- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2006 года N 03-06-02-02/73
[О порядке действий налоговых органов в отношении начисленных и взысканных сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003-2005 годов]
В связи с вашим письмом от 11 мая 2006 года N 0142-02/557 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает свою позицию, изложенную в письме Минфина России от 13 февраля 2006 года N 03-06-04-02/02, и по вопросу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003-2005 годов сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги считаются установленными, когда определены все элементы налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Статьей 14 Кодекса транспортный налог отнесен к региональным налогам, при установлении которых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Учитывая, что до 1 января 2006 года отчетные периоды по транспортному налогу Кодексом не были предусмотрены и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу, правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная позиция отражена, в частности, в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 года N 32пв04.
В постановлении от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В силу части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральной закон.
Статьей 6 Кодекса установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Признание и нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим, налогоплательщики в силу статьи 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в порядке, установленном статьей 79 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишке взысканных сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003-2005 годов необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.
В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 59-Г05-26 и от 29 марта 2006 года N 33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской области от 18 ноября 2002 года N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" и Закона Ленинградской области от 22 ноября 2002 года N 51-ОЗ "О транспортном налоге".
Директор Департамента
М.А.Моторин
Письмо Федеральной налоговой службы
от 11 мая 2006 года N 0142-02/557
В адрес ФНС России поступило письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02, в котором изложена позиция об отсутствии правовых оснований для установления отчетных периодов по транспортному налогу законами субъектов Российской Федерации и для начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу до внесения изменений в главу 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступивших в силу с 01.01.2006, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу.
Однако в период 2003-2005 годов законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в большинстве случаев были установлены отчетные периоды и порядок расчета авансовых платежей по транспортному налогу.
В свою очередь, налоговые органы, осуществляя функции, возложенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, производили начисление пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, установленных законами субъектов Российской Федерации и зачисляемых в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
Так, по состоянию на 01.01.2006 начислено пени по авансовым платежам по транспортному налогу 840596,90 тыс.рублей, из которых 168673,4 тыс.рублей поступило в бюджеты субъектов Российской Федерации, а 696452,70 тыс.рублей составляет задолженность, которая заложена в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2006 год.
Письмо Минфина России указывает на неправомерность действий налоговых органов по начислению и взысканию сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Таким образом, налогоплательщики, уплатившие пени по авансовым платежам по транспортному налогу, имеют право на возврат из соответствующих бюджетов уплаченных сумм, а в случае, если указанные суммы были взысканы налоговыми органами, то возврат в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Кодекса должен осуществляться с начислением процентов.
Кроме того, задолженность по пеням по авансовым платежам по транспортному налогу, отраженная в налоговом учете, будет сторнирована, и бюджеты субъектов Российской Федерации недополучат соответствующие суммы, уже заложенные в доходной части указанных бюджетов.
Учитывая изложенное, ФНС России просит разъяснить порядок действий налоговых органов в отношении начисленных и взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003-2005 годов.
Текст документа сверен по:
рассылка