почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
5
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 3 февраля 2005 года N 66


Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м"

    
    Приказываю:
    
    1. Утвердить прилагаемое заключение государственной экологической экспертизы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м", подготовленное экспертной комиссией на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м" от 15 декабря 2004 года N 303.
    
    2. Установить срок действия указанного заключения - 5 лет.
    
    

ВРИО руководителя
А.Б.Малышев

    
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 3 февраля 2005 года N 66

    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м"

    

14 января 2005 года


    
    Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, образованная в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2004 N 303 в составе: руководителя экспертной комиссии - к.х.н. Тронина С.Я.; ответственного секретаря - Безноздревой Е.А., заместителя начальника отдела Управления государственной экологической экспертизы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; экспертов: к.х.н. Афанасьева М.И.; к.г.н. Овечкина С.В.; к.т.н. Свинтицкого В.Б., к.т.н. Серебрякова И.С, к.т.н. Соколовой Е.В.; к.г-м.н. Степанова А.Н.; к.в.н. Тушонкова В.Н., д.т.н. Харитонова В.А., Шипулина Ю.К., рассмотрела представленный на государственную экологическую экспертизу проект "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м".
    
    Заказчик государственной экологической экспертизы - ООО "Балтнефтепровод" (г.Санкт-Петербург).
    
    Разработчик документации: ОАО "Гипротрубопровод" (г.Москва).
    
    Год разработки материалов - 2004.
    
    На экспертизу представлен проект "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м(3)" в составе:
    
    Том 1. Общая пояснительная записка;
    
    Том 2. Основные технические решения;
    
    Том 3. Система пожарной безопасности;
    
    Том 4. Инженерные сети и системы;
    
    Том 5. Организация строительства;
    
    Том 6. Охрана окружающей среды;
    
    Том 7. Инженерно-технические мероприятия ГО и промбезопасность;
    
    Том 8. Технико-экономические показатели;
    
    Том 9. Сметная документация;
    
    Том 10. Сборник спецификаций и оборудования;
    
    Том 11. Система охранной безопасности;
    
    Том 12. Охрана атмосферного воздуха. Нефтеналивной терминал Приморск.
    
    Материалы заключений и согласований:
    
    1. Письмо Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22.06.2004 N 04-41/3978 по процедуре проведения государственной экологической экспертизы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    2. Согласование Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Администрации Ленинградской области от 12.02.2004 N 163 проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    3. Заключение Северо-Западного государственного геологического предприятия "Севзапгеология" от 31.01.2004 N 01-17-03/1249 по проекту "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    4. Заключение государственной водной экспертизы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 19.04.2004 N 08-81/367-В по материалам утверждаемой части проекта "Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    5. Согласование Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Ленинградской области Федеральной службы земельного кадастра России от 02.03.2004 N 03-31/226 проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    6. Заключение рыбохозяйственной экспертизы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров", выданное Северо-Западным бассейновым управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (ФГУ "СЕВЗАПРЫБВОД") от 03.03.2004 N 05-457;
    
    7. Согласование Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ленинградской области (ЛЕНОБЛОХОТУПРАВЛЕНИЕ) от 02.03.2004 N 136 проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    8. Санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 07.04.2004 N 47.01.02.000.Т.000182.04.04 по проекту "Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров" (4 резервуара по 50 тыс.куб.м). ООО "Балтнефтепровод". РФ, Ленинградская область, г.Приморск;
    
    9. Протокол санитарно-эпидемиологической экспертизы проектных материалов - проект "Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров" (4 резервуара по 50 тыс.куб.м) от 06.04.2004 N 212, выполненный ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области";
    
    10. Экспертное заключение Северо-Западного филиала Государственной экспертизы проектов МЧС России от 27.02.2004 N 13/04 на раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в составе проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    11. Согласование Управлением государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2004 N 47/ОПО-676 проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    12. Экспертная оценка обеспечения пожарной безопасности при увеличении производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров, выполненное ООО "Пожарная безопасность чрезвычайных ситуаций" от 01.03.2004;
    
    13. Заключение экспертизы промышленной безопасности ООО "Экспертно-производственный центр "ТРУБОПРОВОДСЕРВИС" от 07.02.2004 N П 097-04 (утверждено 02.03.2004 рег.56 ПД-23547-2004) на проект "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    14. Заключение Управления государственной вневедомственной экспертизы Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Ленинградской области от 22.03.2004 N 21-III по утверждаемой части проекта "Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    15. Согласование Комитетом по строительству Правительства Ленинградской области от 01.03.2004 N 1-459/149 проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров";
    
    16. Согласование Департаментом по охране и использованию памятников истории и культуры Комитета по культуре от 12.02.2004 N 95 проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы до 62 млн.тонн в год. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров".
    
    Дополнительно представлены материалы:
    
    Ответы ОАО "Гипротрубопровод" на замечания и вопросы экспертной комиссии.
    
    

1. История вопроса. Общие сведения о проекте

    
    Целью проекта является расширение существующей нефтебазы "Приморск" с увеличением объема резервуарного парка на 200 тыс.м (с 500 тыс.м до 700 тыс.м). Основанием для проектирования являются:
    
    - постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 года N 1325;
    
    - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2001 года N 1457-р.;
    
    - Техническое задание на строительство II очереди Балтийской Трубопроводной Системы (БТС), утвержденное ОАО "АК "Транснефть" 8 июля 2001 года.
    
    - Техническое задание на разработку проекта, утвержденное ОАО "АК "Транснефть" 2 октября 2003 года.
    
    Нефтеналивной терминал БТС в Приморске был построен по проекту 1-й очереди с резервуарным парком объемом 500 тыс.м (10 резервуаров емкостью по 50000 м) с двумя стационарными морскими причалами для приема танкеров дедвейтом до 150 тыс.т., обеспечивающих погрузку нефти до 42 млн.т/год.
    
    В проекте увеличения производительности Балтийской трубопроводной системы предусматривается выделение первой очереди строительство нефтебазы с увеличением объемов перевалки нефти от 42 млн.т/год до 62 млн.т/год. В первую очередь строительства предусматривается расширение резервуарного парка на 200 тыс.м.
    
    В рассматриваемом проекте для обеспечения перевалки нефти до 62 млн.т/год представлено техническое решение по расширению резервуарного парка на 200 тыс.м дополнительных емкостей под нефть и нефтепродукты с соответствующей инфраструктурой, отвечающей нормативным требованиям (узлов технологических задвижек, КНС нефтесодержащих стоков, прожекторных мачт и молниеотводов, кабельной эстакады). При этом суммарная емкость резервуарного парка нефтебазы Приморск составит 700 тыс.м (500 тыс.м - существующая и 200 тыс.м -проектируемая).
    
    62 млн.т нефти /год, при полном развитии системы нефтепроводов БТС будет осуществляться по нефтепроводу 720 мм (объемом 12 млн.т/год) и по нефтепроводу 1020 мм (50 млн.т/год).
    
    

2. Природно-климатическая характеристика района строительства

    
    Нефтеналивной терминал "Приморск" расположен в Выборгском районе Ленинградской области, между гор.Приморск (в 2,5 км в юго-восточном направлении) и пос.Ермилово (в 2 км юго-западнее поселка), на северо-западе Карельского перешейка на берегу Финского залива у входа в пролив Бьеркесзунд.
    
    Рельеф поверхности ровный, поверхность имеет наклон с северо-запада на юго-восток, в сторону моря. Абсолютные отметки поверхности земли на площадке нефтебазы колеблются в пределах от 20 до 40 м, на площадке терминала от 12 м до 0 м. Территория сложена породами архейско-протерозойского возраста, прикрытыми сверху тонким слоем четвертичных отложений.
    
    Абсолютная минимальная температура - минус 48° С, абсолютная максимальная температура - плюс 33° С. Глубина сезонного промерзания - 1,5 м.
    
    В почвенном покрове участка строительства терминала преобладают слабоподзолистые и торфянисто-подзолистые иллювиально-железистые песчаные и супесчаные почвы террасированных равнин. Большие площади заняты окультуренными дерновыми оглеенными и дерново-подзолистыми песчаными почвами. Площадка покрыта редким лесом, частично заболочена.
    
    Строительство будет вестись на территории, принадлежащей водосбору Финского залива, на его береговом склоне. Прилегающая к участку строительства территория заболочена. Слой торфа не имеет сплошного распространения, и его мощность незначительна. Дренаж поверхностных вод осуществляется путем фильтрации в сторону Финского залива. Болотные массивы на рассматриваемом участке отсутствуют. Максимальный уровень грунтовых вод обнаружен на глубине 0,5 м от поверхности земли. Воды обладают общекислотной агрессивностью к углеродистой стали.
    
    

3. Оценка проектных решений и экологической безопасности объектов

    
    В рамках первой очереди строительства проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м" резервуарный парк оснащается следующим оборудованием:
    
    4 металлическими вертикальными резервуарами (NN 13, 14, 17 и 18) с плавающей крышей, емкостью по 50 тыс.м;
    
    4 узлами технологических задвижек (NN 21, 22, 25, 26) для управления технологией приема и откачки нефти из резервуаров;
    
    предусматривается:
    
    - прокладка трубопроводов для подключения новых резервуаров к существующему парку;
    
    - установка обратных клапанов в узлах технологических задвижек (как на новых резервуарах, так и на отдельных действующих);
    
    - установка электроприводов с системами энергоснабжения и дистанционного управления.
    
    Погрузка нефти в танкер осуществляется по схеме "через емкость" и по схеме "с подключенной емкостью" с помощью насосов, а также способом самотечного налива при малых подачах. Объекты трубопроводного транспорта оснащены устройствами для очистки и диагностики. Максимальная производительность приема и откачки нефти одного резервуара составляет 7,2 тыс.м/час. Для одновременного налива двух танкеров по 150 тыс.м система емкостей и коммуникаций разделена на три независимые группы. Предусмотрены система автоматической защиты от перелива резервуаров и превышения давления в приемных трубопроводных линиях, а также сбор утечек в местах расположения насосов, камер приема СОД и надземных участков трубопроводов.
    
    Для исключения загрязнения окружающей среды запроектированы конструктивно-технологические решения для сброса нефти и дренажа стендеров при гидроударе в специальные емкости, а из емкостей в технологические трубопроводы. Предусмотрено дренирование СИКН, ТПУ и технологических трубопроводов в дренажную емкость ЕП40, а также отключение насосов в случае появления нефти в ЕП40.
    
    Максимальное допустимое (расчетное) давление в наливном трубопроводе принято равным 1,77 МПа, производительность налива в танкеры ограничено величиной 12000 т/час (13900 м/час). Все трубопроводы и запорная арматура подвергаются гидравлическому испытанию на прочность давлением 2,0 МПа.
    
    Трубопроводы, фасонные детали и запорная арматура защищается от коррозии соответствующими специальными изоляционными покрытиями. Для защиты от коррозии сварных стыков трубопроводов предусмотрены термоусадочные манжеты.
    
    Резервуары металлические вертикальные (взрывоопасный класс В-1г) емкостью 50 тыс.м диаметром 60,7 м, высотой 18 м полистовой сборки с двудечной плавающей крышей выполняются по проекту ОАО "Нефтеспецстройпроект" с расчетным сроком службы 50 лет. Каждый резервуар имеет обвалование для улавливания разлившейся нефти при разрушении корпуса резервуара или разрыва технологического трубопровода.
    
    Для обеспечения безопасных условий работы резервуаров вся оснастка на его корпусе принята во взрывобезопасном и климатическом исполнении "У1".
    
    Для компенсации гидростатических усилий и температурных деформаций в системе трубопровод-резервуар предусмотрены сильфонные компенсаторы поворотного типа.
    
    Внутриплощадочные автодороги запроектированы на 1,5 м выше планировочного рельефа и служат дополнительным ограждающим препятствием при аварийных переливах нефти через обвалование резервуаров и случайных разливов нефти.
    
    Здания для обслуживания резервуарного парка (ЩСУ, электроприводные задвижки и др.) выполнены из кирпича марки 125 со степенью огнестойкости - П.
    
    Для защиты грунтовых вод от случайных протечек и разлива нефти в каре и под днищем резервуара по верху сборных железобетонных плит внутри кольца предусмотрено устройство противофильтрационного покрытия из полиэтилена HDRF толщиной 1 мм или материала "Бентомат" с дренажем из верхней части.
    
    Вокруг резервуаров, в целях предотвращения разливов нефти, устраивается земляное обвалование с защитным покрытием. Для исключения просадок, грунт под днищем резервуара, на территории каре и в обвалованиях уплотняется катками и трамбовками до степени 0,92. Для крепления откосов обвалования предусмотрена укладка сплошной монолитной железо-бетонной плиты с температурно-усадочными швами, заполненными герметизирующими материалами.
    
    Для электрохимической защиты днища резервуара предусмотрена установка анодов.
    
    Сварной металлический резервуар полистовой сборки оборудован контрольно-измерительной аппаратурой. На корпусе резервуара устанавливаются 16 датчиков сигнализации пожара, системы для орошения и подслойного пожаротушения, а также устройства для обеспечения нормального эксплуатационного обслуживания (патрубки, трубные коммуникации, уровне- и термометры, люки различного назначения и т.д.).
    
    Технические решения по расширению нефтебазы на морском терминале "Приморск" разработаны достаточно квалифицированно, и они имеют все основные инженерные и конструкторские данные для рабочего проектирования.
    
    Мероприятия выполнены в соответствии со СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии".
    
    

Организация строительства

    
    Нормативный срок строительства нефтебазы "Приморск" составляет 19 месяцев, в т.ч. 5 месяцев - подготовительный период. При сооружении предусматриваются: подготовительные работы; вертикальная планировка строительной площадки, работы нулевого цикла; общестроительные работы; монтажные работы; пусконаладочные работы.
    
    Проектом принята следующая очередность проведения производства работ -вертикальная планировка площадки, а затем сооружение резервуарного парка 8 х 50 тыс.м и вспомогательных сооружений, выполняемых параллельно.
    
    Подрядным организациям следует специализироваться по четырем основным комплексам работ:
    
    - прокладка инженерных сетей с сопутствующими общестроительными работами;
    
    - сооружение нулевого цикла, монтаж сборных бетонных и железобетонных фундаментов, устройство монолитных фундаментов и т.д.;
    
    - монтаж резервуаров резервуарного парка, основного и вспомогательного технологического оборудования с прокладкой технологических трубопроводов, металлоконструкций;
    
    - специальные работы (электромонтажные, монтаж автоматики и т.д.).
    
    Архитектурно-строительные решения приняты в соответствии с климатическими условиями площадок НПС.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что в материалах предложены основные технологические решения с учетом общих технических требований к намечаемой деятельности и требований законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
    
    Проведенный анализ представленных на экспертизу документов показал, что изложенные в материалах проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м" мероприятия в целом соответствуют требованиям государственных строительных норм и правил.
    
    Представленный на рассмотрение документ отвечает требованиям СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Материалы представлены в объеме, достаточном для оценки экологической безопасности. Материалы проекта подготовлены квалифицированно.     


    Рекомендации и предложения

    
    1. В конструкциях одноэтажных зданий на песчано-гравелистых грунтах с включениями валунов целесообразно использовать простые ленточные фундаменты, а не свайные, так как в таких грунтах их выполнить сложно; при этом с инженерной точки зрения свайные фундаменты для зданий с указанными нагрузками здесь излишни.
    
    2. Уточнить необходимость подогрева в зимнее время парафино-смоляного осадочного слоя на дне резервуара при его очистке, в том числе с помощью механических мешалок, установленных у нижнего пояса резервуара.
    
    3. Дополнить перечень необходимого специального оборудования для монтажа корпуса резервуара, включив сварочные агрегаты, устройства для разогрева сварных швов ( = 16 мм) до температур, обеспечивающих надежный сварной шов (t = 50 ч 60°С), подвесные люльки для сварщиков, маляров-изолировщиков и для других видов работ, что должно обеспечить качественное выполнение работ.
    
    4. Всем аббревиатурам в конце каждого тома дать расшифровки.
    
    

3.2. Оценка аварийных ситуаций, обеспечение безопасности

    
    Проектируемый дополнительный резервуарный парк нефтебазы Приморск является потенциально опасным объектом, в котором обращается нефть -пожаровзрывоопасное вещество. Согласно приведенным в материалах раздела "ИТМ ГОЧС" сценариям развития аварий на проектируемом объекте возможна утечка нефти из поврежденного резервуара(ов), возникновение пожара разлития, взрыв газового облака, образованного смесью воздуха и паров испарившихся углеводородов, в пределах участка обвалования. Основными поражающими факторами при реализации указанных сценариев могут быть тепловое излучение (при пожаре), избыточное давление во фронте воздушной ударной волны (при взрыве), токсическое воздействие продуктов горения.
    
    В проекте определен перечень опасных производств с указанием характеристик опасных веществ; определение зон действия основных поражающих факторов при авариях, с указанием применяемых для этого методик расчетов (оценка количества опасных веществ, способных участвовать в аварии; вероятность аварийных ситуаций); анализ последствий (оценка последствий аварий резервуара, оценка степени риска); сведения о численности и размещении обслуживающего персонала проектируемого объекта и сведения о численности и размещении населения на прилегающей территории, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии.
    
    Согласно данным, представленным ГУ по делам ГО и ЧС Ленинградской области, СМНП "Приморск" находится вне зон возможных разрушений и катастрофического затопления, но располагается в зоне возможного сильного радиоактивного загрязнения. СНМП "Приморск" является объектом 1 категории по ГО, что обуславливает необходимость осуществления на проектируемом объекте комплекса инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ГО). В особый период и в военное время нефтеналивной терминал СМНП "Приморск" продолжает функционировать.
    
    Штатная численность персонала СМНП с учетом предполагаемого расширения резервуарного парка нефтеналивного терминала составит 577 человек, из них наибольшая рабочая смена - 353 человека. При реализации 1-й очереди рассматриваемого проекта увеличения производительности БТС предусматривается строительство дополнительно двух защитных сооружений для укрытия НРС.
    
    В проекте предусмотрены необходимые организационно-технические мероприятия, направленные на уменьшение риска аварий и их последствий, на снижение вероятности воздействия внешних факторов на нормальное функционирование нефтеналивного терминала.
    
    Приведены решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов нефти; сведения о наличии и характеристиках систем контроля обнаружения взрывоопасных концентраций; решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию аварийных выбросов нефти; сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализации и безаварийной остановки технологического процесса; решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом и возможности управления процессом при аварии; сведения о наличии, местах размещения и характеристиках источников электроснабжения, а также систем связи; решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность проектируемого объекта; описание и характеристики системы оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЧС); решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации обслуживающего персонала, ввода и передвижения сил и средств ликвидации последствий аварий; решения по обеспечению безопасности и противоаварийной устойчивости объекта при реконструкции; предложения к корректировке плана предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти.
    
    Приведены сведения по предупреждению ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, и ЧС, источниками которых являются опасные природные процессы. Основные решения соответствуют требованиям нормативных документов, действующих в настоящее время, и соответствуют техническому заданию.
    
    В представленных материалах проекта сформулированы организационные и технические решения по обеспечению промышленной безопасности объектов нефтебазы Приморск, предупреждению и ликвидации последствий ЧС, мероприятия ГО.
    
    Особое значение для обеспечения экологической безопасности проектируемых объектов нефтебазы Приморск имеют противоаварийные меры предупредительного характера и обеспечение быстрого реагирования на непредвиденные чрезвычайные ситуации.
    
    В проекте приведены мероприятия по обеспечению безопасности труда работающих на промышленном объекте. Указано, что предусмотрены организационно-технические мероприятия по организации и охране труда рабочих и служащих, по предотвращению воздействия на работающих опасных производственных факторов, по устранению тяжелых операций при выполнении работ и обслуживании оборудования, безопасному расположению рабочих мест, обеспечению санитарно-гигиенических условий работающих. Указано, что на предприятии предусмотрен кабинет техники безопасности и охраны труда с полным его оснащением согласно нормам и правилам и соответственно служба охраны труда. Указано, что санитарно-гигиенические условия работников обеспечиваются рядом мероприятий, предусмотренных в проекте в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и санитарными нормами проектирования.
    
    

Специфика пожарной безопасности объекта

    
    На объекте присутствуют пожароопасные вещества и материалы. Их воспламенение может привести к пожару, который вызовет разрушение технологического оборудования с дальнейшим поражением людей и загрязнением прилегающей территории. Одновременное наличие на объекте больших количеств пожароопасных и токсичных веществ выдвигает необходимость разработки адекватных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
    
    Пожарная безопасность нефтебазы Приморск обеспечивается выполнением требований действующих нормативных документов (СНиП, НПБ, ППБ и др.).
    
    На территории нефтебазы предусмотрено: три автомобильных въезда для пожарных машин шириной более 4,5 м; ко всем проектируемым зданиям - подъезд пожарных автомобилей с одной стороны по всей их длине; минимально допустимое расстояние между проектируемыми и существующими зданиями - более 9 м, что соответствует требованиям СНиП П-89-80.
    
    Минимально допустимое расстояние между проектируемыми резервуарами и проектируемыми зданиями предусмотрено 45 м, между проектируемыми резервуарами, расположенными в одной группе - 30 м, расстояние между стенками резервуаров, расположенных в соседних группах - 75 м, что соответствует требованиям СНиП 2.11.03-93.
    
    В соответствии со СНиП 31-03-2001 проектом предусмотрены здания II степени огнестойкости, что удовлетворяет условию безопасности зданий в части огнестойкости.
    
    Протяженность, ширина и пропускная способность эвакуационных путей и выходов соответствует требованиям СНиП 31-03-2001.
    
    Для противопожарной защиты предусматривается комплексная система автоматической противопожарной защиты - подсистемы, дающие возможность быстрого обнаружения пожара, извещения о нем обслуживающего персонала и включения установки пожаротушения.
    
    Проектом предусматривается система автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений нефтебазы, в состав которой входят следующие подсистемы:
    
    - подсистема автоматического обнаружения пожара и извещения о нем обслуживающего персонала;
    
    - подсистема оповещения людей о пожаре и обеспечения безопасной эвакуации людей из горящего здания или сооружения;
    
    - подсистема автоматического тушения пожара от стационарных установок пенного пожаротушения, что соответствует требованиям НПБ 104-03 и СНиП 2.11.03-93.
    
    В проекте приведены перечень нормативных технических документов, в соответствии с которыми разработана система пожарной безопасности, а также общие сведения о предусмотренных проектом установок системы пожаротушения, дана характеристика зданий и сооружений, входящих в состав нефтебазы "Приморск", изложены системы автоматической противопожарной защиты, пожарной сигнализации, приводятся решения по прокладке кабельных сетей пожарной сигнализации, электропитанию, заземлению оборудования и системе оповещения людей о пожаре. Чертежи дополняют и поясняют проектные решения.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что материалы проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.куб. метров" по вопросам промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для стадии проектирования разработаны в целом в соответствии с действующей российской законодательной и нормативной базой в данной предметной области. В них приведены необходимые организационные, технико-технологические решения, соответствующие требованиям действующих в промышленности правил безопасности; отечественным нормам, правилам и стандартам в области промышленной безопасности, действующим в Российской Федерации требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на опасных производственных объектах.
    
    Материалы проекта изложены в объеме, достаточном для оценки предлагаемых технических решений в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, защиты персонала, прилегающей местности при строительстве и эксплуатации объектов нефтебазы Приморск.

    Предложения и рекомендации:

    
    1. Согласовать с органами исполнительной власти Ленинградской области и г.Приморск, территориальными управлениями ГО ЧС вопросы предупреждения и ликвидации ЧС с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на объектах нефтебазы.
    
    2. Предусмотреть организацию достаточной пожарной охраны до начала основного строительства с учетом расширения нефтебазы Приморск:
    
    - рекомендовать разработать подсистему автоматического включения орошения соседних резервуаров в случае пожара на одном из них;
    
    - дополнить раздел "Обеспечение пожарных средствами индивидуальной защиты", с указанием, какими СИЗ необходимо обеспечить пожарных, несущих службу на территории нефтебазы;
    
    - обеспечить персонал нефтебазы СИЗ в зависимости от расстояния до возможного очага пожара и времени пребывания в зоне поражения продуктами горения.
    
    3. Согласно "Перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации" необходимо иметь сертификаты пожарной безопасности на огнетушители, приборы и аппаратуру для систем автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения и пр.
    
    4. При рассмотрении аварийных ситуаций необходимо учитывать возможные долговременные отключения различных объектов от энергоснабжения по экономическим причинам и определить длительность работы за счет собственных источников энергообеспечения с учетом этого обстоятельства.
    
    5. В соответствии с ГОСТ 12.1.004-91. "Пожарная безопасность. Общие требования" для полной оценки воздействия на окружающую среду следует оценить качественный и количественный состав продуктов горения аварийных проливов и провести расчеты возможных зон загазованности (заражения) токсичными продуктами горения.
    
    6. Строительные материалы и конструкции импортного производства, используемые при реконструкции, в соответствии с п. 6.4.1 НПБ 04-93 должны иметь протоколы огневых испытаний по действующим в Российской Федерации методикам. Протоколы испытаний, проводившихся организациями других стран, должны быть подтверждены соответствующими испытательными организациями, наделенными необходимыми правами.
    
    7. В соответствии со ст.15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии.
    

    

4. Охрана окружающей природной среды

4.1. Охрана атмосферного воздуха

    Нефтеналивной терминал Приморск расположен на побережье Финского залива Выборгского района Ленинградской области. Ближайшие жилые зоны находятся на удалении в 1,0 км (пос.Карасево), в 1,4 км (пос.Ермилово) и в 2,5 км (пос. Балтийское).
    
    Проектом 1-й очереди предусмотрено расширение резервуарного парка на 200 тыс.м (строительство новых 4 резервуаров на 50 тыс.м), расширение наливной насосной станции для обеспечения одновременного налива двух танкеров, расширение коммерческого узла учета нефти, поступающей по трубопроводу Палкино - Приморск с объемом до 50 млн.т/год, а также строительство двухстороннего причала.
    
    На территории нефтеналивного терминала в настоящее время действуют 34 источника выбросов 37 наименований загрязняющих веществ. Суммарный (валовый) выброс составляет 25037 т/год, интенсивность выброса - 1272 г/с.
    
    В результате реализации проектных решений дополнительно к существующим источникам выбросов вредных загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу на объекте появятся новые источники выбросов ЗВ, а именно:
    
    "Дыхательные" системы новых емкостей для хранения нефти.
    
    Насосные (утечки через неплотности технологического оборудования).
    
    "Дыхательная" система подземной емкости для сбора утечек и дренажа.
    
    Модульная котельная, работающая на сырой нефти.
    
    Дизельная электростанция (резервная) со своими резервуарами для хранения дизтоплива.
    
    Нефтеналивные узлы при перекачке нефти в танкеры на причале.
    
    Судовые дизель-генераторы.
    
    Сооружения и оборудование новых очистных сооружений.
    
    Автотранспортные средства.
    
    Сварочные и окрасочные агрегаты и установки.
    
    Согласно расчетам на перспективу развития нефтеналивного терминала до производительности в 62 млн.т/год валовые выбросы ЗВ достигнут 100380 т/год, интенсивность - 6012,7 г/с, то есть выбросы возрастут в 4,0 - 4,7 раза.
    
    Расчеты приземных концентраций ЗВ, выполненные по УПРЗА "ЭКОЛОГ-ПРО", версия 2.55, показали, что концентрации на границе существующей санитарно-защитной зоны (СЗЗ) - 500 м и в ближайшей жилой зоне - 1000 м увеличатся соответственно только по следующим веществам, в долях ПДК:
    
    Азота диоксиду - до 0,31 и 0,14 (в 3,9 и 2,8 раза).
    
    Саже - до 0,03 и 0,01 (в 3 и 1 раза).
    
    Серы диоксиду - до 0,10 и 0,05 (в 1,7 и 1,3 раза).
    
    Сероводороду - до 0,53 и 0,36 (в 3,3 и 3,6 раза).
    
    Углеводородам С1-С5 - до 0,71 и 0,48 (в 3,4 и 3,7 раза).
    
    Углеводородам С6-С10 - до 0,22 и 0,15 (в 3,7 и 3,8 раза).
    
    Бензолу - до 0,79 и 0,54 (в 3,3 и 3,6 раза).
    
    Толуолу - до 0,17 и 0,11 (в 3,4 и 3,7 раза).
    
    Ксилолам -до 0,23 и 0,16 (в 3,3 и 4,0 раза).
    
    Мазутной золе - до 0,03 и 0,01 (в 1,5 и 1,0 раза).
    
    Указанное увеличение не приведет к превышению нормативов ПДК и, следовательно, является допустимым.
    
    В проектных материалах представлена также расчетная оценка воздействия выбросов ЗВ в период строительства проектируемых объектов. Она свидетельствует о том, что проведение строительных работ не окажет негативного воздействия на существующее состояние загрязнения воздушного бассейна. Максимальные концентрации основных ЗВ в период строительства на границе СЗЗ и в жилой зоне не превысят допустимых норм.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что проектные решения отвечают экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в данной области. Проект может быть одобрен и рекомендован для следующего этапа проектирования.
    
    Материалы проекта расширения нефтеналивного терминала Приморск, необходимого для обеспечения увеличения производительности Балтийской трубопроводной системы, представлены на экологическую экспертизу в объеме, вполне достаточном для оценки последствий воздействия планируемой деятельности на основные компоненты окружающей природной среды, и, в частности, на состояние загрязнения атмосферного воздуха.
    
    Проведение строительных и других работ на площадке нефтеналивного терминала не приведет к какому-либо ощутимому изменению существующего состояния химического загрязнения атмосферного воздуха в рассматриваемом районе.
    
    Представленные на экологическую экспертизу материалы следует оценить положительно и рекомендовать к реализации.
    
    Рекомендации и предложения


    1. На следующем этапе проектирования учесть реальные фоновые значения концентраций загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосфере, которые будут получены в результате экологического мониторинга в рамках проекта расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС).
    
    

4.2. Охрана геологической среды и водных объектов

    
    В геологическом строении площадки выделяются два структурных этажа: кристаллический фундамент и осадочный чехол, представленный песчано-глинистым отложениями четвертичного возраста ледникового и морского происхождения. Мощность четвертичных отложений непостоянная и изменяется от 40 до 100 м.
    
    Инженерно-геологические условия площадки сложные и характеризуются наличием водонасыщенных, неустойчивых в стенках выработок, имеющих низкую несущую способность рыхлых песчано-глинистых грунтов, способных к образованию плывунов, а также подтоплением территории в связи с неглубоким залеганием грунтовых вод и возможностью оврагообразования.
    
    Площадка нефтебазы сложена следующими грунтами, начиная с поверхности:
    
    растительный слой толщиной - до 0,2 м;
    
    песок коричневый гравелистый влажный - мощность слоя до 1,2 м;
    
    супесь от твердой до текучей консистенции и песок серый, средней крупности, водонасыщенный глинистый с включением гальки и щебня - мощность слоя до 4,3 м;
    
    валунно-галечниковый слой с песчаным заполнителем с 3 м до глубин, превышающих 20 м.
    
    Подземные воды приурочены к толще песчаных отложений четвертичного возраста. Воды пресные, безнапорные. Уровень воды залегает практически у поверхности земли, во время снеготаяния и обильных дождей уровень грунтовых вод устанавливается на пониженных участках выше поверхности земли. Питание подземных вод происходит за счет инфильтрации атмосферных осадков, разгрузка происходит в акваторию залива. В гор.Приморске и в пос.Ермилово действуют водозаборы, эксплуатирующие подземные воды. Гидрогеологические условия площадки отличаются незащищенностью подземных вод от загрязнения с поверхности земли, нахождением нефтебазы в пределах расчетной депрессионной воронки действующих водозаборов подземных вод гор.Приморска и пос.Ермилово.
    
    Поверхностные воды на рассматриваемом участке реконструкции БТС относятся к водной системе Финского залива и принадлежат бассейну Балтийского моря. Долины рек, как правило, врезаны неглубоко. В низинах и на плоских междуречных пространствах характерно развитие болот и заболоченных территорий.
    
    Площадка расширения резервуарного парка расположена на удалении от водных объектов данного района. Строительство нефтеналивного терминала "Приморск" не окажет воздействия на морфологию существующих водотоков и их гидравлический режим.
    

    Водоснабжение. Расчетное потребление воды хозяйственно-питьевого качества на площадке нефтебазы, порта и очистных сооружений с учетом существующих и вновь проектируемых объектов составит 757,6 м/сут. Существующая система водоснабжения, включающая 2 резервуара хозпитьевой воды общим объемом 500 м, насосную станцию 2-го подъема, бактерицидную установку, водонапорную башню и разводящую сеть, позволяет обеспечить требуемый расход без расширения водопроводных сооружений.
    
    Водоотведение. Производственно-дождевая канализация предусматривает сбор сточных вод в количестве 2113,5 м/сут (в том числе 190 м/сут - льяльные воды с судов) с территории площадок нефтебазы, портовых сооружений и площадки очистных сооружений. Очистка производственно-дождевого потока с действующих площадок в количестве 720 м/сут осуществляется на действующих очистных сооружениях, для обеспечения очистки дополнительного расхода запроектировано расширение комплекса очистных сооружений на основании схемы фирмы AMRUTEC, INC. Обработка производственно-дождевых и льяльных вод осуществляется раздельно. Технологическая схема очистки включает резервуар-усреднитель, нефтесепаратор, двухступенный флотатор и многоступенчатые фильтры с различного рода загрузкой (зернистой, модифицированной глины, активированного угля). В случае превышения концентрации нефтепродуктов в поступающей льяльной воде более 4000 мг/л применяется предварительное их отделение на центрифуге.
    
    Образующиеся в процессе очистки обоих потоков осадки и шламы обезвоживаются на фильтр-прессах.
    
    Для обработки бытовых сточных вод, поступающих с существующих площадок, действуют два блока биологической очистки производительностью 50 м/сут. Комплекс установок "БИОКС" обеспечивает эффективность очистки бытовых сточных вод до требований сброса в водоем рыбохозяйственного назначения.
    
    В то же время существует опасность загрязнения поверхностных и подземных вод нефтепродуктами в результате утечек или аварийных разливов нефти.
    
    Проектом предусмотрены меры по защите поверхностных и грунтовых вод от загрязнения, в том числе устройство противофильтрационного покрытия из полиэтилена толщиной 1 мм в каре и под днищем резервуаров для сбора протечек и разлива нефти. По периметру площадки будут оборудованы нагорно-ловчие канавы. Будет построен комплекс очистных сооружений для очистки производственно-дождевых стоков производительностью 60 м/час рядом с существующей площадкой очистных сооружений.
    
    Для обеспечения очистки бытовых сточных вод от проектируемых объектов и бытовых стоков с судов предусматривается строительство дополнительных очистных сооружений производительностью 140 м/сут фирмы AMRUTEC, INC, включающих усреденение (3 резервуара общим объемом 300 м), подогрев воды (до 15°С), биологическую очистку от органических веществ и биогенных элементов в биореакторе, доочистку на многослойных фильтрах, обеззараживание на УФ-установках. В случае проскока загрязнений в очищенную воду предусматривается ее рециркуляция и повторная обработка. Обезвоживание осадка и избыточного активного ила обеспечивается на фильтр-прессах. Очищенные стоки будут сбрасываться в Финский залив в районе пролива Бъеркезунд через существующий рассеивающий выпуск.
    
    Учитывая близкое к поверхности земли залегание грунтовых вод, с целью осушения территории проектом предусмотрено устройство горизонтального дренажа. Для перехвата и отвода дождевых и талых вод по периметру площадки будут сооружены нагорно-ловчие каналы. Внутриплощадочные автодороги будут построены с асфальтобетонным покрытием, возвышающимся на 0,3-1,5 м над планировочными отметками.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что проектируемый объект относится к особо опасным в экологическом отношении промышленным объектам. Инженерно-геологические условия площадки сложные и характеризуются наличием водонасыщенных, неустойчивых в стенках выработок, имеющих низкую несущую способность рыхлых песчано-глинистых грунтов, способных к образованию плывунов, а также подтоплением территории в связи с неглубоким залеганием грунтовых вод и возможностью оврагообразования.
    
    Гидрогеологические условия площадки характеризуются незащищенностью подземных вод от загрязнения с поверхности земли, нахождением нефтебазы в пределах депрессионной воронки действующего водозабора подземных вод пос. Ермилово.
    
    По результатам рассмотрения представленных материалов следует отметить, что мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды, касающиеся систем водоснабжения и водоотведения, выбраны правильно и не вызывают принципиальных возражений. В проекте предусмотрены инженерные решения, снижающие негативное воздействие объекта до допустимого уровня. Проектом предусматривается сбор и очистка всех видов сточных вод (хозяйственно бытовых, производственных, поверхностных, льяльных) на соответствующих очистных сооружениях.
    
    Организованный отвод поверхностного стока с территории комплекса по спланированному рельефу в дождеприемники, размещаемые внутри обвалования групп резервуаров, в проектируемую закрытую систему производственно-дождевой канализации с последующей подачей на очистные сооружения, позволит обеспечить предотвращение проникновения загрязнений в почву.
    
    Мероприятия по охране вод разработаны с учетом ориентации на ресурсосберегающие технологические процессы, применение маловодных или безводных технологических процессов, создание замкнутых систем технологического водоснабжения, комплексный подход при обработке твердых, жидких и газообразных отходов.
    
    Оценка представленных материалов свидетельствует, что предлагаемые природоохранные мероприятия позволят обеспечить допустимый уровень воздействия на окружающую среду систем водоснабжения и водоотведения, а также экологическую безопасность проектируемого объекта при условии гарантии разработчиками заявленных параметров качества очищенной воды и обработки осадков, а также доработки проекта на стадии его реализации в части систем водопользования с учетом замечаний и рекомендаций.
 
    Рекомендации и предложения

    
    1. Учитывая неблагоприятные гидрогеологические условия на территории проектируемого строительства, незащищенность подземных вод от загрязнения при эксплуатации нефтебазы, возможность вывода из строя водозабора подземных вод пос.Ермилово в случае утечек или аварийного разлива нефти, необходимо выполнить дополнительные инженерно-экологические изыскания, по результатам которых следует уточнить программу комплексного мониторинга окружающей среды в районе терминала "Приморск".
    
    2. На следующей стадии проектирования должны быть разработаны мероприятия по обращению с промышленными жидкими и твердыми отходами, которые будут образовываться в процессе эксплуатации нефтебазы:
    
    - решить вопрос по определению класса токсичности и утилизации отходов БОС и сооружений очистки поверхностного стока;
    
    - привести сведения по количеству отходов, образующихся на очистных сооружениях (нефтешлама, осадка, избыточного активного ила и пр.), и решения по их утилизации;
    
    - в технологической схеме предлагаемой к внедрению установки "БИОКС" предусмотреть стадию первичного отстаивания, иначе достижение содержания нефтепродуктов в очищенной воде 0,05 мг/л при их исходной концентрации 48 мг/л маловероятно.
    
    3. Привести перечень мероприятий по предотвращению возможных аварийных ситуаций при эксплуатации систем водоотведения проектируемого объекта и ликвидации их последствий.
    
    

4.3. Охрана почв и земельных ресурсов

    
    В проекте дается характеристика морфологических и химических свойств почв, а также оценка воздействия строительства первой очереди БТС по результатам строительного мониторинга за несколько сроков наблюдений.
    
    Морфология и химические свойства почв района достаточно разнообразны. Здесь встречаются в основном супесчаные и песчаные почвы подзолистого типа. Большие площади заняты гидроморфными почвами - дерновыми глеевыми и болотными почвами. Эти почвы характеризуются кислой реакцией почвенных растворов, низкой степенью насыщенности основаниями и небольшим содержанием гумуса.
    
    В проекте дается оценка воздействия строительства первой очереди БТС по результатам строительного мониторинга 2000 и 2003 годов. Приводятся материалы, характеризующие среднее содержание токсикантов в почвах и донных отложениях. При сравнении фоновых содержаний тяжелых металлов для почв Ленинградской области с образцами грунта, отобранными глубже 1 м, заметно увеличение содержание кадмия и хрома. Коэффициент суммарного загрязнения свидетельствует о 1 категории загрязнения (допустимой) почв и грунтов района обследования. К этой же категории относятся и пробы, собранные в донных отложениях и скважинах. Пробы, отобранные в районе предполагаемого отвала грунта, относятся ко 2 категории - умеренно опасное загрязнение. Кроме кадмия и хрома для них характерно повышенное содержание кобальта, никеля и марганца.
    
    За три года эксплуатации БТС (2000 - 2003 годы) среднее содержание большинства тяжелых металлов в почвах обследованной территории стало незначительно превышать фоновые. Превышение в три раза выше фоновых выявлено для меди, сурьмы и таллия. Содержания остальных элементов близки к фоновым и не превышают природных. В единичных пробах выявлены незначительные превышения ОДК свинца и меди для песчаных и супесчаных почв. В почвах участка под расширение терминала содержание тяжелых металлов практически не превышают фоновых концентраций.
    
    Величина показателя суммарного загрязнения почв участка под расширение терминала и в санитарно-защитной зоне нефтеналивного терминала соответствует допустимому уровню загрязнения почв тяжелыми металлами.
    
    Содержание органических токсикантов характеризуется следующими параметрами:
    
    - почвы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) нефтеналивного терминала и площадки под расширение терминала не загрязнены бенз(а)пиреном;
    
    - в почвах СЗЗ нефтеналивного терминала содержание полихлорированных бифенилов составляет 1,5 ПДК, в почвах площадки под расширение - 0,4 ПДК;
    
    - почвы обследованной территории характеризуются низкими содержаниями фенолов и нефтепродуктов.
    
    В проекте в целом достаточно подробно приводятся основные виды воздействия на почвы в процессе строительства и эксплуатации объекта.
    
    В целях сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы и быстрой ликвидации последствий воздействия после завершения строительных работ, связанных с нарушением почвенно-растительного покрова, в проекте предусматривается проведение технической и биологической рекультивации.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что представленные на экспертизу материалы в целом содержат необходимые сведения о воздействии строительства на почвы и почвенный покров региона. Материалы по охране и рациональному использованию почвенного покрова, проработаны достаточно полно. Дана краткая характеристика структуры почвенного покрова и представлен перечень встречающихся по трассе разных типов почв.
    
    Приведены оценки воздействия на земельные ресурсы и почвенный покров в процессе строительства. Рассмотрена технология рекультивации почв, нарушенных при строительстве. Мероприятия по охране почв и восстановлению естественных природных комплексов направлены на предотвращение развития эрозионных процессов, ликвидацию строительного мусора и бытовых отходов, ликвидацию дорог и т.д.
    
    Даются принципы организации производственно-экологического контроля в процессе строительства, включая организационно-технические мероприятия. Приводятся основные принципы мониторинга земель, включая мониторинг процессов истощения и загрязнения почв.
    
    Расчет потребности в земельных ресурсах для проектируемых объектов и сооружений нефтебазы произведен в соответствии с нормами отвода земель для строительства подобных сооружений и генеральным планом проектируемой площадки.
    
    Представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, посвященные современному и прогнозному состоянию почв, почвенного покрова и земельных ресурсов на территории расширения нефтебазы Приморск на 200 тыс.м, учитывают требования в части охраны почв и соответствуют предъявляемым к подобным проектам требованиям.
 
    Рекомендации и предложения

    
    1. Указать особенности факторов почвообразования, общие закономерности пространственного размещения почв, добавить морфологические описания.
    
    2. При строительстве и в дальнейшем при проведении почвенного мониторинга, обеспечить проведение аналитических работ по почвам, непосредственно соседствующим с площадкой строительства.
    
    

4.5. Обращение с отходами

    
    Сооружаемые объекты подразделяются на две категории по характеру длительности воздействия на окружающую среду:
    
    объекты строительные, технологические и бытовые (временные), используемые только на этапах строительства и пусконаладочных работ;
    
    объекты технологические, вспомогательные и бытовые, используемые в течение всего периода эксплуатации.
    
    Перечень, характеристика и ориентировочные объемы образования отходов, определяемые расчетно-аналитическим методом, приняты в соответствии с РД 153-39.4-115-01 "Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации объектов ОАО "АК "Транснефть", разработанным на основе Федерального классификационного каталога отходов и согласованным МПР РФ (письмо от 26.12.2001 N 33-01-1/179), СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
    
    Основными источниками образования отходов в процессе строительства будут являться:
    
    строительная площадка;
    
    временные стоянки и базы средств механизации.
    
    Отходы будут накапливаться в результате проведения строительно-монтажных работ. Негативное воздействие таких отходов на окружающую среду смягчается рядом мероприятий, предусмотренных проектом. В проекте перечислены количества этих отходов, образующихся в процессе проведения строительно-монтажных работ, пути их использования и способы удаления. Определены размеры платы за размещение этих отходов на этапе строительства. Определены условия временного накопления и хранения отходов.
    
    Для снижения техногенного воздействия эксплуатации резервуарного парка на природную среду предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по рациональному размещению производственно-бытовых отходов.
    
    При строительстве и эксплуатации объекта будут образовываться жидкие и твердые промышленные отходы.
    
    В материалах проекта рассмотрены мероприятия по обращению с отходами, образующимися только в процессе строительных работ по расширению нефтебазы. При строительстве объекта будет образовано около 34 т твердых отходов 3 и 4 классов опасности, в том числе: лом и отходы черных металлов (10,165 т), огарки электродов (1,416 т), окалина, шлак сварочный (1,821 т), твердые бытовые отходы (15,0 т), ветошь обтирочная промасленная (0,007 т), отходы лакокрасочных материалов (18,876 т).
    
    Временное накопление и хранение отходов будет производиться на специально оборудованных площадках с твердым покрытием и защитой от ветра и атмосферных осадков.
    

    По мере накопления отходы будут передаваться предприятиям Вторчермет, специализированным предприятиям (термическое уничтожение) и на действующие полигоны захоронения.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что в материалах проекта приведены основные сведения об отходах, образующихся в период строительства и эксплуатации объекта, указаны их классы опасности, а также план мероприятий, обеспечивающих безопасное обращение с отходами. В проекте приведены решения и предусмотрены мероприятия по сбору, размещению, утилизации и обезвреживанию отходов, образующихся при строительстве и эксплуатации объектов производственно-технологической системы связи на основе ВОЛП, достаточные для недопущения негативного воздействия на окружающую природную среду.
    
    В соответствии с Законом РФ "Об отходах производства и потребления", Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, природопользователь обязан:
    
    принимать необходимые, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами;
    
    соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические правила при обращении с отходами;
    
    обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей, при необходимости временного накопления производственных отходов на промышленных площадках до момента их использования в последующих технологических циклах или объектах для размещения.
    
    В соответствии с этими требованиями при строительстве и при эксплуатации оборудуются площадки для сбора и временного хранения отходов, исключающие попадание токсичных компонентов в окружающую среду (воздух, воду, почву и др.).
    
    При соблюдении действующих норм, правил и требований обращения с отходами проектируемый объект не окажет негативного воздействия на окружающую среду.
    
    Рекомендации и предложения

    
    1. На следующей стадии проектирования необходимо отразить:
    
    - количество образующихся отходов в процессе эксплуатации объекта в настоящее время и при вводе новых производственных мощностей в эксплуатацию;
    
    - методы обращения с отходами в процессе эксплуатации объекта;
    
    - количество сбрасываемых в поверхностные водные объекты ВХВ и их доля в существующем сбросе.
    
    

4.8. Экологический мониторинг и контроль

    
    Организация производственного экологического контроля планируется на каждом из этапов реализации проекта: строительство (предстроительный, строительный этапы и ввод в эксплуатацию) и эксплуатация.
    
    Объектами наблюдений на всех этапах будут являться: источники техногенного воздействия на окружающую природную среду на территории нефтебазы; природные комплексы, их компоненты, а также природные процессы, протекающие в зоне влияния при строительстве и эксплуатации нефтебазы.
    
    Основу системы экологического контроля состояния окружающей природной среды в ходе проведения наблюдений составят специальные сети наблюдательных постов. Сеть наблюдательных постов будет размещена с учетом: месторасположения технических объектов; источников загрязнения экосистемы; природно-территориальной дифференциации территории в районе строительства нефтебазы; распространения, характера и динамики проявления неблагоприятных природных процессов, сложности инженерно-геологических условий, наличия водных объектов.
    
    Регулярные наблюдения планируются за текущим состоянием атмосферного воздуха, почв, геологической среды, поверхностных водных объектов в зоне влияния промышленных объектов нефтебазы.
    
    Для оценки воздействия строительства нефтебазы на геологическую среду предполагается организовать наблюдения за подтоплением, заболачиванием территории, за развитием эрозионных процессов.
    
    Геологическая среда (рельеф местности, горные породы, подземные воды, современные геологические процессы и явления) на территории нефтебазы "Приморск" отличается повышенной чувствительностью к техногенному воздействию. При этом под воздействием неорганизованного стока дождевых и талых вод могут размываться рыхлые песчано-глинистые породы с образованием промоин, подземные воды не защищены от загрязнения нефтепродуктами, водонасыщенные породы при динамическом воздействии способны к образованию плывунов с полной потерей несущей способности.
    
    Отслеживание возможного влияния на подземные воды намечается производить по сети наблюдательных скважин с фиксацией изменений уровней первого от поверхности водоносного горизонта и качества воды, т.к. возможно загрязнение существующих водозаборов в гор.Приморске и пос.Ермилово.
    
    Экологический контроль воздействия на гидрохимический режим водных объектов будет осуществляться путем отбора и анализа проб воды после очистки загрязненных производственно-бытовых сточных вод, талых и дождевых вод.
    
    Оценка химического загрязнения почв будет производиться путем регулярного опробования и определения содержания нефтепродуктов, тяжелых металлов, органических загрязнителей в пробах. Планируется проведение технической и биологической рекультивации нарушенных почв.
    
    На этапе строительства и при эксплуатации объекта планируются наблюдения при организации сбора, временного накопления и хранения отходов, а также их последующей ликвидации.
    
    Экспертная комиссия отмечает, что представленные материалы по ведению производственного экологического контроля и мониторинга могут служить основой для создания проекта системы производственного экологического контроля и мониторинга. Представленные материалы разработаны в соответствии с нормативными документами.
    
    Материалы по проведению производственного экологического контроля соответствуют стадии разработки проекта.

    Рекомендации и предложения

    
    1. При составлении исполнительной программы комплексного производственного экологического мониторинга необходимо предусмотреть следующие наблюдения:
    
    - при ликвидации возможных аварийных ситуаций, для определения времени окончания реабилитационных работ;
    
    - после окончания биологического этапа рекультивации для контроля восстановления растительного покрова и возможного развития эрозионных процессов;
    
    - за загрязнением атмосферы при строительстве и эксплуатации объекта.
    
    2. Запланировать ежегодный внешний контроль системы производственного экологического мониторинга с представлением материалов наблюдений в территориальные органы надзора и контроля.
    
    

Общая оценка представленных материалов

    
    В материалах проекта учитывается соблюдение требований природоохранительного законодательства Российской Федерации в части обеспечения рационального природопользования и охраны объектов окружающей природной среды.
    
    Представленные перечни нормативных правовых актов федерального уровня содержат требования в области охраны окружающей среды и природопользования. Их учет при разработке экспертируемых материалов свидетельствует о выполнении требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и о допустимости намечаемой промышленно-хозяйственной деятельности.
    
    Рассмотрены организационно-технические мероприятия природоохранного назначения и сформулированы экологические требования и ограничения при строительстве и эксплуатации проекта "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м".
    
    Проведенная оценка воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации нефтебазы Приморск показывает, что при соблюдении всех предусмотренных проектом природоохранных мероприятий существенных и необратимых негативных воздействий на геологическую и воздушную среду, почвенный покров, земельные ресурсы и водные объекты не произойдет, что не приведет к нарушению природно-антропогенного равновесия в зоне влияния нефтебазы Приморск.
    
    Изложенные в настоящем заключении рекомендации направлены на минимизацию негативного воздействия на природные компоненты и должны быть учтены в процессе строительства нефтебазы Приморск.
    
    

Выводы:

    
    Представленный проект "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м" выполнен в соответствии с действующими нормами, соответствует требованиям для данного вида проектной документации, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
    
    Экспертная комиссия по результатам рассмотрения представленных материалов и с учетом положительных заключений (согласований) соответствующих надзорных и контрольных органов считает воздействия на окружающую среду, предусмотренные проектными решениями, допустимыми.
    
    Намечаемая деятельность по проекту "Увеличение производительности Балтийской трубопроводной системы. I очередь. Расширение нефтебазы Приморск на 200 тыс.м" с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в данном заключении, допустима к реализации.
    
    

Руководитель экспертной комиссии
Тронин С.Я.

Ответственный секретарь
Безноздрева Е.А.

    
Эксперты:
Афанасьев М.И.
Овечкин С.В.
Свинтицкий В.Б.
Серебряков И.С.
Соколова Е.В.
Степанов А.Н.
Тушонков В.Н.
Харитонов В.А.
Шипулин Ю.К.

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование