- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Законодательство и экономика, N 7, 2006 год
Рубрика: Финансы и налоги
И.В.Булакова
Налоговый консультант
Формы и способы налоговой поддержки
малого предпринимательства
Налоговый консультант И.В.Булакова анализирует налоговый режим, предусмотренный действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства, обращая внимание на его недостатки.
Развитию малого предпринимательства в современной России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малые предприятия составляют значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.
Малые предприятия призваны решить следующие задачи:
- дальнейшее углубление специализации в сфере производства и услуг, в том числе путем освобождения крупных предприятий от выпуска изделий мелких серий, малых объемов, единичных экземпляров;
- повышение гибкости производства и его способности к быстрому обновлению выпускаемой продукции благодаря тому, что малые предприятия легче управляемы и более мобильны в процессах любой модернизации и перестройки - как в тактике, так и в стратегии;
- развитие подотраслей маломасштабных специализированных производств, органически связанных с крупными предприятиями и дополняющих их;
- удовлетворение индивидуальных потребностей населения в товарах (работах, услугах) самого широкого и разнообразного качества, которое в принципе не может обеспечить крупное производство, ориентированное в первую очередь на массового потребителя;
- ускоренное вовлечение населения в активную экономическую деятельность в относительно комфортных морально-психологических условиях малых коллективов.
Для достижения этих целей был принят Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", которым определено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 100 человек - в промышленности, строительстве, на транспорте; 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения; 50 человек - в оптовой торговле и остальных отраслях.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Вместе с тем в настоящее время необходимо, чтобы правовой статус индивидуальных предпринимателей был определен соответствующим федеральным законом. По мнению автора, индивидуальные предприниматели должны быть выделены в отдельную группу субъектов хозяйствования наравне с физическими и юридическими лицами с законодательным закреплением их специфического положения, отличного как от положения граждан, так и от положения организаций (предприятий).
Дальнейшую поддержку малое предпринимательство в Российской Федерации получило после выхода Указа Президента РФ от 4 апреля 1996 года N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации". Однако по вовлеченности субъектов малого предпринимательства в экономику Российская Федерация пока значительно отстает от развитых капиталистических стран. Так, если в странах ЕС на 1000 человек населения приходится около 50 малых предприятий, то в России - только 6; если в Европе доля малых предприятий в ВВП достигает 50%, то в России - только 10%*.
_______________
* См.: Коммерсантъ. 1999. 3 ноября. С. 4.
Используя регулирующую функцию налогов (в первую очередь налога на прибыль), государство стимулирует развитие малого предпринимательства. Например, Законом РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль:
- малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- строительные организации - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы вы ручки от реализации продукции (работ, услуг);
- в третий и четвертый год работы указанные выше малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Регулирующая роль налога на прибыль в данном случае эффективна, поскольку стимулирует как создание новых малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги), так и наращивание ими объемов той деятельности, в связи с которой им предоставлены налоговые льготы, что подтверждается ростом числа малых предприятий за период 1996-2004 гг. с 841,7 до 953,1 тыс.*
_________________
* Россия в цифрах. 2005: крат. стат. сб. - М.: Госстат России, 2005. С. 166.
Вместе с тем, по убеждению автора, отсутствие в налоговом законодательстве нормы, ограничивающей предоставление налоговых льгот объемом соответствующих работ, выполненных исключительно собственными силами малого предприятия, снижает эффективность этих льгот, поскольку создает возможности для ухода от налогообложения в случае, если малое предприятие, выступая в качестве генподрядчика по дающим право на льготы работам, привлекает субподрядчиков, на долю которых приходится большая часть объема работ, но при этом налоговые льготы получает генподрядчик - малое предприятие фактически по чужим объемам работ. При рассмотрении данной коллизии в арбитражном суде* суд подтвердил право малого предприятия на налоговую льготу по объемам строительных работ, выполненных сторонними организациями, но проведенными через малое предприятие как генподрядчика, так как иное не предусмотрено налоговым законодательством. В связи с этим налоговые льготы должны предоставляться малым предприятиям только в зависимости от объемов производства продукции (работ, услуг), произведенных собственными силами.
______________
* Главбух. 2001. N 20. С. 66-68.
Государство предоставило малым предприятиям право уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на суммы амортизационных отчислений в большем размере, чем это установлено для всех остальных хозяйствующих субъектов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" было предусмотрено, что "малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет". Аналогичный порядок был также установлен постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов". Статьей 10 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектам малого предпринимательства было разрешено применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов в размере, в два раза превышающем установленные нормы, а также списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
По расчетам А.Н.Медведева, при применении ускоренной амортизации даже при возрастании налоговых платежей с выручки (в которую включено и покрытие амортизации, начисленной за счет себестоимости), но за счет снижения налога на имущество предприятий (исчисляемого с остаточной стоимости основных фондов, которая уменьшается ускоренным образом), субъекты малого предпринимательства уже в первый год эксплуатации объекта основных фондов, по которому амортизация начисляется ускоренным способом, фактически экономят на своих налоговых платежах на 1 рубль начисленной ускоренным способом амортизации от 4,7 до 8,5 коп*. Вместе с тем поскольку амортизация как элемент себестоимости продукции (работ, услуг) влияет на величину издержек производства и обращения, то начисление амортизации ускоренным способом может повысить отпускные цены товаров (работ, услуг).
________________
* См.: Медведев А.Н. Налоговая нагрузка в современной России: факты и вымысел // Бухгалтерский вестник. 2000. N 3. С. 28-30.
Исходя из этого А.Н.Медведев делает вывод, что положительный эффект от использования ускоренной амортизации основных фондов может быть достигнут только в условиях стабильной экономики, когда в результате снижения налогового бремени и эффекта беспроцентного кредита малое предприятие может мобилизовать финансовые ресурсы для увеличения инвестиций.
При кризисном состоянии экономики целесообразна не ускоренная, а замедленная амортизация. Так, Программой Правительства РФ по стабилизации экономики и финансов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 года N 762, было предложено изменение порядка начисления амортизации с тем, чтобы дать возможность хозяйствующим субъектам снизить свои издержки: разрешить считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность организациям (предприятиям) начислять амортизацию по более низким нормам. При этом постановлением Правительства РФ для организаций (предприятий), у которых после переоценки основных фондов финансово-экономические показатели существенно ухудшились, была разрешена замедленная амортизация (в размере до 0,5 от установленных норм амортизационных отчислений).
Федеральным законом от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" установлена упрощенная система налогообложения для хозяйствующих субъектов, которые одновременно удовлетворяют двум условиям:
- имеют общую численность до 15 человек;
- совокупный размер валовой выручки в год не превышает стотысячекратного установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данный Закон предоставляет малым предприятиям три возможности:
- использовать существующую систему ведения бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения;
- использовать упрощенную систему налогообложения по суммарной ставке не более 30% совокупного дохода;
- использовать упрощенную систему налогообложения по суммарной ставке не более 10% валовой выручки.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями (предприятиями), подпадающими под ее действие, предусматривает замену уплаты совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности данных организаций (предприятий) за отчетный период.
Расчеты, проведенные А.Н.Медведевым*, позволяют сделать следующие выводы:
________________
* Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое пособие для предпринимателей. - М.: Инфра-М, 1996. С. 164-175.
- малым предприятиям при высокой доле (свыше 70%) в их производственной себестоимости материальных затрат невыгодно переходить на упрощенную систему налогообложения;
- малым предприятиям при низкой доле материальных затрат в составе себестоимости (менее 15%) выгодно переходить на упрощенную систему налогообложения.
Из двух форм упрощенной системы налогообложения от совокупного дохода и от валовой выручки предпочтительнее вторая форма - налогообложение от валовой выручки, поскольку только она и влечет за собой настоящее существенное упрощение налогообложения и ведения бухгалтерского учета и отчетности. К тому же выручка от реализации является более объективным экономическим показателем, чем совокупный доход.
Однако субъекты Российской Федерации, вводя на своей территории в действие упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства, ввели ряд ограничений на свободу выбора малыми предприятиями формы налогообложения.
Так, Законом г. Москвы 16 октября 1996 года N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" установлено, что объектом обложения единым налогом для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период, - в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке. При этом применение малыми предприятиями г. Москвы одного из двух способов упрощенной системы налогообложения - налогообложения от выручки ограничивается долей совокупного дохода в валовой выручке до 40%.
Регулирующая роль налогов при установлении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства предполагалась в установлении для них более выгодной системы налогообложения, чем для остальных налогоплательщиков, что должно было создать для них более благоприятные экономические условия. Однако условия применения упрощенной системы налогообложения, введенные субъектами Федерации, преследовали лишь фискальную цель, поэтому реально упрощенной системой налогообложения воспользовалось лишь 3% субъектов малого предпринимательства и принесли бюджету менее 1,5 млрд руб. (0,26% поступлений)*, что свидетельствует о неэффективности данной системы.
________________
* Коммерсантъ. 1999. 3 нояб. С. 4.
Законом РФ от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", который носит рамочный характер, установлены основные принципиальные положения налогообложения (круг налогоплательщиков, налоговый период и т.п.). Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, которыми определяются:
- сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного Федеральным законом;
- размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
- налоговые льготы;
- порядок и сроки уплаты единого налога;
- иные особенности взимания единого налога.
Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций. Сам по себе принцип единого налога на вмененный доход как налога с потенциально возможного дохода не нов - именно по такому принципу как в СССР, так и в других странах вводились патенты и лицензии, уплата которых по некой фиксированной ставке освобождала налогоплательщика от всех прочих налоговых платежей и давала право на занятие предпринимательской деятельностью.
Плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, работающие в сферах, связанных с расчетами наличными деньгами, которые в большинстве случаев не контролируются государственными органами (оказание ремонтно-строительных, бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, автотранспортных услуг, ветеринарных и зооуслуг, деятельность в области образования, общественное питание, розничная торговля и т.п.).
Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход (на очередной календарный месяц), который для различных видов деятельности и условий хозяйствования устанавливается дифференцированно законодательными актами субъектов Федерации, при этом ставка единого налога составляет 20% от вмененного дохода.
Как при подготовке соответствующих законодательных актов в субъектах Федерации, так и после их принятия, споры вызвала методика определения размера вмененного дохода.
Статьей 8 Налогового кодекса РФ определено понятие налога как безвозмездного платежа в форме отчуждения денежных средств. Однако степень отчуждения определяется нормами о каждом конкретном налоге. Тем не менее все существующие налоги строятся на принципе, что в доход бюджета изымается лишь часть налогооблагаемой базы (часть прибыли, часть выручки, часть стоимости имущества, часть дохода и т.п.).
Совершенно иной принцип заложен в едином налоге на вмененный доход - сумма налога может и превышать полученный доход. Суть данного налога заключается в том, что некоторые субъекты малого предпринимательства должны уплачивать налоги исходя не из фактически полученных доходов, а исходя из некой суммы так называемого "вмененного дохода", который устанавливается местными властями. При этом налог уплачивается не после получения дохода, а до - т.е. из оборотных средств организаций (предприятий) или из личных накоплений индивидуальных предпринимателей. Таким образом, данный налог фактически установил для субъектов малого предпринимательства налоговый "порог" для входа их на рынок, что ограничивает вовлечение в предпринимательство лиц, не имеющих достаточного стартового капитала. В письме Правительства РФ от 7 сентября 1998 года N 4435п-П5 приведены разработанные Минэкономики России рекомендуемые цифры и примеры расчета налога на вмененный доход, которые субъекты Федерации должны были взять за основу при установлении на своей территории данного налога. Однако законодательные органы субъектов Федерации, вводя на своих территориях единый налог на вмененный доход, за основу базовой доходности для исчисления единого налога брали расчеты и анализ деятельности субъектов малого предпринимательства с учетом региональных и местных особенностей.
Следует напомнить, что подобные налоги (размер которых рассчитывается не исходя из фактически полученной суммы доходов, а исходя из потенциально возможной к получению) существовал в отдельные периоды истории в различных странах. Скажем, в Голландии в XVIII в. существовал подоходный налог, при котором "те, у коих вовсе нет постоянного дохода и кои существуют лишь за счет своей торговли или профессии, каковой они занимаются, облагаются налогом сообразно доходу, какой они, как считают, могут получить от этой торговли или профессии"*.
_______________
* Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 3. М.: Прогресс, 1992. С. 199.
Несмотря на содержащийся в утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 года N 762 Программе Правительства РФ по стабилизации экономики и финансов тезис, что "введение единого налога с вмененного дохода для отдельных видов малого предпринимательства" преследует цель "снизить налоговое бремя для законопослушных предпринимателей и вывести из тени остальных", введение единого налога на вмененный доход преследует чисто фискальную цель - установление фиксированных сумм налоговых изъятий для тех субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность в тех сферах, всеобъемлющий государственный контроль за которыми затруднителен, что отягощается присутствием в этих сферах наличного денежного оборота, который по ряду причин ускользает от государственного контроля. В письме Правительства РФ от 7 сентября 1998 года N 4435п-П5 приведены следующие данные: "по оценке Госкомстата России, нерегистрируемый оборот в сфере розничной торговли в 1996 года составлял около 50%". Проблема с контролем мелких субъектов хозяйственной деятельности существовала и в средневековье, на что обращает внимание Ф.Бродель: "Рынок проще контролировать, нежели лавку, где каждый становится почти что сам себе господином"*.
_______________
* Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм. XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. - М.: Прогресс, 1988. С. 48.
Вместе с тем следует иметь в виду и мировой опыт борьбы с так называемым "черным" рынком, который заключается в том, что усилия государства по борьбе с "теневой" экономикой должны быть направлены в первую очередь на большие компании и корпорации, которые полученные деньги переводят за рубеж. Что же касается теневых доходов малого предпринимательства, то во всех странах эти доходы остаются в стране их получения и в конечном итоге попадают под действие национальных налоговых систем. Так, Б.Свенсон исходя из шведского опыта констатирует, что "первоначально полученные "черные" деньги поступают в обращение, где каждый этап облагается налогами, и общая их сумма может во много раз превысить первоначальные поступления от "черной" работы. Отсюда явствует, что если государственные органы усилят контроль за ремесленниками и другими группами населения, которые считаются потенциальной рабочей силой на "черном" рынке, то результатом, как это ни покажется парадоксальным, может быть уменьшение налоговых поступлений для общества"*.
______________
* Свенсон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987. С. 63, 64.
Анализ, проведенный автором, позволяет сделать вывод, что при введении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности сумма установленного налога должна учитывать способность налогоплательщика к его уплате, как это и установлено ст.3 Налогового кодекса: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости". Необходимо также учитывать принцип, сформулированный Ж.Сисмонди: "Налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода"*.
______________
* Цит. по: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: Инфра-М, 1996. С. 154.
Введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности должно преследовать не столько фискальную цель - собрать налоги с уклоняющихся от налогообложения, а сколько регулирующую цель - вывести налогоплательщиков из теневого сектора экономики. Тогда при снижении налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет расширения круга налогоплательщиков бюджет может получить значительно большие суммы налогов. Установление размера "вмененного дохода", с которого исчисляется единый налог, должно производиться не исходя из усредненных показателей для данной деятельности, а с учетом конкретной специфики деятельности налогоплательщиков, поскольку даже на одной улице условия и показатели предпринимательской деятельности существенно разнятся, например, у двух соседних магазинов, один из которых выходит к автобусной остановке, а второй - во двор.
Однако введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности без учета специфики предпринимательской деятельности налогоплательщиков привело к сокращению числа легальных предпринимателей. К примеру, в Астраханской области из 7924 предпринимателей, которые подлежали переводу на единый налог на вмененный доход, в налоговые инспекции для предоставления расчета сумм налога явилось 3840 предпринимателей, из которых 2811 снялись с налогового учета и прекратили свою предпринимательскую деятельность*. Введение единого налога на вмененный доход в субъектах Российской Федерации также не принесло и желаемого эффекта для бюджета - доля поступлений данного налога не превышает 0,5% в сумме налоговых поступлений в бюджет**.
_______________
* Российский налоговый курьер. 1999. N 9. С. 11.
** Коммерсантъ. 1999. 3 нояб. С. 4.
Вместе с тем единый налог на вмененный доход выгоден субъектам малого предпринимательства со стабильным доходом, поскольку постоянная сумма налога позволяет рассчитать свои силы и организовать планирование бизнеса вперед на год. Уплата налога, сумма которого не зависит от дохода, стимулирует налогоплательщиков к росту доходов, которые при достижении определенных размеров фактически не облагаются налогами вообще. На это обращают внимание некоторые специалисты: "Общеизвестно, что постоянные налоги стимулируют развитие бизнеса: уплачивая единую сумму при увеличении оборота, предприниматели могут уменьшить процент изъятия от выручки. Единый налог, не зависящий от величины реального оборота, позволяет безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавиться от постоянного страха перед приходом чиновников из контролирующих органов"*.
_________________
* Перонко И.А., Кузнецов В.В. Единый налог на вмененный доход - явление позитивное // Российский налоговый курьер. 1999. N 8. С. 4.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности является уникальным для России, поскольку сумма налога может и превысить сумму дохода, с которого он исчисляется. Тем самым чисто фискальная цель его введения (получение максимальных доходов бюджета от трудно контролируемых хозяйствующих субъектов) стала сочетаться с регулирующей функцией, которая также присуща этому налогу: единый налог на вмененный доход фактически устанавливает для некоторых субъектов малого предпринимательства определенный лимит рентабельности. Если изъятие в бюджет сумм единого налога на вмененный доход приводит к нерентабельности функционирования субъекта малого предпринимательства, то он прекращает свое существование. Таким образом, с помощью регулирующей функции единого налога на вмененный доход из предпринимательской деятельности был устранен ряд хозяйствующих субъектов, которые так и не нашли свое место на рынке товаров (работ, услуг); оставшиеся же на рынке вынуждены были активизировать свою деятельность, не опускаясь ниже того уровня рентабельности, который фактически им задан с помощью единого налога на вмененный доход. Введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности оказало и селективное воздействие на малый бизнес, что вполне оправдано уже хотя бы тем, что по оценкам некоторых специалистов* лишь 3-5% работоспособного населения имеют необходимые склонности для организации своего дела (обладая такими качествами, как энергичность, предприимчивость, высокая мобильность и профессионализм), в то время как остальным призвано быть наемными работниками.
_______________
* Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. - М.: Инфра-М, 1999. С. 178.
Опыт введения фиксированной суммы единого налога на вмененный доход позволяет сделать вывод, что установление налогов, размер которых зависит не от конкретных результатов хозяйственной деятельности, а только от условий хозяйствования, угнетает малорентабельных неэффективно работающих налогоплательщиков, однако объективно стимулирует эффективно работающих к росту объемов производства.
Данный вывод можно проиллюстрировать следующим примером: для хозяйствующего субъекта установлен вмененный налог в фиксированной сумме в 2000 руб., при этом доля налоговых изъятий из дохода представлена в табл.1.
Таблица 1. Доля налоговых изъятий из дохода
Доход, руб. |
Сумма налога, руб. |
Налоговые изъятия, | |
3000 |
2000 |
67 | |
5000 |
2000 |
40 | |
10 000 |
2000 |
20 |
Остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта доля дохода после налогообложения будет возрастать по мере роста дохода, что показано в табл.2.
Таблица 2. Доля располагаемого дохода
Доход, руб. |
Располагаемый доход | ||
|
руб. |
% от дохода | |
3000 |
1000 |
33 | |
5000 |
3000 |
60 | |
10 000 |
8000 |
80 |
Таким образом, введение налогов с фиксированной суммой равносильно установлению налогов с регрессивной шкалой ставок налогообложения, при которой по мере роста выручки (дохода) доля налогов в выручке (доходе) уменьшается, а доля располагаемого дохода (после налогообложения) в полученном доходе увеличивается.