- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ОДМ 218.1.001-2005
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и применению документов технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН: Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 "Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ "Росдортехнология", Российского союза научных и инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации проектных организаций "Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП "РосдорНИИ", ДортрансНИИ Ростовского ГСУ
2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом технического регулирования от 01.07.2005 N 04/64
3. ВНЕСЕН: Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения Федерального дорожного агентства
4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "__" _______ 2005 года N____*
______________
* Соответствует оригиналу. - Примечание .
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ "О техническом регулировании", а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
б) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
в) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
г) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
д) ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
е) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Национальный стандарт Российской Федерации - утвержденный Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004).
Отраслевой дорожный методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства
а) В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты (общие и специальные);
- национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.
Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты принимаются только в целях:
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
и)* В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства.
к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1.
Документы технического регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве
Таблица 1
N |
Наименование документа |
Утверждающая инстанция |
Назначение документа |
Технические регламенты | |||
а) |
Общие технические регламенты |
Принимаются международным договором Российской Федерации, федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании") |
Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования по вопросам: |
б) |
Специальные технические регламенты |
Устанавливают требования только к тем объектам технического регулирования, в отношении которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов | |
Документы в области стандартизации | |||
в) |
Национальные стандарты |
Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 ФЗ "О техническом регулировании") |
Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Национальные стандарты обеспечивают доказательную базу специальных технических регламентов в сфере дорожного хозяйства в случаях, если в регламентах на них имеется ссылка |
г) |
Правила (нормы) в области стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации |
д) |
Рекомендации по стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте |
е) |
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации |
Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677) |
Устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией |
ж) |
Стандарты организаций |
Принимаются |
Применяются для целей |
- |
Стандарты профессиональ- |
| |
- |
Стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности |
||
Акты рекомендательного характера | |||
и)* |
Отраслевой дорожный методический документ: |
Издается |
Применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативно-правовых актов, других документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по организации технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
|
Систематизирует отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняет положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по автомобильным дорогам, конструкциям и искусственным сооружениям на них |
Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения, устанавливающие нормативные параметры конструкций автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также - к их транспортно- | |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению |
Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения технических и технико-экономических нормируемых параметров ресурсов и их сбережение | |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по дорожным и мостовым работам (услугам) |
Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения технических параметров по выполнению работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них | |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по технологиям, используемым в дорожном хозяйстве |
Содержит технические рекомендации по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них | |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по обеспечению в дорожном хозяйстве специальных условий |
Содержит технические рекомендации по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно- | |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по оценке соответствия, аккредитации, сертификации и контролю за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве |
Содержит технические рекомендации и (или) разъясняет положения в области соответствия, аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве | |
- |
Отраслевой дорожный методический документ по информационному обеспечению в дорожном хозяйстве |
Содержит положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве |
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
Раздел 5. Применение нормативных документов в переходный период
а) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:
- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила (СанПиН);
- отраслевые дорожные нормы (ОДН);
- ведомственные строительные нормы (ВСН);
- нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;
- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);
- стандарты субъектов Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской Федерации;
- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);
- технические условия (ТУ).
В данные категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства
а) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.
Классификационные группы отраслевых дорожных методических документов
Таблица 2
Классификационная группа |
Наименование классификационной группы |
1 |
Организация технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
2 |
Автомобильные дороги, конструкции и искусственные сооружения на них |
3 |
Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение |
4 |
Дорожные и мостовые работы (услуги) |
5 |
Технологии, используемые в дорожном хозяйстве |
6 |
Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий производства |
7 |
Оценка соответствия, в т.ч. аккредитация, сертификация и контроль за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве |
8 |
Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве |
9 |
Другие |
б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие:
в) параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно,
- дорожная одежда,
- дренаж и водоотвод;
в) параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы,
- мосты, путепроводы и эстакады,
- защитные сооружения,
- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог;
в) нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:
- энергия;
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции;
- рабочая сила.
д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.):
- строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- ремонт;
- содержание;
- утилизация.
е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.
ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций:
- обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам;
- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам;
- обеспечение единства измерений.
и)* ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования
а) Общие и специальные технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
б) Правила разработки национальных стандартов Российской Федерации определены в ст.16 Федерального закона "О техническом регулировании". При этом проекты национальных стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании" представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы.
В случае ссылки на утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
в) Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677.
г) Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматривается и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004.
д) Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ 1.4-2004.
Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ Р 1.4-2004).
В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенном в разделе 8 настоящего методического документа.
е) ОДМ разрабатываются в порядке, изложенном в разделе 9 и 10 настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
Раздел 8. Порядок согласования стандартов организаций федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства
а) Разработчиком проекта стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации.
Разработанный проект стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и интересов.
б) Перед утверждением организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства на согласование.
В случае, когда разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации.
В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
- наименование стандарта организации;
- название организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);
- контактное лицо от организации-разработчика (или физическое лицо);
- основание для разработки проекта стандарта организации;
- краткую характеристику объекта стандартизации;
- сведения о соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным стандартам;
- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица - разработчика).
Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ Р 1.5-2004.
в) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект стандарта организации на предмет соответствия:
- действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
- ГОСТ Р 1.5-2004;
- действующим национальным стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции.
При рассмотрении комплекта документов, упомянутых в п.б) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК-418.
г) В случае соответствия проекта стандарта организации позициям, указанным в п.в) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника профильного подразделения его центрального аппарата.
В случае если стандарт организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме направляется в организацию, представившую на согласование проект своего стандарта.
д) Внесение изменений в стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для разработки стандартов организации (ГОСТ 1.4-2004).
При наличии согласования стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может согласовать изменения в стандарт организации.
ж)* Отмена стандарта организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией, утвердившей данный стандарт.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
При наличии согласования стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может отозвать свое согласование.
з) В случае выхода или вступления новых участников в профессиональные научные, общественные, инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц, готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации.
и) Стандарты организаций, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в соответствии с п.г) раздела 8 настоящего методического документа.
к) Отсутствие согласования федерального исполнительной власти* в области дорожного хозяйства не исключает возможности принятия стандарта организации.
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования и издания отраслевых дорожных методических документов
а) Организация разработки ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной процедуры.
Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
Разработка ОДМ может проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа.
б) Организация, получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации.
В пояснительной записке приводятся:
- наименование документа;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации-разработчика;
- основание для разработки документа;
- краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);
- сведения о взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства;
- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи руководителя (заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
в) Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.
Структура ОДМ имеет следующий порядок: титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки, определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких глав), ключевые слова, приложения.
Первую страницу титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с приложением А. Наименование ОДМ должно быть кратким (приложение Б), точно характеризовать область распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по таблицам 1 и 2.
В предисловии к ОДМ указывается состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании, основание издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа, а также информация о новизне документа ("вводится впервые") или об отмене предшествующих ("взамен").
В структурный элемент "Нормативные ссылки" включаются общие и специальные технические регламенты, национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие нормативно-технические документы (в том числе, в установленном порядке согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
г) Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК-418.
д) Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:
- действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
- действующим национальным стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
е) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
ж) После принятия ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
з) Внесение изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка.
и) Отмена ОДМ проводится в следующем порядке:
- организация-инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения издает соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Раздел 10. Обозначение отраслевых дорожных методических документов
Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:
- аббревиатуру "ОДМ";
- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
- одназначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;
- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.
Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:
ОДМ |
218. |
1. |
001- |
2005 | |||||||||
Отраслевой дорожный методический |
Комплекс дорожного хозяйства |
Классифи- |
Порядковый номер документа в |
Год регистрации документа | |||||||||
документ |
классифи- |
||||||||||||
кационной |
|||||||||||||
группе "1" |
|||||||||||||
Приложение А
обозначение документа | ||
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ | ||
| ||
наименование документа | ||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО | ||
(Росавтодор) | ||
МОСКВА 200 |
Приложение Б
В наименовании отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.
Наименования отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):
1. Техническая классификация автомобильных дорог.
2. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
3. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
4. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
5. Правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
6. Методика испытания противогололедных материалов.
7. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.
8. Технологические карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.
Текст документа сверен по:
/ Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР). -
М.: Издательство ГП "Информавтодор", 2005