почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
19
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
Принят
на восьмом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 8-12
от 2 ноября 1996 года
)


РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ

Об экологической безопасности

    
    
    Настоящий Закон развивает нормы в области экологической безопасности как составной части безопасности личности, общества и государства, направлен на создание условий перехода государства к устойчивому развитию и устанавливает соответствующие требования, подлежащие соблюдению и развитию в других законодательных актах и иных нормативных правовых актах, принимаемых в соответствии с настоящим Законом, в том числе устанавливает ограничения и запреты в области экологической безопасности.
    
    

Глава I. Общие положения

Статья 1. Область распространения и цель настоящего Закона

    
    1. Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
    
    2. Целью настоящего Закона является защита жизни, здоровья и условий жизнедеятельности человека, защита общества, его материальных и духовных ценностей, окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха и космического пространства, водных объектов, недр, земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного и животного мира от угроз, возникающих в результате воздействий на окружающую природную среду.
    
    

Статья 2. Правовые основы обеспечения экологической безопасности в
государстве

    
    1. Правовыми основами обеспечения экологической безопасности в государстве являются конституция, закон об охране окружающей природной среды, другие устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности законы и нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с настоящим Законом государственные стандарты и иные нормативные правовые акты специально уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности (далее - нормативные правовые акты органов исполнительной власти), иные нормативные правовые акты, а также международные договоры государства в области экологической безопасности.
    
    2. Требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе ограничения воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, в отношении видов этих воздействий и видов источников экологической опасности; видов чрезвычайных экологических ситуаций; категорий земель, природных сред, в том числе космического пространства, и природных ресурсов; зонирования территории государства по степени экологической опасности устанавливаются законодательством государства.
    
    

Статья 3. Основные понятия

    
    Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.
    
    Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу и окружающей природной среде в результате антропогенных и природных воздействий на нее.
    
    Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий на нее, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и обществу.
    
    Чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опасная ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также в целях защиты окружающей природной среды обязательного принятия экстренных мер для устранения такой ситуации.
    
    Экологическое бедствие - чрезвычайная экологическая ситуация, характеризующаяся необратимыми изменениями окружающей природной среды и условий жизнедеятельности людей.
    
    Субъект экологической опасности - юридическое или физическое лицо, в том числе должностное лицо, деятельность которого способна создать экологически опасную ситуацию.
    
    Обеспечение экологической безопасности - система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе отдаленных.
    
    

Глава II. Государственная политика в области
экологической безопасности

Статья 4. Основные требования к обеспечению
экологической безопасности

    
    1. Нарушения правовых норм в области экологической безопасности относятся к нарушениям прав человека.
    
    Экологическая безопасность является составной частью безопасности личности, общества и государства. Реализация прав и свобод граждан, причиняющих ущерб правам других граждан на экологическую безопасность, не допускается.
    
    Воздействия на окружающую природную среду не должны понижать уровень экологической безопасности настоящего и будущих поколений.
    
    2. Государственная политика в области экологической безопасности на территории государства, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа должна предусматривать единство и согласованность действий в этой области органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
    
    3. При формировании и реализации государственной стратегии развития государства, в том числе стратегии перехода к устойчивому развитию, экологическая безопасность обеспечивается в приоритетном порядке.
    
    Обеспечение экологической безопасности на глобальном и национальном уровнях относится к приоритетным направлениям международного сотрудничества государства.
    
    4. Государственная политика в области экологической безопасности должна предусматривать планомерное понижение уровня экологической опасности. Установление требований к обеспечению экологической безопасности менее жестких, чем действующие, не допускается.
    
    5. Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности, граждан должна обеспечивать сохранение биосферы, всех ее компонентов на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях и условий для жизнедеятельности людей.
    
    6. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должна регламентироваться с позиций обеспечения экологической безопасности.
    
    7. Все субъекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе природоохранной, обязаны соблюдать требования к обеспечению экологической безопасности, установленные законами и иными нормативными правовыми актами государства, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов государства, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.
    
    8. При планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности любыми субъектами экологической опасности, включая организации независимо от их форм собственности, обеспечение экологической безопасности, в том числе проведение необходимых профилактических мер и передача в установленном порядке информации об экологически опасных ситуациях органам государственной власти, должно осуществляться в приоритетном порядке.
    
    Обязательным условием осуществления прав собственности на природные ресурсы, владения и пользования природными ресурсами является соблюдение требований к обеспечению экологической безопасности.
    
    9. Экологическая безопасность должна гарантированно обеспечиваться за счет финансовых и материально-технических ресурсов юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.
    
    10. Граждане, а также организации в случае возникновения экологически опасной ситуации в обязательном порядке информируются о ее характере и источниках.
    
    

Глава III. Права граждан и общественных объединений

Статья 5. Права граждан и общественных объединений в области
экологической безопасности

    
    1. Экологическая безопасность каждого гражданина обеспечивается государством.
    
    2. Граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства, имеют равные права на экологическую безопасность и на возмещение ущерба, причиненного в результате возникновения экологически опасных ситуаций.
    
    3. Граждане и общественные объединения имеют право:
    
    - направлять для рассмотрения органам государственной власти и органам местного самоуправления предложения об обеспечении экологической безопасности;
    
    - получать в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией информацию об источниках экологической опасности, об экологически опасных ситуациях и о принимаемых мерах по их устранению;
    
    - осуществлять в установленном порядке общественный контроль за соблюдением требований к обеспечению экологической безопасности;
    
    - обращаться в соответствующие органы государственной власти, в том числе в органы прокуратуры, а также в органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в случае нарушения законов и иных нормативных правовых актов государства, законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства, нормативных правовых актов органов исполнительной власти;
    
    - обращаться в установленном порядке в конституционный суд в случае нарушения их прав на экологическую безопасность при применении законов в конкретном деле, суд, арбитражный суд в случае причинения ущерба гражданам в результате создания экологически опасной ситуации;
    
    получать в установленном порядке необходимые знания в области экологической безопасности.
    
    

Глава IV. Полномочия президента государства, органов государственной власти и
органов местного самоуправления в области экологической безопасности

Статья 6. Вопросы ведения государства в области
экологической безопасности

    
    К ведению государства в области экологической безопасности относятся:
    
    - формирование и реализация единой государственной политики в области экологической безопасности;
    
    - обеспечение экологически безопасного использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности;
    
    - правовое регулирование общественных отношений в области экологической безопасности на территории государства;
    
    - формирование, финансирование и реализация государственных программ по обеспечению экологической безопасности;
    
    - осуществление международного сотрудничества государства и реализация международных договоров в области экологической безопасности.
    
    

Статья 7. Полномочия президента государства,
органов государственной власти в области
экологической безопасности

    
    1. Президент:
    
    - является гарантом обеспечения экологической безопасности при принятии политических, социально-экономических и иных решений;
    
    - определяет единую государственную политику в области экологической безопасности и контролирует ее реализацию;
    
    - осуществляет общее руководство деятельностью в области экологической безопасности органов исполнительной власти.
    
    2. Законодательные органы государства:
    
    - обеспечивают правовые основы деятельности в области экологической безопасности;
    
    - определяют приоритеты в области экологической безопасности;
    
    - устанавливают компетенцию государственных органов исполнительной власти в области экологической безопасности;
    
   -  утверждают бюджетные ассигнования на финансирование реализации государственных программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
    
    3. Правительство государства:
    
    - обеспечивает проведение в государстве единой государственной политики в области экологической безопасности;
    
    - обеспечивает соблюдение требований к обеспечению экологической безопасности;
    
   -  утверждает государственные программы по обеспечению экологической безопасности;
    
    - предусматривает выделение средств за счет государственного бюджета на финансирование реализации Федеральных программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности при разработке проектов государственного бюджета;
    
    - осуществляет меры по защите прав граждан на экологическую безопасность;
    
    - отчитывается в установленном порядке за деятельность в области экологической безопасности перед президентом государства и ежегодно информирует граждан об этой деятельности;
    
    - участвует в установленном международными договорами, ратифицированными государством, порядке в международных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности;
    
    - осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области экологической безопасности.
    
    4. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства государства в области экологической безопасности путем организации специализированных подразделений.
    
    

Статья 8. Полномочия региональных органов государственной власти в
области экологической безопасности

    
    К полномочиям региональных органов государственной власти в области экологической безопасности относятся:
    
    - реализация государственной политики в области экологической безопасности;
    
    - установление приоритетов в области экологической безопасности и требований к ее обеспечению на соответствующих территориях;
    
    - осуществление правового регулирования отношений в области экологической безопасности, не противоречащего законодательству государства в области экологической безопасности и предусматривающего учет экологических, демографических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта права, и при необходимости установление более жестких требований к обеспечению экологической безопасности в развитие требований, предусмотренных законодательством государства в области экологической безопасности;
    
    - осуществление государственного контроля за исполнением законодательства государства в области экологической безопасности и законодательства регионального уровня в области экологической безопасности;
    
    - формирование, финансирование и реализация программ по обеспечению экологической безопасности на соответствующих территориях;
    
   -  участие в формировании, финансировании и осуществлении государственных и региональных программ в части обеспечения экологической безопасности на соответствующих территориях;
    
    - информирование населения об экологически опасных ситуациях, возникающих на соответствующих территориях;
    
    - иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации в области экологической безопасности.
    
    

Статья 9. Права органов местного самоуправления в
области экологической безопасности

    
    Органы местного самоуправления в области экологической безопасности имеют право:
    
    - устанавливать требования к обеспечению экологической безопасности, дополняющие требования к обеспечению экологической безопасности в государстве и требования к обеспечению экологической безопасности регионов;
    
    - обращаться в установленном порядке к органам исполнительной власти по вопросам проведения проверки организаций на соответствие требованиям к обеспечению экологической безопасности на соответствующих территориях;
    
    - ограничивать в установленном порядке деятельность организаций, расположенных на соответствующих территориях, и физических лиц в связи с нарушениями ими требований к обеспечению экологической безопасности вплоть до принятия решения о приостановлении деятельности соответствующих организаций;
    
    - организовывать общественные обсуждения и опросы среди населения, а также осуществлять иные формы участия граждан в принятии решений по вопросам экологической безопасности на соответствующих территориях;
    
    - осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству государства.
    
    

Статья 10. Функции, права и обязанности специально уполномоченных
государственных органов в области экологической безопасности

    
    1. Специально уполномоченными государственными органами в области экологической безопасности являются специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности и его территориальные органы.
    
    2. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности осуществляет следующие функции:
    
    - разработку и реализацию в соответствии со своей компетенцией совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, единой государственной политики в области обеспечения экологической безопасности на территории государства, комплексных и целевых программ в этой области; координацию деятельности по реализации указанных программ и контроль за их выполнением;
    
   -  координацию деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, по выявлению, прогнозированию процессов и явлений, создающих угрозу возникновения и развития экологически опасных ситуаций, и осуществление этой деятельности;
    
   - организацию, осуществление информационного обеспечения в области экологической безопасности и координация деятельности в этой области государственных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности;
    
   -  координацию деятельности в области экологической безопасности органов исполнительной власти;
    
    - координацию и осуществление в соответствии с настоящим Законом работ по формированию и ведению комплекса нормативных правовых актов органов исполнительной власти;
    
    - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям к обеспечению экологической безопасности, в том числе посредством проведения в установленном порядке государственной экологической экспертизы;
    
   - государственный контроль совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, за соблюдением требований к обеспечению экологической безопасности государственными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду;
    
    - приостановление деятельности организаций в случае нарушения законодательства государства в области экологической безопасности;
    

    - определение совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, мероприятий по обеспечению экологической безопасности в государстве, в том числе по ликвидации опасных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;
    
    - внесение в установленном порядке предложений о придании соответствующим территориям статуса зон чрезвычайной экологической ситуации, в том числе зон экологического бедствия;
    
   - участие в разработке государственных программ обучения населения в области экологической безопасности и их согласование;
    
    - иные полномочия, установленные законодательством государства в области экологической безопасности.
    
    3. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности обязан:
    
    - обеспечивать соответствие комплекса нормативных правовых актов органов исполнительной власти законодательству государства в области экологической безопасности;
    
    - обеспечивать соответствие государственных программ по обеспечению экологической безопасности требованиям к обеспечению экологической безопасности;
    
    - своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства государства в области экологической безопасности;
    
    - выполнять иные требования, установленные законодательством государства в области экологической безопасности.
    
    4. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности имеет право:
    
    - взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения экологической безопасности;
    
    - получать в соответствии с законодательством государства безвозмездно от органов государственной власти и органов местного самоуправления и организаций информацию, необходимую для осуществления своей деятельности в области экологической безопасности;
    
    - взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими органами иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, специалистами, информацией в области экологической безопасности;
    
    - подготавливать соответствующие материалы и передавать их правоохранительным и иным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства государства в области экологической безопасности;
    

    - организовывать, проводить в установленном порядке международные мероприятия по обеспечению экологической безопасности и принимать в них участие;
    
    - осуществлять в пределах своей компетенции иные действия в области экологической безопасности.
    
    5. Нормативные правовые акты специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, а также принимаемые в пределах его компетенции решения в области экологической безопасности обязательны для государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
    
    6. В компетенцию специально уполномоченных территориальных органов в области экологической безопасности входит осуществление на соответствующей территории полномочий, установленных пунктами 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, а также иных полномочий в области экологической безопасности.
    
    

Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти в
области экологической безопасности

    
    1. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения, охраны атмосферного воздуха и космического пространства, водных объектов, недр, земельных и лесных ресурсов, почв, ландшафтов, растительного и животного мира; по мониторингу окружающей среды и природных ресурсов; по вопросам ядерной и радиационной безопасности, промышленной безопасности, пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, и иные органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам экологической безопасности, а также их территориальные органы в соответствии со своей компетенцией выполняют в области экологической безопасности следующие функции:
    
    - участие в разработке и реализации единой государственной политики в области экологической безопасности, государственных комплексных и целевых программ по обеспечению экологической безопасности и осуществление контроля за их выполнением, а также координацию деятельности органов исполнительной власти в области экологической безопасности и методическое руководство этой деятельностью;
    
   - участие в деятельности по выявлению и прогнозированию процессов и явлений, создающих угрозу возникновения и развития экологически опасных ситуаций, и осуществление этой деятельности;
    
    - осуществление в соответствии с настоящим государственным законом работ по формированию и ведению комплекса нормативных правовых актов органов исполнительной власти и контроль за их соблюдением;
    
    - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям к обеспечению экологической безопасности, участие в информационном обеспечении в области экологической безопасности;
    
    - участие в определении мероприятий по обеспечению экологической безопасности, в том числе по ликвидации опасных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;
    
    - иные полномочия, установленные законодательством государства в области экологической безопасности.
    

    Органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, и их территориальные органы координируют свою деятельность в области экологической безопасности со специально уполномоченными государственными органами в области экологической безопасности.
    
    2. Устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности нормативные правовые акты органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, а также принимаемые в пределах их компетенции решения в области экологической безопасности обязательны для органов исполнительной власти государства, органов местного самоуправления, а также для юридических и физических лиц.
    
    3. Органы исполнительной власти государства, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, иные юридические и физические лица обязаны выполнять направленные на обеспечение экологической безопасности предписания специально уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности, органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, и их должностных лиц.
    
    

Глава V. Нормативное правовое регулирование и
информационное обеспечение в области
экологической безопасности

Статья 12. Нормативное правовое регулирование в
области экологической безопасности

    
    1. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности и его территориальные органы в соответствии с их компетенцией утверждают государственные стандарты, иные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности.
    
    Органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, и их территориальные органы в соответствии со своей компетенцией утверждают нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности.
    
    2. Нормативные правовые акты специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, согласовываются с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области экологической безопасности, в соответствии с их компетенцией в части установления более жестких требований к обеспечению экологической безопасности.
    
    Специально уполномоченный государственный орган в области экологической безопасности может утверждать нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, по которым от органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экологической безопасности, не поступили предложения по установлению более жестких требований к обеспечению экологической безопасности.
    
    3. Государственные стандарты, устанавливающие требования к обеспечению экологической безопасности, и иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством государства.
    
    4. Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления могут устанавливаться более жесткие требования к обеспечению экологической безопасности по сравнению с требованиями, установленными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти государства.
    
    

Статья 13. Информационное обеспечение деятельности в
области экологической безопасности

    
    1. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической безопасности и органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экологической безопасности, в соответствии со своей компетенцией определяют требования к информационному обеспечению в области экологической безопасности.
    
    Органы исполнительной власти, осуществляющие мониторинг состояния окружающей среды и природных ресурсов, а также иные органы исполнительной власти осуществляют информационное обеспечение в области экологической безопасности и несут ответственность за нарушение требований, установленных настоящей статьей.
    
    2. Финансовое и материально-техническое обеспечение соответствующей деятельности осуществляется в необходимом объеме за счет средств государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством государства.
    
    

Глава VI. Ограничения хозяйственной и иной деятельности и
зонирование территории государства, обеспечивающие
экологическую безопасность

Статья 14. Ограничения хозяйственной и иной деятельности,
обеспечивающие экологическую безопасность

    
    1. Органам государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается принимать и реализовать решения, допускающие:
    
    - хозяйственную и иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное отрицательное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также без выданной в установленном порядке лицензии (разрешения) на осуществление этой деятельности;
    
   - хозяйственную и иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы;
    
   - хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую требованиям к обеспечению экологической безопасности;
    
    - вовлечение в хозяйственную и иную деятельность неосвоенных земель без восстановления ранее нарушенных земель в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государства;
    
    - проведение научно-исследовательских, экономических и иных экспериментов в нарушение законодательства государства в области экологической безопасности.
    
    2. Органам государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается принимать и реализовать решения, допускающие осуществление экологически опасной деятельности, в том числе:
    
   - хозяйственной и иной деятельности в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, установившей ее экологическую опасность;
    
    - проведения на поверхности земли, в атмосфере, космическом пространстве и под водой ядерных взрывов в мирных целях и ядерных испытаний, а также подземных ядерных взрывов в мирных целях и подземных ядерных испытаний, за исключением случаев, установленных международными договорами государства в области экологической безопасности;
    
    - ввоза на территорию государства радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива, подлежащего дальнейшему использованию, а также в соответствии с перечнем, установленным законодательством государства, токсичных и иных опасных отходов производства и потребления, иных радиоактивных веществ и ядерных материалов, нетоксичных неутилизируемых отходов, а также веществ, использование и технология утилизации которых представляют экологическую опасность;
    
    - производства и ввоза на территорию государства продукции, технология переработки, обезвреживания и утилизации которой представляет экологическую опасность, а также экологически опасной продукции;
    

    - деятельности, способствующей глобальным изменениям окружающей природной среды и ее компонентов, в том числе деятельности, осуществляемой с нарушением международных договоров государства в области экологической безопасности;
    
    - применения токсичных веществ, не подвергающихся естественному распаду и способных накапливаться в окружающей природной среде и организме человека, а также применения токсичных веществ, технология утилизации которых представляет экологическую опасность;
    
    - применения веществ, оценка опасности которых для окружающей природной среды и человека не производилась;
    
    - использования, разведения, расселения организмов, не свойственных природной среде соответствующей территории, а также организмов, полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения и расселения;
    
    - иных видов деятельности, отнесенных законами и иными правовыми актами государства в области экологической безопасности, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти к категории экологически опасной деятельности.
    
    Юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять указанные виды деятельности.
    
    3. При предоставлении природных ресурсов в собственность, во владение или в пользование юридическим или физическим лицам в документах, подтверждающих их право на природные ресурсы, владение или пользование природными ресурсами, должны быть установлены требования к обеспечению экологически безопасного использования предоставляемых в собственность, владение или пользование соответствующих природных ресурсов, установленные в соответствии с законодательством государства.
    
    

Статья 15. Зонирование территории государства по
степени экологической опасности

    
    Вся территория государства, ее исключительная экономическая зона и континентальный шельф делятся на зоны по степени обеспечения экологической безопасности, для каждой из которых законодательством государства устанавливаются требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе требования, устанавливающие разрешенные и запрещенные виды хозяйственной и иной деятельности.
    
    

Глава VII. Предотвращение экологически опасных ситуаций и
ликвидация их последствий

Статья 16. Принятие решений о хозяйственной и
иной деятельности

    
    1. Любая намечаемая хозяйственная и иная деятельность в установленном законом порядке подлежит оценке с позиций ее возможного прямого или косвенного воздействия на окружающую природную среду, определению степени ее экологической опасности, обязательной государственной экологической экспертизе и лицензированию.
    
    2. Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, является потенциально экологически опасной и подлежит в установленном порядке систематической проверке на соответствие требованиям к обеспечению экологической безопасности.
    
    3. Намечаемая хозяйственная и иная деятельность, не соответствующая требованиям к обеспечению экологической безопасности, оценивается как экологически опасная и запрещается в порядке, установленном законодательством государства.
    
    

Статья 17. Ликвидация последствий экологически опасных ситуаций

    
    1. Последствия экологически опасных ситуаций, в том числе отдаленные последствия, ликвидируются в полном объеме за счет:
    
    - средств лиц, виновных в создании экологически опасной ситуации;
    
    - средств страхования ответственности субъекта хозяйственной и иной деятельности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде в результате возникновения экологически опасной ситуации;
    
    - средств государственного бюджета, выделяемых на осуществление соответствующих видов хозяйственной и иной деятельности;
    
    - целевых средств государственного бюджета в случаях, установленных законодательством государства.
    
    Требования к страхованию ответственности субъекта хозяйственной и иной деятельности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде в результате возникновения экологически опасной ситуации, устанавливаются законодательством государства.
    
    Экологические последствия стихийных бедствий и катастроф ликвидируются за счет целевых средств государственного бюджета с учетом территории и размера ущерба, нанесенного окружающей природной среде.
    
    2. В случае невозможности выявления лица, виновного в создании экологически опасной ситуации, ее последствия ликвидируются за счет целевых средств государственного бюджета с учетом территории и размера ущерба, нанесенного окружающей природной среде.
    
    3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в приоритетном порядке должны предусматривать и осуществлять организацию и поддержку мероприятий по восстановлению окружающей природной среды в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе в зонах экологических бедствий.
    
    4. Координацию деятельности по ликвидации последствий опасных воздействий на окружающую природную среду и государственный контроль за осуществлением указанной деятельности осуществляют правительство и органы исполнительной власти.
    
    5. Требования к ликвидации последствий экологически опасных ситуаций в отношении их конкретных видов устанавливаются законодательством государства.
    
    

Глава VIII. Финансирование деятельности в области
экологической безопасности

Статья 18. Источники финансирования деятельности в
области экологической безопасности

    
    Финансирование деятельности в области экологической безопасности осуществляется в установленном порядке за счет средств субъектов экологической опасности, средств государственного бюджета, а также за счет средств внебюджетных экологических фондов и других источников.
    
    

Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства в
области экологической безопасности

Статья 19. Виды нарушений законодательства государства в
области экологической безопасности

    
    1. Нарушениями законодательства государства в области экологической безопасности субъектами экологической опасности являются нарушения требований настоящего Закона, нормативных правовых актов государства, устанавливающих требования к обеспечению экологической безопасности, нормативных правовых актов органов исполнительной власти и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению экологической безопасности, в том числе преднамеренное разрушение или повреждение объектов, способных создать экологически опасную ситуацию, либо создание угроз экологической опасности, а также финансирование экологически опасной деятельности организаций независимо от их форм собственности.
    
    2. Нарушениями законодательства государства в области экологической безопасности должностными лицами специально уполномоченного государственного органа в области экологической безопасности являются:
    
    - утверждение требований к обеспечению экологической безопасности, противоречащих законодательству государства в области экологической безопасности;
    
    - утверждение государственных программ по обеспечению экологической безопасности, не соответствующих требованиям к обеспечению экологической безопасности;
    
    - принятие в пределах своей компетенции решений и мер по обеспечению экологической безопасности, в том числе выдача заключений государственной экологической экспертизы с нарушением требований к обеспечению экологической безопасности.
    
    3. Нарушениями законодательства государства в области экологической безопасности должностными лицами органов государственной власти, соответствующих государственных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления являются:
    
    - проведение государственной политики в области экологической безопасности с нарушением требований к обеспечению экологической безопасности;
    
    - нарушение требований к обеспечению экологической безопасности;
    
    - фальсификация или несвоевременное предоставление информации об экологически опасных ситуациях, предоставление указанной информации в неполном объеме, а также невыполнение обязанностей по слежению за факторами, источниками и уровнями экологической опасности;
    
    - несоответствие принимаемых законодательных актов, иных нормативных правовых актов, экономических, политических, финансовых и иных решений требованиям к обеспечению экологической безопасности;
    
    - принятие решений, в том числе выдача лицензий (разрешений) на специальное природопользование, с нарушением требований к обеспечению экологической безопасности.
    
   Законодательством государства может быть установлена ответственность за иные виды нарушений законодательства об экологической безопасности.
    
    

Статья 20. Уголовная и административная ответственность

    
    Лица, виновные в нарушении законодательства государства в области экологической безопасности, несут уголовнуюи административную  ответственность в соответствии с законодательством государства.
    
    

Статья 21. Гражданско-правовая ответственность

    
    Лица, виновные в причинении вреда гражданам и окружающей природной среде в результате создания экологически опасных ситуаций, обязаны возместить причиненный ими ущерб в порядке, установленном гражданским законодательством государства.
    
    

Глава Х. Международные договоры государства в
области экологической безопасности

Статья 22. Международные договоры государства в
области экологической безопасности

    
    Международные договоры государства в области экологической безопасности подлежат ратификации.
    
    Если международным договором государству установлены иные правила в области экологической безопасности, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
    
    

   
Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ",
N 12, 1997 год
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование