почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
21
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


РД 153-39.4-060-00
 


РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ


МЕТОДИКА
РАСЧЕТА УЩЕРБА ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ВРЕЗОК
В НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ



Дата введения 2001-06-01


Предисловие

     1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательской лабораторией нефтегазовой гидродинамики Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина (коллектив в составе: д.т.н., проф. М.В.Лурье (руководитель), к.т.н., с.н.с. В.В.Васильковский, к.ф.-м.н., с.н.с. Л.Н.Лебедева, к.т.н., с.н.с. Л.В.Полянская, к.т.н., м.н.с. А.С.Дидковская)

     2.  ВНЕСЕН   Акционерной компанией трубопроводного транспорта нефтепродуктов ОАО "АК "Транснефтепродукт"
     
     3. СОГЛАСОВАН со Следственным комитетом Российской Федерации (письмо от 13.10.99 N 17/3-7835, от 21.02.01 N 17/3-1520)

     4.  ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства  энергетики Российской Федерации от 06.06.01 N 167.

     5.  ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ     
      


1. Область применения


     1.1. Настоящий руководящий документ (далее РД) предназначен для расчета экономического ущерба, наносимого физическими и юридическими лицами трубопроводному хозяйству или иным юридическим и физическим лицам при криминальных врезках в нефтепродуктопроводы предприятий топливно-энергетического комплекса с целью хищения содержащегося в них топлива независимо от формы собственности.
     
     1.2. При разработке настоящего РД учтены методики определения ущерба окружающей среде при авариях на трубопроводном транспорте, использован практический опыт устранения последствий от криминального проникновения во внутреннюю полость трубопроводов с целью хищения нефтепродуктов, накопленный за последнее десятилетие, а также использованы теоретические и современные компьютерные методы расчета объемов жидкости, вытекающей из трубопровода при его разгерметизации, адаптированные к криминальным технологиям хищения топлива.
     
     1.3. Настоящий РД применяется как в случаях, когда виновник криминального проникновения в нефтепродуктопровод установлен, так и в случаях, когда такой виновник не установлен или ведется следствие по его розыску.
     
     

2. Нормативные ссылки


     В настоящем  РД использованы ссылки на следующие документы:
     
     РД 153-39.2-076-01 "Инструкция по техническому расследованию причин аварий и повреждений магистральных нефтепродуктопроводов, учету аварий и повреждений и списанию безвозвратных потерь нефтепродуктов".
     
     РД 153-112-014-97  "Инструкция по ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепродуктопроводах".
     
     РД 3112194-0366-97*  "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
_______________
     * Вероятно ошибка оригинала. Следует читать РД Р3112194-0366-97  "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". - Примечание .
     
     РД 39-0147103-365-86  "Инструкция по рекультивации земель, загрязненных нефтью".
     
     РД 153-39-011-97 "Инструкция по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах".
     
     РД 153-39.4-041-99  "Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов".
     
     ВППБ 01-03-96 "Правила пожарной безопасности для предприятий АК "Транснефтепродукт".
     
     ППБ 05-86 "Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ".
     

3. Определения и сокращения


     В настоящем РД применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращения:
     
     3.1. Криминальная врезка - действия (и их результат) криминального характера, связанные с незаконным проникновением во внутреннюю полость магистрального или технологических нефтепродуктопроводов с целью хищения содержащегося в них топлива.
     
     3.2. Экономический ущерб - денежное выражение суммарных затрат на ликвидацию всех (см. раздел 5) последствий криминального проникновения в трубопровод.
     
     3.3. Компания - Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов
     
     3.4. МНПП - магистральный нефтепродуктопровод.
     
     3.5. ОВД - отдел внутренних дел.
     
     3.6. АВР - аварийно-восстановительные работы.
     
     3.7. АВС - аварийно-восстановительная служба.
     

     3.8. ЛПДС - линейно-производственная диспетчерская служба.
     

     3.9. ОАО - открытое акционерное общество.
     
     3.10. ПО ОАО - производственное отделение открытого акционерного общества.
     
     3.11. АКН - агрегат с вакуумным насос-компрессором.
     
     3.12. ГСМ - горюче-смазочные материалы.
     

4. Классификация криминальных врезок


     4.1. Криминальная врезка представляет собой проделываемое в стенках трубопровода (или какого-либо его элемента) отверстие, предназначенное для хищения нефтепродуктов.  
     
     По своему виду и конструкции криминальные врезки классифицируются на неквалифицированные и квалифицированные.
     
     4.2. Неквалифицированная врезка представляет собой отверстие в теле трубопровода или его оборудования, не снабженное специальным приспособлением для кражи нефтепродукта.
     
     4.3. Квалифицированная врезка представляет собой отверстие в теле трубопровода или его оборудования с присоединенным приспособлением для кражи нефтепродукта - патрубком, снабженным запорным устройством, а также со шлейфом или без него, или возможностью подключения шлейфа.
     
     4.4. Шлейфом называется отвод (труба или шланг), присоединяемый к верхней части патрубка и используемый для кражи топлива из трубопровода в передвижную цистерну (бензовоз) или стационарную емкость.
     
     4.5. Короткие шлейфы длиной до 25 м используются, как правило, для налива похищаемого топлива в автомобильные цистерны или другие емкости на механизированном ходу непосредственно вблизи места врезки.
     
     4.6. Длинные шлейфы длиной свыше 25 м используются, как правило, для налива похищаемого топлива в автомобильные цистерны или другие емкости на механизированном ходу, а также в стационарные емкости, находящиеся на достаточном удалении от места врезки. Такие емкости могут располагаться на территории различных организаций, заводов, автотранспортных предприятий, в приспособленных складах, ангарах, зданиях, сооружениях и т.п., расположенных вдоль трассы МНПП.
     
     4.7. Врезка считается замаскированной, если шурф, послуживший для присоединения врезки к трубопроводу, засыпан, а шлейф на большей части его протяженности замаскирован тем или иным способом. Замаскированные врезки сооружаются, как правило, для многоразовых хищений нефтепродуктов.

5. Структура и составляющие экономического ущерба

 
     Экономический ущерб, наносимый трубопроводному хозяйству Компании за счет криминальных врезок, складывается из следующих основных составляющих:
     
     5.1. Экономический ущерб, проистекающий от  потери топлива, находящегося в нефтепродуктопроводе (Унп).
     
     5.2. Экономический ущерб, проистекающий от затрат на транспортировку топлива до места криминальной врезки в нефтепродуктопровод (Ут).
     
     5.3. Экономический ущерб, причиняемый материальной части нефтепродуктопровода путем сверления его стенок и тем самым ослабления несущей способности трубы, являющейся, как известно, сосудом высокого давления (Уавр). Этот ущерб складывается из трех основных статей:
     
  - стоимости расходных материалов, затрачиваемых на восстановление работоспособности трубопровода;
     
  - оплаты работ инженерно-технического персонала по ликвидации криминальных врезок, начислений на заработную плату и накладных расходов;
     
  - скрытого ущерба от снижения несущей способности трубопровода за счет криминальных сверлений.
     
     5.4. Экономический ущерб от исков природоохранных организаций за ущерб, причиненный окружающей природной среде и явившийся следствием криминального проникновения в трубопровод (Уопс).
     
     5.5. Экономический ущерб от исков сторонних лиц и организаций за причиненный им ущерб, явившийся следствием криминального проникновения в трубопровод (Уисл, Уисо).
     
     5.6. Экономический ущерб Компании "от упущенной выгоды", связанный с вынужденным прекращением перекачки для ликвидации врезки (Уув).
     

6. Акты технического расследования криминальных врезок


     6.1. Исходным материалом для расчета экономического ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопровод служат акты технического расследования криминальных врезок, протокольные данные о мероприятиях, направленных на их устранение, иски природоохранных органов, сторонних лиц и организаций о причиненном ущербе (если таковые имеются), а также решения судов (арбитражных судов).
     
     6.2. Поскольку криминальная врезка является умышленным повреждением нефтепродуктопровода и по последствиям может быть классифицирована как авария, то при ее обнаружении и техническом расследовании следует руководствоваться требованиями РД 153-39.2-076-01.
     
     6.3. Поскольку хищение топлива из трубопровода является уголовно наказуемым деянием, то извещение об обнаружении криминальной врезки, оформленное в соответствии с требованиями раздела 5 РД 153-39.2-076-01, немедленно направляется также в местное ОВД.
     
     6.4. Порядок технического расследования криминальной врезки в нефтепродуктопровод осуществляется в соответствии с разделом 6 РД 153-39.2-076-01.
     
     6.5. По результатам технического расследования криминальной врезки в нефтепродуктопровод составляется Акт расследования по специальной форме - приложение К к РД 153-39.2-076-01.
     
     В разделе "Последствия аварии (повреждения)"  п.п.59-73, касающиеся экономического ущерба от криминальной врезки,  заполняются после расчетов, выполненных по настоящему РД.
     


7. Виды аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий
криминальных врезок


     7.1. Ликвидация последствий криминальных врезок в нефтепродуктопроводы относится к категории аварийно-восстановительных работ (АВР), порядок проведения которых определяется РД 153-112-014-97, и выполняется силами аварийно-восстановительных служб (АВС) при ЛПДС, перекачивающих, наливных станциях или ПО ОАО.
     
     7.2. Организация и производство АВР, связанных с ликвидацией криминальных врезок в магистральные нефтепродуктопроводы, должны соответствовать  требованиям,  изложенным в РД  153-39.4-041-99, РД 153-112-014-97, ВППБ 01-03-96, ППБ 05-86, а  также  в  [28, 40].
     
     7.3. Полный перечень аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий криминальных врезок и порядок их выполнения зависит от конкретных условий, характера, места повреждения и напряженности работы трубопровода. В зависимости от этих факторов выбирается соответствующий способ ремонта.
     
     7.4. При размере повреждения, нанесенного криминальной врезкой, до 8-12 мм в образовавшееся отверстие забивается металлическая пробка-заглушка (чоп), поверх которой приваривается заплата или хомут. Размеры заплат и муфт должны быть такими, чтобы перекрывать место дефекта не менее чем на 40 мм от края. Заплата должна иметь эллипсовидную форму. Муфты необходимо использовать в случае, если поврежденный участок больше допустимых размеров заплат, определяемых диаметром трубы. Установка заглушек, заплат и хомутов ослабляет несущую способность трубопровода и применяется как временное средство, устраняемое при проведении капитального ремонта.
     
     7.5. При размере повреждения, нанесенного криминальной врезкой, более 8-12 мм дефектный участок трубы вырезается и заменяется новым (катушкой). Длина устанавливаемой катушки должна составлять не менее 0,5 м. Правила установки катушки и все необходимые с этим работы по временной изоляции поврежденного участка от остальной части трубопровода (с возможными при этом перекачкой нефтепродукта за пробку или задвижку, а также с опорожнением участка) определяются РД 153-112-014-97.
     
     7.6. При повреждении, нанесенном криминальной врезкой запорному устройству или соединительному элементу трубопровода (тройнику, переходнику и т.п.), восстановление производится путем замены дефектной детали на новую.
     
     7.7. При наличии утечки нефтепродукта, произошедшей из-за криминальной врезки, принимаются меры по сокращению объема утечки: остановка перекачки на поврежденном перегоне и перекрытие линейных задвижек, отсекающих поврежденный участок (если этого требует профиль трубопровода). Затем осуществляются мероприятия по локализации и сбору нефтепродукта (в случае необходимости устраиваются земляные амбары, ловушки, запруды и т.п.). При попадании нефтепродукта в водоемы принимаются меры по их улавливанию и утилизации.    
     

     7.8. Ликвидация аварий выполняется в соответствии с Планами ликвидации возможных аварий, определяющими численность, оснащенность и порядок действий соответствующего эксплуатационного персонала нефтепродуктопровода.
     
     Бригада, выполняющая АВР по ликвидации последствий криминальных врезок, как правило, включает в свой состав 8 человек. Обычно в нее входят: руководитель бригады (инженер), водители автомашин, в случае необходимости - машинист-экскаваторщик, электросварщик и 2 рабочих. При необходимости (в случае крупного повреждения) в бригаду могут быть включены еще один электросварщик и 2 рабочих.  При наличии сильной утечки нефтепродукта для его сбора используются специальные машины типа АКН. При наличии такой утечки на место повреждения вызывается пожарная команда для предупреждения или ликвидации загорания.
     
     7.9. После ликвидации криминальной врезки производится усиленная антикоррозийная изоляция отремонтированного участка трубопровода, включающая очистку участка трубы, нанесение битумной грунтовки, наматывание изоляционной ленты в 3-4 слоя и т.п.
     
     7.10. Если криминальная врезка или процесс ее ликвидации сопровождался крупной утечкой нефтепродукта, производятся работы по очистке загрязненной территории (нанесение сорбента с последующим сбором, смыв водой под давлением). По окончании АВР при необходимости производится рекультивация земель.

     

8. Расчет интенсивности отбора нефтепродукта, похищаемого
через криминальные врезки

      

8.1. Расчет расхода нефтепродукта, вытекающего из трубопровода
через "неквалифицированную" врезку

     
     8.1.1. Неквалифицированная врезка, как правило, представляет собой отверстие в поверхности трубы, не снабженное специальными приспособлениями для отвода нефтепродукта, поэтому секундный расход топлива, вытекающего из трубы, определяется правилами гидравлики для истечения вязкой жидкости из "малого" отверстия в тонких стенках [46].
     
     8.1.2. Расход  (м/c) нефтепродукта через неквалифицированную врезку определяется формулой                                                    

,                                                         (1)


где  - площадь отверстия, м;
     
      - разность напоров внутри трубопровода и вне его, м;
     
      - безразмерный коэффициент расхода;
     
     =9,81 м/с - ускорение свободного падения.
     
     Для отверстий в тонких стенках  обычно принимают равным 0,62. Для малых отверстий особенности его формы не играют существенной роли, важна лишь площадь отверстия. Отверстие считается малым, если выполняется неравенство                                          

.                                                       (2)

     8.1.3. Разность напоров  внутри трубопровода и вне его определяется по избыточному давлению внутри трубопровода в месте врезки                                            

,                                                    (3)

  
где  - давление в трубе в месте врезки, Па;
     
      - атмосферное давление, равное 103000 Па;
     
      - плотность нефтепродукта, кг/м.
     
     8.1.4. Если истечение нефтепродукта через неквалифицированную врезку происходит в период работы трубопровода, то давление  принимается равным давлению в сечении врезки, рассчитываемому по линии гидравлического уклона трубопровода на данном участке


                                 ,                    (4)

где  - напор на выходе перекачивающей станции в начале участка, м;
     
      - напор в конце данного участка, м;
     
      - протяженность участка, м;
     
      - расстояние от перекачивающей станции до сечения врезки, м;
      
      - высотная отметка сечения врезки, м:


                                                                 (5)

где  - давление на выходе перекачивающей станции, Па;
     
      - давление в конце рассматриваемого участка, Па;
     
      - высотные отметки начала и конца участка, соответственно, м.
     
     Пример расчета приведен в приложении А.
     
     8.1.5. Если истечение нефтепродукта через неквалифицированную врезку происходит в период простоя трубопровода, т.е. самотеком, то возможны три случая.
     

     8.1.6. Первый случай.
     
     Площадь  отверстия врезки настолько мала, что вытекающий нефтепродукт не создает в трубе сколько-нибудь заметного движения и жидкость в трубе можно считать покоящейся. Тогда расчет разности напоров , заставляющей вытекать топливо, осуществляется по гидростатической формуле


                                              ,                                                (6)

где  - высотная отметка зеркала опускающейся в трубопроводе жидкости, м;
     
      - вакуумметрическое давление в полости, насыщенной парами перекачиваемого нефтепродукта, Па;
     
      - упругость этих паров, Па,
     
     т.е. разность  напоров, заставляющая вытекать жидкость через отверстие в стенке трубопровода, равна высоте "давящего" столба жидкости над отверстием за вычетом вакуумметрической высоты, создаваемой разряжением, образующимся в парогазовой полости трубы над зеркалом опускающегося нефтепродукта.
     
     Расчетная формула имеет вид


                                .                                 (7)

     Формула (7) используется следующим образом. На профиле трубопровода отмечается сечение, в котором находится отверстие, и сечение, в котором профиль трубопровода имеет максимальную высоту (если между ними нет закрытых задвижек). Разность  высот этих сечений дает значение, которое входит в формулу (7). По мере вытекания жидкости высота максимального сечения изменяется, так что  есть функция времени: . Помимо этого, нужно учитывать, что длина столба опускающейся жидкости может уменьшаться как непрерывно, так и скачками - из нее могут исключаться целые участки трубопровода, имеющие  - образную форму. Это случается всякий раз, когда зеркало жидкости сравнивается по высоте с лежащей по ходу движения местной вершиной профиля [46, 47].
     
     Пример расчета приведен в приложении Б.
     
     8.1.7. Второй случай.
     
     Площадь отверстия неквалифицированной врезки настолько велика, что внутренняя полость трубопровода оказывается практически открытой. Тогда можно пренебречь разностью напоров  внутри и вне трубы в этом сечении, т.е. принять напор   равным . В этом случае предположение о гидростатическом распределении давления в трубопроводе неверно, поскольку в нем возникает интенсивное течение жидкости к месту врезки и значительная часть движущего напора теряется на преодоление сил внутреннего трения (гидравлические потери напора на трение). Поэтому для отверстий больших размеров разность  напоров, входящая в (1), не выражается формулой (6).
     
     Расходы в ветвях нефтепродуктопровода следует определять по правилам гидравлики, на основе уравнения Бернулли [47]. Для этого используется система уравнений:

     в левой ветви:    ,

                                                                                                                                 (8)

     в правой ветви:  ,                                              

где  и  - координата, высотная отметка зеркала жидкости и скорость ее движения в левой ветви трубопровода в текущий момент времени ;
     
     индексом 2 обозначены аналогичные параметры для правой ветви трубопровода;
     
      - координата и высотная отметка врезки;
     
      и  - коэффициенты гидравлических сопротивлений в левой и правой ветвях трубопровода;
     
      - внутренний диаметр трубопровода.
     
     Расчет осуществляется пошаговым методом.
     
     Полагая, что для данного момента времени  известны положения зеркал жидкости в ветвях трубопровода, из (8) определяются скорости  и . Затем вычисляется секундный расход истечения топлива:


                                                   ,                                                      (9)

где  - площадь сечения трубопровода, м,
     
и объем вытекшей жидкости за выбранный интервал времени , например, за 900 с:    
                                                            

.                                                (10)

     После этого координаты и высотные отметки зеркал жидкости в ветвях нефтепродуктопровода изменяются (расстояния от них до сечения врезки сокращаются)
                 

,            (11)

     Новые координаты зеркала жидкости в трубе позволяют найти соответствующие им высотные отметки  и  и с помощью уравнений (8) повторить весь расчет заново. При этом нужно учитывать также и скачкообразные изменения координат  и  при отключении  - образных участков трубопровода [46, 47].
     
     Пример расчета приведен в приложении В.
     
     Описанный выше пошаговый процесс  реализуется в компьютерных программах (см.  раздел  9)
     
     8.1.8. Третий (общий) случай. Отверстие в стенке трубопровода таково, что нужно учитывать как течение нефтепродукта к месту врезки, так и разность давлений внутри и вне трубопровода. При этом давление  в сечении врезки заранее неизвестно и подлежит определению в процессе расчета. В этом случае процесс истечения из отверстия описывается следующей системой уравнений:
     

                     (12)

                  
     При известных значениях  и  первые три уравнения этой системы позволяют рассчитать три неизвестные величины: . Два последние уравнения системы (12) дают возможность найти смещение границ  и  жидкости в ветвях трубопровода за интервал времени , после чего процесс расчета повторяется.
     
     Автоматизированный расчет истечения нефтепродукта осуществляется программой "ХАКЕР" (см. раздел 9).
     
            

8.2. Расчет расхода нефтепродукта, вытекающего из трубопровода
через "квалифицированную" врезку

     8.2.1. Квалифицированная врезка представляет собой отверстие в поверхности трубопровода со вставленным в него патрубком и шлейфом, выведенным  на поверхность земли, поэтому расход нефтепродукта через такую врезку существенно зависит от протяженности и диаметра шлейфа.
     
     8.2.2. Расход /с) нефтепродукта в шлейфе определяется уравнением Бернулли, из которого следует формула
     

                           ,                                (13)

     
где  - диаметр шлейфа, м;
     
      - разность высот конца шлейфа (места криминального отбора нефтепродукта) и начала шлейфа (оси трубопровода); для коротких шлейфов эта разность принимается равной  3 м.
     
     Безразмерный коэффициент , входящий в формулу (13), определяется параметрами шлейфа и расходом в нем нефтепродукта:
                                        

,                                                   (14)

где  - коэффициент гидравлического сопротивления шлейфа.
     
     8.2.3. В случае, если отбор нефтепродукта через квалифицированную врезку со шлейфом происходил из работающего трубопровода, причем, существенно не изменяя режима его работы, то давление  в сечении врезки можно считать известным, оно рассчитывается по формуле (4) п.8.1.4.


,

а секундный расход отбора находится путем решения уравнения
  

             .                             (15)


     8.2.4. Решение уравнения (15) относительно расхода  (или, что то же,  скорости  течения жидкости в шлейфе) осуществляется методом последовательных приближений. Для этого задается некоторое начальное приближение для , например 0,02, и по формуле (15) рассчитывается расход  отбора топлива. Затем вычисляются скорость  движения топлива в шлейфе, число Рейнольдса  ( - кинематическая вязкость нефтепродукта (м/c); 1 сСт =10 м/с) и уточненное значение  коэффициента гидравлического сопротивления [46]. После этого процесс расчета повторяется до приближенного совпадения взятого и найденного значений .
     
     Пример расчета приведен в приложении Г.
     
     8.2.5.  В случае, если отбор нефтепродукта через квалифицированную врезку со шлейфом происходил из остановленного (неработающего) трубопровода, причем расход отбора был таков, что в трубопроводе не возникает сколько-нибудь заметного течения жидкости, то секундный расход  отбора находится путем  решения  уравнения


                  ,                      (16)

где  - высотная отметка зеркала опускающейся в трубопроводе жидкости;
     
      - разность высот конца и начала шлейфа;
     
      - вакуумметрическое давление в полости, насыщенной парами перекачиваемого нефтепродукта, Па;
     
      - упругость этих паров, Па.
     
     8.2.6.  Решение уравнения (16) относительно расхода (или, что то же,  скорости  течения жидкости в шлейфе) осуществляется методом последовательных приближений, как было сказано в п.8.2.4.
     
     Пример расчета приведен в приложении Д.
     
     8.2.7. Если отбор нефтепродукта через квалифицированную криминальную врезку происходил при переменном напоре (т.е. уровень зеркала нефтепродукта в трубопроводе существенно менялся), то расчет нужно производить по правилам, описанным в п.п.8.1.7 и 8.1.8.


9. Автоматизированный расчет расхода нефтепродукта,
изымаемого через криминальную врезку


     9.1. Для автоматизации трудоемкого процесса расчета расхода нефтепродукта, изымаемого злоумышленниками через различные виды криминальных врезок, можно использовать специализированный пакет компьютерных программ "ХАКЕР" (приложение Е).
     
     9.2. Пакет компьютерных программ "ХАКЕР" позволяет рассчитать количество нефтепродукта, которое будет вытекать через криминальные врезки любых типов, указанных в п.4, т.е. снабженные отводными шлейфами или без них. При этом программа автоматически учитывает как временные изменения расхода истечения (если они существенны), так и продолжительность истечения.
     
     9.3. Пакет компьютерных программ "ХАКЕР" пригоден в равной степени как для расчета отбора нефтепродукта из работающего трубопровода (т.е. из трубопровода, по которому во время криминального отбора ведется перекачка нефтепродукта), так и из неработающего трубопровода (т.е. из трубопровода, в котором в момент криминального проникновения перекачка не ведется).
     
     9.4. Пакет компьютерных программ "ХАКЕР" учитывает профиль трубопровода, режим его работы, свойства перекачиваемого нефтепродукта (плотность, вязкость и упругость насыщенных паров), место и параметры криминальной врезки (площадь отверстия, длина и диаметр отводного шлейфа, превышение высот конца шлейфа над его началом), продолжительность отбора (если она известна) и т.п. Пакет "ХАКЕР" выполнен в диалоговом режиме, поэтому все исходные параметры легко вводятся в соответствующие окна программы простым щелчком клавиши компьютерной  "мыши".
     
     9.5. Процесс истечения нефтепродукта из трубопровода через врезку наглядно демонстрируется на мониторе компьютера, на экран которого выводятся результаты расчета, как текущие, так и окончательные.
     
     9.6. Для расчета часового расхода криминального отбора через врезку необходимо ввести в соответствующее окно программы время отбора, равное 1 ч, тогда объем отобранного нефтепродукта численно равен величине часового расхода.
     
      9.7. Пакет снабжен Архивом, позволяющим сохранять различные варианты расчета, а также инструкцией пользователя и кнопками помощи.
     

10. Расчет объема нефтепродукта, изъятого через криминальную врезку

     

10.1. Расчет объема нефтепродукта, изъятого через криминальную врезку
в случае, когда продолжительность отбора установлена

     10.1.1. Если отбор нефтепродукта через криминальную врезку происходил при постоянном напоре, то объем  (м) похищенного из трубопровода топлива рассчитывается по формуле:


                                       ,                                                    (17)

где   - расход криминального отбора;
     
      - продолжительность отбора.
     
      Если величина  выражена в м/с, то интервал времени  должен выражаться в секундах.    
     
     10.1.2. Если отбор нефтепродукта через криминальную врезку происходил при переменном напоре (зеркало нефтепродукта в трубе существенно опускалось в течение интервала отбора), то объем  (м) похищенного из трубопровода топлива рассчитывается по формуле:


                                       ,                                        (18)

где  - расходы отбора нефтепродукта в каждый из интервалов времени, в течение которого напор можно было считать постоянным (например, =900 с);
     
      - продолжительность этих интервалов.
     
     10.1.3. В случае автоматизированного расчета при помощи пакета "ХАКЕР” (см. раздел 9) объем нефтепродукта, изъятого из трубопровода за заданное время, определяется программой; принятые в ней интервалы  вычисления расхода жидкости составляют несколько секунд.  
     
     

10.2. Расчет объема нефтепродукта, изъятого через криминальную врезку в случае,
когда продолжительность отбора не установлена

     
     10.2.1. Отбор топлива через неквалифицированную криминальную врезку, повлекшую за собой утечку нефтепродукта, оценивается по правилам п.10.1 и формулам (17, 18), в которых продолжительность времени отбора устанавливается на основе экспертных оценок.
     
     10.2.2. Объем топлива, похищенного через квалифицированную замаскированную врезку без шлейфа (см. раздел 4), рассчитывается по формуле


                                                               (19)

где  (м/ч) - средний часовой отбор нефтепродукта через врезку.
     
     10.2.3. Объем топлива, похищенного через квалифицированную замаскированную врезку с "коротким” шлейфом (см. раздел 4), рассчитывается по формуле


                                                                 (20)

     10.2.4. Объем топлива, похищенного через квалифицированную замаскированную врезку с "длинным” шлейфом рассчитывается по формуле


                                                               (21)
     

11. Расчет ущерба от потери нефтепродукта, изъятого
через криминальную врезку


     Ущерб  (руб.) от потери нефтепродукта, изъятого через криминальную врезку в объеме  (м), определяется как стоимость похищенного топлива:                  


                ,                                  (22)

где  - плотность похищенного нефтепродукта, кг/м;
     
      - рыночная стоимость нефтепродукта на день обнаружения врезки, руб./т.
     

12. Расчет затрат на транспортировку нефтепродукта
до места криминальной врезки

     
     12.1. Ущерб от затрат на транспортировку нефтепродукта в объеме  (м) до места криминальной врезки, зависящий  от транспортного тарифа, определяется:


                                   ,                          (23)

где  - плотность похищенного нефтепродукта, кг/м;
     
      - транспортный тариф от пункта закачки партии продукта до места обнаруженной криминальной врезки (руб./т);  
     
     1,2 - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость (20%).
     
     12.2. Транспортный тариф от пункта закачки  нефтепродукта до места криминальной врезки в нефтепродуктопровод, где произошло хищение нефтепродукта, определяется следующим образом: суммируются транспортные тарифы по участкам от пункта закачки партии нефтепродукта до пункта сдачи, ближайшего предшествующего месту криминальной врезки (хищения нефтепродукта). К полученному значению прибавляется часть транспортного тарифа от пункта сдачи перед местом криминальной врезки до пункта сдачи после места криминальной врезки, пропорциональная расстоянию от пункта сдачи перед врезкой до собственно места врезки.
     
     12.3. Предположим, что криминальная врезка обнаружена на -м  тарифном участке длиной   км  на расстоянии  км   от начала этого участка. Тогда транспортный тариф определится следующим образом:                           

                             

,                                                  (24)

                                
где ,  - транспортные тарифы соответственно на -м  и -м  тарифном участке, руб./т.
     
     

     

     
     AD - -й тарифный участок длиной  км;
          
     АС - длина участка до места криминальной врезки (хищения нефтепродуктов), равная , км;
     
     AB - -й тарифный участок, предшествующий месту криминальной врезки (хищения нефтепродуктов).
 


13. Расчет затрат на аварийно-восстановительные работы
по ликвидации криминальной врезки


     Суммарные затраты на аварийно-восстановительные работы по ликвидации криминальной врезки  (руб.) складываются из следующих  составляющих:
     
    - стоимости расходных материалов, затрачиваемых на восстановление работоспособности трубопровода -  (руб.);
     
   - оплаты труда инженерно-технического персонала по ликвидации криминальной врезки, начислений на заработную плату и накладных расходов -  (руб.);
     
   - скрытого ущерба от снижения несущей способности трубопровода, наносимого криминальным сверлением -  (руб.);
     
   - амортизационных отчислений   (руб.) на восстановление использованных при проведении аварийно-восстановительных работ основных фондов:
                                        

.                                    (25)


13.1. Стоимость расходных материалов, затрачиваемых на восстановление
работоспособности трубопровода

     13.1.1. Состав расходных материалов, используемых при восстановлении работоспособности трубопровода в результате криминальных врезок, определяется характером и местом повреждения, конкретными условиями, а также выбранным способом ремонта. В состав расходных материалов включаются:
     
     горюче-смазочные материалы, расходуемые на доставку аварийно-восстановительной бригады, необходимой техники и материалов к месту ликвидации криминальной врезки;
     
     материалы, необходимые для ремонта поврежденного нефтепродуктопровода;
     
     материалы, необходимые для сбора разлитого нефтепродукта (в случае наличия утечки) и ликвидации последствий загрязнения.
     
     13.1.2. Расход горюче-смазочных материалов, затрачиваемых при выезде аварийно-восстановительной бригады на место ликвидации повреждения, определяется в соответствии с РД  3112194-0366-97.
     
     13.1.3. Для грузовых автомобилей расход топлива определяется нормами расхода топлива на пробег и транспортную работу, а также величиной пробега до места ликвидации повреждения и обратно и массой перевозимого груза:


                    ,                                  (26)

где  - нормативный расход топлива, л;
     
     - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
     
     - пробег автомобиля, км;
     
     - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
     
     - масса груза, т;
     
     - пробег автомобиля с грузом, км;
     
     - поправочный коэффициент, определяемый условиями поездки.
     
     Аналогичным образом определяется расход топлива на выезд специализированных машин.
     
     13.1.4. Затраты на горюче-смазочные материалы при выезде аварийной бригады на одном или нескольких автомобилях определяются количеством, типом машин и текущей стоимостью единицы ГСМ:


                                        ,                                              (27)

где  - суммарные затраты на ГСМ при выезде аварийной бригады, руб.;  
     
     - число выезжавших машин (включая специализированные, например, экскаватор);  
     
     - расход топлива на  -ю  машину;
     
     - текущая стоимость единицы ГСМ для -й машины.
     
      Пример расчета приведен в приложении Ж.
     
     13.1.5. Материалы, необходимые для ремонта поврежденного трубопровода, определяются характером повреждения и могут включать следующие компоненты в необходимом наборе:
     
     металлическая пробка (чоп) для заглушки отверстия;
    
     металлическая заплата;
    
     хомут;
    
     отрезок трубы (катушка);
     
     запорное устройство или соединительный элемент трубопровода (тройник, переходник и т.п.);
     
     электроды для сварки;
     
     битумная мастика для изоляции трубопровода;
     
     изоляционная лента;
     
     материал для герметизации внутренней полости трубопровода.
     
     13.1.6. Затраты на расходные материалы для ремонта поврежденного нефтепродуктопровода рассчитываются путем суммирования стоимостей необходимых компонентов из перечисленных выше:
     

                                       ,                                                         (28)

     
где  -  затраты на ремонтные материалы;  
     
      - стоимость -го компонента расходных материалов;  
     
      - число таких компонентов.
     
     13.1.7. Затраты  на материалы, необходимые для сбора и утилизации вытекшего нефтепродукта (при наличии утечки) и ликвидации последствий загрязнения грунта, включают стоимость сорбента, используемого для поглощения остатков разлитого нефтепродукта и посыпки места повреждения.
     
     13.1.8. Общие затраты  на расходные материалы, затрачиваемые на восстановление работоспособности трубопровода, определяются суммированием затрат на горюче-смазочные, ремонтные материалы и материалы для сбора и утилизации разлитого нефтепродукта.


                                           .                                  (29)

    

13.2. Оплата работ инженерно-технического персонала и рабочих
по ликвидации криминальных врезок


     13.2.1. Оплата труда инженерно-технического персонала аварийно-восстановительной бригады,  а также  начисления  на заработную  плату  и накладные  расходы  (руб.)  зависят от состава бригады и количества задействованных человек, что, в конечном счете, определяется характером повреждения и условиями, в которых проводятся работы по его ликвидации. Обычный состав бригады - до 8 человек.
     
     13.2.2. Оплата труда членов аварийной бригады определяется в соответствии с их должностными окладами, включая дополнительные выплаты в виде премий и пр., а также плюс "полевые" выплаты.
     
     Размер затрат определяется также временем, затраченным на ликвидацию повреждения.
     
     13.2.3. Затраты  (руб.) на оплату труда определяются следующим образом:     


                                        ,                                        (30)

где  - число работников, задействованных на ликвидации криминальной врезки;  
     
       - месячная оплата труда -го работника (оклад плюс дополнительные выплаты);
     
      - количество рабочих дней в месяце;
    
      - количество часов в рабочем дне;
    
      - время, затраченное на ликвидацию криминальной врезки;
     
      - "полевые" выплаты.
     
     13.2.4. Начисления на заработную плату определяются в размере 38,5%  от фонда заработной платы, а накладные расходы - в размере 15%. Таким образом, общие затраты на оплату труда аварийной бригады с учетом начислений и накладных расходов можно определить по следующей формуле:
                   

                                =1,535.                                                      (31)

     Пример расчета приведен в приложении И.

     

13.3. Скрытый ущерб от снижения несущей способности трубопровода
за счет криминальных сверлений

     13.3.1. Криминальные врезки наносят существенный ущерб трубопроводам, поскольку снижают их несущую способность. Постановка чопов, заплат, муфт и пр. элементов, призванных оперативно восстановить работоспособность нефтепродуктопровода, является сугубо временным мероприятием, подлежащим устранению при капитальном ремонте.
     
     13.3.2. Скрытый ущерб  (руб.) от снижения несущей способности трубопровода за счет криминальных сверлений определяется в сумме, равной стоимости ремонтно-восстановительных работ, слагающихся из стоимости расходных материалов, затрачиваемых на восстановление работоспособности трубопровода, и оплаты труда инженерно-технического персонала по ликвидации криминальной врезки:


                                        .                                          (32)

     

13.4. Амортизационные отчисления на восстановление использованных
при проведении аварийно-восстановительных работ основных фондов

     Амортизационные отчисления на восстановление использованных при проведении аварийно-восстановительных работ основных фондов (машин, оборудования и т.п.) определяются стоимостью этих фондов  (руб.), а также временем их работы  (час.) и могут быть определены по следующей формуле:


                                          ,                                     (33)

где   -  число часов работы основных фондов в году.
     


13.5. Суммарные затраты на аварийно-восстановительные работы
по ликвидации криминальной врезки

     Суммарные затраты  на аварийно-восстановительные работы по ликвидации криминальной врезки рассчитываются по формуле (в соответствии с выражением (25):                                        

.                                       (34)

     Пример расчета приведен в приложении К.
     


14. Учет убытков от исков природоохранных органов за ущерб,
причиненный окружающей природной среде
вследствие криминальных врезок


     14.1. В случаях, когда криминальная врезка в нефтепродуктопровод сопровождается выходом нефтепродукта, может быть причинен вред окружающей природной среде в виде загрязнения почвы (растекание нефтепродукта по поверхности земли), воздуха (при загрязнении атмосферы) и воды (при попадании нефтепродукта в водоемы).
     
     14.2. Вред, нанесенный окружающей природной среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия. Величина компенсации ущерба определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.
     
     14.3. Расследование факта негативного воздействия на окружающую природную среду, вызванного утечкой нефтепродукта, а также оценка его величины производится территориальными органами системы Минприроды России с использованием отраслевых нормативно-методических документов РД 39-0147103-365-86, а также [27, 34, 35].
     
     14.4. Основными факторами, определяющими величину ущерба, наносимого окружающей природной среде последствиями криминальной врезки в нефтепродуктопровод, являются:
     
     количество нефтепродукта, собранного на месте криминальной врезки в результате утечки и непосредственно воздействовавшего на различные компоненты окружающей среды;
     
     площадь и степень загрязнения земель;
     
     площадь и степень загрязнения водоемов;
     
     количество углеводородов, выделившихся в атмосферу.
     
     14.5. Величина ущерба окружающей природной среде, причиненного криминальной врезкой, рассчитывается территориальными органами системы Минприроды России. В случае необходимости она подлежит проверке независимыми экспертами.
     
     14.6. Окончательное решение о признании фактического ущерба окружающей природной среде, нанесенного криминальной врезкой в нефтепродуктопровод, принимает арбитражный суд. Определенная судом, некомпенсированная величина ущерба окружающей природной среде (Уопс) включается в расчет общего ущерба от криминальной врезки.
     

15. Учет убытков от исков сторонних лиц и организаций за причиненный
им ущерб, явившийся следствием криминальных врезок


     15.1. В случаях, когда криминальная врезка в нефтепродуктопровод сопровождается утечкой нефтепродукта, а также возможных при этом возгораниях, может быть нанесен ущерб сторонним лицам и/или организациям, выражающийся в порче материалов, оборудования, зданий, сооружений, коммуникаций и пр.
     
     15.2. Ущерб, нанесенный сторонним лицам (), определяется в соответствии с исками пострадавших и представляет собой расчет фактически понесенных потерь и упущенной выгоды.
     
     15.3. Ущерб, нанесенный сторонним организациям (), определяется по исковым заявлениям этих организаций и рассчитывается по соответствующим методикам и нормативным документам.
     
     15.4. Величина ущерба, нанесенного сторонним лицам и организациям в результате утечки нефтепродукта при криминальной врезке в трубопровод, подлежит проверке и экспертной оценке независимой организацией в случае необходимости.
     
     15.5. Окончательное решение о фактическом размере убытков, нанесенных сторонним лицам и организациям криминальной врезкой в нефтепродуктопровод, принимает арбитражный суд. Определенные судом некомпенсированные величины убытков включаются в расчет общего ущерба от криминальной врезки.
     

16. Расчет ущерба от упущенной выгоды


     16.1. Ущербом от упущенной выгоды  (руб.) называется недополученная прибыль (плата за перекачку) вследствие вынужденного простоя трубопровода, вызванного работами по устранению криминальной врезки.
     
     16.2. Простой считается вынужденным, если работы по устранению криминальной врезки нарушили плановый режим перекачки, и при этом  не могли быть произведены в иное время, когда перекачка по трубопроводу не велась.
     
     16.3. Для расчета упущенной выгоды определяется расчетная производительность  (м/ч) перекачки, вычисляемая как среднее арифметическое двух производительностей:  (м/ч) - за три часа, предшествующие вынужденной (для устранения криминальной врезки) остановке перекачки, и  (м/ч) - за три часа после возобновления перекачки:


                                         .                                          (35)

     16.4. Ущерб от упущенной выгоды рассчитывается по формуле
                                  

  ,                                 (36)

 
где  - время вынужденного простоя трубопровода, ч;

      - плотность нефтепродукта, кг/м,
     
      - массовый расход, кг/ч;
     
      - транспортный тариф на перекачку одной тонны нефтепродукта (руб./т), определенный в соответствии с  п.п.12.2, 12.3 настоящего РД.
     

17. Общий ущерб от криминальной врезки


     17.1. Общий ущерб, причиненный Компании криминальной врезкой, определяется как сумма ущербов, понесенных владельцем нефтепродуктопровода по всем вышеперечисленным статьям.

   

        .           (37)


     17.2. Ущерб, причиненный криминальной врезкой, оформляется "Актом определения ущерба от криминальной врезки в нефтепродуктопровод", форма которого приведена в приложении Л.
     
     17.3. Кроме указанных в  разделе 5 составляющих в  затраты при определении  общего  ущерба от криминальных врезок  могут быть включены и другие затраты, например, затраты, связанные с возмещением расходов при нанесении вреда жизни и здоровью персоналу ОАО и сторонних организаций при выполнении работ по обнаружению и ликвидации криминальных врезок и другое.
     

Приложение А


Пример расчета к разделу 8, пункт 8.1.4

     По участку нефтепродуктопровода  протяженностью 125 км перекачивается дизельное топливо (=840 кг/м), при этом давление на выходе перекачивающей станции составляет 55 атм, а в конце участка - 3,0 атм. Криминальная врезка обнаружена в сечении =87,5 км. Найти давление  и напор  в сечении врезки, если известны высотные отметки =180 м начала участка; =140 м - его конца и =150 м сечения врезки.      

     Расчет. Сначала рассчитываем напоры  и :
     

 м;

 м.


     По формуле (4) рассчитываем давление  и затем напор  в сечении врезки:
     

 Па;

          

 м


Приложение Б


Пример расчета к разделу 8 пункт 8.1.6


      Диаметр отверстия неквалифицированной врезки составляет 20 мм, а высотная отметка сечения врезки - 120 м. Максимальная высотная отметка профиля трубопровода на данном участке равна 145 м. Определить секундный расход начавшего вытекать из неработающего трубопровода (=514 мм) бензина (=738 кг/м, =65000 Па).
     
     Расчет. По формуле (7) находим:

,

     т.е. секундный расход составляет 0,0038 м/с  или 3,8 л/с.
     

    Определим скорость  (м/с) течения нефтепродукта, которая возникнет в обеих ветвях трубопровода (- площадь сечения трубопровода):

            

,

 

     т.е. около 1 см/c.

     Предположение о гидростатическом распределении давления в ветвях трубопровода справедливо; расчет выполнен правильно.
     

Приложение В


Пример расчета к разделу 8, пункт 8.1.7


     В результате попытки  хищения топлива из  магистрального нефтепродуктопровода (=219 мм, = мм*) в последнем образовалось крупное отверстие; трубопровод фактически был порван. Происшествие имело место на 12-м километре трассы. В этот момент перекачка по трубопроводу не велась, но труба была полностью заполнена нефтепродуктом (=780 кг/м, =2 сСт, =8000 Па).  Давление в трубе в месте аварии снизилось практически до атмосферного. Глиняная пробка, перекрывшая трубу, была установлена через 2 часа после аварии. Сколько нефтепродукта вытекло из трубопровода, если профиль участка вблизи места аварии имел вид, представленный в таблице:
     
  

, км

10

12

13

14

20

22

25

, м

50

56

52

60

72

45

60


     ( - координата сечения,  - его высотная отметка). Известно, что труба между указанными точками прямолинейна, а 20-й км - это наивысшая точка профиля.     
_______________
     * Соответствует оригиналу. - Примечание .
     

     Расчет. Профиль сегмента нефтепродуктопровода  приведен на рис.В1. Сразу же после аварии в наивысшей точке профиля (=20 км) происходит разрыв сплошности столба нефтепродукта и в вершине образуется почти полный вакуум. Воздух не может проникнуть в трубу через образовавшееся отверстие, поскольку на участке между 12  и 13 км имеется спуск.
     
     

 


Рис.В.1 К расчету истечения нефтепродукта при переменном напоре

     Используется второе уравнение системы (8), предназначенное для расчета движения нефтепродукта в правой ветви трубопровода (в левой ветви нефтепродукт покоится), если учесть, что
     
     при =12 км: =56 м, =0,1030 МПа;
     
     при  км: , =0,0080..
     
     то получается следующее уравнение:     

.                             (В.1)


     Для того, чтобы определить высотную отметку , соответствующую свободной поверхности нефтепродукта в сечении  учитывается, что наклон трубопровода на участке между 14-м и 20-м километрами равен 0,002, вследствие чего уравнение его оси имеет вид:
   

 (м).

     
     Исключая  из уравнения (В.1), получаем исходное расчетное уравнение:
                                                    

                    .                                                (В.2)


    а. Сначала рассчитывается скорость жидкости в начальный момент времени, когда ее зеркало (свободная поверхность) находится в точке =20000 м. Из (В.2) следует, что =0,0015, откуда методом последовательных приближений находим, что =0,244 м/c. Это означает, что за полчаса (=1800 с) зеркало жидкости сдвинется на 0,244·1800=439 м влево вдоль трубопровода и достигнет сечения =20000-439=19561 м.
     
     б. Затем рассчитывается, как движется поверхность жидкости в следующие полчаса. Для этого определяется ее скорость при =1800 с и =19561 м. Из (В.2) следует, что =0,0011, откуда тем же методом находим, что =0,205 м/с. Это означает, что за следующие полчаса зеркало жидкости продвинется еще на некоторое расстояние: 0,205·1800=369 м влево по трубопроводу и достигнет сечения =19561-369=19192 м.
     
     Точно таким же образом рассчитывается движение свободной поверхности нефтепродукта в следующие получасовые интервалы времени. Результаты этих расчетов таковы:
     
     3600<<5400: =0,168 м/с; =302,4; =18890 м;
     
     5400<<7200: =0,126 м/с; =226,8; =18663 м.       

     Таким образом, за 2 часа истечения зеркало нефтепродукта переместится влево от сечения 20 км на 1337 м. Это означает, что из трубопровода вытечет
                      

м нефтепродукта.


   

Приложение Г

     

Пример расчета к разделу 8, пункт 8.2.4

     
     На 87,5 км участка работающего нефтепродуктопровода (протяженность - 125 км, внутренний диаметр - 514 мм), перекачивающего дизельное топливо (=840 кг/м, =6 сСт), обнаружена квалифицированная врезка со шлейфом длиной 200 м и внутренним диаметром 30 мм, относительная шероховатость 0,0004. Давление на выходе перекачивающей станции составляло 55 атм, а в конце участка трубопровода - 3,0 атм. Найти секундный расход отбора топлива через врезку, если известны высотные отметки станции =180 м; конца участка =140 м и сечения врезки =150 м. При этом превышение  конца шлейфа над его началом составляет +10 м.
     
     Расчет.
     
     Сначала рассчитываем напоры  и :
     

м;
   

 м.


     По формуле (4) рассчитываем давление в сечении врезки:     
    

 Па.

       
     Вычисляем правую часть уравнения (15), подставляя в нее исходные данные и рассчитанное давление  в сечении врезки:     

 м,

;

     

,


      затем из (15) получаем расчетное уравнение         

.                                                    (Г.1)

     1. Допустим сначала =0,02.  Тогда:
     
     =0,003863 м/c, =0,003863/0,0007065=5,47 м/c.
     
     =5,47·0,03/(6·10)=27350;
     
     =0,3164/*   (формула Блазиуса);
     
     .*
_______________
     * Формула и расчет соответствуют оригиналу. - Примечание .     

           
     2. Полагаем уточненное =0,0246. Тогда:
     
     =0,003483 м/c, =0,003483/0,0007065=4,93 м/c.
     
     =4,93·0,03/(6·10)=24650;
         
     =0,3164/; .   

     
     3. Полагаем уточненное =0,0253. Тогда:
      
     =0,003435 м/c, =0,003435/0,0007065=4,86 м/c.
       
     =4,86·0,03/(6·10)=24300;
      
     =0,3164/;
                
     и процесс решения уравнения (Г.1) можно считать законченным.    
          
Итак, =0,003435 м/c 12,37 м/ч.
     

Приложение Д


Пример расчета к разделу 8, пункт 8.2.6

     
      На участке остановленного (т.е. в данный момент неработающего) нефтепродуктопровода с внутренним диаметром 514 мм, перекачивающего дизельное топливо (=840 кг/м, =6 сСт, =0,03 МПа), обнаружена квалифицированная врезка с протяженным шлейфом длиной 200 м (внутренний диаметр 30 мм, относительная шероховатость 0,0004). Максимальное превышение профиля трубопровода на данном участке над сечением врезки составляет 65 м.  Найти секундный расход отбора топлива через врезку, если известно, что превышение  конца шлейфа над его началом составляет +10 м.
     
     Расчет.
     
     При истечении жидкости через врезку столб нефтепродукта в трубопроводе разрывается в наивысшей точке профиля, поэтому =65 м. Подставляя исходные данные в формулу (16)     

,

        
     представляем расчетное уравнение в виде:     

.                                                (Д.1)


     1. Допустим, что сначала =0,02.  Тогда:
     
     =0,0017869 м/c, =0,0017869/0,0007065=2,529 м/c.
     
     =2,529·0,03/(6·10)=12645;
     
     =0,3164/   (формула Блазиуса);
     
     .
      
     2. Полагаем уточненное =0,0298. Тогда:
     
     =0,0014639 м/c, =0,003483/0,0007065=2,072 м/c.
     
     =2,072·0,03/(6·10)=10360;
         
     =0,3164/; .
       
     3. Полагаем уточненное =0,0314. Тогда:
      
     =0,001426 м/c, =0,001426/0,0007065=2,018 м/c.
       
     =2,018·0,03/(6·10)=10090;
      
     =0,3164/;  и процесс решения уравнения (Д.1) можно считать законченным.
     
     Итак, =0,001426 м/c 5,13 м/ч.
     
     Замечание. При отборе нефтепродукта, равном 5,13 м/ч,  скорости течения жидкости в ветвях самого трубопровода составляют всего 0,0035 м/c, что не может, естественно, изменить существующего в них гидростатического распределения давления, следовательно, принятые для расчета движущего напора исходные предпосылки верны.            


     

     Приложение Е


ИНСТРУКЦИЯ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАКЕТА ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ "ХАКЕР"
("РАССЛЕДОВАНИЕ ХИЩЕНИЙ ТОПЛИВА ЧЕРЕЗ КРИМИНАЛЬНЫЕ ВРЕЗКИ")


1. Назначение пакета


     Пакет компьютерных программ "ХАКЕР" предназначен для определения объемов нефтепродукта, похищенного из трубопровода через отверстия, проделанные злоумышленниками в трубе, с вставленными в них отводными шлейфами или без них. Отводные шлейфы могут иметь произвольную длину, диаметр и произвольное превышение конца над началом. Пакет позволяет рассчитать объем похищенного топлива за заданное время как в работающем, так и остановленном трубопроводе. При этом учитывается  рельеф трубопровода, параметры отверстия, а также физические свойства вытекающей жидкости и режимы течения.
     
     Процесс отбора нефтепродукта из трубопровода демонстрируется  на экране монитора.
     
     Пакет предназначен для работы экспертов, расследующих хищения топлива на нефтепродуктопроводах.


2. Инструментальные средства


     Пакет прикладных программ "ХАКЕР" разработан применительно к ПЭВМ типа IBM PC (и совместимых с ними) и работает в среде Windows 95.

3. Работа с Пакетом.

 3.1. Окно исходных данных  

     

     Окно исходных данных предназначено для ввода расчетных данных и имеет вид, представленный на рис.Е1. В верхней части окна расположено главное меню, которое содержит все необходимые средства для работы с программой. Все опции главного меню представляют собой опции-заголовки, открывающие доступ к выпадающим меню второго уровня. Ниже расположена панель с набором пиктографических кнопок, которые открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. Команды, реализуемые с помощью основного меню и пиктографических кнопок, представлены в таблице Е1.
                              
     


Рис.Е1. Окно исходных данных


Таблица Е.1
     

          

     При загрузке программы окно исходных данных содержит данные варианта, с которым пользователь работал последним. Для ввода исходных данных предназначены специальные окошки редактирования и переключатели, позволяющие выбирать одно из двух взаимоисключающих решений. Перемещение между окошками редактирования исходных данных осуществляется клавишей табуляции или мышью.

3.2. Окно профиля трубопровода

     

     Для ввода профиля трубопровода предназначено специальное окно (рис.Е2), переход в которое осуществляется щелчком мыши по кнопке "задать...", расположенной в правом нижнем углу окна исходных данных. Для вывода окна на печать предназначена кнопка "Печать". Выход из окна профиля трубопровода осуществляется щелчком мыши по кнопке "ОК".

 


Рис.Е2. Окно профиля трубопровода


 

3.3. Окно расчета

     

     Запуск варианта на расчет осуществляется нажатием соответствующей кнопки (см. таблицу Е1). При этом программа производит проверку введенной информации на полноту и корректность. Если некорректность обнаружена, на экране появляется окно с указанием вида ошибки.
     
     Во время выполнения расчета появляется окно, на котором рисуется профиль участка трубопровода от наивысшей от места криминальной врезки точки слева от нее до наивысшей точки справа. Координата сечения врезки обозначена стрелкой.
     
     Для случая работающего трубопровода в окне сразу появляются результаты расчета, а именно, объем вытекшего топлива и время истечения, а также участок трубопровода, на котором произведена криминальная врезка.
     
     В случае остановленного трубопровода для начала расчета следует щелкнуть по кнопке "Старт". В процессе расчета на экране указывается время, меняющееся соответственно шагам расчета, и отвечающий этому моменту времени объем отобранного топлива. Заполненные жидкостью участки окрашены в синий цвет, пустые участки - в цвет фона.
     
     Для того, чтобы остановить процесс расчета, нужно щелкнуть по кнопке "Пауза", для выхода - по кнопке "Выход".

3.4. Окно просмотра результатов

     По окончании расчета его результат также отражается в окне просмотра результатов (рис.Е3), переход в которое осуществляется через главное меню окна исходных данных (таблица Е1). Вывод результатов расчета на печать осуществляется щелчком  мыши по кнопке "Печать" окна просмотра результатов.
     

     

     

Рис.Е3. Окно просмотра результатов расчета


3.5. Окно архива данных.

     Все варианты с соответствующими им исходными данными, профилем трубопровода и результатом расчета сохраняются в архиве данных. Окно архива данных (рис.Е4), переход к которому осуществляется из окна исходных данных (таблица Е1), представляет собой список вариантов. Загрузка в оперативную память нужного варианта осуществляется щелчком мыши по строке с его именем и кнопкой "ОК" или двойным щелчком мыши. Кроме того, в архиве предусмотрена возможность переименования варианта, копирования одного варианта в другой, удаление и вставка новых вариантов.
     

     

     

Рис.Е4. Окно архива данных

     
4. Примеры расчетов

1. Определение объемов похищенного топлива через неквалифицированную криминальную врезку
при работающем трубопроводе (напорный режим)

      

     Предлагаемый Пакет компьютерных программ позволяет определять объем похищенного топлива через неквалифицированную врезку в случае работающего трубопровода.
     
     В качестве примера такого расчета был взят участок трубопровода, параметры которого представлены в варианте "Неквалифицированная врезка" (см. Архив).
     
     В этом примере считается, что по основной магистрали перекачивается дизельное топливо плотностью 836 кг/м и вязкостью 6 сСт. Диаметр основной магистрали равен 530х8 мм, длина участка трубопровода равна 99 км.

     Место врезки находится на 60-ом километре от начала участка. Поскольку врезка неквалифицированная (шлейф отсутствует), длина шлейфа задается равной нулю.
  
     Давление в начале участка равно 45 атм, в конце участка - 3 атм. Криминальный отбор топлива продолжается 6 час. Профиль рассматриваемого участка трубопровода представлен в варианте "Неквалифицированная врезка".
     
     В результате расчетов по программе "ХАКЕР" объем похищенного топлива равен 114,08 м.

2.Определение объема похищенного топлива через квалифицированную криминальную врезку
при работающем трубопроводе (напорный режим)

     С помощью Пакета компьютерных программ "ХАКЕР" можно рассчитать объем похищенного из трубопровода топлива в случае, когда в трубопроводе произведена криминальная врезка с присоединенным к ней отводным шлейфом, и при этом трубопровод находится в работающем состоянии. В качестве примера такого расчета был взят участок трубопровода, параметры которого представлены в варианте "Квалифицированная врезка, напорный режим".
     
     В этом варианте рассматривается случай, когда по основной магистрали перекачивается бензин, плотность которого 735 кг/м, а вязкость - 0,6 сСт. Упругость насыщенных паров бензина считается равной 0,7 атм. Диаметр участка трубопровода основной магистрали берется равным 530х8 мм, его длина равна 99 км. Профиль трубопровода представлен в указанном варианте "Квалифицированная врезка, напорный режим" и находится в опции "Профиль трубопровода", переход к которой осуществляется щелчком мыши по кнопке "Задать" из основного окна исходных данных.
     
     Место криминальной врезки находится на 30-м километре от начала участка, отводной шлейф имеет внутренний диаметр 30 мм, длину 350 м и превышение начала шлейфа над его концом - 7м.
     
     Давление в начале участка берется равным 45 атм, в конце участка - 3 атм. Хищение бензина происходит в течение 1 часа.
     
     В результате расчетов по программе "ХАКЕР" объем похищенного топлива из криминальной врезки при условии отбора в течение часа оказался равным 17,914 м.


3. Определение объема похищенного топлива через квалифицированную криминальную врезку
при неработающем трубопроводе (безнапорный режим)

     В варианте "Квалифицированная врезка, безнапорный режим" рассматривается случай определения объема похищенного топлива через криминальную врезку с присоединенным к ней отводным шлейфом в условиях остановленного трубопровода.
     
     Исходные данные для этого варианта берутся такими же, как и в варианте "Квалифицированная врезка, напорный режим" с той лишь разницей, что отбор топлива происходит в условиях остановленного трубопровода, когда нефтепродукт вытекает из трубопровода под действием собственного веса. Время отбора нефтепродукта - 1 час. Расчеты по программе "ХАКЕР" показали, что из криминальной врезки, установленной на 30-м километре, за 1 час можно отобрать 9,602 м бензина.      


5. Программная поддержка

     Программная поддержка настоящего Пакета осуществляется Разработчиком - отраслевой лабораторией нефтегазовой гидродинамики РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина:
     
     117917, Москва, ГСП-1, Ленинский проспект, 65, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина (лаб.307).
     
     Тел./факс: (095) 930-92-54.
     
     

Приложение Ж


Пример расчета к разделу 13, пункт 13.1.4

     
     Для ликвидации криминальной врезки выехала аварийная бригада из 8 человек на 2 автомобилях ЗИЛ-131. Масса перевозимого груза (с людьми) составила: до места аварии - 4,5 т, обратно - 1,5 т (3 т песка использовалось для подсыпки). Пробег до места ликвидации повреждения и обратно составил 200 км. Стоимость единицы топлива - 3,5 руб. за литр.
     
     Расчет. В соответствии с "Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" базовая норма расхода топлива для автомобиля ЗИЛ-131 составляет =41 л/100 км, а норма расхода на транспортную работу - =2л/100 ткм. Поправочный коэффициент на движение в полевых условиях составляет 1,1.
     
     В соответствии с формулой (26)  затраты на выезд автомобилей к месту аварии составили:
     

=2·0,01·[41·200+2·(4,5·100+1,5·100)]·1,1·3,5=723,8 руб.

Приложение И


Пример расчета к разделу 13 пункт 13.2.4


     На ликвидацию криминальной врезки выехала аварийно-восстановительная бригада в составе 7 человек. Начальник АВС имеет месячный оклад 900 руб., 4 работника имеют оклад по 800 руб. и двое - по 700 руб. Каждому работнику ежемесячно выплачивается премия в размере 150% от оклада. В месяце 22 рабочих дня продолжительностью по 8 час каждый. "Полевые" составляют по 50 руб. на человека. Время, затраченное бригадой на ликвидацию повреждения, составило 10 ч.
     
     Расчет.  Затраты на оплату труда при ликвидации повреждения составят:     

 руб.,

а общие затраты с учетом начислений на заработную плату и накладных расходов составят:     

 руб.

     

Приложение К


Пример расчета к разделу 13, пункт 13.5

     Ликвидация криминальной врезки потребовала следующих затрат: были потрачены горюче-смазочные материалы на общую сумму 723,8 руб. (см. пример п.13.1.4); стоимость расходных материалов составила 270 руб.; оплата труда инженерно-технического персонала с учетом начислений на заработную плату и накладных расходов составила 1736,47 руб. (см. пример п.13.2.4). Амортизационные отчисления на использованные основные фонды составили 432,69 руб. Рассчитать суммарные затраты на аварийно-восстановительные работы по устранению криминальной врезки.
      
     Расчет. Согласно формуле (34) суммарные затраты равны:
     

=2·(723,8+270+1736,47)+432,695893 руб.


Приложение Л
(обязательное)


АКТ
определения ущерба от криминальной врезки
в нефтепродуктопровод

"

"

г.

(место составления акта)


Комиссия, назначенная приказом

N

от "

"

г.

(наименование организации)



             

в составе:

председателя

(Ф.И.О., должность)

и членов

(Ф.И.О., должность)


     


     

на основании материалов, изложенных в Акте технического расследования аварии (криминальной врезки) в нефтепродуктопровод

(наименование МНПП)

от "____ " ____________________________ г.,
     

составила настоящий акт в том, что:

В результате криминальной врезки в вышеуказанный нефтепродуктопровод, находящийся на балансе


,     

(наименование организации)

нанесен ущерб на общую сумму ____________

( _________________________________________________________ ) руб.

    (сумма прописью)
     

     В том числе по статьям *):

 

Наименование статьи ущерба

Един.
измер.

Коли-
чество

Стоимость
единицы, руб.

Общая
стоимость,
руб.

1. Потери нефтепродукта (Унп)
     

т

2. Затраты на транспортировку (Ут)
     

руб.

-

-

3. Затраты на АВР (Уавр),
     
    в том числе:
     

руб.

-

-

3.1. Расходные материалы (Урм), в том числе:
     

руб.

-

-

3.1.1. ГСМ для доставки людей и материалов на расст. ___ км и обратно
     


л

3.1.2. Материалы для ремонта:
     

     - пробка

шт.

     - заплата
     

шт.

     - хомут
     

шт.

     - катушка
     

м

     - запорное устройство
     

шт.

     - соединительный элемент
     

шт.

     - электроды
     

шт.

     - битумная мастика
     

кг

     - изоляционная лента
     

м

     - герметик
     

кг

3.1.3. Материалы для сбора и утилизации продукта:
     

     - песок
     

т

     - сорбент
     

т

     - биопрепарат
     

 кг

     - другие

 

3.2. Оплата труда работников АВР (Узп), в том числе по составу:
     

руб.

-

-

3.2.1. Начальник
     

руб.

3.2.2. Машинист-экскаваторщик
     

руб.

3.2.3. Электросварщик
     

руб.

3.2.4. Водитель
     

руб.

3.2.5. Линейный трубопроводчик
     

руб.

3.3. Скрытый ущерб от снижения несущей способности МНПП (Ускр)
     


руб.


-


-

3.4. Амортизационные отчисления (А) на восстановление использованных при проведении АВР основных фондов
     

руб.

-

-

4. Иски природоохранных органов (Уопс)
     

руб.

-

-

5. Иски сторонних организаций (Уисо)
     

руб.

-

-

6. Иски сторонних лиц (Уисл)
     

руб.

-

-

7. Ущерб от упущенной выгоды (Уув)
     

руб.

-

-

ВСЕГО УЩЕРБ ОТ КРИМИНАЛЬНОЙ ВРЕЗКИ
     

руб.

-

-


     *) Расчет ущерба от криминальной врезки в магистральный нефтепродуктопровод, выполненный в соответствии с "Методикой расчета ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопроводы" (РД 153-39.4-060-00), прилагается к настоящему акту.

   
     Председатель комиссии:

     Члены комиссии:          

     
    

Приложение М
(справочное)


Библиография

     1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ.
     
     2. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ.
     
     3. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 N 33-ФЗ.
     
     4. Федеральный закон РСФСР "Об охране окружающей среды" от 19.12.91 N 2060-1.
     
     5. Закон Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1.
     
     6. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ.
     
     7. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.
     
     8. Уголовный кодекс.
     
     9. Уголовно-процессуальный кодекс.
     
     10. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.94 N 51-ФЗ.
     
     11. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.61.

    
     12. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84.
     
     13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95 N 70-ФЗ.
     
     14. Указ Президента Российской Федерации от 23.12.93 N 2271 "О ставке отчисления (сбора) на воспроизводство, охрану и защиту лесов".
     
     15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия".
     
     16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 718 "О должностных лицах Минприроды России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль".
     
     17. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.94 N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов".
     
     18. IEC 1025: 1990 - Fault tree analysis (FTA) / Стандарт МЭК "Анализ дерева неполадок", 1990.
     
     19. ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала) . Основные положения".
     

     20. Стандарт МЭК "Техника анализа надежности систем. Метод анализа вида и последствий отказов". Публикация 812 (1985 г.). - М., 1987. - 23 с.
     

     21. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253-90, утв. ШГО СССР).
                                                                                                                                                
     22. Методические рекомендации по состоянию и оформлению паспорта безопасности вещества (материала) в соответствии с ГОСТ Р 50587-93, Госстандарт РФ, ВНИЦСМВ, 1995 г.
     
     23. Общие  правила взрывобезопасности  для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ОПВХП-88, утв. Госгортехнадзором СССР).
     
     24. Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Постановление Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40.
     
     25. Методика оценки последствий химических аварий (методика "ТОКСИ"). - М.: НТЦ "Промышленная безопасность", 1993.
     
     26. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей. - М.: НТЦ "Промышленная безопасность", 1993.
     
     27. Методика определения ущерба окружающей  природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. - М.: Минтопэнерго РФ, 1995.
     
     28. Правила по охране труда при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. - М.: Минтопэнерго России, 1998.
     
     29. Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и  экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, зарегистрировано в Минюсте России от 11.09.95, рег. N 946.
     
     30. Временные  рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнения атмосферного воздуха. Утв. Минэкологией России 02.11.92,  зарегистрированы в Минюсте России 16.11.92, рег. N 87.
     
     31. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей  природной среды. Утв. Минприроды России 26.01.93, зарегистрированы в Минюсте России 24.03.93, рег. N 190.
     
     32. Правила осуществления государственного контроля должностными лицами Минприроды России  и его территориальных органов. Утв. Минприроды России 17.04.96, зарегистрированы в Минюсте России  30.04.96, рег. N 1076.
     

     33. Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов. - М.: Мин. охраны окружающей среды, 1996.
     
     34. Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов. - Самара, Самарский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1996.
     
     35. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. - М.: ГК РФ по охране окружающей среды, N 295, 1998.
     
     36. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденный Роскомземом России 10.11.93 и Минприроды России 18.11.93.
     
     37. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате  сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов. Утв. Минрыбхозом СССР 16.08.67 N 30-1-11.
     
     38. ОНД 86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (утв. Госкомгидрометом СССР), 1987.
     
     39. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обуславливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности*. Утв. Минздравом СССР 18.12.84 N 3170-84.
_________________
     * На территории Российской Федерации действуют СП 2.1.7.1384-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления". - Примечание .
          
     40. Инструкция по безопасному ведению сварочных работ при ремонте нефте- и нефтепродуктопроводов под давлением.
     
     41. Нормативы расхода материальных ресурсов на ремонтно-эксплуатационные нужды магистральных нефтепродуктопроводов. - М.: Недра, 1971.
     
     42. Анализ частных факторов взрывоопасности процессов и их количественная оценка. Методические рекомендации. Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности. - Тула, 1992.
     
     43. Оценка химической опасности технологических объектов. Методические рекомендации. Новомосковский институт повышения  квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности. - Тула, 1992.
     
     44. Guide to Hazardous Industrial Activities (Руководство по ведению опасных работ в промышленности). - Haque, 1987.
     
     45. Ишмухаметов И.Т., Исаев С.Л., Макаров С.П., Лурье М.В. 50 вопросов о последовательной перекачке нефтепродуктов. - М.: Нефть и газ, 1996.
     

     46. Ишмухаметов И.Т., Исаев С.Л., Макаров С.П., Лурье М.В. Сборник практических расчетов при транспортировке нефтепродуктов по трубопроводам. - М.: Нефть и газ, 1997.
     
     47. Ишмухаметов И.Т., Исаев С.Л., Лурье М.В., Макаров С.П. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов. - М.: Нефть и газ, 1999.
     
     
     
Текст документа сверен по:
/ Министерство энергетики РФ. -
М.: ОАО ЦНИИТЭнефтехим", 2001

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование