- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Новая бухгалтерия, N 11, 2006 год
Департамент методологии, стандартизации и
управления качеством аудиторско-консалтинговой
фирмы "ЦБА"
Структура МСФО. Стандарты. Интерпретации
В концепцию МСФО заложен ряд принципов, которые базируются на определенных допущениях. В свою очередь каждый из стандартов имеет установленную структуру. О том, что представляют собой эти элементы, а также какие стандарты действуют в настоящее время, читайте в этой статье.
Как уже упоминалось в первой статье настоящего цикла*, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой систему документов, состоящую из предисловия к положениям по МСФО, разъяснений принципов подготовки и представления финансовой отчетности (концепции МСФО), стандартов и интерпретаций к ним. Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.
_______________
* См.: Новая бухгалтерия. 2006. N 9, 10.
В предисловии (Preface to International Financial Reporting Standards) определяется порядок разработки и применения стандартов, а также устанавливаются цели и порядок деятельности Совета по МСФО. В контексте предисловия должны рассматриваться положения каждого отдельного стандарта.
Концепция МСФО (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) представляет собой совокупность принципов, положенных в основу всех стандартов и интерпретаций. Совет по МСФО руководствуется ими при разработке новых стандартов, а специалистам, составляющим отчетность и подтверждающим ее достоверность, принципы помогают правильно интерпретировать стандарты и разрешать вопросы, прямо не раскрытые в МСФО.
В концепции МСФО определяются цели составления финансовой отчетности, ее основные элементы (активы, пассивы, доходы, расходы, капитал и др.), устанавливаются качественные характеристики, определяющие полезность финансовой отчетности, а также приводятся определения основных терминов.
Стандарты (International Finantional Reporting Standards, International Accounting Standards) устанавливают правила, определяющие порядок раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности. Напомним, что стандарты, принятые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности до 2001 года, носят название International Accounting Standards (сокращенно - IAS), а стандарты, принятые начиная с 2001 года правопреемником Комитета - Советом по международным стандартам финансовой отчетности, именуются International Financial Reporting Standards (IFRS).
В настоящее время действуют 31 стандарт IAS и 6 стандартов IFRS (см. табл.1).
Интерпретации (Interpretations of IFRS, IAS) представляют собой важную часть системы МСФО, поскольку они, во-первых, разъясняют и уточняют отдельные положения стандартов с учетом практики их применения, а во-вторых, регулируют порядок применения соответствующих стандартов по вопросам, недостаточно раскрытым либо вообще не упомянутым в самом стандарте.
Аббревиатура, используемая для обозначения интерпретаций, различна в зависимости от периода публикации каждого документа.
Интерпретации, опубликованные до 2001 года, сокращенно именуются SIC - по названию Постоянного комитета по интерпретациям (Standards Interpretations Committee).
В 2001 году произошла реорганизация Комитета и в англоязычном варианте он стал называться International Financial Reporting Interpretations Comittee - IFRIC.
Русскоязычная аббревиатура интерпретаций - ПКИ - не изменялась, поэтому в специализированной литературе при описании интерпретаций для удобства пользователей принято указывать и соответствующую англоязычную аббревиатуру: ПКИ (SIC) или ПКИ (IFRIC) (см. табл.2).
Концепция МСФО. Принципы
Согласно концепции МСФО целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах деятельности компании (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) и изменениях в финансовой позиции (отчет об изменениях капитала), полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.
Концепция МСФО определяет, что для достижения вышеуказанной цели финансовой отчетности должны быть присущи определенные качественные характеристики, а сформирована она должна быть с учетом основополагающих допущений и ограничений.
Существуют четыре основные причины, определяющие необходимость существования принципов подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО:
1. Принципы помогают соблюдать последовательность при разработке стандартов. Без наличия принципов, определяющих, например, приоритет содержания над юридической формой, каждую конкретную хозяйственную ситуацию следовало бы рассматривать в стандартах в отдельности, что увеличило бы вероятность применения непоследовательных подходов.
2. При разработке новых стандартов принципы помогают ускорить ход обсуждения и сосредоточиться на решении конкретных вопросов. Нет необходимости возвращаться постоянно к рассмотрению концептуальных вопросов, поскольку основные вопросы подготовки финансовой отчетности уже определены принципами.
3. При составлении финансовой отчетности принципы помогают найти подходы к решению тех вопросов, которые не раскрыты в отдельных стандартах и интерпретациях.
4. Если МСФО и национальные стандарты учета и отчетности отдельных государств базируются на одинаковых принципах, это существенно ускоряет и упрощает процесс внедрения международных стандартов.
Качественные характеристики финансовой отчетности
Принципы, заложенные в концепцию МСФО, базируются на следующих основополагающих допущениях:
допущение непрерывности деятельности. Согласно этому допущению при подготовке финансовой отчетности необходимо исходить из того, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у нее нет ни намерения, ни необходимости ликвидироваться либо существенно сокращать масштабы своей деятельности;
допущение последовательности. На основании этого допущения компания в течение всей своей деятельности применяет одну и ту же учетную политику, за исключением случаев, когда внесение изменений обусловлено внесением поправок в законодательство либо обоснованным изменением методологии учета, что должно быть в обязательном порядке раскрыто в пояснениях к финансовой отчетности;
допущение метода начисления. Согласно этому методу все хозяйственные операции и иные события признаются в учете в момент совершения операции и включаются в финансовую отчетность того периода, к которому относятся, независимо от порядка получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов, а также без условия об обязательном наличии документов, подтверждающих факт совершения соответствующей хозяйственной операции либо наступления иного события, подлежащих отражению в финансовой отчетности.
Помимо вышеуказанных основополагающих допущений Международные стандарты финансовой отчетности предполагают наличие нескольких прочих допущений:
допущение единой экономической (хозяйствующей) единицы. Предполагает для целей составления финансовой отчетности наличие самостоятельного предприятия (группы предприятий), которое отделено (которая отделена) от своих владельцев и других экономических субъектов, что позволяет пользователям отчетности быть уверенными в том, что в ней раскрыты финансовые показатели соответствующей экономической единицы, обособленные от финансовых показателей других экономических единиц.
Определение экономической (хозяйствующей) единицы производится в зависимости от вида финансовой отчетности: в целях формирования индивидуальной отчетности экономической единицей признается отдельная компания (фирма, предприятие), консолидированной отчетности - группа предприятий, отчетность которых подлежит консолидации;
допущение использования денежного измерителя. Обуславливает приоритет финансовой информации над любой другой. Иными словами, отражению в финансовой отчетности подлежат только операции, события и их результаты, имеющие стоимостную (денежную) оценку;
допущение периодичности. Предполагает формирование данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности компании и изменениях в финансовой позиции соответствующей экономической единицы по истечении определенных периодов времени - месяца, квартала, года.
Одно из основных мест в совокупности принципов МСФО занимают качественные характеристики финансовой отчетности, т. е. те основополагающие требования, которым должны отвечать все элементы финансовой отчетности для обеспечения ее соответствия общей цели, изложенной в концепции МСФО.
К таким качественным характеристикам относятся:
1. Понятность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям, обладающим достаточными экономическими знаниями в области учета и отчетности.
Однако данное требование к финансовой отчетности не применяется в исключительных случаях, т.е. в ситуациях, когда определенная информация может быть признана существенной для пользователя, она подлежит включению в финансовую отчетность, даже если ее понимание может вызвать определенные затруднения у других пользователей.
2. Уместность. Информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев - существенности и своевременности.
Существенной признается информация, представляемая в финансовой отчетности, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Для определения существенности МСФО не устанавливают какой-либо стоимостной либо иной оценочный критерий. Для этого требуется реализация профессионального суждения, основанного на оценке потребностей осведомленных пользователей, разумно пользующихся финансовой отчетностью.
Своевременность информации означает, что вся информация, способная оказать влияние на понимание финансовой отчетности пользователями, должна быть без задержки включена в отчетность, которая, в свою очередь, должна быть в обусловленный срок представлена пользователям.
3. Достоверность (надежность). Информация признается достоверной, если она правдиво отражает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок.
Достоверность информации обеспечивается совокупностью следующих признаков:
- правдивое представление;
- преобладание сущности над юридической формой;
- нейтральность, т. е. отсутствие направленности на определенный результат;
- осмотрительность, т. е. готовность к признанию потенциальных убытков в большей степени, чем к признанию потенциальных прибылей;
- полнота, т. е. отражение всех имеющихся данных о деятельности компании с учетом их соответствия принципу существенности.
4. Сопоставимость. Рассматриваемая характеристика действует в двух плоскостях.
Во-первых, информация в финансовой отчетности должна быть раскрыта в динамике, т. е. за отчетный период и как минимум за один период, предшествующий отчетному, что позволит сравнивать соответствующие показатели отчетности между собой, выявляя определенные тенденции.
Во-вторых, раскрываемая информация должна обеспечивать возможность сравнения аналогичных показателей в финансовых отчетах различных компаний.
Принципы МСФО определяют, что качественные характеристики финансовой отчетности имеют определенные ограничения в применении, которые должны учитываться в полной мере при ее составлении.
Во-первых, ограничение во взаимодействии таких характеристик, как уместность и достоверность (надежность), проистекает из того, что чрезмерная задержка в представлении отчетности в большинстве случаев приводит к повышению ее надежности, но одновременно влечет потерю уместности.
Во-вторых, баланс между выгодой и затратами предполагает, что выгоды, извлекаемые из информации, не должны превышать затраты на ее получение. Обратная ситуация в подавляющем большинстве случаев ведет к потере уместности информации.
В-третьих, для установления компромисса между качественными характеристиками отчетности в значительной части случаев необходимо профессиональное суждение о том, каким образом выполнить задачу формирования финансовой отчетности при сохранении всех качественных характеристик и соблюдении баланса между ними.
Основные элементы отчетности. Термины
Согласно принципам МСФО структура финансовой отчетности представлена следующими основными элементами:
| |||
|
| ||
Отчет об изменениях капитала |
Бухгалтерский баланс: активы, обязательства, капитал |
Отчет о прибылях и убытках: доходы, расходы |
Отчет о движении денежных средств |
Приведем определения основных терминов.
Активы - ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономических выгод в будущем.
Обязательства - существующая обязанность компании, возникшая в результате событий прошлых периодов, погашение которых, как ожидается, приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
Капитал - доля в активах после вычета из суммы активов компании всех ее обязательств.
Доходами признается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Доходы включают как выручку, так и прочие доходы. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и может называться по-разному: продажи, вознаграждения, проценты, роялти, дивиденды, арендная плата.
Расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала. Расходы включают убытки, а также расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании, такие, как себестоимость продаж, заработная плата и амортизация.
Стандарты и интерпретации
Каждый из стандартов имеет определенную структуру, включающую в большинстве случаев следующие элементы:
введение, в котором определяются области учета, на которые распространяется действие конкретного стандарта, его цели и задачи;
раскрытие основных понятий и их трактовку;
отдельные положения, раскрывающие индивидуальные особенности стандарта, т. е. описание методологических проблем и путей их решения;
требования к раскрытию информации, устанавливающие объем информации, который должен быть раскрыт непосредственно в финансовой отчетности и в примечаниях к ней;
дату вступления в силу, т. е. указание на период, с которого начинает действовать стандарт либо его отдельные положения.
Ниже приведены перечень действующих стандартов и их существующие российские аналоги (табл. 1), а также перечень действующих интерпретаций (табл.2).
Действующие МСФО и их аналоги в России
Таблица 1
N |
МСФО (IAS, IFRS) |
Российский аналог |
1 |
2 |
3 |
1 |
МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой |
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность |
2 |
МСФО (IAS) 2 "Запасы" (Inventories) |
ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" |
3 |
МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных |
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" |
4 |
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения |
ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" |
5 |
МСФО (IAS) 10 "События после отчетной даты" |
ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" |
6 |
МСФО (IAS) 11 "Договоры на строительство" |
ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" |
7 |
МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" |
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" |
8 |
МСФО (IAS) 14 "Сегментная отчетность" |
ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" |
9 |
МСФО (IAS) 16 "Основные средства" |
ПБУ 6/01 "Основные средства" |
10 |
МСФО (IAS) 17 "Аренда" (Leases) |
- |
11 |
МСФО (IAS) 18 "Выручка" (Revenue) |
ПБУ 9/99 "Доходы организации" |
12 |
МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" |
- |
13 |
МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и |
ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" |
1 |
2 |
3 |
14 |
МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений валютных |
ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" |
15 |
МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам" |
ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" |
16 |
МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации |
ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" |
17 |
МСФО (IAS) 26 "Учет и отчетность |
- |
18 |
МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдель-ная |
- |
19 |
МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоцииро-ванные |
- |
20 |
МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность |
- |
21 |
МСФО (IAS) 30 "Раскрытие информации |
Документы, разрабатываемые и издаваемые Центральным банком Российской Федерации |
22 |
МСФО (IAS) 31 "Участие в совместной |
ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" |
23 |
МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты - |
ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" |
24 |
МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию" |
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены Приказом Минфина России от 21.03.2000 N 29н) |
25 |
МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая |
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" |
26 |
МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" |
- |
27 |
МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, |
ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" |
28 |
МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" |
ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" |
29 |
МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты - |
ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" |
1 |
2 |
3 |
30 |
МСФО (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость" |
- |
31 |
МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство" (Agriculture) |
- |
32 |
МСФО (IFRS) 1 "Принятие Международных |
- |
33 |
МСФО (IFRS) 2 "Выплаты на основе долевых |
- |
34 |
МСФО (IFRS) 3 "Объединение предприятий" |
Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н); ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" |
35 |
МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" |
- |
36 |
МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, |
ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" |
37 |
МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка минеральных |
- |
Таблица 2
N |
Интерпретация |
Стандарт, к которому относится интерпретация |
1 |
2 |
3 |
1 |
ПКИ (SIC) 7 "Введение евро" |
МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений |
2 |
ПКИ (SIC) 10 "Государственная помощь - отсутствие |
МСФО (IAS) 20 "Учет государственных |
3 |
ПКИ (SIC) 12 "Консолидация - организации |
МСФО (IAS) 27 "Консолидированная |
4 |
ПКИ (SIC) 13 "Совместно контролируемые |
МСФО (IAS) 31 "Участие в совместной |
1 |
2 |
3 |
5 |
ПКИ (SIC) 15 "Операционная аренда - стимулы" |
МСФО (IAS) 17 "Аренда" (Leases) |
6 |
ПКИ (SIC) 21 "Налоги на прибыль - возмещение |
МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (Income |
7 |
ПКИ (SIC) 25 "Налоги на прибыль - изменения в |
МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (Income |
8 |
ПКИ (SIC) 27 "Оценка существа операций, |
МСФО (IAS) 1 "Представление финан-совой |
9 |
ПКИ (SIC) 29 "Раскрытие информации -договоры |
МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой |
10 |
ПКИ (SIC) 31 "Выручка - бартерные операции, |
МСФО (IAS) 18 "Выручка" (Revenue) |
11 |
ПКИ (SIC) 32 "Нематериальные активы - затраты на |
МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" |
12 |
ПКИ (IFRIC) 1"Изменения в обязательствах |
МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой |
13 |
ПКИ (IFRIC) 2 "Доли участия в кооперативах |
МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструмен-ты - |
1 |
2 |
3 |
14 |
ПКИ (IFRIC) 4 "Определение наличия в сделке |
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения |
15 |
ПКИ (IFRIC) 5 "Права на доли, возникающие |
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения |
16 |
ПКИ (IFRIC) 6 "Обязательства, возникающие |
МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения |