почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
11
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2002 года Дело N А29-4150/01А


[Суд сделал правильный вывод о том, что лица, самовольно пользующиеся участками недр, не являются плательщиками платежей за пользование недрами и не могут быть привлечены к налоговой ответственности, в частности, по ст.122 НК РФ]
 

 

     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей: Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Цилемскому району Республики Коми на решение от 13.09.01 и постановление апелляционной инстанции от 06.11.01 по делу N А29-4150/01А Арбитражного суда Республики Коми (судьи: Протащук В.Г., Макарова Л.Ф., Полицинский В.Н., Баублис С.Л., Галаева Т.И., Леушина И.Б.), установил:

     Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Цилемскому району Республики Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью дорожно-строительная компания "Усть-Цилемская" (далее - ООО ДСК "Усть-Цилемская")

     30 114 рублей налоговых санкций по решению налогового органа от 15.12.2000 N 226.

     ООО ДСК "Усть-Цилемская" заявило встречный иск к инспекции о признании указанного решения недействительным.

     Встречный иск принят судом к рассмотрению совместно с первоначальным иском в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Решением суда от 13.09.01 инспекции в удовлетворении иска отказано, иск ООО ДСК "Усть-Цилемская" удовлетворен.

     Постановлением апелляционной инстанции от 16.11.01 решение оставлено без изменения.

     Обратившись с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, инспекция просит решение и постановление отменить, ее иск удовлетворить.

     Заявитель считает, что при принятии указанных судебных актов судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.

     По мнению налогового органа, с учетом статьи 39 Закона Российской Федерации "О недрах", пункта 1 Указа Главы Республики Коми от 23.06.95 N 258 "О порядке взимания платежей при разработке общераспространенных полезных ископаемых и добыче подземных вод" и пункта 1 Инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 04.02.93, 30.01.93 N 8, 17, 01-1741 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами" у ООО ДСК "Усть-Цилемская" при фактическом пользовании участками недр, несмотря на отсутствие лицензии на такое пользование, имелись обязанности по уплате платежей за пользование недрами и по своевременному представлению в налоговый орган налоговых деклараций по данным платежам. Поскольку предприятием эти обязанности не исполнялись, налоговые санкции, установленные пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, применены к предприятию правомерно. Статья 108 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможности освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности при наличии оснований для привлечения этого же лица к уголовной, административной или иной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

     Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

     При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 00 04.02.02 до 8 30 07.02.02 на основании части 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Цилемскому району проведена камеральная проверка налоговых деклараций по платежам за пользование недрами за январь - июль, январь - август 2000 года, представленных ООО ДСК "Усть-Цилемская".

     При проверке установлено, что налоговые декларации представлены с нарушением сроков, установленных законодательством; суммы платежей за пользование недрами, начисленные к уплате, в бюджет не поступили.

     По результатам проверки 15.12.2000 налоговым органом вынесено решение N 166 о привлечении ООО ДСК "Усть-Цилемская" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде взыскания штрафов в сумме 9 858 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и в сумме 20 256 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

     Поскольку предприятие в добровольном порядке указанные суммы штрафов не уплатило, инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании их в принудительном порядке.

     ООО ДСК "Усть-Цилемская", посчитав названное решение налогового органа незаконным, заявило встречный иск о признании данного ненормативного акта недействительным.

     Принимая решение и постановление, Арбитражный суд Республики Коми исходил из того, что у предприятия отсутствовала лицензия на право пользования участком недр, поэтому в силу статей 9, 11 и 12 Закона Российской Федерации "О недрах", а также статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации не было обязанностей по уплате платежей за пользование недрами и по представлению налоговых деклараций по этим платежам. В данном случае предприятие самовольно пользовалось недрами, что являлось основанием для привлечения лиц, виновных в самовольном пользовании, к уголовной, а также административной ответственности. Кроме того, вред, причиненный государству в результате самовольного пользования недрами, должен быть возмещен виновным лицом в установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации порядке (статьи 49, 51 названного Закона).

     Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

     Статьей 39 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений) предусматривалось, что пользование недрами является платным, за исключением случаев, установленных статьей 40 настоящего Закона. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

     1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

     2) платежи за пользование недрами;

     3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     4) акцизы.

     В соответствии со статьей 11 названного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, содержащей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

     Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

     Статьей 9 названного Закона установлено, что права пользователя недр, а также его обязанности (одной из которых согласно статье 22 этого же Закона является своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами) возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

     Статьей 12 Закона предусмотрено, что лицензия должна содержать в том числе и условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.

     Из содержания названных норм следует, что обязанность по уплате платежей за пользование недрами возникает у пользователей участками недр с момента государственной регистрации лицензии на пользование участков недр; использование недр до получения соответствующей лицензии является самовольным недропользованием.

     Арбитражный суд Республики Коми не основании имеющихся в деле материалов установил, что лицензия на пользование недрами карьера N 1 в Усть-Цилемском районе никому не выдавалась и ООО ДСК "Усть-Цилемская" пользовалось недрами карьера самовольно.

     Меры ответственности за нарушение Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрены в статьях 49, 51 данного Закона.

     Согласно статье 49 Закона лица, виновные в самовольном пользовании недрами, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Статьей 51 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование, подлежит возмещению. Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр.

     Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

     Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.98 N 1214-р дано поручение Министерству природных ресурсов России и Государственной налоговой службе Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить, в частности, из максимальных уровней платежей за пользование недрами.

     Исходя из изложенного, а также положений статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой (с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации") налогоплательщиками признаются организации, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что лица, самовольно пользующиеся участками недр, не являются плательщиками платежей за пользование недрами и не могут быть привлечены к налоговой ответственности, в частности, по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

     Ссылки заявителя жалобы на пункт 1 Инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 04.02.93, 30.01.93 N 8, 17, 01-1741 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами" во внимание не принимаются, так как данная норма подлежит применению в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О недрах".

     Содержание пункта 1 Указа Главы Республики Коми от 23.06.95 N 258 "О порядке взимания платежей при разработке общераспространенных полезных ископаемых и добыче подземных вод" касается предприятий, имеющих ранее выданные разрешения на пользование недрами, но не оформивших лицензии в соответствии с действующим законодательством, то есть в рассматриваемом случае применению не подлежит. Поэтому ссылка налогового органа на данный Указ неправомерна.

     В силу вышеизложенного остальные доводы заявителя также признаны несостоятельными.

     Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа на установлено. Поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

     Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

     Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

     решение от 13.09.01 и постановление апелляционной инстанции от 06.11.01 по делу N А29-4150/01А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Цилемскому району - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

   

Председательствующий
О.П.Маслова

Судьи
Т.В.Базилева
Т.В.Шутикова


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование