- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2000 года N НМ-61/5611
О правилах эксплуатации водохранилищ
Российской Федерации
На период до утверждения в установленном порядке нормативно-методических документов о порядке и правилах эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ при решении вопросов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением Правил эксплуатации водохранилищ, прошу руководствоваться прилагаемыми "Общими положениями" проекта "Методических указаний по разработке правил эксплуатации водохранилищ", разработанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ".
Первый заместитель
Министра
Н.Н.Михеев
Приложение
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ):
- государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляет Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст.71 ВК РФ);
- государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст.72 ВК РФ);
- специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы;
- территориальные органы МПР России, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, представлены на межрегиональном - бассейновые водные управления (далее - БВУ), региональном - республиканские, краевые и областные комитеты природных ресурсов (далее - КПР) и на местном уровне - учреждения или государственные унитарные предприятия или другие юридические и физические лица, обеспечивающие эксплуатацию водохранилищ и гидротехнических сооружений (далее - службы эксплуатации, см. раздел "Основные понятия и определения").
1.2. Настоящие "Методические указания по разработке Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Методические указания) предназначены для разработки "Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Правил).
Разработка Правил осуществляется в соответствии с действующими на момент их составления законодательными и другими нормативно - правовыми актами.
1.3. Требования Правил, составленных в соответствии с настоящими Методическими указаниями, обязательны к исполнению управлениями, предприятиями и организациями всех министерств и ведомств, имеющих лицензию на проектирование, строительство и использование водохранилищ, эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также на водопользование, выполнение научно - исследовательских, изыскательских, ремонтных и других подобных работ; оказывающих влияние на состояние акватории, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водохранилищ.
1.4. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила являются основным руководящим документом для службы эксплуатации водохранилищ, в соответствии с которым осуществляются:
- контроль за соблюдением требований к использованию водопользователями водных ресурсов водохранилища;
- организация системы наблюдений за состоянием акватории, прибрежной зоны водохранилища, ГТС, создающих водохранилище, и защитных ГТС;
- координация и осуществление мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища;
- организация службы эксплуатации водохранилища;
- действия в случае аварийных ситуаций и т.д.
При расхождении положений Правил с нормами водного, земельного, природоохранного и других законодательств, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями и инструкциями МПР России и его территориальных органов, службы эксплуатации водохранилищ в своей повседневной деятельности должны руководствоваться последними.
1.5. Методические указания распространяются на разработку Правил как проектируемых, так и существующих, расположенных на территории России водохранилищ, независимо от их назначения, формы собственности и ведомственной принадлежности.
В соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила разрабатываются по поднадзорным МПР России водохранилищам с полным объемом 1,0 млн. куб. м и более, а также по водохранилищам, имеющим меньшие объемы, переполнение или опорожнение которых в результате аварий и разрушений ГТС может повлечь за собой человеческие жертвы, нарушение или прекращение работы крупных предприятий; по внутригородским водохранилищам.
Настоящие Методические указания не распространяются на гидроузлы (объекты и ГТС), эксплуатация которых осуществляется по правилам (инструкциям), имеющим специализированный ведомственный характер. К ним относятся Правила, регламентирующие эксплуатацию гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других поднадзорных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России объектов и ГТС.
1.6. При приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта служба эксплуатации водохранилища должна иметь Правила эксплуатации водохранилища (приложение 1). В Правила включаются или оформляются отдельно:
- правила использования водных ресурсов водохранилища;
- местные производственные инструкции по эксплуатации создающих водохранилище и защитных гидротехнических сооружений;
- проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
- проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
При отдельном оформлении перечисленных документов в Правила включаются их основные положения.
Помимо этого к Правилам должны быть приложены:
- декларация безопасности ГТС;
- лицензии на эксплуатацию водохранилища и ГТС;
- документ о включении объекта в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Наличие вышеперечисленных, утвержденных в установленном порядке документов при приемке водохранилищ в эксплуатацию обязательно. В случае отсутствия вышеуказанных документов на существующих водохранилищах необходима их разработка и утверждение.
1.7. Основным документом, на основании которого осуществляется управление водным режимом водохранилища, является неотъемлемая часть Правил эксплуатации водохранилища - "Правила использования водных ресурсов водохранилища". Разработка и реализация их ведется в соответствии с "Методическими указаниями по разработке Правил использования водных ресурсов водохранилищ", утверждаемыми МПР России, а по водохранилищам гидроэлектростанций - в соответствии с "Методическими указаниями по составлению правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций", утверждаемыми Минэнерго России. В настоящих Методических указаниях приводятся только основные положения по составу и порядку соблюдения правил использования водных ресурсов водохранилищ (раздел 5).
1.8. По водохранилищам объемом более 10 млн. куб. м и водохранилищам комплексного использования объемом от 1 до 10 млн. куб. м "Правила использования водных ресурсов" составляются и утверждаются МПР России отдельно.
Для группы водохранилищ, расположенных в каскаде, когда режимы их работы связаны между собой и не могут осуществляться раздельно, допускается разработка и утверждение единых для всего каскада "Правил использования водных ресурсов", отражающих общие положения и специфику режима работы каждого из водохранилищ.
1.9. Основным документом, на основании которого осуществляется хозяйственная и иная деятельность в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ, является проект их установления, разработка и реализация которого ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 и издаваемыми в соответствии с ним нормативно - методическими документами. В настоящих Методических указаниях рассматриваются только основные положения по составу и порядку контроля за соблюдением установленных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ условий хозяйственной и иной деятельности (раздел 6).
1.10. Настоящие Методические указания являются руководящим документом, в соответствии с которым разрабатываются правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, включающие:
- координацию и контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов водохранилища при соблюдении требований охраны природной среды и условий воспроизводства водных биоресурсов;
- организацию и проведение наблюдений за состоянием акватории, водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе;
- координацию и выполнение мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе;
- эксплуатацию защитных и создающих водохранилище ГТС в нормальных условиях и в случае возникновения аварийных ситуаций;
- организацию и содержание работы служб эксплуатации водохранилищ и эксплуатирующих ГТС организаций.
1.11. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила предусматривают:
- обеспечение благоприятных экономических, социальных, экологических условий проживания населения в зоне влияния водохранилища;
- охрану водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения;
- предупреждение, снижение до минимума и ликвидацию вредного воздействия вод;
- наиболее целесообразный и экономически оправданный порядок удовлетворения требований водопользователей в различных гидрологических ситуациях при соблюдении требований охраны окружающей среды и обеспечении условий для воспроизводства водных биоресурсов;
- обеспечение безопасности ГТС, населения и хозяйственных объектов в зоне водохранилища и на нижележащем участке реки в пределах влияния регулирования стока водохранилищем;
- сохранение в зоне влияния водохранилища условий существования животного и растительного мира.
1.12. Для проектируемых водохранилищ Правила разрабатываются по отдельному титулу (договору) в составе проектов (рабочей документации) водохранилищ и утверждаются к моменту приемки водохранилища в постоянную эксплуатацию.
Началом постоянной эксплуатации водохранилищ является дата утверждения в установленном порядке акта комиссии по приемке всего комплекса сооружений в постоянную эксплуатацию после завершения начального наполнения водохранилища и ввода его в нормальный режим работы.
Отсутствие утвержденных в установленном порядке Правил является основанием для отказа в приемке водохранилища в эксплуатацию.
1.13. При поэтапном наполнении водохранилища до НПУ составляются временные правила эксплуатации водохранилищ с учетом предусмотренных проектом пусковых комплексов.
1.14. Техническое задание на разработку Правил согласовывается бассейновыми или, по их поручению, территориальными органами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. По крупнейшим водохранилищам Российской Федерации, ведение режимов работы которых осуществляется бассейновыми органами совместно с МПР России, технические задания согласовываются с МПР России.
При разработке Правил должны быть учтены положения бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов (ст.120 ВК РФ).
Правила разрабатываются собственниками гидроэнергетических или гидротехнических сооружений этих водохранилищ или эксплуатирующими водохранилища организациями в случае, если ГТС находятся в государственной собственности.
В случае, когда Правила разрабатываются эксплуатирующей водохранилище организацией, являющимся одновременно собственником ГТС, в Правила включаются требования к эксплуатации всего комплекса сооружений, включая ГТС, создающие водохранилище. Если в состав ГТС, создающих водохранилище, входят ГТС, поднадзорные Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России, то Правила с привлечением средств вышеуказанных ведомств разрабатываются применительно только к водохранилищу, с учетом предъявляемых к нему требований, обеспечивающих нормальную эксплуатацию этих ГТС.
1.15. Функции заказчика по проведению водоохранных и берегоукрепительных работ выполняются МПР России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в собственности которых находятся водохранилища.
1.16. Средства, необходимые для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ комплексного назначения, отнесенных к федеральной собственности, предусматриваются в проектах федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на очередной финансовый год. Заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется в своих бюджетах предусматривать средства для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также привлекать для этих целей средства заинтересованных организаций и другие внебюджетные источники. Поддержание в надлежащем техническом состоянии водохранилищ, предоставленных в особое пользование, осуществляется организациями, в пользовании которых находятся водохранилища.
1.17. Заказчиком и финансирующим органом по разработке инструкций и других документов, регламентирующих эксплуатацию гидроузлов и входящих в их состав гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других ГТС, находящихся на балансе Минэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора России, являются ведомственные дирекции этих гидроузлов.
1.18. Утверждение и, при необходимости, переутверждение Правил (п.1.6), осуществление технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и ГТС на них независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возложено на МПР России (п.2 Постановления Правительства от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ"). Исключение составляют местные производственные инструкции ГТС гидроузлов, подведомственных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору. Утверждение Правил производится:
- МПР России по водохранилищам, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации или вносящих существенные изменения в режим рек других субъектов Российской Федерации, а также по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации, объемом более 100 млн. куб. м или необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
- бассейновыми водохозяйственными управлениями или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам объемом от 50 до 100 млн. куб. м;
- территориальными комитетами природных ресурсов субъектов Российской Федерации или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации и не вносящим существенных изменений в режим реки на территории других субъектов Российской Федерации, и по водохранилищам объемом менее 50 млн. куб. м;
- Минсельхозом России по ирригационным водохранилищам, являющимся водоисточниками оросительных систем по согласованию с МПР России или его территориальными органами;
- Госкомрыболовством России по специальным для рыбного хозяйства водохранилищам (нерестово - вырастные, товарные хозяйства и др.) по согласованию с МПР России или его территориальными органами.
1.19. Правила эксплуатации водохранилищ, относящихся к федеральной собственности, согласовываются с органами исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, на территорию которых распространяется зона влияния водохранилища, или, по их поручению, с другими уполномоченными органами и заинтересованными организациями.
Правила эксплуатации водохранилищ, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав заинтересованных организаций как федерального, так и уровня субъектов Российской Федерации входят специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (МПР России), специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды (МПР России), федеральный орган управления лесным хозяйством (МПР России), государственный орган санитарно - эпидемиологического надзора (Минздрав России), государственный орган управления использованием и охраной рыбных ресурсов (Госкомрыболовство России), специально уполномоченный государственный орган в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), МЧС России, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России, Госкомзем России, Госгортехнадзор России и их территориальные органы. Состав организаций, согласовывающих Правила, в зависимости от конкретных природных и хозяйственных условий может быть как расширен, так и сокращен.
Временные Правила (п.1.13) дополнительно согласовываются с организациями, выполняющими мероприятия по созданию водохранилищ и строительству гидротехнических сооружений.
1.20. Правила подлежат пересмотру:
- при необходимости изменения условий регулирования стока;
- при возникновении новых природно - техногенных условий;
- при возникновении дополнительных требований к безопасности эксплуатации ГТС;
- при изменении состава ГТС;
- по мере накопления опыта эксплуатации водохранилища.
1.21. Срок действия Правил и условия их пересмотра определяются органом, утвердившем эти Правила, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями.
1.22. Для водохранилищ, режим работы которых затрагивает интересы сопредельных государств, Правила должны учитывать определенные международными договорами интересы другой стороны.
1.23. Каждый раздел Методических указаний, в зависимости от изученности вопроса, включает рекомендательные, методические, методологические материалы, относящиеся к соответствующему разделу Правил.
1.24. При разработке Правил конкретных водохранилищ не следует приводить в них сведений и разделов из Методических указаний, не относящихся к конкретному водохранилищу.
1.25. Проект Правил согласовывается заинтересованными организациями в течение 30 календарных дней.
1.26. Права и ответственность эксплуатирующих водохранилище и ГТС организаций, водопользователей и водопотребителей, их взаимоотношения, порядок разрешения споров по вопросам использования и охраны водных объектов определяются водным, гражданским и уголовным законодательствами.
1.27. Правилами должны в обязательном порядке обеспечиваться:
- организации, эксплуатирующие водохранилище;
- органы МПР России, утверждающие Правила (п.1.18);
- бассейновые управления органов Госкомрыболовства России;
- организации - владельцы ГТС, создающих водохранилища;
- страховой фонд документации (Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1253-68).
Текст документа сверен по:
рассылка