтрофикации Балтийского моря,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ работу, проводимую в рамках Экономической Комиссии для Европы ООН (UN ECE), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECED), Европейским Союзом и Европейской Конференцией Министров по транспорту, относительно транспорта и охраны окружающей среды,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ работу, выполненную Конференцией Министров по транспорту стран района Балтийского моря, направленную на выполнение практических мер для снижения выбросов от транспортного сектора в регионе Балтийского моря,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что разработка нормативов для снижения выбросов от морского транспорта и авиации регулируется на мировом уровне специализированными международными организациями (IMO и ICAО),
ИМЕЯ В ВИДУ различные источники загрязнений от транспортного сектора, и
ЖЕЛАЯ, чтобы технические меры, представленные в данной Рекомендации, были сфокусированы на снижение загрязнений от наземного транспорта, воздействующего на Балтийское море,
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся сторон Хельсинкской Конвенции включить в разработку национальной стратегии и программ для транспортного сектора следующие принципы:
I. Защита окружающей среды должна стать составной частью всей деятельности транспортного сектора;
1. Должны быть разработаны природоохранные цели для устойчивого транспортного сектора;
2. Должны быть разработаны скоординированные планы для транспортного сектора с целью снижения до минимума его воздействия на окружающую среду;
3. Возможность аннулирования ненужного транспорта необходимо рассматривать как часть пространственного планирования;
4. Необходимо проводить работу по повышению экологического образования и общественного сознания относительно транспорта, безопасного для окружающей среды. Население и неправительственные общественные организации должны привлекаться при планировании деятельности в транспортном секторе и иметь соответствующий доступ к информации
5. Договаривающиеся Стороны должны содействовать развитию мер, касающихся транспортного сектора, представленных в Приложении 1 к данной Рекомендации
II. Необходимо выполнять в транспортном секторе "Принцип загрязнитель платит", как отмечено в Хельсинкской Конвенции 1992 года,
что означает:
1. Будущее включение внешних затрат (охрана окружающей среды, аварии и т.д.) в стоимость транспорта;
2. Распространение данного принципа на морской транспорт и авиацию;
3. Внедрение дифференцированных природоохранных тарифов, сборов и/или налогов, в соответствии с качеством окружающей среды, на горючее и транспортные средства, (например: высокие цены на бензин, содержащий свинец, и, соответственно, низкие цены на бензин, не содержащий свинец).
III. Необходимо создать благоприятные условия для внедрения наилучших имеющихся технологий (ВАТ) на все виды транспортных средств и горючего;
В частности, Договаривающиеся Стороны, должны принимать следующие правила и технические меры:
1. К 2000 году должна быть проведена постепенная гармонизация нормативов выбросов от пассажирского транспорта, от легких и тяжелых транспортных средств, имея в виду внедрение, по крайней мере, требований, обозначенных в Правилах UN ECE и Директиве ЕС, которые приведены в Приложение 2.
2. Разработать и внедрить эффективную систему контроля для обеспечения и приведения в исполнение согласованности автомобильного транспорта с требованиями, указанными в представленном выше разделе III.1.
3. Постепенная гармонизация национальных нормативов выбросов и процедур тестирования автомобильных транспортных средств, оснащенных, как свечами зажигания, так и дизельными двигателями, в соответствии с существующей Директивой ЕС, представленной в Приложении 2.
4. Увеличение существующих национальных инспекций и поддержка программ, направленных на снижение выбросов от автомобильного транспорта.
5. Понижать содержание свинца в бензине до максимального уровня 0,15 г/л и обеспечивать бензином, не содержащим свинец, в соответствии с требованиями, представленными в Приложении 2.
6. Исключить использование бензина с содержанием свинца на всей территории региона Балтийского моря, как можно скорее, но не позднее, чем к 2000 году.
7. Ограничить содержание серы в дизельном топливе до максимального предела - 0,05% м/м с 1 октября 1996 года в Северных и Западных странах региона Балтийского моря и к 2000 году по всему региону. Ограничить содержание серы в дизельном топливе, импортируемом или производимом после 30 сентября 1996 года и используемым автодорожным транспортом, до максимальной концентрации - 0,3% м/м в Южных и Восточных странах региона Балтийского моря.
8. Обязательное требование к установлению систем для улавливания паров (Стадия 1) на всех новых заправочных станциях и распределительных системах, которые введены в эксплуатацию после 1 января 1997 года. Постепенная модернизация существующих заправочных станций и распределительных систем по такой технологии. Обязательное требование - установление системы для улавливания паров (Стадия 2) - должно быть выполнено, как можно скорее.
9. Создавать стимул для вывода старых машин из использования, если они повреждены, и для предотвращения перевозки автомобилей, загрязняющих окружающую среду, из одной страны в другую.
Далее Договаривающиеся стороны должны рассмотреть следующее:
10. Внедрение и поддержку использования альтернативных, чистых видов топлива, в частности, сжатого природного газа и сжиженного нефтяного газа, биотоплива для городских автобусов и муниципального транспорта,
11. Разработку и внедрение международных гармонизированных стандартов на потребляемое топливо для автомобильного транспорта, особенно, для автобусов. Способствовать использованию автомобилей с низким потреблением топлива, экономически выгодных, для снижения выбросов СО (при внедрении машин, с низким потреблением топлива, необходимо принимать во внимание безопасность уличного движения).*
_______________
* Примечание:
Стадия 1 = Снижение выбросов летучих органических соединений от бензохранилищ, нефтяных терминалов и станций техобслуживания путем установления систем баланса/возврата паров.
Стадия 2 = Снижение выбросов летучих органических соединений при перекачке бензина из подземных бензохранилищ станций техобслуживания к бензобаку автомобиля с помощью систем баланса/возврата паров.
РЕШИЛА, что соответствующие меры, касающиеся транспортного сектора, указанные в Приложении 1 и в списке Правил Приложения 2, должны быть усовершенствованы и пересмотрены Технологическим Комитетом в соответствии с процедурой, одобренной Комиссией (ХЕЛКОМ 11/14, Приложение 26),
РЕКОМЕНДУЕТ ТАКЖЕ международным финансовым институтам, донорам и другим внешним источникам финансирования, при рассмотрении инфраструктуры пакетов финансовых инвестиций, включать меры, направленные на поддержку транспорта,
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ Договаривающимся Сторонам представить Комиссии отчет о мерах, предпринятых в соответствии с данной Рекомендацией, в 2000 году и затем представлять отчеты через каждые три года.
Приложение 1
Меры, заслуживающие особого внимания в транспортном секторе
Повышение эффективности работы транспорта
1) повысить эффективность работы существующих транспортных средств с целью снижения необходимости создания новых инфраструктур;
2) принять меры для увеличения нагрузки на грузовой транспорт, а также на арендуемый транспорт, например созданием объединенного парка машин, удобных автостоянок для арендуемых машин и т.д.
3) увеличить эффективность работы систем общественного транспорта с соответствующими правовыми структурами, адекватным управлением и технологией.
Перераспределение транспортных потоков
4) улучшение инфраструктуры и обслуживания, в частности, на многофункциональном и железнодорожном транспорте - для достижения перераспределения нагрузки на дорожный транспорт;
5) улучшение инфраструктуры в портах для того, чтобы сделать более конкурентоспособным морской и водный транспорт на внутренних линиях;
6) облегчить перераспределение транспортных потоков в международном транспорте в пользу железнодорожного транспорта через упрощение пересечения границ поездами.
Планирование и регулирование транспорта
7) установление природоохранных зон, например созданием городских центров, свободных от транспорта; ограничение использования транспортных средств, загрязняющих атмосферу, использование бесшумного городского транспорт и т.д.;
8) способствовать развитию экологически безопасных транспортных средств (типа велосипедов, пешеходных зон), разработать планы по их использованию и учредить для них инфраструктуру (например, система дорожек для велосипедистов);
9) внедрить и развивать систему управления городскими стоянками для автотранспорта, безопасными для окружающей среды, с платой за автостоянки, покрывающей полную стоимость использования земельного участка;
10) улучшить качество и инфраструктуру общественного транспорта в городских районах (например, созданием системы Парковка и Движение) и поощрять ее использование;
11) при планировании учитывать оценку воздействия на окружающую среду от использования транспортных средств как составную часть оценки воздействия на окружающую среду;
12) начать информационные кампании относительно внешней стоимости транспорта
Приложение 2
Перечень Правил, относящихся к параграфам III.1, III.3 и III.5 Рекомендации ХЕЛКОМ 17/1
Для пассажирских автомобилей
UN ECE - Правило 83,01 ряд одобренных поправок В и С
EС - Директива 91/441/ЕЕС
Для легковых автомобилей
UN ECE - Правило 83,02 ряд одобренных поправок В и С
ЕС - Директива 93/59/ЕЕС
Для грузовых автомобилей, оборудованных дизельными двигателями
UN ECE - Правило 49,02 ряд одобренных поправок типа В
EС - Директива 91/542/ЕЕС, тип (уровень) В
Для автомобилей, оборудованных двигателем со свечами зажигания и дизельным двигателем
EU - Директива 92/55/ЕЕС,
Для качественного бензина, не содержащего свинец
Европейский стандарт EN 228
UN ECE - Экономическая Комиссия для Европы ООН
EU - Европейский Союз
Формат отчетности к Рекомендации ХЕЛКОМ 17/1
Лидирующая страна: Германия
1. Что было сделано в стране для того, чтобы охрана окружающей среды стала составной частью транспортной политики?
Пожалуйста, представьте отчет в соответствии с пунктами I.1-I.4 Рекомендации.
На каких законах, правилах эти принципы базируются?
Планируется ли дальнейшее усовершенствование? Пожалуйста, отметьте?
2. Какие меры способствуют развитию национальной транспортной политики?
Пожалуйста, представьте отчет в соответствии с пунктом I.5 Рекомендации и пунктами 1-12 Приложения 1.
Отметьте, пожалуйста, какие меры находятся в стадии разработки?
3. Что было сделано для выполнения принципа "Загрязнитель - платит" в транспортном секторе?
Пожалуйста, представьте отчет в соответствии с пунктами II.1-II.3 Рекомендации.
Отметьте, пожалуйста, какие меры находятся в стадии разработки?
4. Что было сделано для внедрения наилучших существующих технологий для всех видов транспортных средств и горючего?
Пожалуйста, представьте отчет в соответствии с пунктами III.1-III.11 Рекомендации.
На каких законах, правилах и т.д. базируется внедрение ВАТ?
Имеются ли специальные процедуры сертификации и регистрации моторных транспортных средств для поддержания возможно низкого уровня выбросов, и как эти процедуры узаконены и приводятся в исполнение?
Существуют ли специальная инспекция и программы по эксплуатации для поддержания выбросов от транспортных средств на низком уровне?
Отметьте, пожалуйста, какие еще были запланированы меры?
5. Пожалуйста, приведите статистические данные о фактическом объеме загрязненных выбросов от транспортного сектора, а также оценку снижения выбросов, достигнутых благодаря предпринятым мерам.
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002