- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Вторая европейская Конференция Министров,
ответственных за архитектурное наследие
Гранада, 3-4 октября 1985 года
РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
Предисловие
Современный подход к вопросам сохранения становится совершенно необходимым ввиду последних событий в Европейском обществе, отмеченном различными тенденциями, которые, в некоторых случаях, могут представлять опасность для наследия, но которые, в то же время, необходимы для будущего развития.
Проведение и улучшение здоровой политики сохранения окружающей среды гарантируют, что архитектурное наследие, которое является важнейшим компонентом европейского архитектурного наследия, будут передано будущим поколениям.
Будущее наследия и те возможности, которые оно предоставляет для улучшения среды обитания человека, требуют процесса активного сохранения, который должен повлиять на все сферы социальной жизни и который требует творческих совместных усилий от всех граждан.
В претерпевающей изменения Европе, в настоящий момент подверженной политическим и экономическим кризисам, но, тем не менее, желающей передать свое уникальное послание о культуре и качестве жизни, Министры, ответственные за архитектурное наследие, договорились, на закрытии своей конференции, проведенной в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года, принять приведенные ниже резолюции.
Резолюции
Преамбула
Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, заседая в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года,
Подтверждая свою веру в принципы, изложенные в:
- Европейской культурной конвенции (1954 год)
- Европейской хартии об архитектурном наследии (1975 год)
- Амстердамской декларации (1975 год)
- Европейской декларации о культурных целях, принятой 4-й Европейской Конференцией Министров, ответственных за вопросы культуры, заседавших в Берлине в 1984 году;
- Рекомендациях Парламентской Ассамблеи о культурном наследии и резолюциях Постоянной конференции местных и региональных властей Европы по тому же вопросу;
Выражая свою поддержку действиям, предпринятым со времени первой Конференции министров, ответственных за культурное наследие памятников и достопримечательностей, проводившейся в Брюсселе в 1969 году по инициативе Совета Европы;
Торжественно заявляя о своей поддержке принципов, изложенных в Конвенции об охране европейского архитектурного наследия, которая стала первым практическим результатом данного сотрудничества;
Считая, что каждая страна несет ответственность за охрану архитектурного наследия, находящегося на ее территории, независимо от его исторического, культурного или национального происхождения, и что сохранение подобного наследия является делом общеевропейской важности;
Провозглашая свое желание продолжать и расширять европейское сотрудничество в деле сохранения и укрепления европейского архитектурного исторического наследия;
Принимая во внимания доклады по трем темам конференции, представленные делегациями Министров, и меморандум, представленный Генеральным секретарем Совета Европы;
Принимают следующие резолюции:
Резолюция N 1
о реализации Конвенции об охране европейского архитектурного наследия
Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, просят Комитет министров Совета Европы предложить правительствам государств - членов Совета Европы
A. предпринять необходимые меры, предусмотренные их соответствующими учреждениями, с целью скорейшей ратификации, принятия или одобрения Конвенции об охране европейского архитектурного наследия, открытой для подписания на Конференции Министров;
B. включить политические, юридические и административные принципы, изложенные в Конвенции об охране европейского архитектурного наследия, в свою политику по сохранению и развитию архитектурного наследия, прежде, чем данная конвенция вступит в силу.
Резолюция N 2
о популяризации архитектурного наследия в социально-культурной жизни и в качестве фактора повышения качества жизни
Министры, ответственные за архитектурное наследие, просят Комитет Министров Совета Европы порекомендовать правительствам государств - членов Совета Европы
А. Принять настоящую широкую концепцию архитектурного наследия в свою политику по сохранению:
i. путем расширения категорий средств, предназначенных для охраны образцов народной, сельской, технической и промышленной архитектуры и архитектуры 19-го и 20-го веков вместе с их окружающей средой;
ii. поручая исследовать хронологические, качественные и типологические критерии, соответствующие данной широкой концепции, в европейском масштабе.
В. Разработать и укрепить принципы комплексного сохранения
i. путем выражения целей сохранять и развивать культурное наследие в национальной, региональной и местной политике по планированию и управлению природной средой и средой обитания человека;
ii. путем укрепления сотрудничества на всех уровнях между ведомствами, ответственными за сохранение и укрепление наследия, и ведомствами, ответственными за планирование и управление природной средой и средой обитания человека;
iii. путем стимулирования интеграции развития архитектурного наследия в общую культурную политику;
iv. делая упор на такой принцип, что сохранение и развитие культурного наследия должны быть основаны на активном участии граждан;
С. Развивать сознание общественности и доступ к наследию
- прививая знания и понимание культурного наследия через образовательные схемы в школе и вне школы;
- уделяя повышенное внимание историческому измерению окружающего нас мира в жизни и работе;
- поощряя людей принимать участие в сохранении и развитии своего местного наследия;
- оказывая поддержку собственникам памятников и достопримечательностей для открытия доступа публики к их собственности;
- используя все возможности для совмещения сохранения памятников и достопримечательностей с развитием связанных с ними культурных традиций;
- используя преимущества культурного наследия для развития туризма, особенно путем установления более сбалансированного потока туристов между регионами и создания новых центров туристического интереса, развивая забытые образцы искусства;
- используя современные средства массовой информации, аудиовизуальные средства и приемы рекламы;
D. Развить совместные усилия официальных властей, частных предприятий и общественных организаций
i. укрепляя сотрудничество между национальными, региональными и местными властями, разрабатывая совместно координируемые программы по сохранению;
ii. организуя местное сотрудничество между официальными властями, ассоциациями и гражданами, в виде практического выражения ответственности всей общественности для сохранения наследия;
iii. стимулируя частные и добровольные проекты, созданные с целью поддержания и управления наследием, при помощи юридических, финансовых и налоговых мер.
Резолюция N 3
об экономическом влиянии политики по сохранению
Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, просят Комитет Министров Совета Европы порекомендовать правительствам государств - членов Совета Европы
А. Разъяснять гражданам ценность общественных или частных инвестиций в наследие
Данная ценность принимает форму:
i. обратного эффекта, наблюдаемого во время низкого уровня занятости вследствие развития особо трудоемкой деятельности в отношении инвестированного капитала;
ii. экономии затрат на преодоление безработицы, благодаря сохранению существующих рабочих мест или созданию новых;
iii. различных внешних эффектов переменной длительности для центральных, региональных и местных правительственных бюджетов;
B. Определить, на основе результатов всестороннего экономического анализа, критерии отбора для разработки стратегий по сохранению, реконструкции и реставрации, одновременно с оценкой культурной ценности рассматриваемых объектов и стоимостью их сохранения;
C. Принять во внимание приоритет культурного критерия, разработать методы для правильной оценки экономического измерения наследия, тем самым, облегчая анализ:
i. экономической стоимости компонентов архитектурного наследия и деятельности по сохранению с одной стороны;
ii. прямых и косвенных выгод от содержания, реставрации и управления, а также ожидаемый доход, к примеру, от туризма;
iii. определяемого влияния наследия на всю экономическую инфраструктуру;
D. Следовать соответствующей информационной и образовательной политике для того, чтобы экономические группы и общественность осознали тот факт, что средства, выделяемые на наследие, являются продуктивной инвестицией, и указать разницу между очевидной стоимостью сохранения и ее действительной стоимостью, а также все вытекающие отсюда выгоды;
Е. Развивать активную политику публичных заказов и финансовых инициатив для сохранения архитектурного наследия
а. с целью стимулирования:
i. существования и расширения фирм, поддерживаемых рабочую силу и материалы, гарантирующие сохранение традиционных навыков и умений, необходимых для физического сохранения наследия;
ii. открытия перспектив для карьерного роста в сфере физического труда, сохранение которого среди безработных желательно как с точки зрения и экономики, так и с точки зрения возможностей для самореализации;
iii. развития архитектурного наследия как части программ для экономического оздоровления проблемных регионов;
iv. развитие культурной индустрии для стимулирования интереса к историческим памятникам и создания рабочих мест в сфере услуг и туризма;
b. при помощи следующих средств:
i. постоянного и растущего числа заказов на реставрационные работы со стороны органов центрального и местного управления;
ii. активной политики, в случае необходимости, поиска новых видов использования для старых зданий, как части жилищной политики и схем общественного благоустройства, до тех пор, пока такая политика сопоставима с архитектурой рассматриваемых зданий;
iii. общественной финансовой помощи частным собственникам на содержание, ремонт и реставрационные работы посредством, например, низкопроцентных ссуд, грантов, налоговых льгот и оборотных средств, особое внимание в данном контексте уделяется необходимости разработки программ недорого стоящего жилья вместо старых жилых зданий.
Резолюция N 4
о физическом сохранении архитектурного наследия и необходимости борьбы с загрязнением окружающей среды
Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, осознавая тот факт, что ухудшение состояния памятников вследствие неблагоприятного воздействия загрязнения окружающей среды, а в частности кислотных дождей, становится все более серьезным по степени и размаху,
/. Просят Комитет Министров Совета Европы предложить правительствам государств - членов Совета Европы
A. интенсифицировать усилия по значительному сокращению выбросов всех вредных загрязнителей в соответствии с принципами международных договоров в данной сфере;
B. стимулировать научные исследования в соответствующих странах для определения эффективных способов устранения или нейтрализации рассматриваемых вредных загрязнителей, с целью:
i. составления списка результатов исследований разрушения естественных материалов под воздействием загрязнения окружающей среды, укрепления и сохранения каменной кладки;
ii. определения недостатков в исследованиях и инициирование дополнительных программ исследований;
iii. подписания соглашений между компетентными учреждениями с целью избежания ненужного дублирования работы;
iv. централизации результатов исследований в информационных центрах, которые достаточно доступны и могут предоставлять информацию различным заинтересованным профессиональным кругам;
С. гарантировать доступность специалистов по сохранению
i. посредством организации междисциплинарных научных курсов по загрязнению окружающей среды, разрушению материалов и сохранению;
ii. посредством предоставления необходимых средств для выполнения персоналом своих обязанностей;
//. Рекомендуют Комитету Министров Совета Европы:
А. содействовать международным и междисциплинарным обменам в данной сфере, предпочтительно путем организации встреч экспертов под эгидой Совета Европы, а также путем поиска сотрудничества и координации с другими международными организациями, с целью определения совместной стратегии по борьбе с разрушением материалов;
В. предоставить активную поддержку национальным усилиям по значительному сокращению выброса всех вредных загрязнителей, снизить вредное воздействие загрязнения окружающей среды на наследие и рассмотреть, какие рекомендации должны быть разработаны на европейском уровне для принятия соответствующих политических, административных и финансовых мер.
Резолюция N 5
о будущих программах европейского сотрудничества по содействию популяризации исторического наследия
Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие:
/. Просят Комитет Министров Совета Европы порекомендовать правительствам развивать свои двусторонние и многосторонние отношения посредством:
A. подписания и ратификации международных соглашений в отношении сохранения культурного наследия;
B. более полного участия в работе международных организаций, в частности, через программу межправительственной работы Совета Европы;
C. инициирования или продолжения практических экспериментов по трансграничному и межрегиональному сотрудничеству в деле сохранения, восстановления и управления наследием.
//. Выражают свое желание, чтобы международные, межправительственные или неправительственные организации
A. координировали свою деятельность более тесным образом, принимая во внимание свои соответствующие цели;
B. достигали соглашений в отношении совместной и дополнительной деятельности, в соответствии с целями Конвенции об охране европейского архитектурного наследия.
///. Рекомендуют Комитету Министров Совета Европы
A. предпринять шаги по обеспечению применения Конвенции об охране европейского архитектурного наследия
- путем учреждения Комитета экспертов, предусмотренного данной конвенцией для отслеживания ее реализации;
- путем привлечения внимания официальных властей и общественности к ее содержанию и целям;
B. содействовать популяризации европейского наследия путем приоритетного введения в силу резолюции II, III, IV данной конференции в рамках будущей программы межправительственной работы и путем организации будущего сотрудничества следующим образом:
а. Сконцентрировать усилия с целью адаптирования политики наследия к последним социально-экономическим изменениям в Европе путем:
i. признания принципа комплексного сохранения в качестве главного рабочего инструмента в политике по сохранению;
ii. совершенствования и обновления данного принципа посредством:
- совместного исследования научных методов по охране новых категорий наследия;
- политики, повышающей сознательность, интерес, знания и участие общественности;
- развития архитектурного и археологического наследия как главного компонента исторического наследия и фактора социально-культурного развития;
iii. оценки экономического влияния сохранения и поиска новых способов финансирования;
iv. подготовки совместной стратегии по борьбе с неблагоприятным воздействием загрязнения окружающей среды и разрушением материалов;
v. попытки разделить ответственность на европейском и трансграничном уровнях в отношении сохранения больших территорий наследия, представляющего многонациональный интерес;
b. Взаимной технической помощи и обмена экспертами под эгидой Совета Европы и возможного сотрудничества других учреждений:
i. укрепляя программы технической помощи между государствами, регионами и городами путем делегирования экспертов по сохранению и городскому планированию;
ii. путем обмена специалистов, в частности тех, кто умеет обучать ремеслам, необходимым для сохранения;
c. Более частых европейских обменов информацией по вопросам политики сохранения:
i. развитие Советом Европы, и возможно другими организациями, общих средств широкого распространения информации среди государств - членов Совета Европы;
ii. развитие сотрудничества между международными и национальными центрами документации;
iii. компиляция совместимых библиографических банков данных и многоязыковых каталогов терминологии.
Резолюция N 6
Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие,
Выражают свою искреннюю благодарность правительству Испании за организацию конференции и щедрое гостеприимство;
Отдают должное интересу к европейской деятельности в данной сфере со стороны Андалузии, памятуя о том, что город Гранада уже принимал симпозиум Совета Европы в 1977 году по сельской архитектуре и региональному планированию;
Принимают приглашение правительства Швеции принять Третью конференцию Министров, ответственных за архитектурное наследие.
Текст документа сверен по:
Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год