почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
27
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 октября 2000 года N НМ-61/5611


О правилах эксплуатации водохранилищ
Российской Федерации


    На период до утверждения в установленном порядке нормативно-методических документов о порядке и правилах эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ при решении вопросов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением Правил эксплуатации водохранилищ, прошу руководствоваться прилагаемыми "Общими положениями" проекта "Методических указаний по разработке правил эксплуатации водохранилищ", разработанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ".


    

Первый заместитель
Министра
Н.Н.Михеев


Приложение


    

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1.1. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ):

    - государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляет Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст.71 ВК РФ);

    - государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст.72 ВК РФ);

    - специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы;

    - территориальные органы МПР России, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, представлены на межрегиональном - бассейновые водные управления (далее - БВУ), региональном - республиканские, краевые и областные комитеты природных ресурсов (далее - КПР) и на местном уровне - учреждения или государственные унитарные предприятия или другие юридические и физические лица, обеспечивающие эксплуатацию водохранилищ и гидротехнических сооружений (далее - службы эксплуатации, см. раздел "Основные понятия и определения").

    1.2. Настоящие "Методические указания по разработке Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Методические указания) предназначены для разработки "Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Правил).

    Разработка Правил осуществляется в соответствии с действующими на момент их составления законодательными и другими нормативно - правовыми актами.

    1.3. Требования Правил, составленных в соответствии с настоящими Методическими указаниями, обязательны к исполнению управлениями, предприятиями и организациями всех министерств и ведомств, имеющих лицензию на проектирование, строительство и использование водохранилищ, эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также на водопользование, выполнение научно - исследовательских, изыскательских, ремонтных и других подобных работ; оказывающих влияние на состояние акватории, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водохранилищ.

    1.4. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила являются основным руководящим документом для службы эксплуатации водохранилищ, в соответствии с которым осуществляются:

    - контроль за соблюдением требований к использованию водопользователями водных ресурсов водохранилища;

    - организация системы наблюдений за состоянием акватории, прибрежной зоны водохранилища, ГТС, создающих водохранилище, и защитных ГТС;

    - координация и осуществление мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища;

    - организация службы эксплуатации водохранилища;

    - действия в случае аварийных ситуаций и т.д.

    При расхождении положений Правил с нормами водного, земельного, природоохранного и других законодательств, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями и инструкциями МПР России и его территориальных органов, службы эксплуатации водохранилищ в своей повседневной деятельности должны руководствоваться последними.

    1.5. Методические указания распространяются на разработку Правил как проектируемых, так и существующих, расположенных на территории России водохранилищ, независимо от их назначения, формы собственности и ведомственной принадлежности.

    В соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила разрабатываются по поднадзорным МПР России водохранилищам с полным объемом 1,0 млн. куб. м и более, а также по водохранилищам, имеющим меньшие объемы, переполнение или опорожнение которых в результате аварий и разрушений ГТС может повлечь за собой человеческие жертвы, нарушение или прекращение работы крупных предприятий; по внутригородским водохранилищам.

    Настоящие Методические указания не распространяются на гидроузлы (объекты и ГТС), эксплуатация которых осуществляется по правилам (инструкциям), имеющим специализированный ведомственный характер. К ним относятся Правила, регламентирующие эксплуатацию гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других поднадзорных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России объектов и ГТС.

    1.6. При приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта служба эксплуатации водохранилища должна иметь Правила эксплуатации водохранилища (приложение 1). В Правила включаются или оформляются отдельно:

    - правила использования водных ресурсов водохранилища;

    - местные производственные инструкции по эксплуатации создающих водохранилище и защитных гидротехнических сооружений;

    - проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

    - проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

    При отдельном оформлении перечисленных документов в Правила включаются их основные положения.

    Помимо этого к Правилам должны быть приложены:

    - декларация безопасности ГТС;

    - лицензии на эксплуатацию водохранилища и ГТС;

    - документ о включении объекта в Российский регистр гидротехнических сооружений.

    Наличие вышеперечисленных, утвержденных в установленном порядке документов при приемке водохранилищ в эксплуатацию обязательно. В случае отсутствия вышеуказанных документов на существующих водохранилищах необходима их разработка и утверждение.

    1.7. Основным документом, на основании которого осуществляется управление водным режимом водохранилища, является неотъемлемая часть Правил эксплуатации водохранилища - "Правила использования водных ресурсов водохранилища". Разработка и реализация их ведется в соответствии с "Методическими указаниями по разработке Правил использования водных ресурсов водохранилищ", утверждаемыми МПР России, а по водохранилищам гидроэлектростанций - в соответствии с "Методическими указаниями по составлению правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций", утверждаемыми Минэнерго России. В настоящих Методических указаниях приводятся только основные положения по составу и порядку соблюдения правил использования водных ресурсов водохранилищ (раздел 5).

    1.8. По водохранилищам объемом более 10 млн. куб. м и водохранилищам комплексного использования объемом от 1 до 10 млн. куб. м "Правила использования водных ресурсов" составляются и утверждаются МПР России отдельно.

    Для группы водохранилищ, расположенных в каскаде, когда режимы их работы связаны между собой и не могут осуществляться раздельно, допускается разработка и утверждение единых для всего каскада "Правил использования водных ресурсов", отражающих общие положения и специфику режима работы каждого из водохранилищ.

    1.9. Основным документом, на основании которого осуществляется хозяйственная и иная деятельность в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ, является проект их установления, разработка и реализация которого ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 и издаваемыми в соответствии с ним нормативно - методическими документами. В настоящих Методических указаниях рассматриваются только основные положения по составу и порядку контроля за соблюдением установленных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ условий хозяйственной и иной деятельности (раздел 6).

    1.10. Настоящие Методические указания являются руководящим документом, в соответствии с которым разрабатываются правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, включающие:

    - координацию и контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов водохранилища при соблюдении требований охраны природной среды и условий воспроизводства водных биоресурсов;

    - организацию и проведение наблюдений за состоянием акватории, водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе;

    - координацию и выполнение мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе;

    - эксплуатацию защитных и создающих водохранилище ГТС в нормальных условиях и в случае возникновения аварийных ситуаций;

    - организацию и содержание работы служб эксплуатации водохранилищ и эксплуатирующих ГТС организаций.

    1.11. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила предусматривают:

    - обеспечение благоприятных экономических, социальных, экологических условий проживания населения в зоне влияния водохранилища;

    - охрану водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения;

    - предупреждение, снижение до минимума и ликвидацию вредного воздействия вод;

    - наиболее целесообразный и экономически оправданный порядок удовлетворения требований водопользователей в различных гидрологических ситуациях при соблюдении требований охраны окружающей среды и обеспечении условий для воспроизводства водных биоресурсов;

    - обеспечение безопасности ГТС, населения и хозяйственных объектов в зоне водохранилища и на нижележащем участке реки в пределах влияния регулирования стока водохранилищем;

    - сохранение в зоне влияния водохранилища условий существования животного и растительного мира.

    1.12. Для проектируемых водохранилищ Правила разрабатываются по отдельному титулу (договору) в составе проектов (рабочей документации) водохранилищ и утверждаются к моменту приемки водохранилища в постоянную эксплуатацию.

    Началом постоянной эксплуатации водохранилищ является дата утверждения в установленном порядке акта комиссии по приемке всего комплекса сооружений в постоянную эксплуатацию после завершения начального наполнения водохранилища и ввода его в нормальный режим работы.

    Отсутствие утвержденных в установленном порядке Правил является основанием для отказа в приемке водохранилища в эксплуатацию.

    1.13. При поэтапном наполнении водохранилища до НПУ составляются временные правила эксплуатации водохранилищ с учетом предусмотренных проектом пусковых комплексов.

    1.14. Техническое задание на разработку Правил согласовывается бассейновыми или, по их поручению, территориальными органами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. По крупнейшим водохранилищам Российской Федерации, ведение режимов работы которых осуществляется бассейновыми органами совместно с МПР России, технические задания согласовываются с МПР России.

    При разработке Правил должны быть учтены положения бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов (ст.120 ВК РФ).

    Правила разрабатываются собственниками гидроэнергетических или гидротехнических сооружений этих водохранилищ или эксплуатирующими водохранилища организациями в случае, если ГТС находятся в государственной собственности.

    В случае, когда Правила разрабатываются эксплуатирующей водохранилище организацией, являющимся одновременно собственником ГТС, в Правила включаются требования к эксплуатации всего комплекса сооружений, включая ГТС, создающие водохранилище. Если в состав ГТС, создающих водохранилище, входят ГТС, поднадзорные Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России, то Правила с привлечением средств вышеуказанных ведомств разрабатываются применительно только к водохранилищу, с учетом предъявляемых к нему требований, обеспечивающих нормальную эксплуатацию этих ГТС.

    1.15. Функции заказчика по проведению водоохранных и берегоукрепительных работ выполняются МПР России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в собственности которых находятся водохранилища.

    1.16. Средства, необходимые для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ комплексного назначения, отнесенных к федеральной собственности, предусматриваются в проектах федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на очередной финансовый год. Заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется в своих бюджетах предусматривать средства для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также привлекать для этих целей средства заинтересованных организаций и другие внебюджетные источники. Поддержание в надлежащем техническом состоянии водохранилищ, предоставленных в особое пользование, осуществляется организациями, в пользовании которых находятся водохранилища.

    1.17. Заказчиком и финансирующим органом по разработке инструкций и других документов, регламентирующих эксплуатацию гидроузлов и входящих в их состав гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других ГТС, находящихся на балансе Минэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора России, являются ведомственные дирекции этих гидроузлов.

    1.18. Утверждение и, при необходимости, переутверждение Правил (п.1.6), осуществление технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и ГТС на них независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возложено на МПР России (п.2 Постановления Правительства от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ"). Исключение составляют местные производственные инструкции ГТС гидроузлов, подведомственных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору. Утверждение Правил производится:

    - МПР России по водохранилищам, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации или вносящих существенные изменения в режим рек других субъектов Российской Федерации, а также по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации, объемом более 100 млн. куб. м или необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

    - бассейновыми водохозяйственными управлениями или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам объемом от 50 до 100 млн. куб. м;

    - территориальными комитетами природных ресурсов субъектов Российской Федерации или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации и не вносящим существенных изменений в режим реки на территории других субъектов Российской Федерации, и по водохранилищам объемом менее 50 млн. куб. м;

    - Минсельхозом России по ирригационным водохранилищам, являющимся водоисточниками оросительных систем по согласованию с МПР России или его территориальными органами;

    - Госкомрыболовством России по специальным для рыбного хозяйства водохранилищам (нерестово - вырастные, товарные хозяйства и др.) по согласованию с МПР России или его территориальными органами.

    1.19. Правила эксплуатации водохранилищ, относящихся к федеральной собственности, согласовываются с органами исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, на территорию которых распространяется зона влияния водохранилища, или, по их поручению, с другими уполномоченными органами и заинтересованными организациями.

    Правила эксплуатации водохранилищ, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    В состав заинтересованных организаций как федерального, так и уровня субъектов Российской Федерации входят специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (МПР России), специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды (МПР России), федеральный орган управления лесным хозяйством (МПР России), государственный орган санитарно - эпидемиологического надзора (Минздрав России), государственный орган управления использованием и охраной рыбных ресурсов (Госкомрыболовство России), специально уполномоченный государственный орган в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), МЧС России, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России, Госкомзем России, Госгортехнадзор России и их территориальные органы. Состав организаций, согласовывающих Правила, в зависимости от конкретных природных и хозяйственных условий может быть как расширен, так и сокращен.

    Временные Правила (п.1.13) дополнительно согласовываются с организациями, выполняющими мероприятия по созданию водохранилищ и строительству гидротехнических сооружений.

    1.20. Правила подлежат пересмотру:

    - при необходимости изменения условий регулирования стока;

    - при возникновении новых природно - техногенных условий;

    - при возникновении дополнительных требований к безопасности эксплуатации ГТС;

    - при изменении состава ГТС;

    - по мере накопления опыта эксплуатации водохранилища.

    1.21. Срок действия Правил и условия их пересмотра определяются органом, утвердившем эти Правила, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями.

    1.22. Для водохранилищ, режим работы которых затрагивает интересы сопредельных государств, Правила должны учитывать определенные международными договорами интересы другой стороны.

    1.23. Каждый раздел Методических указаний, в зависимости от изученности вопроса, включает рекомендательные, методические, методологические материалы, относящиеся к соответствующему разделу Правил.

    1.24. При разработке Правил конкретных водохранилищ не следует приводить в них сведений и разделов из Методических указаний, не относящихся к конкретному водохранилищу.

    1.25. Проект Правил согласовывается заинтересованными организациями в течение 30 календарных дней.

    1.26. Права и ответственность эксплуатирующих водохранилище и ГТС организаций, водопользователей и водопотребителей, их взаимоотношения, порядок разрешения споров по вопросам использования и охраны водных объектов определяются водным, гражданским и уголовным законодательствами.

    1.27. Правилами должны в обязательном порядке обеспечиваться:

    - организации, эксплуатирующие водохранилище;

    - органы МПР России, утверждающие Правила (п.1.18);

    - бассейновые управления органов Госкомрыболовства России;

    - организации - владельцы ГТС, создающих водохранилища;

    - страховой фонд документации (Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1253-68).



    

Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование