- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2004 года Дело N А56-47869/03
[Суд удовлетворил заявление школы о признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей, так как доказательств, подтверждающих получение школой гуманитарной помощи и ее нецелевое использование, таможенный орган не представил]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А., при участии: от Санкт-Петербургской таможни Коцелаповой И.Я. (доверенность от 17.03.2004 N 06-23/3340), от средней школы N 162 директора Потапович А.А. (приказ от 16.04.86 N 27), рассмотрев 21.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2004 по делу N А56-47869/03 (судья Третьякова Н.О.), установил:
Государственное образовательное учреждение средняя школа N 162 (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требования об уплате таможенных платежей от 03.10.2003 N 0111/03/069 и решения о взыскании таможенных платежей от 04.11.2003 N 0111 Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня).
Решением суда от 24.02.2004 заявленные учреждением требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 24.02.2004 в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, учреждение не представило документов, подтверждающих распределение гуманитарного груза в соответствии с условиями, на основании которых была предоставлена таможенная льгота, а следовательно, оспариваемые требование и решение являются законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в адрес учреждения поступил товар (гуманитарная помощь в виде бывших в употреблении одежды и обуви), оформленный по грузовой таможенной декларации N 10210120/140202/0001266 в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, таможней установлено, что гуманитарная помощь не поставлена на бухгалтерский учет районного отдела образования. Результаты проверки отражены в акте от 27.06.2003 N 10200000/27062003/00081.
По итогам проверки таможня направила учреждению требование от 03.10.2003 N 0111/03/069 об уплате 437531 руб. 39 коп. таможенных платежей и 176048 руб. 05 коп. пеней.
Учреждение не исполнило требование в добровольном порядке, в связи с чем таможня приняла решение от 04.11.2003 N 0111 о взыскании задолженности за счет денежных средств заявителя на счетах в банке.
В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 (далее - ТК РФ) условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 18 ТК РФ под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.
Как указано в пункте 10 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - Порядок), таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), осуществляется в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление.
В соответствии с пунктом 15 Порядка получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что обязанность уплатить таможенные платежи может быть возложена на учреждение только в том случае, если гуманитарная помощь им получена и использована на цели, отличные от указанных в статье 1 Закона.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган, который принял этот акт.
Доказательств, подтверждающих получение учреждением гуманитарной помощи и ее нецелевое использование, таможенный орган не представил.
Как следует из материалов дела, подпись на доверенности от 16.01.2001 N 8, гарантийном обязательстве и предварительном плане распределения гуманитарного груза учинена не директором учреждения, что подтверждается заключениями эксперта от 10.09.2003 N 3633 и N 3627 и от 06.09.2003 N 3629.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2004 по делу N А56-47869/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.В.Хохлов
Судьи:
О.В.Ветошкина
О.А.Корпусова
Текст документа сверен по:
рассылка