- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Совет Министров РСФСР
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ЗАПОВЕДНИКОВ
ПРИКАЗ
от 23 января 1986 года N 34
О регламентировании охоты на водоплавающую дичь
В целях совершенствования организации охоты на водоплавающую дичь и рационального использования ее ресурсов на территории Европейской части РСФСР
приказываю:
1. Начальникам управлений охотничье-промыслового хозяйства и госохотинспекций:
1.1. При подготовке проектов решений (постановлений) облисполкомов, Советов Министров АССР по вопросам регламентирования добычи водоплавающей дичи в весеннем и летне-осеннем охотничьих сезонах руководствоваться утвержденными Главохотой РСФСР временными указаниями по организации и производству охоты на водоплавающих птиц в лесной зоне Европейской части РСФСР.
1.2. Обеспечить введение в госпромхозах, охотничье-производственных участках и на территории государственного резервного фонда охотугодий формы путевок (разрешений), предлагаемых вышеназванными рекомендациями, а также порядок учета добытой дичи и своевременный сбор и представление информации по итогам охотничьего сезона.
2. Директору ЦНИЛ Главохоты РСФСР т. Амирханову А.М.:
2.1. В 2-месячный срок размножить и разослать рекомендации управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекциям Европейской части РСФСР, а также Росохотрыболовсоюзу, ЦС ВОО, ЦС "Динамо", Роспотребсоюзу, Госагропрому РСФСР, Минлесхозу РСФСР.
2.2. Обеспечить своевременный сбор материалов, анализ итогов охоты на водоплавающую дичь и представление Главному управлению предложений по совершенствованию организации охоты к охотничьему сезону.
3. Рекомендовать Росохотрыболовсоюзу, Госагропрому РСФСР, Минлесхозу РСФСР, ЦС ВОО, ЦС "Динамо" осуществить в подведомственных охотничьих хозяйствах мероприятия по совершенствованию организации охоты на водоплавающих птиц, полному учету добываемой охотниками дичи.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на отдел охотничьего хозяйства (т. Сицко А.В.).
ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
по организации и производству охоты на
водоплавающих птиц в лесной зоне европейской части РСФСР
(НЕЧЕРНОЗЕМЬЕ)
УТВЕРЖДЕНЫ
Главохотой РСФСР
2 января 1986 года
Методические рекомендации
(Извлечение)
Водоплавающие птицы являются важным объектом спортивной охоты в РСФСР. Их удельный вес составляет 50-60% от общего объема добычи пернатой дичи. По неполным данным, водоплавающие дают около 8 тыс. тонн продукции, поступающей в основном в личное потребление охотников. В различных областях, краях, АССР на эту группу дичи охотятся 45-90% зарегистрированных охотников. Будучи перелетными, водоплавающие птицы, в отличие от других видов дичи, являются международным охотничьим ресурсом.
В настоящее время уровень организации охоты на водоплавающих птиц, контроль за ее проведением и отношение к самому объекту охоты (как со стороны охотников, так и охотпользователей-арендаторов) поставлены слабо и не отвечают должным образом требованиям принципов рационального использования ресурсов. Особенно неудовлетворительно обстоит дело с учетами численности и добычи водоплавающих птиц, что делает невозможным правильное планирование и корректировку изъятия поголовья, приводит к необъективным экономическим оценкам выхода охотничьей продукции.
В последние 15-20 лет регулирование охоты на водоплавающих сводилось в основном к введению ограничений и запретов, что не привело к увеличению ресурсов дичи, но зато снизило, в сравнении с изначальной, общую и индивидуальную добычу охотников средней полосы России на 30-50% на фоне возросшего объема изъятия в некоторых зарубежных странах Европы.
Настоящие указания имеют ряд общих положений, но прежде всего рассчитаны на внедрение в охотничье хозяйство Нечерноземной зоны, где осуществляется большая государственная программа подъема уровня развития всех сфер хозяйства, улучшения обслуживания населения. Комплексная реализация предложенных рекомендаций рассматривается как один из этапов совершенствования системы использования ресурсов водоплавающих птиц в РСФСР.
1. Организация весенней охоты
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 января 1970 года N 48 Главохоте РСФСР поручено рассматривать и решать вопрос о запрещении весенней охоты на пернатую дичь в РСФСР, исходя из ее запасов. Имеющиеся данные о численности и добыче водоплавающей дичи как в России, так и за ее пределами, позволяют рекомендовать ежегодное разрешение весенней охоты на гусей и селезней кряквы на территории областей и АССР Нечерноземной зоны при обязательном соблюдении следующих условий.
1.1. Весеннюю охоту на водоплавающих разрешать только в охотничьих угодьях, где может быть обеспечен надлежащий контроль за проведением охоты и учет добычи.
1.2. Весеннюю охоту в каждой области открывать с начала естественного ледохода сроком не более 10 календарных дней, считая с момента открытия. Даты вскрытия рек определяются по данным гидрометеослужбы области (в крупных областях или АССР, имеющих существенные климатические различия между частями, даты открытия весенней охоты устанавливаются дифференцированно для каждой части). Дата открытия, сроки и порядок проведения охоты должны быть обнародованы в установленном порядке.
1.3. Весеннюю охоту на гусей и селезней разрешать только из шалашей и скрадков, с применением подсадных птиц, профилей, чучел и манков. Скрадки и шалаши должны располагаться в зависимости от характера угодий, но не ближе 300 м в любую сторону один от другого.
1.4. Охоту на селезней на утренней заре разрешать с рассвета до 12 часов дня по местному времени, на вечерней заре - с 19 часов по местному времени до наступления темноты. Охоту на гусей разрешать в течение всего дня.
1.5. Применение на охоте магнитофонов и других технических средств, а также охоту с подхода (с подъезда) запретить.
1.6. Установить дневную норму добычи гусей не более двух голов на одного охотника. Дневные нормы отстрела селезней на одного охотника - не более 5 голов.
2. Организация осенней охоты
2.1. Открывать осеннюю охоту на водоплавающих не ранее третьей субботы августа. Дату закрытия осенней охоты установить в день ледостава. В первые дни в открытых угодьях (широкие поймы, разливы, плавни) охоту с подхода максимально ограничивать. В первые две недели охоту ограничить до 3-4 дней в неделю; в последние две недели дни покоя не устанавливать.
2.2. Учитывая, что сезонная добыча "среднего" охотника в лесной зоне Европейской части РСФСР составляет не более 10 птиц, дневные индивидуальные нормы отстрела не устанавливать. Квоты отстрела водоплавающих определять для хозяйства (района) в размере 25% от общего августовского поголовья при условии подъема на крыло 5 и более молодых на 1 самку. В неблагоприятные сезоны (менее 5 молодых, поднимающихся на крыло, на 1 самку) изъятие планировать в пределах 20% от общего августовского поголовья.
С 1 октября нормы объема добычи не устанавливать.
2.3. Размеры изъятия и нагрузку на угодья регулировать фактической продолжительностью охоты, вводя необходимое количество дней покоя и организуя подвижную (в пределах сезона охоты) систему зон покоя.
2.4. На крупных водоемах (озерах, водохранилищах, разливах, болотах, карьерах и т.д.), где имеются заросли надводной растительности, затопленные леса и в широких поймах, охотники располагаются егерями из расчета не ближе 300 м между ближайшими засидками.
При ходовых охотах в лесных угодьях по берегам мелких озер, рек и на болотах, а также на перелетах на "зорьках" стимулировать применение охотничьих собак, в том числе лаек, отдавая предпочтение при выдаче путевок (разрешений) владельцам собак.
2.5. Учетные работы по определению запасов водоплавающих птиц (согласно Техническим условиям на проектирование охотничьих и лесоохотничьих хозяйств института "Союзгипролесхоз") следует планировать из расчета охвата не менее 20% соответствующих угодий. Учетная норма - не менее 10 км маршрута на 1 тыс.гектаров. Средняя величина выводка определяется по 10 выводкам каждого вида.
Объемы изъятия охотпользователи согласовывают с органами госохотнадзора.
2.6. Необходимо проводить биотехнические мероприятия, направленные в первую очередь на увеличение запасов гнездящихся водоплавающих птиц: кряквы, красноголового нырка, гоголя, хохлатой чернети и других (установка искусственных гнездовий, сокращение численности серой вороны, прокосы в сплошных зарослях, посевы кормовых растений на слабозаросших водоемах и прочее).
УТВЕРЖДЕНО
Главохотой РСФСР
14 августа 1980 года
ПОЛОЖЕНИЕ
об охотничье-производственном участке управления
охотничье-промыслового хозяйства и государственной
охотничьей инспекции при областном (краевом) исполкоме,
совете Министров АССР
I. Общая часть
1. Охотничье-производственный участок организуется в целях улучшения охраны и рационального использования государственного охотничьего фонда, проведения мероприятий, обеспечивающих увеличение запасов охотничьих животных и выход продукции охотничьего хозяйства с единицы площади охотничьих угодий, организации добычи промысловой пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства и сдачи этой продукции заготовительным и другим организациям.
2. Охотничье-производственный участок организуется приказом по управлению охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции на основании решения обл(край)исполкома, Совета Министров АССР на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий.
Площадь охотничье-производственного участка определяется в зависимости от типа и качества угодий в пределах 30-100 тыс. га.
3. Управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции непосредственно ведут охотничье хозяйство на охотничье-производственном участке и несут ответственность за правильное его ведение.
Порядок ведения охотничьего хозяйства, проведения охоты, добыча и сдача заготовительным и другим организациям продукции охотничьего хозяйства на территории охотничье-производственного участка определяются управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекцией согласно существующим в области, крае, АССР правилам и срокам охоты и настоящему положению.
Добыча диких животных на территории охотничье-производственного участка может производиться исключительно по письменным разрешениям управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции, администрации участка или уполномоченных ими лиц охраны участка.
4. Контроль за ведением охотничьего хозяйства и другими видами деятельности на территории охотничье-производственного участка осуществляется Главохотой РСФСР и ее местными органами путем систематических проверок, но не реже 1 раза в год.
5. Содержание работников охотничье-производственного участка производится за счет специальных средств Главохоты РСФСР.
6. Охотничье-производственный участок действует на принципах самоокупаемости.
II. Задачи охотничье-производственного участка
7. В задачи охотничье-производственного участка входят: осуществление охраны, учета и мероприятий по воспроизводству охотничьих животных с целью увеличения их численности; организация и проведение спортивной охоты: организация добычи и сдачи заготовительным и другим организациям продукции охотничьего хозяйства: оказание содействия заготовительным организациям в сборе и заготовках продуктов побочного пользования лесом (ягод, грибов, орехов и др.); оказание помощи органам лесного хозяйства в проведении мероприятий по охране и защите лесов.
III. Деятельность охотничье-производственного участка
8. Охотничье-производственный участок осуществляет следующую деятельность:
организует и проводит мероприятия по увеличению запасов охотничье-промысловых животных; улучшению кормовых и защитных условий для полезных животных, заготовке кормов и подкормке дичи, расселению охотничьих животных, уничтожению вредных хищников; организует и проводит учет численности охотничьих животных и ведет на его основе плановую добычу пушнины и другой продукции охотничьего хозяйства;
обеспечивает равномерное опромышление охотничьих угодий, определяет основные места спортивной охоты и выдает в соответствии с установленной пропускной способностью путевки на право охоты охотникам-любителям; организует и ведет на закрепленной территории добычу и сдачу торгово-заготовительным организациям и в сеть общественного питания продукции охотничьего хозяйства, а также отлов живых зверей и птиц; разделяет угодья на промысловые участки и закрепляет их за охотниками, заключившими договоры на добычу и сдачу государству пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства; организует и проводит работу по сдаче добытой пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства организациям потребительской кооперации и другим организациям в счет установленных для них планов заготовок этой продукции;
организует и проводит работу по организации охраны угодий и борьбе с браконьерством; организует и проводит работу по оборудованию охотничьих угодий промысловыми базами, избушками, стационарными самоловами и другими сооружениями; содействует организациям в сборе и заготовках продукции побочного пользования лесом (ягод, грибов, орехов и др.), а также оказывает помощь органам лесного хозяйства в проведении мероприятий по охране и защите лесов.
IV. Штаты и руководство охотничье-производственным участком
9. Работу охотничье-производственного участка возглавляет старший охотовед. Назначение, перемещение и освобождение старшего охотоведа охотничье-производственного участка производятся управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекцией при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР.
10. Старший охотовед охотничье-производственного участка руководит всей его деятельностью и работой подчиненных ему егерей, осуществляет на основе единоначалия все права и обязанности, вытекающие из возложенных на охотничье-производственный участок задач, распоряжается по доверенности, выданной управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекцией, в пределах установленных Законом и настоящим Положением всеми средствами и имуществом охотничье-производственного участка и совершает от имени последнего все дозволенные Законом операции, представляет охотничье-производственный участок в организациях и учреждениях.
11. На старшего охотоведа охотничье-производственного участка возлагается:
подбор кадров егерей, представление управлению охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции документов по приему на работу и увольнению с нее егерей охотничье-производственного участка; подписание по доверенности управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции актов, заключение договоров и трудовых соглашений, составление и представление управлению охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции авансовых и других отчетов, материалов о деятельности охотничье-производственного участка;
разработка и представление начальнику управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции на утверждение планов по проведению охранных, охотхозяйственных и биотехнических мероприятий, планов добычи охотничьих животных;
осуществление непосредственного руководства работой егерей, установление им планов и заданий по проверке охранных, воспроизводственных и охотхозяйственных мероприятий, добыче охотничьих животных и сдаче продукции охотничьего хозяйства: организация работы и контроль за выполнением этих планов и заданий; проведение мероприятий по повышению квалификации егерей, обмену передовым опытом, рационализации.
12. В структуру охотничье-производственного участка как составные части входят егерские участки. Площадь егерского участка определяется в зависимости от типа и качества угодий на основании охотэкономического обследования и других обследовательских работ в пределах 5-10 тыс. га.
13. Работу на территории егерского участка возглавляет егерь. Наем на работу и увольнение егерей производятся управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекцией при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР.
14. На егеря возлагается: охрана диких зверей и птиц путем регулярного обхода (объезда) закрепленного за ним участка охотничьих угодий; выявление нарушителей правил охоты, составление протоколов, изъятие у них продукции незаконной охоты, оружия и орудий лова в установленном Законом порядке; организация и проведение работы по истреблению волков и других вредных хищников; выполнение планов, заданий, поручений, доведенных старшим охотоведом охотничье-производственного участка; проведение учетов численности охотничьих животных; организация и личное участие в добыче и заготовках промысловой пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства; выдача путевок на право охоты охотникам-любителям, осуществление контроля за проведением охоты на закрепленной территории.
V. Планирование деятельности, учет и отчетность,
реализация продукции
15. Охотничье-производственный участок осуществляет свою деятельность на основании квартальных и годовых планов и смет, утвержденных управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекцией при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР.
16. Финансовое обеспечение деятельности охотничье-производственного участка производится со счета специальных средств управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР.
17. Охотничье-производственный участок реализует добытую продукцию государственным и кооперативным заготовительным организациям и в сеть общественного питания по действующим закупочным ценам от имени управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР:
учет добытой продукции охотничье-производственный участок ведет на основании документов о ее реализации государственным, кооперативным заготовительным организациям и в сеть общественного питания (квитанции, накладные и т.д.);
отчетность в объемах добытой продукции производит в форме реестра документов, выданных заготовительными и другими организациями, а об использовании денежных средств - в форме авансовых отчетов в сроки, устанавливаемые управлением охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекцией при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР;
средства, причитающиеся за реализуемое участком мясо диких животных и другую продукцию, перечисляет на расчетный счет управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции на условиях, определенных договором, заключаемым между охотничье-производственным участком по поручению управления охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции и заготовительной организацией (организацией общественного питания).
VI. Прекращение деятельности охотничье-производственного участка
18. Охотничье-производственный участок прекращает свою деятельность на основании решения обл(край)исполкома, Совета Министров АССР и приказа по управлению охотничье-промыслового хозяйства, госохотинспекции при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР.
УТВЕРЖДЕНЫ
Главохотой РСФСР
29 апреля 1984 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и ведению охотничьего хозяйства
на территории охотничье-производственных участков
Главохоты РСФСР
Охотничье-производственные участки Управления охотничье-промыслового хозяйства и Государственной охотничьей инспекции при обл(край)исполкоме, Совете Министров АССР организуются и действуют в соответствии с Положением об охотничье-производственных участках (приложение N 1).
Основными задачами охотничье-производственных участков являются: рациональное использование запасов охотничьих животных путем организации промысловой и спортивной охоты, проведение мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов.
I. Порядок организации охотничье-производственных участков
Закрепление охотничьих угодий за охотничье-производственными участками производится на основе материалов охотэкономического обследования, которое выполняется силами специалистов Управления охотничье-промыслового хозяйства (Госохотинспекции), либо специализированными охотустроительными организациями за счет средств, выделенных на эти цели Главохотой РСФСР.
Итоговым документом охотэкономического обследования является "Проект организации охотничье-производственного участка", который состоит из следующих основных разделов:
- описание границ, общая площадь охотничьих угодий, в том числе лесных, полевых, водно-болотных;
- карта-схема участка в масштабе 1:10000 (в 1 см 1 км) с нанесением границ и состава охотничьих угодий (лес, поле, озера, реки, болота);
- видовой состав и численность охотничьих животных;
- проект плана деятельности участка на срок не менее 3 лет: вложения средств на биотехнические мероприятия, учет численности охотничьих животных, охотхозяйственные мероприятия (строительство вышек, охотизбушек, остолбление границ), материальное обеспечение и штаты, добыча основных видов охотничьих животных, сдача государству пушнины, мяса диких животных и дичи, смета доходов и расходов.
Проект штатного расписания, планы финансирования и материально-технического обеспечения охотничье-производственного участка представляются в Главохоту РСФСР вместе с общим планом финансирования и заявкой на капитальное строительство, материально-техническое обеспечение Управления охотничье-промыслового хозяйства (Госохотинспекции) на предстоящий год в сроки, установленные Главным управлением. К указанным документам должна быть также приложена смета доходов и расходов участка, копия решения (постановления) обл(край)исполкома, Совета Министров АССР об организации участка.
II. Организация территории охотничье-производственного участка
В целях более удобной охраны, лучшего проведения работ по воспроизводству и эксплуатации госохотфонда территории охотничье-производственных участков разделяются на егерские обходы. Площадь егерского обхода определяется в зависимости от качества и доступности охотничьих угодий, с учетом возможностей его охраны и осуществления контроля за проведением охот. Например, в условиях густонаселенной местности при наличии хороших подъездных путей усиленного режима охраны требуют ондатровые угодья. Площадь егерского обхода в этом случае должна быть меньше (5-10 тыс. га). Наоборот, в отдаленных, малопродуктивных лесных угодьях, доступ в которые ограничен из-за отсутствия путей подъезда, площадь егерского обхода может быть увеличена до 20 тыс. га. Границы егерского обхода должны быть хорошо выражены в натуре и устанавливаются по дорогам, просекам, речкам и ручьям, берегам озер и т.д.
По границам участка после его создания устанавливаются вывески-аншлаги, оповещающие население о границах хозяйства и режиме охоты в нем.
Аншлаги устанавливаются на столбах не ниже 2,5-3 м от земли в основных местах подхода и подъезда охотников: у железнодорожных станций, пристаней, остановок автобусов, на дорогах, ведущих в охотничьи угодья. Столбы рекомендуется окрашивать масляной краской полосами в три цвета - белый, красный и черный. Вывеска устанавливается таким образом, чтобы ее тыльная часть была обращена внутрь участка. Рекомендуется следующий текст аншлага:
|
|
ГЛАВОХОТА РСФСР |
|
|
|
На некоторые вывески, кроме указанного текста, можно наносить схему границ участка.
Внутри территории охотничье-производственного участка аншлаги устанавливаются в крупных населенных пунктах и на дорогах с оживленным движением одна против другой.
Остолбление границ участка должно быть произведено за два года с момента его организации.
Для приема охотников-любителей, остановки на ночлег работников участка, бригад охотников и отдельных охотников, занимающихся мясо-дичным и пушным промыслом, в отдаленных охотугодьях могут быть построены простейшие жилые и служебные помещения: охотизбушки с надворными постройками (навесом для постановки вездехода, автомашины, снегоходов, сараем для хранения кормов и инвентаря),
В отдельных случаях на территории охотничье-производственного участка могут строиться кордоны, предназначенные под жилье егерей, старших охотоведов и административное служебное помещение.
Места под строительство охотизбушек согласовываются с основным землепользователем (лесхозом, совхозом).
Под строительство кордонов, являющихся капитальными сооружениями, требуется землеотвод (государственный акт о выделении участка земли).
Для подъезда к кордонам, охотизбушкам, местам охоты, в случае необходимости, устраиваются простейшие подъездные пути (охотничьи дороги и тропы), мосты и переходы.
Финансирование работ по строительству охотизбушек, устройству и ремонту подъездных путей, остолблению границ производится за счет средств, выделяемых на охотхозяйственные мероприятия, строительство кордонов - за счет выделяемых капвложений.
III. Проведение мероприятий по воспроизводству запасов
охотничьих животных
В целях увеличения численности охотничьих зверей и птиц на территории охотничье-производственных участков проводятся мероприятия по улучшению кормовых, гнездопригодных и защитных свойств охотничьих угодий, подкормка охотничьих животных в тяжелые периоды года, борьба с вредными хищниками, снижение отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на фауну, а также выпуск в охотничьи угодья зверей и птиц, борьба с заболеваниями животных.
Одним из наиболее часто применяемых и эффективных мероприятий по сохранению и увеличению численности охотничьих зверей и птиц является подкормка охотничьих животных, проводимая в поздне-осенний, зимний и ранне-весенний периоды. Для подкормки используются зернофуражные, концентрированные корма (овес, ячмень, кукуруза, пшеница, подсолнечник, соя, желуди), сочные корма (картофель, кормовая свекла, топинамбур, капуста, силос и др.), сено, грубые веточные корма (веники).
Ниже рекомендуются следующие примерные нормы выкладки кормов для основных видов охотничьих животных в областях Европейской части РСФСР (кроме Северного Кавказа):
|
Кабан |
Олень благородный |
Олень пятнистый |
Косуля |
Заяц русак |
Серая куропатка |
Число дней подкормки в году 120-150 |
120-150 |
150 |
150 |
90 |
120 |
|
Корма в кг на одну голову в сутки: |
|
|
|
|
|
|
- зернофуражные корма |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,2 |
0,025 |
0,035 |
- сочные корма |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,040 |
0,020 |
- сено |
- |
3,0 |
2,5 |
0,5 |
0,050 |
- |
- веники |
- |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
Количество выкладываемых кормов может изменяться в зависимости от интенсивности посещения подкормочных площадок животными и поедаемости кормов.
Один кг сочных кормов можно заменить на 0,5 кг зерновых кормов. Зерновые корма заменяются зерноотходами в соотношении 1:3.
Необходимое количество кормов для подкормки охотничьих животных может быть приобретено у организаций, занимающихся их производством, либо выращено и заготовлено в самом хозяйстве (на кормовых полях). Приобретенные или заготовленные на месте корма приходуются в установленном порядке. Списание кормов производится по актам раз в месяц. Количество выложенных за месяц на подкормку кормов подсчитывается по записям в дневнике егеря.
В случаях, когда корма полностью вывозятся на подкормку сразу после заготовки (приобретения), либо оставляются для подкормки на месте сбора (например, стожки сена, вико-овсяной соломы, оставляемые в лесу), составляется акт приходования в подотчет материально ответственному лицу по месту заготовки (ст. охотоведу, егерю).
Списание этого количества кормов производится после окончания подкормочного сезона или поедания кормов животными.
Документы о приходовании и расходовании кормов высылаются бухгалтерии госохотинспекции (охотуправления).
На кормовых полях, где сеяные травы, зерновые, топинамбур и другие культуры оставляются зачастую для подкормки "на корню", акт на списание составляется после созревания сельхозкультур.
Поскольку корма, сосредоточивая животных в определенных месте, играют важную роль при организации в дальнейшем охот на кабанов, оленей и косуль, начинать ее следует заблаговременно, пока звери не покинули тот или иной участок обитания из-за бескормицы или вовсе не ушли с территории хозяйства.
Для того чтобы избавить диких копытных животных от минерального голодания, устраиваются солонцы. Примерный расход соли на 1 солонец для лосей и оленей - 30 кг в год.
В целях увеличения численности водоплавающей дичи и организации охот на нее в некоторых охотничье-производственных участках целесообразно устраивать искусственные водоемы. Места строительства плотин согласовываются с землепользователями и местными органами Советской власти, поскольку поднятие уровня воды может привести к гибели сенокосных, пастбищных угодий или пашни. Плотины, не требующие больших капитальных затрат, могут быть устроены за счет средств, выделяемых на биотехнические мероприятия. Строительство крупных плотин осуществляется за счет выделяемых на эти цели капвложений.
Увеличению видового многообразия фауны, повышению продуктивности и производительности охотничьих угодий способствуют мероприятия по акклиматизации и расселению охотничьих животных, которые проводятся в соответствии с "Инструкцией о порядке планирования и проведения мероприятий по расселению охотничьих животных на территории РСФСР". В целях сохранения видового разнообразия и чистоты "рас" охотничьих животных не рекомендуется расселять в местах обитания аборигенных подвидов фауны другие подвиды этого вида. Например, расселять охотничьего фазана в ареале северо-кавказского фазана, марала - в районах обитания благородного европейского оленя. Учитывая важность сохранения русской норки, нельзя выпускать в районах ее обитания американскую норку. Быстрому росту численности вселенных видов способствует хорошо налаженная охрана угодий, зимняя подкормка, истребление в районах выпуска вредных животных и другие биотехнические мероприятия.
Устройство кормовых полей, ремиз, искусственных водопоев, гнезд, подкормка охотничьих животных, борьба с вредными животными (кроме волков и шакалов), строительство биотехнических сооружений (кормушек различного типа, навесов и сараев для хранения кормов, силосных ям, наблюдательных вышек), расселение охотничьих животных производятся за счет бюджетных средств, выделяемых госохотинспекции (охотуправлению) на биотехнические мероприятия. Борьба с волками и шакалами производится за счет средств, выделяемых на эти цели Госстрахом. Оплата за заготовку сена, посев и уборку сельскохозяйственных культур, строительство биотехнических сооружений производится за счет средств, выделяемых на биотехнические мероприятия по существующим расценкам на эти виды работ.
IV. Охрана охотничьих угодий
Незаконная охота в ряде случаев является главной причиной уменьшения, а местами и полного исчезновения дичи. Борьба с браконьерством поэтому должна быть одной из основных задач работников охотничье-производственных участков.
Первостепенное значение имеют при этом мероприятия предупредительного характера: широкое оповещение населения о границах охотничье-производственного участка и режиме охоты в нем на собраниях охотников, через местную печать, радио, телевидение, проведение лекций, бесед, докладов в обществах охотников, на предприятиях, в школах.
Наибольший эффект в борьбе с браконьерством дают регулярные групповые выезды (выходы) в охотугодья работников участка совместно с активом местных охотников, органами милиции, лесной охраны.
Охотникам, принимающим активное участие в борьбе с незаконной охотой, предоставляется преимущественное право при получении путевок на охоту.
Особое внимание должно уделяться охране видов охотничьих животных, занесенных в Красную книгу РСФСР. Каждый егерь должен знать эти виды животных и проводить разъяснительную работу среди населения.
V. Эксплуатация государственного
охотничьего фонда и организация охот
Эксплуатация государственного охотничьего фонда и организация охот в охотничье-производственных участках ведется в двух направлениях - промысловом и спортивном, в соответствии с правилами охоты на территории области, края, АССР. Добыча промысловых и спортивных видов охотничьих животных планируется на основе данных по учету численности, проведение которого является обязательным.
Учет численности охотничьих зверей и птиц проводится под руководством ст. охотоведа участка силами егерей по методикам, утвержденным Главохотой РСФСР. В отдельных случаях к учетам могут быть привлечены и наиболее опытные местные охотники-любители.
Охота как промысловая, так и спортивная производится только по путевкам, выдаваемым в соответствии с приказом по Главохоте РСФСР от 27 февраля 1984 года N 48 и положением о порядке выдачи путевок на право охоты в госпромхозах и охотничье-производственных участках Главохоты РСФСР, утвержденным Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников 23 марта 1984 года (приложения N 2 и N 3)*.
----------------
* Приложения не приводятся.
Нормы добычи диких копытных животных, бурых медведей и лицензионных видов пушных зверей на охотничий сезон устанавливаются в соответствии с рекомендациями, изложенными в соответствующих инструкциях, с учетом состояния запасов животных. При наметившейся тенденции к снижению численности размер использования по тому или иному виду охотничьих животных может быть снижен или охота на него запрещена вовсе. Наоборот, при значительном росте численности вида и нанесении им ущерба лесному и сельскому хозяйству размер использования следует увеличивать. Стабильность ресурсов при максимальном размере пользования является свидетельством того, что эксплуатация ведется правильно и оставшееся после сезона охоты поголовье обеспечивает воспроизводство запасов животных. Запрещение охоты - крайняя мера, которая прежде всего говорит о том, что охотничье хозяйство ведется неудовлетворительно.
Размер использования некоторых видов охотничьих животных, численность которых подвержена резким колебаниям и определить ее с достаточной степенью достоверности бывает трудно (крот, белка, горностай, хорь, колонок), на охотничий сезон может не устанавливаться.
Добыча в этом случае регулируется сроками охоты, основанными на данных предпромысловой разведки. Так, например, если итоги предпромысловой разведки показали, что запасы крота (число "ходов" на постоянном промысловом путике) резко сократились, сроки охоты могут быть ограничены всего одним месяцем или даже двумя неделями в году.
В целях равномерного опромышления пушных ресурсов и во избежание утечки промысловой пушнины на сторону путевки для охоты на пушных зверей следует выдавать тем охотникам-любителям, которые ежегодно заключают договора с заготовительными организациями и полностью сдают добытую пушнину государству. За такими охотниками можно закреплять угодья на определенном участке хозяйства на несколько лет (до 5). Это создает у охотников заинтересованность в рациональном использовании ресурсов, охране госохотфонда, поддержании в хорошем состоянии охотизбушек и других промысловых сооружений. Угодья закрепляются приказом начальника госохотинспекции (управления охотничье-промыслового хозяйства) по представлению старшего охотоведа охотничье-производственного участка.
Задание на сдачу промысловой пушнины государству, по сумме и количеству шкурок пушных зверей, охотнику устанавливается старшим охотоведом охотничье-промыслового участка. Заранее подготовленные списки охотников с заданиями на добычу и сдачу пушнины подаются заготовительной организации для заключения договоров с этими охотниками. После заключения договора охотнику выписывается путевка на право охоты.
Во избежание ущерба, который может быть нанесен госохотфонду, не рекомендуется выдавать путевки на спортивную охоту на водоплавающую дичь в основных местах обитания ондатры и речного бобра (кроме охотников, за которыми угодья закреплены для промысла), либо максимально ограничивать территориальную нагрузку охотников-любителей на эти угодья в летне-осеннем сезоне охоты.
Промысел диких копытных животных желательно осуществлять бригадами охотников, в состав которых могут входить егеря охотничье-производственного участка и местные охотники. Одна бригада охотников, численностью 5-6 чел., оснащенная грузовой автомашиной и снегоходом "Буран" может обеспечить выполнение задания по добыче и сдаче государству мяса диких животных на территории одного или даже 2-3 смежных охотничье-производственных участков. Для успешного ведения промысла копытных по чернотропу и в целях сокращения непроизводительных потерь каждая бригада должна иметь зверовых собак, работающих по кровяному следу.
Оплату охотникам бригады за сданную мясную продукцию производит заготовительная организация или организация общественного питания, с которой госохотинспекцией (охотуправлением) заключен договор на сдачу мяса по расценкам, установленным в области, крае, АССР решением обл(край)исполкома, постановлением Совета Министров АССР. Если расценки решением облисполкома не установлены, их устанавливает своим приказом госохотинспекция (охотуправление) по согласованию с отделом цен облисполкома.
В большинстве случаев охотничье-производственные участки располагаются в районах, находящихся в сфере заготовительной деятельности райзаготконтор потребительской кооперации. Районные заготовительные организации областных, краевых и республиканских (АССР) потребсоюзов заинтересованы в развитии промысла, увеличении добычи и сдачи им продукции охотничьего хозяйства и, имея средства на эти цели, могут способствовать укреплению промысловой базы охотничье-производственных участков, воспроизводству пушных и мясо-дичных ресурсов.
Конкретные виды работ и размеры содействия заготовительных организаций охотничье-производственным участкам за добычу и сдачу промысловой продукции определяются договором между госохотинспекцией (управлением охотничье-промыслового хозяйства) и обл(край), респотребсоюзом.
Большинство охотничье-производственных участков организуется в зоне интенсивной спортивной охоты. Правильное ведение спортивного охотничьего хозяйства, регламентация спортивной охоты является поэтому одной из основных задач охотничье-производственных участков.
Рекомендации по планированию, организации и проведению спортивных охот строятся на основе данных по запасам охотничьих зверей и птиц, норм и сроков их добычи, существующих охотничьих традиций и традиционных видов охоты, площади и состава охотугодий.
Для правильной эксплуатации ресурсов спортивных видов охотничьей фауны определяется однодневная территориальная и фактическая сезонная пропускная способность охотничье-производственного участка в целом и каждого егерского обхода в частности.
Территориальная пропускная способность рассчитывается путем деления площади охотугодий, пригодной для проведения какого-либо вида охоты на максимально допустимую норму нагрузки охотников на единицу площади при этом виде охоты.
Например, группе охотников при охоте с гончей на зайца-беляка и лисицу требуется площадь лесных охотугодий не менее 5 тыс. га. При лесной площади участка в 25 тыс. га с гончими смогут одновременно охотиться не более 5 групп охотников. При большей "плотности" охотники будут мешать друг другу.
При летне-осенней охоте на водоплавающую дичь (из скрадков на утренних и вечерних перелетах), исходя из техники безопасности, нельзя ставить охотников ближе 250 м друг от друга. Кроме того, слишком большая плотность охотников на водоеме не способствует сохранению запасов водоплавающей дичи, отрицательно сказывается на успешности охоты.
Для расчета дневной территориальной пропускной способности рекомендуется руководствоваться следующими примерными нормами нагрузки охотников на единицу площади охотничьих угодий:
- весенняя охота на селезня с подсадной уткой - 1 охотник на 100 га водных угодий при весеннем уровне воды;
- летне-осенняя охота на уток на утренних и вечерних перелетах из скрадка - 1 охотник на 25 га водно-болотных охотугодий;
- осенняя охота на уток из скрадка с чучелами - 1 охотник на 50 га водных угодий;
- осенне-зимняя охота с гончими - группа охотников не более 5 чел. с одной или несколькими гончими собаками на 5000 га;
- летне-осенняя охота с подружейной собакой на болотную и луговую дичь - 1-2 охотника на 200 га болотных (луговых) угодий; на боровую дичь (по выводкам) - 1-2 охотника на 200-300 га лесных угодий.
Организация спортивной облавной осенне-зимней охоты на диких копытных животных (лося, оленя, косулю, кабана) для группы охотников из 10 человек требует 3-5 тыс.га лесных охотничьих угодий, так как при неудаче облавы в одном месте возникает необходимость ее проведения в другом, зачастую расположенном в нескольких километрах от прежнего.
Территориальная пропускная способность отражает максимальное количество охотников, которое может охотиться на территории охотничье-производственного участка в один день. Для того чтобы рассчитать фактическую сезонную пропускную способность, необходимо знать численность охотничьих зверей и птиц и планируемое их количество к добыче.
Например, если на территории участка возможен отстрел на токах не более 20 самцов глухарей, фактическая сезонная пропускная способность не может превышать 20 чел/дней при норме добычи 1 глухарь на охотника в день. Количество выданных охотникам путевок может быть больше установленного размера пользования только в том случае, если известно, что некоторые из охотников не отстреляли по тем или иным причинам разрешенное им количество глухарей.
При норме пользования на сезон в 10 лосей нельзя выдавать путевки на охоту по этому виду 11 командам.
Фактическая сезонная пропускная способность рассчитывается в основном по тем видам дичи, по которым с достаточной достоверностью можно установить численность и на ее основе плановый размер добычи. К таким видам относятся строго лимитируемые (лицензионные), а также те звери и птицы, запасы которых ограничены и требуют в целях охраны ресурсов усиленного контроля за размером использования (заяц-русак, глухарь, тетерев, фазан, серая куропатка).
Добыча водоплавающих, болотной и луговой дичи, рябчиков, зайцев-беляков, если запасы последних достаточно велики и недоопромышляются, ведется на основе дневной территориальной пропускной способности охотничье-производственного участка.
При организации охоты на водоплавающих большое значение имеет правильное определение числа охотничьих дней в неделю.
Имеющийся в охотничьих хозяйствах Всеармейского военно-охотничьего общества опыт говорит о том, что в зонах интенсивной спортивной охоты в летне-осеннем сезоне (до начала массового пролета уток) целесообразно устанавливать не более 2 охотничьих дней в неделю (суббота, воскресенье). Указанный регламент дает возможность снизить отрицательное воздействие "пресса охоты", позволяет дичи за дни покоя вновь сосредоточиться в местах охоты и в результате значительно повышаются успешность охоты и добычливость.
Правильная организация и проведение спортивной охоты на территории охотничье-производственного участка служит не только делу рационального использования охотничьих ресурсов, но и имеет огромное культурно-воспитательное значение.
В этой связи руководителям госохотинспекций, управлений охотничье-промыслового хозяйства и охотничье-производственных участков надо обращать особое внимание на культивирование и развитие традиционных национальных видов охоты (с подружейными собаками на боровую, болотную и луговую дичь, на зайцев и лисиц с гончими, на лисиц с флажками, на селезней с подсадной уткой, на глухарей и тетеревов на токах, на медведей на овсах и на берлоге и др.). Сроки охоты на болотную и луговую дичь с подружейными собаками, на зайцев и лисиц с гончими следует предельно расширять (в пределах сроков, установленных Типовыми правилами охоты в РСФСР). В отдельных случаях охотничье-производственные участки в целях развития традиционных охот могут приобретать и содержать собственные племенные гнезда гончих собак и лаек, подсадных уток.
Приобретение и содержание охотничьих собак и подсадных уток производится за счет средств, выделяемых на биотехнические мероприятия.
В целях рационального использования госохотфонда, обеспечения контроля за сроками и нормами добычи охотничьих животных на каждый охотничий сезон составляется план эксплуатации государственного охотничьего фонда (приложение N 4), который утверждается начальником госохотинспекции (охотуправления). Один экземпляр этого плана хранится в госохотинспекции, другой экземпляр находится у ст. охотоведа участка.
Учет выдачи путевок на спортивную и промысловую охоту, а также учет добытой дичи ведется в Книге регистрации выдачи путевок (приложение N 5)*. Охотники, не сдавшие использованных путевок, могут быть лишены в дальнейшем права получения путевки на охоту.
----------------
* Не приводится.
Задания по производственной деятельности охотничье-производственному участку доводятся госохотинспекцией (охотуправлением) по форме согласно приложению N 6.
О результатах производственной деятельности за истекший год охотничье-производственный участок отчитывается перед госохотинспекцией (охотуправлением), а госохотинспекция (охотуправление) перед Главохотой РСФСР по статистической форме ЦСУ 2-тп-охота.
Приложение N 4
УТВЕРЖДАЮ
Начальник госохотинспекции (охотуправления) при ________________
облисполкоме
"____"__________19____г.
ПЛАН
эксплуатации государственного охотничьего фонда на территории
__________________________ охотничье-производственного
участка в осенне-зимнем сезоне 19___г. - 19___г.
N пп. |
Наименование вида |
Сроки охоты |
Число охотничьих дней в неделю |
Дневная территориальная пропускная способность, чел. |
Дневная норма отстрела дичи, голов |
Число охотничьих дней в сезоне |
Численность, голов |
Добыча |
Плановая посещаемость в человеко-днях |
Примечание | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
всего голов |
|
| |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
1. |
Водоплавающая дичь |
19.08-25.10 |
2 до 01.10 |
20 |
3 |
13 |
- |
- |
780 |
260 |
| |
|
|
|
4 с 01.10 |
20 |
3 |
14 |
- |
- |
540 |
280 |
| |
2. |
Болотная дичь |
19.08-25.10 |
2 |
5 |
5 |
19 |
- |
- |
475 |
95 |
| |
3. |
Рябчик |
01.09-01.11 |
2 |
5 |
5 |
18 |
300 |
-20 |
60 |
20 |
| |
4. |
Заяц-беляк |
29.09-01.01 |
2 |
5 |
2 |
28 |
500 |
25 |
125 |
60 |
| |
5. |
Бурый медведь |
15.08-28.02 |
- |
2 |
- |
- |
-50 |
10 |
5 |
|
| |
6. |
Лось |
01.11-15.01 |
- |
1 команда |
- |
- |
100 |
20 |
20 |
Спортивная охота только по субботам и воскрес. | ||
7. |
Кабан |
01.11-15.01 |
- |
2 команды |
- |
- |
200 |
30 |
60 |
| ||
8. |
Белка |
01.11-28.02 |
- |
- |
- |
- |
400 |
50 |
200 |
Охота производится охотниками, заключившими договор по бесплатным путевкам в любые дни недели | ||
9. |
Ондатра |
01.10-28.02 |
- |
- |
- |
- |
500 |
50 |
250 |
| ||
10. |
Куница |
01.11-28.02 |
- |
- |
- |
- |
25 |
30 |
8 |
| ||
11. |
Норка |
01.11-28.02 |
|
- |
- |
- |
30 |
30 |
10 |
| ||
12. |
Выдра |
01.11-28.02 |
- |
- |
- |
- |
5 |
10 |
1 |
| ||
13. |
Речной бобр |
01.11-28.02 |
|
- |
- |
- |
50 |
20 |
10 |
| ||
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ст. охотовед участка_____________
Приложение N 6
Производственное задание
___________охотничье-производственному участку на 19____г.
N п/п |
Наименование показателей и мероприятий |
Ед.изм. |
Всего на 19___г. |
в том числе по кварталам | |||
|
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
1. |
Сдача государству промысловой пушнины |
|
|
|
|
|
|
2. |
Сдача государству пернатой дичи |
шт. |
|
|
|
|
|
3. |
Сдача мяса диких животных, всего на сумму тыс. руб. |
ц |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
мясо лося |
ц |
|
|
|
|
|
|
мясо кабана |
ц |
|
|
|
|
|
|
мясо оленя |
ц |
|
|
|
|
|
|
мясо медведя бурого |
ц |
|
|
|
|
|
|
мясо зайцев |
ц |
|
|
|
|
|
4. |
Плата за путевки |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
5. |
Охотхозяйственные мероприятия, |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
установка вывесок-аншлагов |
шт. |
|
|
|
|
|
|
строительство избушек |
шт. |
|
|
|
|
|
|
устройство охотничьих дорог и троп |
км |
|
|
|
|
|
|
устройство мостов и переходов |
шт. |
|
|
|
|
|
|
строительство кордонов |
шт. |
|
|
|
|
|
6. |
Биотехнические мероприятия, всего |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
устройство кормовых полей |
га |
|
|
|
|
|
|
кормушек и подкормочных |
|
|
|
|
|
|
|
площадок |
шт. |
|
|
|
|
|
|
устройство солонцов |
шт. |
|
|
|
|
|
|
заготовка сена |
ц |
|
|
|
|
|
|
Заготовка зерновых |
ц |
|
|
|
|
|
|
Заготовка овощей |
ц |
|
|
|
|
|
|
Заготовка силоса |
ц |
|
|
|
|
|
|
Заготовка веников (снопов) |
шт. |
|
|
|
|
|
|
Выкладка кормов на подкормку |
|
|
|
|
|
|
|
В том числе сено |
ц |
|
|
|
|
|
|
Зерновые |
ц |
|
|
|
|
|
|
Сочные корма |
ц |
|
|
|
|
|
|
Веники (снопы) |
шт. |
|
|
|
|
|
|
Расселение охотничьих животных, всего |
гол. |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
олень европейский |
гол. |
|
|
|
|
|
|
строительство баз передержки и транспортных клеток |
|
|
|
|
|
|
|
для расселения |
|
|
|
|
|
|
|
охотничьих животных |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
строительство помещений для содержания собак |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
расходы на содержание собак |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
истребление волков |
гол. |
|
|
|
|
|
|
истребление бродячих собак и кошек |
гол. |
|
|
|
|
|
|
истребление ворон |
гол. |
|
|
|
|
|
Начальник госохотинспекции
(охотуправления)_____________
Текст документа сверен по:
"Охотничьи законы",
Сб-к нормативных правовых
актов и других документов, Киров,
1999 год