почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
3
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСТ Р 17.2.2.07-2000

Группа Т58

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

АТМОСФЕРА


ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ
с отработавшими газами и дымности отработавших газов

Protection of the environment. Atmosphere.
Engines minitractors and minimechanical objects. Rates and testing methods
of exhaust emission and smoke

     
     
     ОКС 13.020
     ОКСТУ 0017
     ОКП 47 5131; 47 5151; 47 5161

Дата введения 2001-07-01

     
     
Предисловие

     
     1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
     
     2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 сентября 2000 г. N 229-ст
     
     3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
          


     1 Область применения

     
     
     Настоящий стандарт распространяется на вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях поршневые двигатели внутреннего сгорания: дизели и двигатели с искровым воспламенением (далее - двигатели) мощностью до 16 кВт включительно, предназначенные для малогабаритных тракторов, включая мотоблоки, мотокультиваторов, мотопомп, средств малой механизации сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального применения. Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также дымности отработавших газов дизелей.
          


     2 Нормативные ссылки

     
     
     В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ 17.2.1.02-76 Выброс вредных веществ автомобилями, тракторами и двигателями. Термины и определения
     
     ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
     
     ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
     
     ГОСТ 28523-90 Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры.
     


     3 Определения

     
     
     В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
     
     3.1 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
     
     3.2 удельный выброс: Показатель, характеризующий количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой двигателем.
     
     3.3 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины.
     
     3.4 коэффициент ослабления светового потока: Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
     
     3.5 натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз.
     
     3.6 коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий долю работы двигателя на каждом режиме.
     
     3.7 эффективная база дымомера: Длина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
     
     3.8 газоанализатор: Средство измерения объемной концентрации вредных веществ.
     
     3.9 дымомер: Средство измерения дымности отработавших газов.
     
     3.10 регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).
     
     3.11 номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя: По ГОСТ 18509.
     
     3.12 номинальная мощность: По ГОСТ 18509.
     
     3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509.
     
     3.14 максимальная мощность: По ГОСТ 18509.
     
     3.15 максимальный крутящий момент: Наибольшее значение крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной мощности.
          


     4 Обозначения и сокращения

     

      - условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя, дм/с;
     
      - число цилиндров;
     
      - рабочий объем цилиндра, дм;
     
      - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин;
     
      - тактность двигателя (2 или 4);
     
      - удельный выброс оксида углерода, г/(кВт·ч);
     
      - удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВт·ч);
     
      - удельный выброс оксидов азота, г/(кВт·ч);
     
     - показатель ослабления светового потока по основной шкале, м;
     
      - коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;
     
     - показатель состояния окружающей среды;
     
      - температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по определению дымности отработавших газов), К;
     
      - атмосферное давление, кПа;
     
      - парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;
     
      - температура окружающего воздуха, °С;
     
      - диоксид азота;
     
      - условный состав топлива;
     
      - углерод;
     
      - массовый выброс оксидов азота, г/ч;
     
      - массовый выброс оксида углерода, г/ч;
     
      - массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч;
     
      - объемная концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн;
     
      - объемная концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн;
     
      - объемные концентрации суммарных углеводородов, млн;
     
      - поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота;
     
      - поправочный коэффициент на влажность для оксида углерода;
     
      - коэффициент, равный 0,000478 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым воспламенением;
     
      - коэффициент, учитывающий метод химического анализа (=1 при пламенно-ионизационном методе и =2 при инфракрасном методе);
     
      - расход отработавших газов, кг/ч;
     
      - расход топлива, кг/ч;
     
      - расход воздуха, кг/ч;
     
      - абсолютная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г /кг воздуха;
     
      - относительная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, %;
     
      - коэффициент весомости каждого из режимов;
    
      - эффективная мощность на каждом из режимов, кВт;
     
      - минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу, мин;
     
      - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин;
     
      - наибольшее значение крутящего момента на заданном скоростном режиме, Н·м;
     
      - частота вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента, мин;
     
      - эффективная база дымомера, м.
          


     5 Нормы выбросов и дымности

     
     
     5.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами
     
     5.1.1 Двигатели с искровым воспламенением
     
     Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателей с искровым воспламенением при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 1.
     
     
Таблица 1
     


Наименование показателя

Нормы, г/(кВт·ч), для двигателей


четырехтактных

двухтактных

Удельный выброс оксида углерода  

     190,0

     120,0

Удельный выброс суммарных углеводородов

     4,0

     20,0

Удельный выброс оксидов азота

     10,0

     7,5

     
     
     Нормы удельных выбросов суммарных углеводородов установлены в пересчете на углерод, а оксидов азота - в пересчете на диоксид азота.
     
     5.1.2 Дизели
     
     Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами дизелей при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 2.
     
     
Таблица 2
     

Наименование показателя

Нормы, г/(кВт· ч)

Удельный выброс оксида углерода

11,0

Удельный выброс суммарных углеводородов

6,0

Удельный выброс оксидов азота

18,0

     
     
     Нормы удельных выбросов оксидов азота установлены в пересчете на диоксид азота; суммарных углеводородов - в пересчете на условный состав топлива.
     
     5.2 Дымность отработавших газов дизелей
     
     Дымность отработавших газов дизелей не должна превышать норм, указанных в таблице 3.
     
     
Таблица 3

Условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя , дм

Показатель ослабления светового потока по основной шкале , м

Коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале , %

До 10 включ.

2,760

69,5

От 10 " 15 "

2,690

68,5

" 15 " 20 "

2,580

67,0

" 20 " 25 "

2,485

65,6

От 25 до 30 включ.

2,400

64,4

" 30 " 35 "

2,340

63,4

" 35 " 42 "

2,260

62,2

     
     Примечание - Промежуточные значения следует определять линейным интерполированием.

     
     
     Условный объемный расход воздуха  вычисляют по формуле     
     

.                                                                                (1)

     


     6 Методы испытаний

     
     
     6.1 Средства испытаний
     
     6.1.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами и дымность отработавших газов двигателей определяют при работе двигателя, установленного на испытательном стенде.
     
     6.1.2 Требования к испытательному стенду и к погрешности средств измерений - по ГОСТ 18509 (для дизелей) и ГОСТ 14846 (для двигателей с искровым воспламенением).
     
     6.1.3 Требования к средствам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов - по приложению А.
     
     6.2 Порядок подготовки к проведению испытаний
     
     6.2.1 Испытаниям подвергают двигатели, прошедшие технологическую обкатку в течение 55 моточасов.
     
     6.2.2 Двигатели испытывают в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности согласно техническим условиям (ТУ).
     
     Сопротивления воздуха на впуске в двигатель и отработавших газов на выпуске из двигателя при испытаниях должны соответствовать максимальным значениям, оговоренным в ТУ на двигатель.
     
     6.2.3 При испытаниях следует применять топлива и масла марок согласно ТУ на испытуемый двигатель.
     
     Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) ТУ на них.
     
     6.2.4 Температурные режимы двигателя - по ТУ.
     
     6.2.5 Испытание следует проводить при показателе состояния окружающей среды
     

                                               ,

     
     который вычисляют по формуле
     

;                                                           (2)

     где  определяется по таблице 4.
     
     
Таблица 4
     

Температура воздуха,
 °С

0

10

20

30

40

50

60

70

Парциальное давление насыщенного водяного пара, кПа
     

0,6

1,2

2,3

4,2

7,4

12,3

19,9

31,2

     
     
     6.3 Порядок проведения испытаний
     
     6.3.1 Перед началом испытаний по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов снимают скоростную (регуляторную) характеристику двигателя.
     
     Эксплуатационная и максимальная мощности, максимальный крутящий момент, а также соответствующие им частоты вращения коленчатого вала и удельные расходы топлива должны соответствовать ТУ на двигатель.
     
     При несоответствии мощностных и экономических показателей двигателя установленным требованиям испытания должны быть прекращены.
     
     6.3.2 При испытаниях следует регистрировать:
     
     - расход воздуха, кг/ч;
     
     - расход топлива, кг/ч;
     
     - частоту вращения коленчатого вала, мин;
     
     - крутящий момент, Н·м;
     
     - температуру, °С:
     
     - под свечой (для двигателя с искровым воспламенением);
     
     - воздуха на входе в измерительное устройство или во впускной коллектор;
     
     - отработавших газов;
     
     - топлива;
     
     - атмосферное давление, кПа;
     
     - относительную влажность воздуха в точке измерения температуры воздуха, %.
     
     6.3.3 Режимы работы двигателей при проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ двигателей с искровым воспламенением приведены в приложении Б, дизелей - в приложении В.
     
     6.3.4 При проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ и дымности на каждом режиме двигатель должен проработать не менее 5 мин, после чего проводят измерения.
     
     6.3.5 Показатели содержания вредных веществ в отработавших газах фиксируют посредством непрерывной записи в течение 1 мин либо дискретно - пятикратным записыванием показателей каждого газоанализатора. За результат на каждом режиме принимают среднее арифметическое пяти измерений (при дискретной записи) либо значение, полученное в результате осреднения графика (при непрерывной записи).
     
     6.3.6 Дымность отработавших газов дизелей определяют на режимах регуляторной характеристики в диапазоне частот вращений коленчатого вала, соответствующих максимальной мощности и максимальному крутящему моменту. Количество режимов должно быть не менее шести и по возможности расположенных равномерно в указанном диапазоне.
     
     6.3.7 Показатели дымности отработавших газов определяют при трехкратной дискретной фиксации показаний дымомера. За результат принимают среднее арифметическое трех измерений.
     
     6.3.8 Испытания следует проводить в один день без перерыва.
     
     6.4 Порядок обработки результатов испытаний
     
     6.4.1 Массовые выбросы вредных веществ рассчитывают для каждого режима (приложения Б и В) по формулам (методика расчета дана из условия проведения расчета для влажного состояния отработавших газов):
     

;                                                      (3)

     
;                                                          (4)

     
;                                                                       (5)

               

 ;                (6)

     

;                                                                                  (7)

     
                                                              (8)

     
     6.4.2 Удельные выбросы вредных веществ вычисляют по формуле
     

.                                                     (9)

     6.5 Правила оформления результатов контроля
     
     Результаты испытаний оформляют в виде протокола. В протоколе должны быть отражены все промежуточные данные испытаний, необходимые для расчета удельных выбросов оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
     
     Содержание протокола дано в приложении Г.
          


     7 Требования безопасности

     
     
     7.1 Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 18509 и ГОСТ 14846.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)


Средства измерений

     
     
     А.1 Требования к газоанализатору
     
     А.1.1 Концентрацию вредных веществ в отработавших газах измеряют с помощью быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия. Измерение концентрации оксидов азота следует производить анализатором хемилюминесцентного типа с преобразователем диоксида азота в оксид азота; оксида углерода - анализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра; суммарных углеводородов - анализатором пламенно-ионизационного типа или инфракрасного типа.
     
     Можно использовать анализаторы других типов при условии получения эквивалентных результатов.
     
     А.1.2 Пробоотборная магистраль суммарных углеводородов и регистрирующее устройство анализатора должны быть с подогревом, обеспечивающим их температуру 150-200 °С. Пробоотборная линия оксидов азота должна обеспечивать температуру пробы не менее 70 °С. При испытаниях дизеля все нагреваемые пробоотборные линии должны быть снабжены противосажевым нагреваемым фильтром.
     
     А.1.3 Относительная погрешность газоанализаторов, определенная без учета погрешности поверочных газовых смесей, не должна быть более ±3% относительно предельных показаний приборов для используемых диапазонов измерений. Относительная погрешность поверочных газовых смесей не должна превышать ±2% номинального значения их концентраций.
     
     А.1.4 Система выпуска отработавших газов, пробоотборные зонды, пробоотборная линия и их соединения не должны давать утечку отработавших газов и подсос воздуха.
     
     Материалы, контактирующие с отработавшими газами, не должны поглощать оксиды азота, оксид углерода и углеводороды.
     
     Подсоединение газоанализаторов к системе выпуска двигателей - согласно инструкциям на газоанализаторы.
     
     А.1.5 По окончании испытаний пробоотборные магистрали газоанализаторов должны быть продуты инертным газом (согласно инструкции на приборы). После продувки следует проверить тарировку газоанализаторов. Результаты измерений в ходе испытаний считаются достоверными, если показания анализаторов до и после испытаний отличаются не более чем на ±3%.
     
     А.2 Требования к дымомеру
     
     А.2.1 Дымомер должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Эффективная база дымомера должна составлять 0,43 м.
     
     А.2.2 В качестве источника света в измерительной схеме дымомера следует использовать электрическую лампу накаливания с цветовой температурой нити 2800-3250 К.
     
     А.2.3 В качестве датчика в фотоизмерительной схеме дымомера следует использовать фотоприемник со спектральной характеристикой, близкой к спектральной характеристике глаза человека: максимальная чувствительность - при длине волны 550-570 нм; менее 4% максимума - при длинах волн ниже 430 нм и выше 680 нм.
     
     А.2.4 Дымомер должен быть снабжен индикатором дымности с двумя измерительными шкалами: основной и вспомогательной.
     
     А.2.5 Основная измерительная шкала индикатора дымности должна быть градуирована в единицах натурального показателя ослабления светового потока , м. Диапазон шкалы изменений натурального показателя ослабления светового потока должен быть от 0 (абсолютно прозрачная среда) до  (абсолютно светонепроницаемая среда).
     
     А.2.6 Вспомогательная измерительная шкала индикатора дымности должна быть линейной и градуирована в относительных единицах коэффициента ослабления светового потока , %. На шкале должно быть 100 делений в диапазоне изменения коэффициента ослабления светового потока от 0 (абсолютно прозрачная среда) до 100% (абсолютно непрозрачная среда).
     
     А.2.7 Связь между основной и вспомогательной шкалами индикатора дымомера выражается формулой
     

,                                                                        (А.1)

     
или ,                                                                           (А.2)

     
     А.2.8 Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле
     

,                                                                   (А.3)

     
где  - показатель степени
     

,


     - коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой  (м), %.
     
     А.2.9 Дымомер должен быть оборудован устройствами контроля температуры и давления столба отработавших газов, находящихся в измерительной камере.
     
     Во время испытаний температура отработавших газов в измерительной камере дымомера должна поддерживаться в пределах 70-150 °С, а избыточное давление - 400-750 Па.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)


Режимы работы при проведении испытаний
по определению выбросов вредных веществ двигателей
с искровым воспламенением


Номер режима


Частота вращения коленчатого вала,


Крутящий момент, % от

Коэффициент весомости режима  при рабочем объеме цилиндров, см



 , мин

 

до 50

51-100

101-200

201-300

301-400

св. 400

1

 

0

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

2

 

100

0,30

0,27

0,23

0,19

0,15

0,10

3

0,85

100

0,25

0,22

0,18

0,16

0,13

0,10

4

0,85

75

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

5

0,85

50

0,07

0,07

0,07

0,08

0,09

0,10

6

0,85

25

-

-

0,02

0,03

0,04

0,05

7

0,85

0

-

0,01

0,02

0,02

0,02

0,02

8

0,85

100

0,10

0,12

0,14

0,16

0,18

0,20

9

0,6

75

0,07

0,07

0,07

0,08

0,09

0,10

10

0,6

50

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

0,10

11

0,6

25

-

-

0,02

0,02

0,03

0,03

12

0,6

0

-

--

0,02

0,02

0,02

0,02

13

 

0

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)


Режимы работы при проведении испытаний
по определению выбросов вредных веществ дизелей

     

Номер
режима

Частота вращения коленчатого вала
 , мин

Крутящий момент,
 % от  

Коэффициент весомости режима

1

 

-

0,0833

2

 

10

0,080

3

 

25

0,080

4

 

50

0,080

5

 

75

0,080

6

 

100

0,250

7

 

-

0,0833

8

 

100

0,100

9

 

75

0,020

10

 

50

0,020

11

 

25

0,020

12

 

10

0,020

13

 

-

0,0833

     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)


Содержание протокола

     
     
     Каждый протокол испытаний должен содержать следующие основные сведения:
     
     - наименование, адрес испытательной лаборатории;
     
     - обозначение протокола (например порядковый номер) и нумерацию каждой страницы, а также общее количество страниц;
     
     - марку двигателя, его заводской номер и наработку;
     
     - завод - изготовитель двигателя и его адрес;
     
     - марку топлива, на котором проводили испытания, и масла;
     
     - значения полученных результатов;
     
     - перечень примененного оборудования и средств измерений и данные об их аттестации и поверке соответственно;
     
     - подпись и должность лица, ответственного за подготовку протокола испытаний, и дату его составления.
     
     
     
     Текст документа сверен по:
     официальное издание
     Госстандарт России -  
     М.: ИПК Издательство стандартов, 2000
     

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование