почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    
    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Кушнир Л.Г. (президент АСИ "РО стройизыскания")


    "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" - 42 статья Конституции Российской Федерации.
    
    Совершенно очевидно, что благоприятная среда обитания людей, это, прежде всего, безопасная среда, где важнейшее значение имеют механическая и экологическая безопасности.
    
    Инженерным изысканиям в обеспечении указанных видов безопасности принадлежит ведущая роль, так как именно комплекс изыскательских работ позволяет изучить природные условия и факторы техногенного воздействия при строительном освоении территорий, дать прогноз изменения указанных условий и факторов, учесть влияние строительных мероприятий на состояние природной среды, обеспечивая исходными данными принятие надежных проектных решений по возведению строительных объектов и сооружений инженерной защиты от опасных процессов природного и техногенного характера.
    
    Надежность возведенных зданий и сооружений зависит от качества инженерных изысканий, которая до настоящего времени определялась выполнением требований соответствующих нормативных документов.
    
    Созданная в советский период система нормативных документов для строительства, в том числе и в области инженерных изысканий, основывались на результатах глубоких научных исследований, имела серьезное научно-методическое обеспечение и производственно-опытную базу, успешно реализовывалась в рамках тотального государственного контроля, как заказчиков, так и исполнителей изыскательских работ.
    
    Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения обнаружил ряд правовых и содержательных недостатков действующих в настоящее время СНиПов и ГОСТов применительно к инженерным изысканиям.
    
    Во-первых, СНиПы оказались юридически неполноценными нормативными документами обязательного применения. Минюст отнес их к разряду ведомственных документов Госстроя России.
    
    Во-вторых, из определения области применения СНиПов следует, что они обязательны для исполнителей инженерных изысканий, а обязательность их для заказчиков осталась неопределенной, что неминуемо сказалось на резком снижении стоимости изыскательских работ в составе капитальных вложений и естественно снижении качества инженерных изысканий. Положение усугубляется неопределенностью с ответственностью за будущую безопасность строительных объектов тех инвесторов, которые строят здания и сооружения на продажу и не всегда обоснованно минимизируют свои издержки.
    
    В-третьих, в СНиПах слабо отражены требования к инженерным изысканиям на стадиях создания градостроительных документов, в то время как результаты изыскательских работ на этих стадиях решающим образом влияют на безопасность градостроительных объектов и территорий.
    
    В-четвертых, СНиПы недостаточно учитывают специфику и особенности инженерных изысканий для строительства промышленных объектов различного назначения.
    
    Принятием в 2002 г. Федерального закона "О техническом регулировании" была осуществлена попытка встроить строительную деятельность в правовое поле. Однако до реализации основных положений закона возник в области инженерных изысканий правовой вакуум, который также способствует резкому снижению качества изыскательских работ.
    
    Отношения между заказчиками и исполнителями инженерных изысканий осложнились. При проведении конкурсов на получение заказов заказчиком, как правило, учитывается только фактор цены, при котором в большинстве случаев преимущество получают неквалифицированные предприятия, преступно сокращающие необходимые объемы, а с ними и качество изыскательских работ.
    
    Отдельные общие требования к изыскательской деятельности, как и к другим видам деятельности, установлены гражданским законодательством, законами о лицензировании, трудовым законодательством, налоговым законодательством и рядом других федеральных законов. Но они не определяют специфические организационно-правовые и технические требования к инженерным изысканиям. Также общие требования в основном изложены в СНиП 11-02-96 и соответствующих сводах правил, лишенных в настоящее время юридической легитимности.
    
    Революционным шагом в нормативно-правовом обеспечении инженерных изысканий явилось принятие в декабре 2004 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    
    В кодексе впервые в законодательном акте дано определение инженерных изысканий, определены их основные цели и задачи, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка выполнения инженерных изысканий, принято положение о недопустимости подготовки и реализации проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
    
    В соответствии с Градостроительным кодексом и дополнениями и изменениями к нему значительно расширена сфера деятельности по инженерным изысканиям - теперь они являются составной частью не строительной, а градостроительной деятельности и обязательны при подготовке любых градостроительных документов. Главными исходными данными при выполнении инженерных изысканий определены сведения о законодательно оформленном земельном участке или полосе отвода и об изученности природных и техногенных условий территории, осуществляемой государственным фондом материалов и данных инженерных изысканий, в том числе с учетом потребности информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
    
    Принятое 19 января 2006 г. в развитие Градостроительного кодекса Постановление Правительства Российской Федерации N 20 утвердило перечень видов инженерных изысканий и Положение об их выполнении, устанавливающее порядок выполнения изыскательских работ, а также определило полномочия Минрегиона России по принятию ряда организационно-нормативных актов, позволяющих завершить упорядочение организационно-правовых требований к инженерным изысканиям.
    
    Одним из основных положений Постановления Правительства РФ N 20 является предоставление возможности субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующих субъектов Федерации, что делает территориальные (региональные) нормы юридически легитимными.
    
    В соответствии с установленными полномочиями Минрегиону России предстоит утвердить организационно-нормативные документы по следующим направлениям:
    
     Изменения и дополнения в перечне видов инженерных изысканий.
    
     Содержание работ, входящих в состав основных и специальных видов инженерных изысканий с их основными характеристиками.
    
     Основные требования к разработке региональных положений о порядке выполнения инженерных изысканий.
    
     Состав обязательных требований действующих СНиПов и ГОСТов (до принятия технических регламентов).
    
     Состав технического задания на инженерные изыскания, программы их выполнения, договора между Заказчиком и Исполнителем изыскательских работ.
    
     Особенности проведения конкурсов на получение заказов на выполнение инженерных изысканий.
    
     Состав отчетных материалов и результатов инженерных изысканий.
    
    Согласно части 6 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ, Правительство в увязке с Положением об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, должно установить Порядок формирования и ведения Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.
    
    АСИ "РО стройизыскания" приняло активное участие в подготовке второй редакции Градостроительного кодекса, Постановления Правительства РФ N 20 и завершает подготовку проекта Положения о Государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий и приступило к разработке документов, входящих в положения Минрегиона России.
    
    Ассоциация также приступила к разработке специального технического регламента "О требованиях к инженерным изысканиям по обеспечению безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий".
    
    Особая роль в повышении качества и достоверности результатов инженерных изысканий, а следовательно безопасности возводимых объектов и территорий, отводится Государственному фонду материалов инженерных изысканий, формирование и ведение которого должно обеспечиваться на уровне федеральной целевой программы.
    
    Расчеты показывают, что затраты на изученность природных и техногенных условий территории с ведением общих и локальных мониторингов опасных процессов быстро возвратятся в соответствующие бюджеты через стоимость земельных участков, обеспеченных материалами инженерных изысканий.
    
    Положение о Фонде значительно продвигает вопрос об интеллектуальной собственности в инженерных изысканиях, который также требует соответствующего правового обоснования.
    
    Впереди разработка нормативных документов о саморегулируемой организации, сертификации и страховании, призванных заменить лицензирование деятельности по инженерным изысканиям.

    

Текст документа сверен по:
/Материалы Всероссийского конгресса
"Роль инженерных изысканий в обеспечении
безопасности зданий, сооружений и территорий."
- М.: ТИССО-Полиграф, 2006.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование