- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2002 года N 3.12-17/106
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию направляет текст рекомендаций парламентских слушаний "Экономические и правовые аспекты повышения эффективности лесопользования", состоявшихся в Государственной Думе 14 февраля 2002 года.
Председатель Комитета
А.С.Беляков
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний "Экономические и правовые аспекты
повышения эффективности лесопользования"
Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также предприятий лесного комплекса, участники парламентских слушаний констатируют следующее.
Доля лесного (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) комплекса страны в валовом внутреннем продукте страны составляет около 4,5% (около 190 млрд. рублей). Предприятиями лесного комплекса в 2001 году была получена суммарная прибыль в размере свыше 16,0 млрд. рублей и в виде налоговых платежей внесено свыше 15 млрд. рублей.
Однако ресурсный и экологический потенциал лесов России, как один из важнейших факторов экономического роста Российской Федерации, используется чрезвычайно неэффективно. Обладая почти четвертой частью лесов планеты, Россия производит лишь 3% мировой лесной продукции. По-прежнему остается низким процент освоения расчетной лесосеки (не превышает 23%), а также уровень платы за древесину, отпускаемую на корню (3-7%), в рыночной цене на лесоматериалы, что оказывает негативное влияние на величину доходов государства от эксплуатации лесных ресурсов. В связи с этим объем поступлений от организаций лесного хозяйства в бюджеты всех уровней в 2001 году составил 4,32 млрд. рублей при общих расходах на ведение этого хозяйства в размере 9,8 млрд. рублей.
Ущерб от незаконной вырубки леса в России в 2001 году составил 1,66 млрд. рублей. Наблюдается развитие теневого рынка лесной продукции.
Государство практически не выполняет одну из важнейших функций собственника лесных ресурсов - извлечение лесной ренты, что с учетом масштабов этих ресурсов должно играть заглавную роль в повышении жизненного уровня населения и социально-экономическом развитии лесных территорий.
В 2001 году было относительное падение объемов производства в лесозаготовительной промышленности: вывозка древесины составила 87,2 млн. плот. куб. м (снижение на 2,2% по сравнению с 2000 годом), а древесины деловой - 77,7 млн. плот. куб. м (2,4 %); производство пиломатериалов снизилось на 4,2% по сравнению с 2000 годом.
В то же время в 2001 году отмечен рост объемов отгрузки деловой древесины до 59,1 млн. плот. куб. м (рост на 13,1% к уровню 2000 года) и пиломатериалов - 15,1 млн. куб. м (на 7,9%).
Существующая до сих пор организация управления лесами не позволяет четко разграничить полномочия между федеральным, региональным уровнями государственной власти, местным самоуправлением. В связи с этим при сохранении федеральной собственности на лесные ресурсы одной из важнейших проблем ближайшего будущего представляется решение вопроса о совершенствовании управления этими ресурсами. Федеральный центр должен разрабатывать основные направления совершенствования управления лесными ресурсами, закрепляя их законодательно, а также разрабатывать балансы лесных ресурсов и осуществлять управление лесами первой группы. Управление промышленными лесами второй и третьей группы и ответственность за их воспроизводство целесообразно было бы отнести к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Целесообразно внести изменения и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации, в которых более четко регламентировать взаимоотношения между государством и предпринимателями, работающими в лесном комплексе. Для привлечения инвестиций в лесной комплекс необходимо шире практиковать практику предоставления концессий на разработку лесных ресурсов.
Одной из проблем, сдерживающих повышение эффективности лесопользования, является несовершенство таможенной политики. Так, предприятия, выпускающие лесную продукцию глубокой переработки, вынуждены выплачивать вывозные таможенные пошлины по более высоким ставкам, чем предприятия, экспортирующие круглый лес и пиломатериалы, то есть сырье для последующей переработки. В то же время высокие ставки ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование для предприятий лесопромышленного комплекса не позволяют им совершенствовать технологические процессы, осуществлять модернизацию производства и повышать глубину переработки древесины.
Негативное влияние на эффективность работы предприятий лесного комплекса, особенно расположенных в районах Сибири, оказывает рост тарифов на услуги естественных монополий, в том числе РАО "ЕЭС" и МПС России.
Заслушав и обсудив материалы и выступления, участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Государственному Совету Российской Федерации ускорить разработку концепции развития лесного комплекса России на долгосрочный период от 15 до 50 лет, обеспечивающей эффективное лесопользование и ускоренное развитие лесопромышленного комплекса страны.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Обеспечить реализацию, полномасштабное и своевременное финансирование мероприятий подпрограммы "Леса России" в составе федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 годы.
2.2. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов:
"О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающих переход при пользовании лесным фондом на рентные платежи, а также соответствующие законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, в Закон Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
"О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации", предусматривающих учет специфических особенностей при введении частичного оборота земель лесного фонда;
"О лесопользовании", который должен дополнить Лесной кодекс Российской Федерации и на современном уровне регламентировать доступ к лесному фонду на праве долгосрочной аренды (49 лет), концессии и других правах пользования его участками; обеспечить приоритет предоставления в пользование участков лесного фонда организациям, осуществляющим глубокую переработку древесины, а также с учетом результатов их деятельности по сохранению и восстановлению лесного фонда; учесть многообразие форм собственности на землю;
"О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации", в котором закрепить положения о том, что федеральный центр разрабатывает основные направления совершенствования управления лесными ресурсами, а также разрабатывает лесные балансы и осуществляет управление лесами первой группы; управление промышленными лесами второй и третьей группы и ответственность за их воспроизводство передаются в субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления;
"О лесоустройстве", предусматривающем порядок проведения лесоустройства, а также охотоустройства, как части лесоустройства, организацию ресурсной оценки состояния лесного фонда, лесоустроительного проектирования, освоения лесных ресурсов;
"О государственной лесной охране", регулирующей вопросы применения государственной лесной охраной физической силы, специальных средств, оружия при охране лесов, а также порядок досмотра транспортных средств, иных объектов, доставки лиц, совершивших правонарушения в зоне ответственности органов лесной охраны;
"О внесении изменении и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации", предусмотрев введение дифференцированных таможенных пошлин на необработанную древесину и на лесную продукцию с высокой степенью обработки, а также установление пониженных ставок таможенных пошлин на ввоз импортной техники для лесопромышленных предприятий.
2.3. Утвердить федеральные целевые программы по развитию лесопромышленного комплекса с внедрением современных методов лесоустройства, а также с полным использованием и глубокой переработкой лесных ресурсов.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
3.1. Ускорить рассмотрение и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование правовой базы в сфере повышения эффективности лесопромышленного комплекса.
3.2. Организовать в Государственной Думе межфракционную депутатскую группу по поддержке законодательных инициатив, направленных на совершенствование лесного законодательства и обеспечение развития лесного комплекса России.
3.3. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию создать рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию лесного законодательства и для формирования концепции развития лесного комплекса России на долгосрочный период.
4. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах:
Обратить особое внимание на повышение эффективности лесопользования, а также на целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета на управление лесными ресурсами.
Председатель Комитета
A.C.Беляков
Текст документа сверен по:
рассылка