- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2001 года N 31
Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной
атмосферного воздуха
(с изменениями на 23 июля 2007 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 24 и 27 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 января 2001 года N 31
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха
(с изменениями на 23 июля 2007 года)
1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами - на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, - на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха в установленном порядке взаимодействуют с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями и гражданами.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471. - См. предыдущую редакцию)
3. Право на осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха имеют:
должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы;
должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по охране природы.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471. - См. предыдущую редакцию)
4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляют контроль за (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию):
а) соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
б) выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
в) осуществлением мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха;
г) выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
д) проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
е) внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
ж) осуществлением мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
з) осуществлением мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
и) осуществлением учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;
к) наличием предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их эксплуатации;
л) обеспечением своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
м) выполнением предписаний государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
н) проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;
о) соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха;
п) наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;
р) наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов;
с) соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает инструктивные и методические документы, а также дает разъяснения по вопросам осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию).
6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха во взаимодействии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию):
с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию);
с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию).
В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию).
7. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию):
а) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
б) проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;
в) проверять выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
г) проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
д) определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
е) вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
ж) проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
з) подпункт исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию;
и) проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;
к) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;
л) аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются;
м) направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию);
н) давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию) ; *7.н)
о) привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию);
п) предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
р) осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
с) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471).
8. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
а) иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
б) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;
в) осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
г) обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
д) взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;
е) обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
ж) информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 471 - см. предыдущую редакцию);
з) подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
9. Решения, в том числе предписания, государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, по вопросам устранения нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для исполнения.
Указанные решения могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности государственному инспектору по охране природы, ведающему вопросами охраны атмосферного воздуха, в суд или арбитражный суд.
10. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.