- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 22 ноября 2001 года N 174
О выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о взаимодействии министерств и ведомств Российской Федерации в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома "Байконур"
Совместным решением МЧС России, Минздрава России, МИД России, Минобороны России, МПР России, Росгидромета и Росавиакосмоса утверждено Положение о взаимодействии министерств и ведомств Российской Федерации в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома "Байконур".
В целях выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и снижению уровня возможного негативного воздействия на природную среду в случае аварийных пусков ракет с космодрома "Байконур"
приказываю:
1. Принять к руководству и использованию прилагаемое Положение о взаимодействии министерств и ведомств Российской Федерации в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома "Байконур" (далее - Положение).
2. Генеральному директору НПО "Тайфун" (А.Д.Орлянский), директору Гидрометцентра России (Р.М.Вильфанд) и начальнику ГРМЦ (Л.Е.Безрук) обеспечить организацию и выполнение работ ФИАЦ Росгидромета в порядке, предусмотренном приказом руководителя Росгидромета от 01.07.97 N 68.
3. Начальнику ФИАЦ Росгидромета (В.М.Шершаков):
3.1. По согласованию с Минобороны России и Росавиакосмосом до 01.03.2002 составить перечень основных сил и средств ФИАЦ Росгидромета, необходимых для выполнения работ, предусмотренных Положением, обеспечить их постоянную готовность к действиям в случае аварий при пусках ракет и определить порядок и срок доставки их к месту работ. Проекты документов направить в Росгидромет (УМЗ).
3.2. При получении из Росавиакосмоса утвержденных планов (графиков) пусков ракет на очередной год (или месяц - по взаимному согласованию) с указанием используемых средств выведения и трассы пуска обеспечить предварительную подготовку к возможным работам с привлечением (при необходимости и по указанию Росгидромета) других подразделений Росгидромета, включая соответствующие УГМС (ЦГМС), на обслуживаемой территории которых могут наблюдаться загрязнения природной среды при аварийных пусках ракет.
3.3. Совместно с УМЗ (В.В.Челюканов) и УНМС (В.Г.Блинов) предусмотреть подготовку и включение в установленном порядке в тематику работ НПО "Тайфун" Росгидромета на 2002 год исследований:
- по формированию баз данных, необходимых для заблаговременной и оперативной оценки состояния и прогноза уровней загрязнения окружающей среды в случае аварии ракеты при пуске;
- по разработке модели химического загрязнения атмосферы и территорий компонентами ракетных топлив или продуктами их разложения по различным вариантам аварии ракеты при пуске (взрыв в атмосфере на различных высотах, взрыв на поверхности земли и др.).
4. Генеральному директору НПО "Тайфун" (А.Д.Орлянский) предусмотреть в проекте ведомственного заказа на 2002 год работы для ФИАЦ Росгидромета по обеспечению выполнения возложенных на него задач в соответствии с Положением.
5. Начальнику УПФ (И.А.Якубов) дополнительно выделить НПО "Тайфун" с 2002 года годовой фонд оплаты труда в размере 49000 рублей для выполнения работ, вытекающих из данного приказа, за счет сокращения работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды, выполняемых ДВНИГМИ.
6. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя руководителя Росгидромета Ю.С.Цатурова.
Руководитель Росгидромета
А.И.Бедрицкий
Приложение
к приказу
Росгидромета
от 22.11.2001 N 174
УТВЕРЖДАЮ
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации стихийных бедствий
С.К.Шойгу
19.12.2000
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.Шевченко
"____" _______ 2000
Министр иностранных дел
Российской Федерации
И.С.Иванов
27 апреля 2001 года
Министр обороны
Российской Федерации
С.Б.Иванов
"____" _______ 2000
Руководитель Федеральной службы
России по гидрометеорологии
и мониторингу
окружающей среды
А.И.Бедрицкий
"____" _______ 2000
Генеральный директор
Российского авиационно-космического
агентства
Ю.Н.Коптев
"____" _______ 2000
Министр природных ресурсов
Российской Федерации
В.А.Яцкевич
"____" _______ 2001
ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии министерств и ведомств Российской Федерации в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома "Байконур"
Общие положения
Настоящее Положение вводит систему обеспечения безопасности и снижения уровня возможности негативного воздействия пусков ракет, распределяет ответственность и определяет порядок взаимодействия министерств и ведомств Российской Федерации при заблаговременной подготовке и непосредственно в случае аварийных пусков ракет с космодрома "Байконур" в условиях его аренды Российской Федерации, их обязанности и сроки выполнения мероприятий по оценке воздействия и ликвидации последствий аварии ракеты при пуске, порядок взаимодействия с соответствующими структурами Казахстанской Стороны и администрациями субъектов Российской Федерации по трассам пуска ракет.
Для целей настоящего Положения:
под "ракетой" понимается ракета космического назначения или межконтинентальная ракета с элементами оснащения;
под "министерством (ведомством), ответственным за пуск ракеты", понимается федеральный орган исполнительной власти (Минобороны России или Росавиакосмос), в ведении которого находятся стартовый комплекс и эксплуатирующая его организация, осуществлявшая пуск ракеты;
под "пускающей организацией" понимается организация, уполномоченная министерством (ведомством), ответственным за пуск ракеты, на организацию и непосредственное проведение или руководство комплексом организационно-технических мероприятий по подготовке и пуску ракеты.
I
Заблаговременная подготовка к действиям в аварийной ситуации
В целях создания организационно-технической и нормативно-правовой основы для обеспечения постоянной готовности сил и средств к действиям в аварийной ситуации, созданию условий для своевременного начала работ по локализации, снижению масштабов негативного воздействия поражающих факторов аварии ракеты при пуске и ликвидации ее последствий министерства и ведомства самостоятельно или силами подведомственных им структур, учреждений, организаций и предприятий проводят следующие подготовительные мероприятия:
1. Российское авиационно-космическое агентство
1.1. доводит, в порядке согласования, до Казахстанской Стороны планы (графики) запусков космических аппаратов (пусков ракет) на очередной год и информацию о дате конкретного запуска в объеме, в сроки и в порядке, установленном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке представления и получения заключения (согласования) по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома "Байконур" от 18 ноября 1999 года;
1.2. доводит утвержденные планы (графики) пусков ракет на очередной год (по взаимному согласованию - на очередной месяц) с указанием используемых средств выведения и трассы пуска до:
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерства иностранных дел Российской Федерации (Департамент по вопросам безопасности и разоружения);
Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета);
Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации;
Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;
1.3. обеспечивает необходимую постоянную готовность к действиям в районах аварии при пуске ракеты специализированной лаборатории мониторинга влияния ракетно-космической деятельности на природную среду и совместно с Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации - лаборатории санитарно-гигиенического контроля;
1.4. совместно с Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации обеспечивает поддержание на космодроме "Байконур" неснижаемого запаса оборудования, химических реактивов и медикаментов для оперативной доставки и использования в районах аварии ракеты при пуске;
1.5. формирует в установленном порядке совместно с Минобороны России (пускающей организацией) аварийно-спасательные отряды, аварийно-спасательные группы, наземные и воздушные поисковые группы, укомплектованные подготовленным персоналом и оснащенные необходимым оборудованием, для устранения аварийных ситуаций на технических и стартовых комплексах, заправочно-нейтрализационных станциях, проведения аварийно-спасательных, поисковых работ и работ по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске;
1.6. привлекает на компенсационной основе силы и средства аварийно-спасательных подразделений Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям для обеспечения безопасности при осуществлении пусков ракет с космодрома "Байконур";
1.7. обеспечивает передачу информации о результатах пуска, осуществленного силами Росавиакосмоса, в Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан;
1.8. совместно с Минобороны России (пускающей организацией) разрабатывает планы действий в случае аварии ракеты при пуске, а при необходимости - план взаимодействия между организациями, уполномоченными представлять на космодроме "Байконур" Росавиакосмос и Минобороны России, по ликвидации ее последствий;
1.9. обеспечивает контроль за производством организациями и гражданами, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование (эксплуатация) космической техники, обязательного страхования жизни и здоровья космонавтов, работников объектов наземной космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц в порядке и на условиях, установленных законом.
2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
2.1. определяет региональные подразделения МЧС России, обеспечивает их готовность, устойчивое и непрерывное взаимодействие с пускающими организациями Росавиакосмоса и Минобороны России в позиционном районе космодрома "Байконур" и по трассам пуска ракет;
2.2. оказывает при обращении Минобороны России или Росавиакосмоса методическую помощь в подготовке, развертывании, оснащении и организации действий аварийно-спасательных формирований космодрома "Байконур";
2.3. оказывает на договорной основе Казахстанской Стороне организационную и методическую помощь, подготовку казахстанских специалистов (в согласованных объемах) по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске при осуществлении ракетно-космической деятельности.
3. Министерство обороны Российской Федерации
3.1. формирует в установленном порядке совместно с Росавиакосмосом (пускающей организацией) аварийно-спасательные отряды, аварийно-спасательные группы, наземные и воздушные поисковые группы, укомплектованные подготовленным персоналом и оснащенные необходимым оборудованием, для устранения аварийных ситуаций на технических и стартовых комплексах, заправочно-нейтрализационных станциях, проведения аварийно-спасательных, поисковых работ и работ по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске;
3.2. предоставляет совместно с Росавиакосмосом в Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета данные по типам ракет, компонентам ракетных топлив и их количествах, параметрам траекторий пуска ракет, необходимых для построения вероятностных моделей аварий и проведения заблаговременных расчетов зон возможного загрязнения территорий;
3.3. предоставляет Генеральному штабу Вооруженных Сил Республики Казахстан материалы для оценки возможных районов падения фрагментов ракет на территории Республики Казахстан в случае аварии ракеты при пуске;
3.4. обеспечивает передачу (силами пускающей организации) информации о результатах пуска, осуществленного силами Минобороны России, в Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан;
3.5. силами пускающей организации совместно с пускающей организацией Росавиакосмоса разрабатывает планы действий в случае аварии ракеты при пуске, а при необходимости - план взаимодействия между организациями, уполномоченными представлять на космодроме "Байконур" Росавиакосмос и Минобороны России, по ликвидации ее последствий;
3.6. обеспечивает контроль за производством организациями и гражданами, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование (эксплуатация) космической техники, обязательного страхования жизни и здоровья работников объектов наземной космической инфраструктуры, находящихся в ведении Минобороны России, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц в порядке и на условиях, установленных законом;
3.7. формирует группу экологического обследования, укомплектованную подготовленным персоналом и оснащенную необходимым оборудованием, для проведения экологического обследования района аварии ракеты при пуске.
4. Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации
4.1. определяет и согласовывает с министерством (ведомством) Российской Федерации, ответственным за проведение пуска ракеты, потребный состав сил и средств от штатных авиационных поисково-спасательных частей Минобороны России;
4.2. устанавливает и поддерживает взаимодействие с подразделениями пускающей организации Минобороны России, с пускающей организацией Росавиакосмоса, а также организациями Росавиакосмоса, эксплуатирующими районы падения отделяющихся частей ракет, в части отработки и проведения совместных действий по поисково-эвакуационному обеспечению действий в районе аварии ракеты при пуске;
4.3. организует сосредоточение выделенных сил и средств на аэродромах вдоль трассы пуска ракеты и согласовывает с пускающей организацией порядок их применения в случае аварии ракеты при пуске.
5. Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации
5.1. оказывает содействие Росавиакосмосу в развертывании, оснащении и поддержании в готовности к немедленным действиям в районе аварии ракеты при пуске лаборатории санитарно-гигиенического контроля, в создании и поддержании на космодроме "Байконур" неснижаемого запаса оборудования, химических реактивов, медикаментов и медицинского имущества для их оперативной доставки и использования в районе аварии ракеты при пуске;
5.2. по обращению министерства (ведомства), ответственного за пуск ракеты, на договорной основе формирует специализированную бригаду быстрого реагирования и организует ее отправку в район аварии ракеты при пуске.
6. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета) в режиме повседневной деятельности:
6.1. во взаимодействии с Минобороны России (космодром "Байконур") и Росавиакосмосом (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры при РКА) формирует базу данных, необходимую для заблаговременной и оперативной оценки состояния и прогноза уровней загрязнения окружающей среды в случае аварии ракеты при пуске;
6.2. разрабатывает модели химического загрязнения атмосферы и территорий компонентами ракетных топлив или продуктами их разложения по различным вариантам аварии ракеты при пуске (взрыв в атмосфере на различных высотах, взрыв на поверхности земли и др.).
7. Министерство природных ресурсов Российской Федерации
совместно с Росавиакосмосом и Минобороны России разрабатывает и согласовывает в установленном порядке с Республикой Казахстан методики обследования и оценки экологического ущерба в случае аварии ракеты при пуске.
II
Непосредственная подготовка к пуску ракеты
В целях своевременного приведения всех сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности пусков ракет с космодрома "Байконур", в готовность к выполнению задач по предназначению и установления взаимодействия между ними министерства и ведомства при непосредственной подготовке к пуску ракеты самостоятельно или силами подведомственных им структур, учреждений, организаций и предприятий проводят мероприятия:
8. Министерство обороны Российской Федерации или Российское авиационно-космическое агентство
8.1. не позднее 7 суток (если не установлен иной согласованный срок) до назначенного времени пуска ракеты уведомляет все заинтересованные министерства и ведомства, упомянутые в пункте 1.2 настоящего Положения, о дате (основной и резервной) и времени старта ракеты с сообщением типа космического аппарата (кроме космического аппарата военного назначения), типа ракеты и разгонного блока, компонентов ракетного топлива (КРТ) и его количества по ступеням, количества гарантийных остатков КРТ в ступенях ракеты, районов падения отделяющихся частей ракеты;
8.2. пускающая организация за 2 часа до расчетного времени пуска ракеты контролирует готовность всех органов на космодроме и по трассе пуска, привлекаемых к обеспечению безопасности пусков ракет имеющимися в их подчинении аварийно-спасательными силами и средствами (штатными и нештатными), о приведении их в готовность к немедленному применению по назначению;
8.3. в случаях отмены пуска, перехода на резервную дату или назначения новой даты пуска проводит в течение часа оповещение всех задействованных в пункте 1 настоящего Положения министерств и ведомств (в случае переноса времени пуска менее чем на 24 часа оповещение производится незамедлительно по оперативным каналам связи).
9. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за 2 часа до назначенного времени старта усиливает готовность пунктов управления региональных формирований МЧС России, определенных согласно п.2.1 настоящего положения, к организации совместных действий с формированиями пускающих организаций Минобороны России и Росавиакосмоса в случае аварии ракеты при пуске.
10. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета)
10.1. за 2 часа до установленного времени старта ракеты устанавливает взаимодействие с министерством (ведомством), ответственным за пуск ракеты (Центральным информационным пунктом Росавиакосмоса или соответствующим командным пунктом Минобороны России), и переходит к его информационному обслуживанию Федеральным информационно-аналитическим центром Росгидромета в режиме повышенной готовности;
10.2. готовится к обеспечению работ (по запросу Росавиакосмоса или Минобороны России) в согласованном объеме оперативной прогностической информацией о направлениях распространения воздушных масс из района аварии ракеты при пуске и ожидаемых уровнях загрязнения природной среды.
11. Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации организует дежурство выделенными силами и средствами своих подразделений вблизи трассы пуска ракеты и приводит их в готовность к применению во взаимодействии с подразделениями пускающей организации Минобороны России, с пускающей организацией Росавиакосмоса, а также организациями Росавиакосмоса, эксплуатирующими районы падения отделяющихся частей ракет, по поисково-эвакуационному обеспечению действий в районе аварии ракеты при пуске.
III
Действия министерств и ведомств в случае аварийного пуска ракеты с космодрома "Байконур"
В целях организации согласованных действий и эффективного использования сил и средств, привлекаемых для исключения случаев поражения людей, нанесения ущерба имуществу, снижения масштабов негативного воздействия на природную среду, локализации и ликвидации последствий в результате аварии ракеты при пуске, министерства и ведомства, а также должностные лица, участвующие в пуске ракеты, незамедлительно приступают к выполнению мероприятий подчиненными им силами и средствами в соответствии с ранее разработанными планами, имеющимися инструкциями и с учетом складывающейся обстановки. При этом до создания по распоряжению Правительства Российской Федерации Правительственной комиссии Российской Федерации по расследованию причин и оценке последствий аварии ракеты при пуске или назначения лица, наделенного правом представлять Российскую Федерацию во взаимоотношениях с Республикой Казахстан и руководить всеми российскими силами и средствами, привлекаемыми к работам по оценке и ликвидации последствий аварии ракеты при пуске, общая организация и руководство этими работами с правом привлечения всех российских сил и средств, дислоцированных на космодроме "Байконур", возлагается на председателя Государственной (Межведомственной, Межгосударственной) комиссии по проведению летных испытаний, либо, в случае аварии при пуске серийного изделия, - на руководителя пускающей организации.
Мероприятия по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске организует министерство (ведомство), ответственное за ее пуск.
Возмещение (компенсация) затрат организаций, участвующих в проведении поисковых и аварийно-спасательных работ, а также в работах по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке. При этом возмещению (компенсации) подлежат только фактически произведенные расходы, исходя из утвержденных цен, при наличии заключенных в принятом порядке договоров, приказов о направлении сил и средств в район аварии, счетов и иных удостоверяющих произведенные расходы и не противоречащих законодательству документов.
Организация, возместившая расходы других организаций при привлечении их сил и средств к поисковым и аварийно-спасательным работам, а также к работам по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске, имеет право обратного требования (регресса) к организации, признанной в установленном порядке виновной в причине аварии, в размере выплаченного возмещения.
12. Министерство (ведомство), ответственное за пуск ракеты в случае аварии при пуске ракеты с космодрома "Байконур" подчиненными ему силами проводит следующие мероприятия:
12.1. председатель Государственной (Межведомственной, Межгосударственной) комиссии по проведению летных испытаний, а при проведении серийного пуска - руководитель пускающей организации (в случае его отсутствия - руководитель пуска):
а) немедленно по имеющимся каналам связи информирует Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан (руководитель пускающей организации в установленном порядке), если район аварии ракеты при пуске находится на территории Республики Казахстан, о факте аварии ракеты при пуске, предполагаемом районе падения аварийной ракеты, принимаемых первоочередных действиях;
б) немедленно, в зависимости от территориальной принадлежности района аварии, по имеющимся в его распоряжении каналам связи сообщает с космодрома "Байконур" (с документальным подтверждением в течение часа) о факте аварии ракеты при пуске в Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан, Аэрокосмический комитет Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан, акиматы областей Республики Казахстан и/или администрации субъектов Российской Федерации в районе аварии;
в) в течение 12 часов с момента аварии ракеты при пуске формирует и обеспечивает отправку группы специалистов для оценки обстановки и организации взаимодействия с местными органами власти в районе ее падения. В состав группы включаются руководители пускающих организаций, проводивших пуск, или их заместители, специалисты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России из состава оперативной группы (при наличии), сотрудники специализированных лабораторий мониторинга влияния ракетно-космической деятельности на природную среду и санитарно-гигиенического контроля с соответствующим оснащением, а также другие специалисты по решению председателя Государственной (Межведомственной, Межгосударственной) комиссии по летным испытаниям, либо - руководителя пускающей организации;
г) организует проведение силами пускающей организации Минобороны России или Росавиакосмоса баллистических расчетов для уточнения района падения аварийной ракеты или ее фрагментов и экспресс-анализа полученной телеметрической информации о работе бортовых систем;
12.2. оперативные органы Российского авиационно-космического агентства или Министерства обороны Российской Федерации:
а) немедленно по имеющимся каналам связи информируют о факте аварии ракеты при пуске по линии оперативных дежурных служб Департамент оборонного комплекса Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел Российской Федерации (Департамент по вопросам безопасности и разоружения), Министерство здравоохранения Российской Федерации (Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации), Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета);
б) готовят материалы с информацией об аварии ракеты при пуске и представляют после их подписания соответствующими должностными лицами министерства (ведомства), ответственного за пуск, в Министерство иностранных дел Российской Федерации для подготовки ноты, направляемой Казахстанской Стороне по дипломатическим каналам;
в) разрабатывают в соответствии с указаниями руководителей своего министерства (ведомства) и в течение суток представляют в Департамент оборонного комплекса Аппарата Правительства Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации об образовании комиссии по расследованию причин и оценке последствий аварии при пуске ракеты с предложениями по составу комиссии, согласованными в рабочем порядке с соответствующими министерствами и ведомствами;
г) формируют по указанию руководства своего министерства (ведомства) и не позднее, чем через 24 часа после аварии ракеты при пуске, обеспечивают отправку в район падения аварийной ракеты группы российских специалистов, в состав которой входят представители Минобороны России (для пусков, проводимых Минобороны России), Росавиакосмоса (для пусков, проводимых под руководством агентства), конструкторских бюро - разработчиков и заводов - изготовителей ракеты, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения Российской Федерации (Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем), Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
12.3. министерство (ведомство), ответственное за пуск ракеты или головное предприятие, в соответствии с контрактом (договором) на оказание услуг по запуску иностранного космического аппарата или иным, в т.ч. межгосударственным соглашением, принимает меры к охране технологий и обеспечивает при необходимости присутствие в районе аварии ракеты при пуске участвующих в запуске космического аппарата иностранных специалистов.
13. Российское авиационно-космическое агентство, Министерство обороны Российской Федерации и председатель Государственной (Межведомственной, Межгосударственной) комиссии по проведению летных испытаний (в случае аварии при проведении испытательного пуска ракеты) в течение суток совместным решением создают Межведомственную комиссию по анализу причин аварии ракеты при пуске.
14. Министерство обороны Российской Федерации (пускающая организация)
14.1. не позднее, чем через 6 часов после аварии ракеты при пуске представляет председателю Государственной (Межведомственной, Межгосударственной) комиссии по летным испытаниям или руководителю пуска результаты оперативной оценки телеметрической информации и траекторных измерений измерительным комплексом космодрома, а также предварительные расчеты вероятного места падения аварийной ракеты;
14.2. предоставляет в установленном порядке (в составе команды, группы, подразделения под командованием старшего) в распоряжение лица, назначенного для руководства работами по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске, подготовленные силы и средства Минобороны России. имеющиеся на космодроме (в случае аварии ракеты при пуске, произведенном силами Росавиакосмоса), для укомплектования нештатных аварийно-спасательных формирований пускающей организации Росавиакосмоса в рамках взаимодействия, установленного "Положением о взаимодействии при обеспечении жизнедеятельности комплекса "Байконур";
14.3. содержит в готовности и при необходимости по указанию руководителя работ по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске предоставляет авиационный и автомобильный транспорт для доставки специалистов в район аварии ракеты при пуске;
14.4. принимает необходимые организационно-технические меры по защите охраняемых сведений в месте аварии ракеты при пуске в интересах Минобороны России;
14.5. выделяет (при необходимости) специалистов группы экологического обследования с необходимым оснащением в состав группы специалистов, направляемой в район аварии ракеты при пуске.
15. Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации в соответствии с решением лица, назначенного для руководства работами по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске, осуществляет руководство действиями выделенных поисково-спасательных сил и средств для разведки обстановки в районе аварии ракеты, поиска и эвакуации фрагментов ракеты.
16. Российское авиационно-космическое агентство (пускающая организация)
16.1. выделяет (при необходимости) специалистов специализированных лабораторий мониторинга влияния ракетно-космической деятельности на природную среду и санитарно-гигиенического контроля с необходимым оснащением в состав группы специалистов, направляемой в район аварии ракеты при пуске;
16.2. предоставляет в установленном порядке в распоряжение лица, назначенного для руководства работами по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске, подготовленные силы и средства Росавиакосмоса (в случае аварии ракеты при пуске, произведенном силами Минобороны России) для укомплектования нештатных аварийно-спасательных формирований пускающей организации Минобороны России в рамках взаимодействия, установленного Положением о взаимодействии при обеспечении жизнедеятельности комплекса "Байконур".
17. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Федеральный информационно-аналитический центр Росгидромета)
17.1. в течении 4 часов представляет по согласованным с министерством (ведомством), ответственным за пуск ракеты, схемам оповещения информацию о траекториях распространения воздушных масс из района аварии и ожидаемых уровнях загрязнения природной среды, обусловленных аварией;
17.2. обеспечивает представление по запросу министерства (ведомства), ответственного за пуск ракеты, а также по мере получения новых (уточненных) данных, результатов расчетов (на основании информации о количестве и поведении остатков компонентов ракетного топлива) по возможным уровням загрязнения окружающей природной среды в районе аварии ракеты при пуске.
18. Министерство иностранных дел Российской Федерации при получении официального обращения соответствующего министерства (ведомства), ответственного за пуск, информирует по дипломатическим каналам Казахстанскую Сторону о факте аварии ракеты при пуске.
19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
19.1. по решению руководителя Правительственной комиссии Российской Федерации по расследованию причин и оценке последствий аварии ракеты при пуске (председателя Государственной (Межведомственной, Межгосударственной) комиссии по проведению летных испытаний либо руководителя пускающей организации), при обращении Росавиакосмоса или Минобороны России и с учетом предложений своих специалистов, при направлении их в район аварии, согласовывает с Росавиакосмосом или Минобороны России и Агентством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан объем и порядок оказания необходимой помощи Казахстанской Стороне по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске. При необходимости привлекает формирования, входящие в состав корпуса сил Содружества Независимых Государств (Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд "Центроспас" и Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"), в рамках Соглашения об оказании помощи в чрезвычайных ситуациях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан;
19.2. действует на территории Республики Казахстан в соответствии с имеющимися двусторонними договоренностями, на территории Российской Федерации - в установленном порядке.
20. Комиссия Правительства Российской Федерации по расследованию причин и оценке последствий аварии ракеты при пуске на территории Республики Казахстан:
20.1. организует взаимодействие с Правительственной комиссией Республики Казахстан;
20.2. образует по согласованию с Правительственной комиссией Республики Казахстан совместный штаб по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске;
20.3. согласовывает с Правительственной комиссией Республики Казахстан порядок совместных действий;
20.4. принимает решение и привлекает необходимые российские силы и средства для локализации района аварии и ликвидации ее последствий;
20.5. по результатам совместных совещаний подписывает Протоколы и обеспечивает выполнение принятых решений;
20.6. доводит в установленном порядке до Казахстанской Стороны результаты работы Межведомственной комиссии по анализу причин аварии ракеты при пуске, принятию необходимых мер по ликвидации причин аварии;
20.7. обеспечивает согласование с Казахстанской Стороной возобновления пусков данного типа ракет с космодрома "Байконур";
20.8. проводит оценку, определяет стоимость и готовит предложения Правительству Российской Федерации по порядку компенсации нанесенного ущерба;
20.9. подписывает итоговые документы с Казахстанской Стороной;
20.10. в срок, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации о создании Правительственной комиссии, докладывает в Правительство Российской Федерации результаты проделанной работы, выводы и предложения по реализации принятых решений и, при необходимости, проект решения Правительства Российской Федерации с поручениями федеральным министерствам и ведомствам.
21. Совместный штаб по ликвидации последствий аварии при пуске ракеты
21.1. планирует и организует работу прибывших в район аварии ракеты при пуске российских специалистов совместно с казахстанскими специалистами по обследованию района;
21.2. организует и осуществляет приданными силами поиск, складирование и охрану упавших фрагментов аварийной материальной части, а также документирование обстановки в местах их падения;
21.3. организует выборочное медицинское обследование и, при необходимости, консультативную медицинскую помощь населению в районе аварии, экологическое обследование с отбором проб почвы, воды, воздуха, биопроб растительности и животных для выявления и оценки возможного загрязнения окружающей природной среды компонентами ракетного топлива; оценку материального ущерба и расходов при ликвидации последствий аварии;
21.4. по указанию уполномоченного представителя Российской Стороны к работам по поиску, складированию и утилизации фрагментов ракеты в районе аварии привлекает силы и средства близлежащих баз падения отделяющихся частей ракет (г.Жезказган, г.Астана, г.Усть-Каменогорск), а также силы и средства Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;
21.5. при необходимости, по согласованию с Казахстанской Стороной, организует отправку необходимой аварийной материальной части на заводы-изготовители для исследования причины аварии ракеты при пуске.
22. Организация - разработчик (изготовитель) ракеты:
в течении 2 суток представляет в совместный штаб по ликвидации последствий аварии ракеты при пуске техническую справку о полете и аварии ракеты при пуске, включающую информацию о количестве, поведении остатков компонентов ракетного топлива с момента аварии ракеты при пуске до падения на поверхность Земли аварийной материальной части и другую информацию по запросу Правительственной комиссии.
Текст документа сверен по:
рассылка