почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
3
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 1999 года N 01-28-08/1133


О работе отделов таможенной инспекции
с таможенными брокерами


    Во исполнение указания ГТК России от 18.11.98 N 01-15/24086 направляю в Ваш адрес для использования отделами таможенной инспекции в практической работе "Временные методические рекомендации по оценке надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера".

    Настоящие рекомендации могут рассматриваться в качестве базовых при проведении анализа и оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности объектов околотаможенной сферы, лицензируемых таможенными органами и участников внешнеэкономической деятельности.


ВРИО начальника управления
генерал-майор таможенной службы
И.Г.Тараторин


ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оценке надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций,
претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению
деятельности  в качестве таможенного брокера


1. Общие положения

    Настоящие временные методические указания разработаны для отделов таможенной инспекции таможен Северо-Западного региона и СЗТУ России в целях оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера.

    Методические указания разработаны в целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" (далее - Положение) и Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" (далее - Приказ).

    Основной задачей оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера является анализ предоставленных документов заявителя для оценки вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства Российской Федерации.

    При определении способности заявителя осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушений законодательства РФ принимают во внимание следующие факторы: реальность окупаемости финансовых вложений брокера легальными методами в соответствии с представленным бизнес-планом; обеспечения его собственными средствами; реальность оценки основных средств и нематериальных активов и т.п.

    В процессе оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводится:

    - предварительное тестирование организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера;

    - анализ бизнес-плана и заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя;

    - анализ финансового состояния организации, претендующей на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера;

    - проверка обеспечения обязательств заявителя перед таможенными органами;

    - проверка договора страхования заявителя.

    Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводится сотрудниками отдела таможенной инспекции, владеющими знаниями и опытом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  В процессе оценки допускается их взаимодействие с заявителем, банковскими и другими работниками для получения дополнительной информации и необходимых пояснений.

    Результирующие показатели вносятся в форму 2Ф (Приложение N 1).


2. Предварительное тестирование
организаций, претендующих на право получения (продления)
лицензии по осуществлению деятельности
в качестве таможенного брокера

    Осуществляется проверка наличия документов, приложенных к заявлению организации, претендующей на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера в соответствии с требованиями п.2.2 Приказа, в том числе:

    - Устав и Учредительный договор;

    - Свидетельство о государственной регистрации;

    - Заявление на получение лицензии (или Лицензия) на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

    - Бизнес-план (п.2.2н Приказа);

    - Аудиторское заключение, если оно имеется (п.2.2о Приказа);

    - Баланс за последний год деятельности или за период работы в качестве таможенного брокера;

    - Бухгалтерская отчетность (п.2.д Приказа);

    - Страховой полис;

    - Типовые договоры с клиентами (если таковые имеются);

    - Реестр клиентов (если таковые имеются);

    - Договоры с арендодателями;

    - Договоры с государственными организациями, осуществляющими контроль за ввозом/вывозом товаров, в том числе и договоры с таможенными органами на консультирование;

    - Журнал учета расхода бланков деклараций.


Вопросы предварительного тестирования

    1. Какова организационно-правовая форма собственности предприятия?

    ..... предприятие не может быть таможенным брокером (п.1 Положения, п.1.3 Приказа).

    2. Каковы балансовый и фактический размеры оплаченного уставного капитала, паевых взносов, форма вкладов учредителей, документы, подтверждающие полную оплату уставного капитала? (п.п.2.1ж, 2.2в Приказа).

    Проверяются счета: 75 "Расчеты с учредителями" и 85 "Уставный капитал".

    3. Заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела, а также обеспечения выполнения своих обязательств перед таможенным органом? (п.4 Положения, п.2.2з Приказа).

    Проверяется, заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела.

    4. Каковы ..... обеспечения таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами? (раздел 5 Приказа).

    Осуществляется проверка возможности обеспечения уплаты таможенных платежей и возможных процентов за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей, штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также пеней за просрочку уплаты таможенных платежей.

    5. Имеются ли основные фонды (средства), находящиеся в собственности или хозяйственном ведении заявителя? (п.2.1ж Приказа).

    Проверяются карточки аналитического учета основных средств ф.ОС-7, оборотно-сальдовая ведомость по учету основных средств, акты приема-передачи и выбытия основных средств, договоры купли-продажи, аренды, инвентаризационные описи.

    6. Имеются ли в наличии технические средства, необходимые для целей выполнения заявителем (таможенным брокером) обязанностей, установленных разделом 9 Приказа.

    7. Имеются ли в наличии автоматизированные средства обработки информации, множительная техника и средства связи в количестве, достаточном для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей? (раздел 6 Приказа).

    8. Имеют ли в наличии технические средства, необходимые для использования и хранения (сейфы, металлические ящики) информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну (п.7н Положения).

    Проверка наличия договора на установку охранной сигнализации.

    9. Имеются ли заключенные (действующие) договоры аренды для целей выполнения заявителем (таможенным брокером) обязанностей, установленных разделом 9 Приказа.

    10. Имеются ли заключенные (действующие) договоры с органами государственной власти в отношении декларируемых товаров для целей обеспечения ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического контроля, соответствия товаров и транспортных средств ГОСТ и СаН ПиН, экологического, радиационного, других видов государственного контроля (п.9.3п Приказа).

    11. Обеспечивается ли учет операций таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств. Проверяется наличие и ведение:

    - книги реестра заключенных с представляемыми лицами договоров (Приложение 7 Приказа);

    - книги учета операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и оформленными таможенным брокером (Приложение 6 Приказа);

    - журнал учета бланков таможенных деклараций.

    Данные документы должны быть прошиты и скреплены печатью и подписью директора фирмы, а листы пронумерованы. Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров подписываются начальником (заместителем) таможенного органа и заверяются печатью таможенного органа.

    Контроль расхода бланков ГТД осуществляется по сопоставлению данных из забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности", книги реестра договоров с представляемыми лицами, книги учета операций и журнала учета бланков грузовых таможенных деклараций.


3. Анализ бизнес-плана заявителя

    Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой деятельности заявителя. Он имеет характер перспективного плана - на время действия лицензии (но не менее чем на 3 года).

    Анализ бизнес-плана заявителя необходим прежде всего для целей оценки вероятности риска по покрытию возможных финансовых потерь бюджета не только за счет предоставленного заявителем обеспечения, но и с учетом его перспектив развития.

    Состав и структура бизнес-плана зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта предлагаемых услуг, наличия конкурентов и перспектив роста предприятия. Чем крупнее рынок сбыта предоставляемых услуг, тем большее количество его сегментов должно быть учтено, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

    Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.

    Как правило, бизнес-план содержит следующие разделы:

    1. Первый раздел представляет собой краткое изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных инвесторов (сущность данного бизнеса; рынок, на который ориентируется предприятие; потенциальные возможности развития; прогноз доходов; необходимый размер капитальных вложений; перспективы для инвестора).

    2. Второй раздел плана содержит предысторию развития данного вида деятельности (анализ рынка данного вида услуг с кратким описанием сделок, выполненных за последние годы; средства воздействия на потенциальных потребителей; договоры с потенциальными потребителями).

    3. Третий раздел содержит достаточно подробное описание достижений прошлых лет в хронологической последовательности, имеющиеся слабые места и меры по их ликвидации.

    4. Четвертый раздел характеризует услуги предприятия в качестве таможенного брокера (детальное описание данного вида услуг, конкурентоспособность фирмы; направления развития предлагаемого вида услуг).

    5. Пятый раздел посвящается маркетингу (определяется размер рынка и перспективы его развития; сегментация рынка; характеристика покупателей; характеристика конкурентов; ценообразование и стимулирование сбыта).

    6. Шестой раздел содержит сведения о местонахождении предприятия, структуре органов управления, сведения о руководителях и сотрудниках (имеющих квалификационные аттестаты специалиста по таможенному оформлению) фирмы.

    7. Седьмой раздел посвящен финансовому планированию (план доходов и расходов; финансовый план; виды финансирования, сверка по источникам и использованию средств, оценка рисков, привлечение аттестованных уполномоченных аудиторов, планируемые формы отчетности).

    8. Восьмой раздел предназначен для описания перспектив предприятия (краткосрочные и долгосрочные цели; потребность в средствах и цели их использования).

    В Приложениях к бизнес-плану могут быть приложены специфические даны, например, такие как важнейшие контракты (аренды, соглашения о партнерстве/совладении, договоры с клиентами, страховые соглашения и др.), данные об управляющих, материалы о рынке и т.д.

    При анализе бизнес-плана заявителя необходимо прежде всего обратить внимание на наличие следующих его составляющих:

    - цели и задачи, которые ставятся перед фирмой на ближайшую и дальнюю перспективу;

    - описание материально-технической (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.), кадровой и информационной составляющих, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции;

    - выгодность предлагаемого бизнеса и возможность привлечения контрагентов, потенциальных финансовых партнеров и клиентов;

    - финансовый план и финансовая стратегия, свидетельствующие о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства;

    - расчеты предполагаемой суммы обеспечения таможенным брокером обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей;

    - наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности;

    - источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам;

    - анализ риска и др.

    Анализ риска необходим для оценки опасности того, что цели, поставленные в бизнес-плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.

    Таким образом, бизнес-план - это определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя.

    Бизнес-план должен помочь проверяющему ответить на вопросы об уровне финансовой устойчивости заявителя, ликвидности организаций и определения уровня риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета в результате деятельности заявителя в качестве таможенного брокера.


4. Анализ заключения
аудиторской проверки финансово-хозяйственной
деятельности заявителя

    В соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" документы, подтверждающие нахождение в собственности или хозяйственном ведении основных фондов (средств), баланс, выписка из баланса, формы NN 3, 5 бухгалтерской отчетности; данные о наличии ценностей на забалансовых счетах заявителя, договор купли-продажи (п.2.2г); бухгалтерская отчетность, составленная на день представления заявления о выдаче лицензии или на первое число месяца, в котором это заявление представляется (п.2.2д), должны быть заверены уполномоченным аудитором.

    Кроме того, к заявлению организаций, претендующих на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, прилагают в числе прочих документов и заключения уполномоченных аудиторов о финансовом состоянии заявителя и соблюдении им требований законодательства Российской Федерации (п.2.2о).

    Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится аудиторской фирмой, специализирующейся в области таможенного аудита и уполномоченной СЗТУ России.

    В целях необходимости повышения ответственности предприятий и организаций, повышения объективности в принятии решений и сокращения периода рассмотрения таможенными органами заявлений заинтересованных организаций на получение (продление) лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, руководствуясь письмом ГТК России от 08.05.97 N 01-33/8591 "О проведении аудиторских проверок организаций, заинтересованных в получении лицензий на учреждение таможенных складов, а также на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера", ОТИ СЗТУ России считает целесообразным осуществлять выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера при наличии положительного заключения уполномоченной аудиторской фирмы.

    Методика оценки финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в качестве таможенного брокера, приведена в приложении к письму ГТК России от 08.05.97 N 01-33/8591.

    В случае отказа уполномоченной аудиторской фирмы от выдачи положительного заключения и несогласия с этим решением руководства организации либо при отказе организации в проведении аудиторской проверки решение о возможности выдачи лицензии принимается руководителем таможенного органа, уполномоченного выдавать лицензии. При этом к решению в обязательном порядке следует прилагать объяснение организации о причинах отказа в проведении аудиторской проверки или аудиторской фирмы о причинах отказа в выдаче положительного заключения.

    При анализе заключения уполномоченной аудиторской фирмы о финансовом состоянии и соблюдении требований, предъявляемых для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, необходимо обратить внимание на наличие в нем следующих вопросов и показателей:

    1. Анализа финансового состояния по данным баланса.

    2. Расчета и оценки по данным отчетности финансовых коэффициентов ликвидности организации.

    3. Критериев оценки несостоятельности (неплатежеспособности) организации. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления.

    4. Анализа и оценки структуры баланса организации (коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности).

    5. Определение характера финансовой устойчивости организации. Расчет и оценка по данным отчетности финансовых коэффициентов рыночной устойчивости.

    6. Относительных коэффициентов - показателей рыночной устойчивости:

    - коэффициент соотношения заемных и собственных средств (указывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств);

    - коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников);

    - коэффициент финансовой независимости (показывает удельный вес собственных средств в общей сумме .....);

    - коэффициент финансирования (показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая - за счет заемных);

    - коэффициент финансовой устойчивости (показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников).

    7. Анализа движения собственного капитала по данным отчетности (в справке отчета отражается показатель "Чистые активы", который используют для анализа финансового положения организации).

    8. Анализа движения денежных средств по данным отчетности. Дает возможность оценить:

    - в каком объеме и из каких источников были получены поступившие денежные средства, каковы направления их использования;

    - достаточно ли собственных средств организации для инвестиционной деятельности;

    - в состоянии ли организация расплатиться по своим текущим обязательствам;

    - достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности;

    - чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств).

    9. Анализ движения заемных средств.

    10. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

    Примерная форма заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии организации и соблюдения ею требований, предъявляемых для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, приведена в Приложении N 1.

    В случае наличия заключения уполномоченного аудитора о проверке заявителя на предмет возможности осуществления деятельности в качестве таможенного брокера проверка значительно упрощается. Основной задачей проверяющего остается только экспресс-проверка отдельных показателей, заполнение формы и отнесение заявителя к одной из групп финансовой устойчивости.

    Если заключение уполномоченного аудитора о проверке заявителя отсутствует, то предлагается следующая схема проверки заявителя на предмет возможности осуществления им деятельности в качестве таможенного брокера.


5. Анализ финансового состояния
организаций, претендующих на право получения лицензии
по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера,
а также организаций, осуществляющих деятельность
в качестве таможенного брокера

    Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности организации, претендующей на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, а также организации, осуществляющей деятельность в качестве таможенного брокера, проводится сотрудниками отдела таможенной инспекции и предполагает анализ документов заявителя для выяснения:

    - формального выполнения финансовых требований к заявителю (полнота оплаты уставного капитала и наличие обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами);

    - уровня финансовой устойчивости и вероятности потенциального банкротства организации-заявителя;

    - обоснованности получения обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами;

    - ликвидности организации и определения уровня риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета в результате деятельности заявителя в качестве таможенного брокера;

    - предполагаемых финансовых результатов для удостоверения способности заявителя осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства;

    - индивидуального финансового рейтинга (ИФР) заявителя для определения возможности предоставления заявителю преференций в производстве таможенного оформления.

    Под преференциями в процессе таможенного оформления в данных методических указаниях понимается:

    а) упрощенное прохождение документальных этапов в ходе таможенного контроля (в том числе с использованием электронных форм и копий документов, необходимых для таможенных целей);

    б) возможность принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа.

    Из анализа представленных документов делается заключение о предшествующей и планируемой деятельности заявителя на рынке таможенных услуг, а также во внешнеэкономической, транспортной и других сферах деятельности.

    Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций осуществляется путем анализа финансовых коэффициентов, представляющих собой относительные показатели финансового состояния.

    Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами.

    В качестве базисных показателей используются:

    - усредненные по временному ряду значения показателей данной организации;

    - усредненные показатели, рассчитанные по данным отчетности всех действующих в регионе таможенных брокеров;

    - значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее результативного таможенного брокера.

    В качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных оценок величины, характеризующие оптимальные или критические с точки зрения устойчивости финансового состояния значения относительных показателей.

    Такие величины должны выполнять функции нормативных для финансовых коэффициентов.

    Учитывая, что рынок таможенных услуг околотаможенной сферы только формируется, значения финансовых коэффициентов отдельных организаций могут не совпадать с критическими значениями, приведенными в данных методических указаниях.

    Результатом анализа финансового состояния организации должен стать вывод о степени устойчивости заявителя.

    Существует четыре типа финансовой устойчивости:

    1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости.

    2. Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность, т.е. когда рассчитанные показатели в целом соответствуют нормативным ("первая зона");

    3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов ("вторая зона"). В случае отнесения заявителя ко "второй зоне", т.е. значительных расхождений рассчитанных показателей с приведенными, необходимо провести дополнительный анализ абсолютных показателей финансовых результатов заявителя, произвести оценку удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и т.д.

    4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства ("третья зона"). В данном случае структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, когда выполняется одно из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2 или если коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование