- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 августа 2006 года N 1188-р
[О Программе координации работ в области нанотехнологий
и наноматериалов в Российской Федерации]
1. Одобрить прилагаемую Программу координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации.
2. Минобрнауки России:
обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями реализацию Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации;
представлять ежегодно, начиная с 2007 года, во II квартале доклад в Правительство Российской Федерации о ходе и результатах реализации указанной Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
Приложение
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2006 года N 1188-р
ПРОГРАММА
координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации
I. Введение
Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и направлена на реализацию новых подходов к преобразованию российской промышленности.
Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
II. Основное назначение и принципы Программы
Основное назначение Программы - достижение целей, определенных Концепцией развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года.
Программа представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение координации работ по созданию и развитию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, а также на объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в Российской Федерации, и является важнейшим организационным инструментом реализации указанной Концепции.
Основными принципами Программы являются:
системный подход к решению задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации программ и проектов в этой области;
коллегиальность принятия решений, связанных с реализацией Программы, а также широкое использование независимой и межведомственной экспертизы в этих целях;
направление значительной части средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников на решение приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание системы контроля эффективности их расходования;
межведомственная открытость для обсуждения достигнутых результатов и эффективных механизмов организации работ.
Состав участников Программы формируется из федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, субъектов инновационной системы, негосударственных организаций наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики и других организаций.
Участники Программы самостоятельно реализуют исследовательские, образовательные, инфраструктурные или производственные проекты в области наноиндустрии, а также согласовывают механизм обмена информацией о своей деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является достижение и поддержание паритета с развитыми странами мира в приоритетных направлениях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, создании экологически адаптированных современных промышленных производств, здравоохранении, производстве продуктов питания, качестве и уровне жизни населения, а также в обеспечении необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации за счет повышения координации и результативности работ в области нанотехнологий и наноматериалов.
Основными задачами Программы являются:
развитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции;
повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств за счет согласованных действий участников Программы в области нанотехнологий и наноматериалов;
снижение уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники;
совершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;
профилактика, диагностика и лечение заболеваний путем внедрения в сферу здравоохранения методов, лекарственных средств и медицинской техники, полученных в результате использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;
повышение уровня экологической безопасности и улучшение среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды.
Для достижения цели Программы предусматриваются:
определение приоритетных направлений развития нанотехнологий и наноматериалов, ресурсного обеспечения форм межведомственного взаимодействия;
учет, планирование и оптимизация расходуемых бюджетных средств в области нанотехнологий и наноматериалов;
формирование национальной нанотехнологической сети;
распределение компетенции по вопросам проведения исследований и разработок в области нанотехнологий и наноматериалов, распространение полученных результатов в отраслях экономики и стимулирование спроса на продукцию наноиндустрии;
координация и совершенствование процедур трансфера нанотехнологий и наноматериалов;
совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности при вовлечении ее в хозяйственный оборот.
Основными направлениями координации работ в рамках Программы являются:
создание и совершенствование исследовательской и инновационной инфраструктуры по развитию работ в области нанотехнологий и наноматериалов;
широкомасштабное развитие фундаментальных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий и наноматериалов, а также долгосрочная государственная поддержка прикладных исследований, нацеленных на коммерциализацию разработок;
развитие международного взаимовыгодного сотрудничества в области наноиндустрии;
подготовка, привлечение и закрепление кадров (прежде всего молодых специалистов) для использования в различных сферах деятельности в области нанотехнологий и наноматериалов, а также повышение их квалификации.
IV. Направления развития нанотехнологий и наноматериалов и мероприятия Программы
Перспективными направлениями развития нанотехнологий и наноматериалов являются:
создание научно-технологической и метрологической базы наноиндустрии;
разработка наноинженерии и наносистемной техники;
создание функциональных и конструкционных наноматериалов;
разработка нанобиотехнологии;
осуществление подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии.
Для реализации Программы утверждается план мероприятий, включающий следующие направления работ:
организация научно-технического прогноза в области нанотехнологий и наноматериалов, определение места Российской Федерации на мировом рынке продукции наноиндустрии;
определение и согласование приоритетов и компетенции участников Программы, в том числе по развитию инфраструктуры наноиндустрии;
согласование тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которой участниками Программы планируется выполнение или размещение заказа;
информирование участников Программы о направлениях, партнерах и результатах международного научно-технического сотрудничества в области нанотехнологий и наноматериалов;
обмен результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и деятельности в сфере коммерциализации технологий наноиндустрии, обеспечение трансфера разработанных технологий в промышленность, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации;
инвентаризация научного, технического, технологического и производственного потенциала Российской Федерации в области нанотехнологий и наноматериалов;
определение показателей и индикаторов Программы.
План действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации представлен в приложении.
V. Система управления реализацией Программы
Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации.
Координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Управление реализацией Программы производится на основе соглашений координатора Программы с каждым из ее участников.
Для реализации Программы координатор Программы:
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий, в том числе совместно с иными участниками Программы, нормативные акты, необходимые для реализации Программы;
планирует экспертные проверки выполнения отдельных мероприятий участниками Программы;
представляет участникам Программы в соответствии с двусторонними соглашениями статистическую, справочную и аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы;
дает заключение по предложениям главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, связанным с вопросами увеличения финансирования мероприятий Программы;
готовит ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о ходе и результатах реализации Программы.
Координационно-коллегиальным органом является Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. В его состав входят представители главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, ученые, а также представители крупных бизнес-сообществ, заинтересованные в развитии российской наноиндустрии.
Технический координатор Программы - Федеральное агентство по науке и инновациям выполняет следующие функции:
организация взаимодействия участников Программы с головной научной организацией Программы и головными организациями отраслей, установленными в настоящем разделе;
организация внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и обеспечение размещения в сети Интернет материалов о реализации Программы, финансировании мероприятий Программы и привлеченных внебюджетных средствах;
организация и ведение мониторинга реализации Программы;
информационно-аналитическое обеспечение подготовки ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации Программы;
представление координатору Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации Программы.
В рамках Программы осуществляют деятельность следующие субъекты инновационной системы:
головная научная организация Программы;
головные организации отраслей;
научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов страны;
центры коллективного пользования научным оборудованием;
центры трансфера технологий;
венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии;
негосударственные организации - участники Программы.
Головная научная организация Программы, определяемая координатором Программы на конкурсной основе, выполняет следующие функции:
осуществляет научное и методическое обеспечение координации исследований и разработок для формирования технологической базы в рамках Программы;
осуществляет комплексную научную и технологическую экспертизу мероприятий Программы в области соответствующих исследований и разработок, включая экспертизу достигнутых результатов и определение потенциала их производства и продажи;
осуществляет научное и методическое обеспечение координации проектов международного научно-технического сотрудничества;
оценивает перспективы и вырабатывает рекомендации по использованию результатов исследований и разработок гражданского, военного и двойного назначения (по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти);
обеспечивает взаимодействие с головными организациями отраслей по вопросам научных исследований, коммерциализации технологий, организации серийного производства;
осуществляет научное и методическое обеспечение подготовки специалистов.
Организация, претендующая на получение статуса головной научной организации Программы, должна осуществлять:
разработку новых технологий, применение которых возможно во многих отраслях экономики;
разработку принципиально новых технологий, обеспечивающих развитие новых секторов экономики.
Головные организации отраслей - организации, уполномоченные федеральными органами исполнительной власти - участниками Программы на осуществление научно-методического сопровождения следующих направлений деятельности:
решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоения секторов наукоемкой продукции мирового рынка;
координация разработок конкурентоспособных на мировом рынке коммерческих технологий, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
координация проектов международного научно-технического сотрудничества в сфере компетенции федеральных органов исполнительной власти по направлениям Программы;
координация проектов трансфера нанотехнологий;
интеграция научной и образовательной деятельности в целях развития соответствующей отрасли и подготовки специалистов для этой отрасли;
отраслевой мониторинг мероприятий Программы, включая сбор информации о производстве и продаже продукции наноиндустрии.
Руководители федеральных органов исполнительной власти - участников Программы в рамках своей компетенции несут персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты.
Организация, претендующая на получение статуса головной организации отрасли, должна осуществлять в рамках отрасли разработку новых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке.
Создание фонда развития наноиндустрии как специализированного института будет содействовать совершенствованию механизма коммерциализации разработок и финансирования производственных проектов в области нанотехнологий и наноматериалов.
Отдельные негосударственные организации - участники Программы осуществляют научные исследования и разработки, подготовку и переподготовку специалистов, проектирование и выпуск серийной продукции по направлениям Программы.
Для оперативного и достоверного информирования участников Программы создается система обмена результатами, полученными в рамках ее реализации. Указанная система включает в себя:
подсистему информационных обменов участников Программы;
подсистему управления, экспертизы и контроля реализации Программы;
подсистему информационной поддержки процесса коммерциализации нанотехнологий и наноматериалов;
подсистему международных научно-технических обменов в области нанотехнологий и наноматериалов;
подсистему популяризации достижений в области нанотехнологий и наноматериалов.
VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Мероприятия Программы финансируются ее участниками в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В качестве источников финансирования мероприятий Программы могут учитываться средства целевых программ, средства, выделенные на содержание учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств, а также на реализацию внепрограммных мероприятий, включая средства государственных научных фондов.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы устанавливаются и корректируются ее участниками ежегодно, после утверждения каждым участником годового плана работы, в пределах имеющихся бюджетных и иных средств, но не позднее II квартала каждого года.
VII. Критерии оценки эффективности и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:
достижение реальных результатов в экономике Российской Федерации на базе реализации продукции наноиндустрии;
рост объема продаж продукции наноиндустрии на внешнем и внутреннем рынках;
рост числа патентов, договоров об уступке патента и лицензионных договоров в области нанотехнологий и наноматериалов;
расширение частно-государственного партнерства в процессе реализации Программы и рост объемов привлеченных внебюджетных средств;
увеличение количества публикаций российских ученых в журналах мирового уровня, а также докладов, связанных с тематикой Программы, на международных конференциях.
В результате реализации Программы предполагается:
повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации;
повышение уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
диверсификация и рост конкурентоспособности российской экономики, увеличение доли мирового рынка продукции наноиндустрии, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем высокотехнологичной продукции;
достижение мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающего развитие и реализацию российского потенциала наноиндустрии и активное участие России в международной научно-технической кооперации.
Приложение
к Программе координации работ
в области нанотехнологий
и наноматериалов
в Российской Федерации
ПЛАН
действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации
|
Вид документа |
Срок представления в Правительство Российской Федерации |
Ответственные исполнители | |
|
|
|
|
|
1. |
Подготовка предложений по активному участию фондов поддержки научно-технической деятельности в развитии наноиндустрии |
доклад в Правительство Российской Федерации |
III квартал 2006 года |
Минобрнауки России, |
2. |
Разработка федеральной целевой программы по развитию нанотехнологий |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
III квартал 2006 года |
Минобрнауки России, |
3. |
Создание рабочей группы по нанотехнологиям при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию |
проект решения Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию |
IV квартал 2006 года |
Минобрнауки России, |
4. |
Проведение детального мониторинга научно-технологического потенциала Российской Федерации в сфере наноиндустрии |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2006 года |
Минобрнауки России, |
5. |
Организация конкурса на определение головной научной организации Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2006 года |
Минобрнауки России, |
6. |
Создание фонда развития наноиндустрии |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
II квартал 2007 года |
Минэкономразвития России, |
7. |
Разработка и нормативное правовое обеспечение механизмов использования инфраструктуры наноиндустрии (исследовательской и технологической базы) |
проект распоряжения Правительства Российской Федерации |
III квартал 2007 года |
Минобрнауки России, |
8. |
Подготовка предложений по стимулированию спроса на нанотехнологическую продукцию в акционерных обществах, в уставном капитале которых доля Российской Федерации составляет более 50 процентов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
III квартал 2007 года |
Минобрнауки России, |
9. |
Разработка механизмов интеграции науки и образования, формирование национальной интегрированной научно-образовательной системы в области нанотехнологий |
доклад в Правительство Российской Федерации |
III квартал 2007 года |
Минобрнауки России, |
10. |
Разработка концепции национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий и создание этой системы |
приказ Минобрнауки России |
IV квартал 2007 года |
Минобрнауки России |
11. |
Подготовка предложений по стимулированию спроса на нанотехнологическую продукцию в рамках реализации национальных проектов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2007 года |
Минобрнауки России, |
Текст документа сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 36, 04.09.2006, ст.3841