- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (97) 2
О постоянной защите культурного наследия от физического разрушения,
вызванного загрязнением окружающей среды и иными сходными факторами
Принята
Комитетом Министров
4 февраля 1997 года
на 583-м заседании
Комитета Министров
на уровне заместителей
Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,
Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года, и в особенности статью 1 данной конвенции;
Принимая во внимание Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы, подписанную в Гранаде 3 октября 1985 года, которая признает, что архитектурное наследие составляет "незаменимое выражение богатства и разнообразия европейского культурного наследия, рассказывает о нашем прошлом и является общим наследием всех европейцев", и статьи 8, 16, 17 пункт 3 данной конвенции в особенности;
Принимая во внимание Европейскую конвенцию (пересмотренную) об охране археологического наследия, подписанную в Валлетте 16 января 1992 года;
Принимая во внимание резолюции Европейской конференции министров, занимающихся вопросами архитектурного наследия, проведенную в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года, в особенности резолюцию N 4 о физической охране архитектурного наследия и необходимости борьбы с загрязнением окружающей среды;
Принимая во внимание свои предыдущие рекомендации:
- об охране архитектурного наследия от природных катастроф (рекомендация N R(93) 9),
- о комплексном сохранении зон культурного ландшафта как части политики по сохранению ландшафтов (рекомендация N R(95) 9);
Принимая во внимание Конвенцию о гражданской ответственности за ущерб, являющийся результатом опасной для окружающей среды деятельности, подписанной в Лугано 21 июня 1993 года;
Считая, что ускорение физического разрушения наследия вследствие загрязнения окружающей среды представляет угрозу выживанию и возможности быть переданным будущим поколениям;
Осознавая, тот факт, что в настоящее время не существует метода, способного сохранить и, таким образом, защитить исторические здания на долгий период, и что единственным способом сохранения является регулярный ремонт;
Учитывая, что конкретные проблемы сохранения архитектурного наследия должны приниматься во внимание при определении комплексной политики, проводимой государствами - членами Совета Европы с целью борьбы с загрязнением окружающей среды и улучшением ее состояния;
Учитывая, что развитие обменов информацией и опытом в Европе по проблемам политики наследия должно привести к продуктивному диалогу по проблемам, относящимся к разрушению материалов и способам физического сохранения созданной человеком среды;
Подчеркивая необходимость проведения анализа риска и управления риском в контексте постоянного мониторинга и регулярного ремонта;
Подчеркивая необходимость защиты культурного наследия в рамках общей политики борьбы с загрязнением воздуха и других сходных факторов,
1. Решает, что настоящая рекомендация заменит рекомендацию N R(88)5 по контролю за физическим разрушением архитектурного наследия, ускоренного загрязнением окружающей среды;
2. Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы в процессе формирования и реализации основной политики борьбы с загрязнением воздуха и других сходных причин разрушения, равно как и приоритетной политики сохранения и охраны культурного наследия, принимать во внимание принципы и директивы указанные в Приложении к настоящей рекомендации.
Приложение
к Рекомендации N R(97)2
/. Определения.
Для целей настоящей рекомендации культурное наследие включает в себя все движимое и недвижимое имущество, которое ввиду своей культурной ценности и значения, должно быть сохранено и передано потомкам.
Термин "загрязнение окружающей среды и другие факторы" относится к тому факту, что разрушение является результатом синергистических процессов, где вредное воздействие погодных факторов усиливается действием загрязнения окружающей среды и недостаточной защитой.
"Риск" - это вероятность ущерба или потери культурного наследия в результате действия погодных факторов, усиленных действием загрязнения окружающей среды и недостаточной заботой.
"Анализ рисков" - системное исследование, позволяющее идентифицировать и оценить все риски, которые угрожают физическому состоянию и экономико-культурной ценности данного наследия.
"Управление риском" - характеризуется оптимизацией важнейших финансовых, технических и людских ресурсов, основанных на знаниях и умениях, а также координации, где согласованность между всеми участниками имеет важнейшее значение.
//. Рамки.
Целями политики сохранения и охраны культурного наследия должны быть следующие:
i. устранить или смягчить причины разрушения (негативное воздействие климата, загрязняющие вещества, влага, биологический рост, вибрация и т.д.).
ii. уменьшить воздействие процессов разрушения, влияя на условия (микроклимат, биологический рост и т.д.).
iii. сделать объект менее уязвимым от действия погодных факторов, путем идентификации и устранения или смягчения внутренних факторов, усиливающих разрушение.
///. Правовая и административная структура.
Охрана культурного наследия должна быть принята во внимание при реализации общей политики снижения загрязнения окружающей среды и других сходных причин разрушения путем:
i. принятия нормативных актов на международном, национальном, региональном и местных уровнях, нацеленных на строгое уменьшение органических и неорганических загрязнителей, включая пыль и частицы.
ii. реализации политики городского планирования и регулировки движения, направленных на сокращение или даже упразднение движения механических средств вблизи от важных памятников или главных исторических достопримечательностей.
iii. наложения ограничений на локализацию основных источников загрязнения при городском планировании и в политике защиты окружающей среды.
iv. принятие постановлений об ответственности собственников или пользователей за ремонт и содержание памятников.
Следует организовать постоянные структуры для обеспечения постоянного мониторинга, развития и осуществления долгосрочных исследований и обучения по вопросам ремонта и содержания памятников культурного наследия.
IV. Организационные и программные меры.
Организационные и программные меры призваны обеспечить разработку стратегий охраны культурного наследия от разрушения, равно как и обеспечить развитие долгосрочных исследований и обучения.
а. Долгосрочные исследования.
Меры к разработке долгосрочных исследований должны быть предприняты путем:
i. улучшения доступа и распространения имеющейся информации.
ii. проведения междисциплинарных и специализированных исследований процесса разрушения созданной человеком среды.
iii. проведения исследований и приобретения практического опыта по вопросам методов и техники охраны, охватывающие все относящиеся к ним явления.
b. Консервация и ремонт.
Сбор, обработка и обмен информацией, основанные на постоянном исследовании и практическом опыте, должны быть предприняты для того, чтобы принять во внимание все факторы, включая: развитие процесса разрушения, оценку постоянно совершенствующихся методов сохранения и ремонта, мониторинг долгосрочных последствий.
Следует стимулировать и поощрять создание и поддержку постоянных учреждений. Их целями должны быть следующие:
- признать природу, ценность и историю данного наследия, его составные части и их содержание,
- установить актуальные проблемы,
- оценить состояние охраны и действие процесса разрушения,
- выявить существующие процессы физического, химического и биологического разрушения и их взаимодействие,
- осуществлять мониторинг развития процессов разрушения и их последствий,
- осуществлять постоянный мониторинг процессов ремонта и сохранения и их последствий.
с. Стратегии и осуществление анализа рисков, управления риском и постоянного содержания памятников.
Главной задачей является определить риски и свести к минимуму процесс разрушения.
Подписанные протоколы и директивы по вопросам анализа и управления риском и постоянным содержанием памятников должны быть воплощены в практической деятельности по охране культурного наследия. Данные директивы должны включать в себя проверку и оценку недостатков в структуре или функциях, а также в их ремонте.
Данная стратегия должна включать анализ рисков путем:
- оценки культурной и экономической стоимости наследия, подвергающегося риску,
- определение состояния сохранности,
- проверка недостатков в структуре и функциях,
- определение природы и места процесса разрушения,
- мониторинг их развития, скорости и последствий,
- прогнозирование развития процесса разрушения.
Основываясь на данном анализе, следует провести практическое вмешательство на местном уровне, путем периодического обслуживания функционального оборудования, устранение вреда и замены разрушенных элементов, равно как и путем мониторинга и вмешательства с целью минимизации процессов разрушения.
Постоянный мониторинг означает периодические проверки зон, с акцентом на зоны повышенной опасности, постоянное наблюдение за ухудшениями в структуре, материалах и функциях, а также директивы для ремонта и ежедневного использования. Содержание подразумевает ремонт дефектных участков и снижение подобных рисков.
Анализ рисков должен быть основан на сравнительных данных для обеспечения выгодного анализа по содержанию объекта согласно плану содержания памятника.
V. Обучение.
Следует поощрять обучение мастеров и специалистов по соответствующим специальностям.
Следует предпринять меры по стимулированию обучения специалистов и мастеров таким образом, чтобы повысить понимание проблем разрушения и сохранения в специфическом и междисциплинарном контекстах. Это следует делать на университетском и профессионально-техническом уровнях.
Междисциплинарное обучение для исследователей, учителей и специалистов по сохранению следует начать в следующих областях:
- признание природы, ценности и истории данного объекта, его составных частей и их контекста,
- теория и общий метод сохранения наследия,
- явления, процессы и причины разрушения, включая актуальные аналитические приемы,
- анализ и управление риском,
- оценка и совершенствование методов и способов постоянного содержания объектов,
- процедура консервации, использование традиционных и современных методов, влияющих на весь процесс данного явления.
Следует поощрять специализированное обучение для реставраторов и мастеров по ремонту с особым уклоном на мастерство в сфере традиционных приемов и способности понять, оценить и применить специальные методы по сохранению памятников архитектуры.
VI. Повышение сознательности общественности.
Следует повышать сознательность общественности в вопросах природы процесса разрушения, концепций и приемов сохранения на национальном, региональном и местном уровнях среди собственников, пользователей, специалистов и финансовых институтов.
Следует также повышать сознательность общественности в целом по вопросам природы рисков, которые могут быть вызваны при посещении памятников.
VII. Европейское сотрудничество с целью осуществления расширенной взаимной научно-технической помощи.
Следует усилить европейское сотрудничество с целью повышения научно-технической эффективности посредством:
i. обеспечения лучшего межуровневого распространения информации путем разработки и концентрации научных и технических данных, доступных в разных странах в существующих профессиональных международных организациях.
ii. развитие практического долгосрочного сотрудничества через границы стран или между регионами.
Текст документа сверен по:
Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год