- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 августа 2001 года N 859
Об утверждении Инструкции о порядке заверения копий
документов, являющихся письменными и вещественными
доказательствами по делам о нарушении таможенных правил
____________________________________________________________________
Настоящий документ с 1 июля 2002 года применяется в части, не противоречащей Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях - приказ ГТК России от 17 июля 2002 года N 757.
____________________________________________________________________
В целях установления единого порядка заверения копий документов, являющихся письменными и вещественными доказательствами при производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке заверения копий документов, являющихся письменными и вещественными доказательствами по делам о нарушении таможенных правил (далее - Инструкция).
2. Начальникам таможенных органов обеспечить безусловное выполнение требований настоящей Инструкции.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Б.М.Гутину.
Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.В.Ванин
Приложение
к приказу ГТК России
от 24 августа 2001 года N 859
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке заверения копий документов,
являющихся письменными и вещественными
доказательствами по делам о нарушении
таможенных правил
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция о порядке заверения и приобщения копий документов, являющихся письменными и вещественными доказательствами по делам о нарушении таможенных правил, устанавливает единые правила их заверения.
1.2. Настоящий порядок установлен в целях соблюдения требований о допустимости доказательств и применяется в случаях выделения оригиналов документов из дела о нарушении таможенных правил в материалы уголовного дела, при выделении дела о нарушении таможенных правил, а также когда не представляется возможным приобщить к материалам дела о нарушении таможенных правил подлинник документа.
1.3. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации при производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил должны избирательно подходить к приобщению документов, имеющих доказательственное значение, принимать все возможные меры для приобщения к материалам дел о нарушении таможенных правил оригиналов документов, не приобщать к делу без необходимости копии уже имеющихся оригиналов (копий) документов, а также исключать приобщение копий документов, не имеющих отношения к обстоятельствам дела.
Раздел 2. Порядок заверения копий
документов, приобщаемых к делам о
нарушении таможенных правил
2.1. В зависимости от вида документа, являющегося доказательством по делу о нарушении таможенных правил, и его местонахождения копии этих документов полномочны заверять должностные лица того подразделения таможенного органа Российской Федерации, в котором такие документы составлены, находятся или хранятся в соответствии с установленным порядком.
2.2. Копия документа заверяется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации в соответствии с требованиями п.3.4.20 приказа ГТК России от 09.03.99 N 150, при этом в заверяемой копии документа обязательно указываются сведения, с какого документа (оригинала или копии) она воспроизведена и о местонахождении этого документа.
Например: "копия воспроизведена с заверенной копии документа, находящегося в материалах дела о НТП N 12500-135/2001, том N 1, л.д. N 159"; "копия воспроизведена с оригинала документа, находящегося в архиве таможенного поста Центральный Белгородской таможни, том N 11, л.д. N 384" и т.п.
2.3. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, заверяющее копию документа, должно визуально убедиться в полном соответствии воспроизведенной на копии документа информации сведениям, данным и внешним признакам, содержащимся в документе, с которого воспроизведена копия, и несет ответственность за соответствие указанной информации.
2.4. В соответствии со статьями 327 и 336 Таможенного кодекса Российской Федерации документы и выписки из документа, истребуемые должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, должны представляться (предъявляться) в подлиннике.
2.5. С согласия должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, может представляться копия или выписка из документа:
- заверенная нотариально либо лицами, указанными в ч.3, 4, 5 ст.185 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- выданного на территории другого государства, удостоверенная консульским учреждением либо проставлением апостиля (приложение к Инструкции);
- заверенная юридическим лицом, лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, физическим или должностным лицом, автором которого оно является;
- заверенная государственными органами и органами местного самоуправления, которыми был составлен или выдан подлинник, а также в пределах их компетенции копия или выписка из документа других лиц и органов, официально полученного в соответствии с установленным порядком и находящегося либо хранящегося в указанных органах.
2.6. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, может заверить копию представленного лицом, привлекаемым к ответственности, его представителем или адвокатом либо свидетелем подлинника документа. В этом случае должностное лицо таможенного органа Российской Федерации должно выполнить требования, установленные в пунктах 2.2 и 2.3 настоящей Инструкции.
2.7. В случае приобщения к материалам дел о нарушении таможенных правил копий документов, находящихся или хранящихся в соответствии с установленным порядком в других таможенных органах Российской Федерации и истребуемых в соответствии со статьями 332 и 336 Таможенного кодекса Российской Федерации, копии таких документов заверяются в соответствии с порядком, установленным пунктами 2.2 и 2.3 настоящей Инструкции, должностным лицом подразделения таможенного органа Российской Федерации, в котором такие документы находятся или хранятся, либо должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, выполняющим поручение о производстве отдельных процессуальных действий.
2.8. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, проводящее проверку сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил, при получении копий документов от юридических лиц, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, физических и должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления или из подразделений таможенного органа Российской Федерации должно руководствоваться положениями настоящей Инструкции.
Раздел 3. Контроль
Контроль за порядком заверения копий документов при производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил осуществляет первый заместитель начальника таможенного органа по правоохранительной работе.
Первый заместитель начальника Управления
таможенных расследований и дознания
полковник таможенной службы
М.Р.Файзулин
Приложение к
Инструкции
1. Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их надлежащего удостоверения, если иное не предусмотрено международно-правовыми договорами и соглашениями.
2. Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции согласно установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально удостоверенный перевод.
Сведения о ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (по состоянию на 1 ноября 1999 года):
Конвенция вступает в силу в соответствии со статьей 83 Конвенции.
Подписали Конвенцию:
Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова*, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Присоединились к Конвенции:
Республика Азербайджан - 11.07.96;
Республика Грузия - 11.07.96.
Сдали ратификационные грамоты:
Республика Беларусь - депонирована 10.06.93;
Республика Узбекистан - депонирована 21.02.94;
Республика Казахстан - депонирована 20.04.94;
Российская Федерация - депонирована 11.11.94;
Республика Таджикистан - депонирована 21.11.94;
Республика Армения - депонирована 22.11.94;
Украина** - депонирована 16.03.95;
Киргизская Республика - депонирована 19.01.96;
Республика Молдова - депонирована 26.02.96;
Туркменистан - депонирована 21.01.98.
Конвенция вступила в силу 19.05.94.
Конвенция вступила в силу для государств:
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Узбекистан - 19.05.94;
Российская Федерация - 10.12.94;
Республика Таджикистан - 20.12.94;
Республика Армения - 21.12.94;
Украина - 14.04.95;
Киргизская Республика - 17.02.96;
Республика Молдова - 26.03.96;
Республика Азербайджан, Республика Грузия - 11.07.96;
Туркменистан - 19.02.98.
Примечания:
* Республика Молдова подписала с оговоркой: "Согласно статье 86".
** Украина ратифицировала с оговоркой:
"1. Украина берет на себя обязательства в отношении оказания правовой помощи в объеме, предусмотренном статьей 6 Конвенции, за исключением признания и исполнения исполнительных надписей.
2. Украина берет на себя обязательства признавать и исполнять решения, вынесенные на территориях стран - участниц Конвенции, предусмотренные пунктом "а" статьи 51 Конвенции, за исключением нотариальных актов в отношении денежных обязательств".
3. На практике чаще всего применяются два способа удостоверения (легализации) иностранных документов:
- консульская легализация;
- проставление апостиля.
Консульская легализация
Представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса, а в ряде случаев и печати государственного уполномоченного органа на документах и актах в целях использования их в другом государстве. Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит в подтверждении соответствия легализуемых документов законодательству страны их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории Российской Федерации.
Легализация документа на территории страны его происхождения проходит два этапа. На первом этапе документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве.
Легализация документа в Российской Федерации проходит также два этапа. На первом этапе иностранный документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан. На втором этапе документ легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Консульская легализация не исключает представления нотариально заверенного перевода документа на русский язык. После консульской легализации документ оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.
Проставление апостиля
Процедура признания иностранных документов через проставление апостиля определена Гаагской конвенцией об отмене требования легализации иностранных официальных документов, вступившей в силу в 1965 году.
В соответствии с Гаагской конвенцией отмена требования легализации (удостоверения) иностранных документов распространяется на официальные документы, которые были выданы на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
Под официальными документами понимаются:
- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие из прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
- административные документы;
- нотариальные акты;
- официальные надписи, которые сделаны на документах, подписанных лицами в частном качестве, таких, как официальные удостоверения, подтверждающие регистрацию документа или факта, имевшего место на определенную дату, официальное и нотариальное заверение подписей.
Действие Гаагской конвенции не распространяется на документы, выданные дипломатическими или консульскими учреждениями, а также административные документы, имеющее прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
ОБРАЗЕЦ АПОСТИЛЯ
Апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см
APOSTILLE
(Соnvention de la Haye du 5 octobre 1961)
1. Страна....................................................
Настоящий официальный документ
2. был подписан (фамилия)....................................
3. выступающим в качестве ....................................
4. скреплен печатью / штампом (название учреждения)
………………………………………………………………
Удостоверено
5. в ............................ 6. (дата).................
7. (название удостоверяющего органа).........................
8. за N......................................................
9. печать / штамп 10. подпись ...............................
Статус Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (по состоянию на 26 июля 1999 года):
Государство - участник |
Подписание |
Ратификация или присоединение |
Вступление в силу |
Австралия |
11.07.94 (Прис) |
15.01.95 |
16.03.95 |
Австрия |
05.10.61 |
14.11.67 |
13.01.68 |
Андорра |
15.04.96 (Прис) |
01.11.96 |
31.12.96 |
Антигуа и |
(Прис) |
|
01.11.81 |
Барбуда* |
|
|
(дата независимости) |
Аргентина |
08.05.87 (Прис) |
20.12.87 |
18.02.88 |
Армения |
19.11.93 (Прис) |
15.06.94 |
14.08.94 |
Багамы* |
(Прис) |
|
10.07.73 |
|
|
|
(дата независимости) |
Барбадос* |
(Прис) |
|
30.11.66 |
|
|
|
(дата независимости) |
Беларусь |
(Прис) |
|
31.05.92 |
Белиз |
17.07.92 (Прис) |
10.02.93 |
11.04.93 |
Бельгия |
10.03.70 |
11.12.75 |
09.02.76 |
Босния и Герцеговина |
|
|
24.01.65 |
Ботсвана (бывшая Бечуаналенд)* |
(Прис) |
|
30.09.66 |
Бруней- |
23.02.87 (Прис) |
04.10.87 |
03.12.87 |
Венгрия |
18.04.72 (Прис) |
19.11.72 |
18.01.73 |
Венесуэла |
01.07.98 (Прис) |
15.01.99 |
16.03.99 |
Германия |
05.10.61 |
15.12.65 |
13.02.66 |
(Федеративная Республика) |
|
|
|
Греция |
05.10.61 |
19.03.85 |
18.05.85 |
Израиль |
11.11.77 (Прис) |
15.06.78 |
14.08.78 |
Ирландия |
29.10.96 |
08.01.99 |
09.03.99 |
Испания |
21.10.76 |
27.07.78 |
25.09.78 |
Италия |
15.12.61 |
13.12.77 |
11.02.78 |
Кипр |
26.07.72 (Прис) |
01.03.73 |
30.04.73 |
Китай |
|
|
25.04.65 |
(Специальный Админист- |
|
|
|
Латвия |
11.05.95 (Прис) |
декабрь 1995 |
30.01.96 |
Лесото (бывшее |
(Прис) |
|
04.10.66 |
Басутоленд)* |
|
|
(дата независимости) |
Либерия |
24.05.95 (Прис) |
10.12.95 |
08.02.96 |
Литва |
05.11.96 (Прис) |
20.05.97 |
19.07.97 |
Лихтенштейн |
18.04.62 |
19.07.72 |
17.09.72 |
Люксембург |
05.10.61 |
04.04.79 |
03.06.79 |
Маврикий* |
(Прис) |
|
12.03.68 |
|
|
|
(дата независимости) |
Македония, бывшая |
|
|
24.01.65 |
Югославская |
|
|
|
Малави |
24.02.67 (Прис) |
03.10.67 |
02.12.67 |
Мальта |
12.06.67 (Прис) |
03.01.68 |
03.03.68 |
Маршалловы Острова |
18.11.91 (Прис) |
15.06.92 |
14.08.92 |
Мексика |
01.12.94 (Прис) |
15.06.95 |
14.08.95 |
Нидерланды |
30.11.62 |
09.08.65 |
08.10.65 |
(Королевство в Европе) |
|
|
|
Ниуэ |
10.06.98 (Прис) |
01.01.99 |
02.03.99 |
Норвегия |
30.05.83 |
30.05.83 |
29.07.83 |
Панама |
30.10.90 (Прис) |
05.06.91 |
04.08.91 |
Португалия |
20.08.65 |
06.12.68 |
04.02.69 |
Российская |
04.09.91 (Прис) |
01.04.92 |
31.05.92 |
Сальвадор |
14.09.95 (Прис) |
01.04.96 |
31.05.96 |
Самоа |
18.01.99 (Прис) |
15.07.99 |
13.09.99 |
Сан-Марино |
26.05.94 (Прис) |
15.12.94 |
13.02.95 |
Свазиленд* |
(Прис) |
|
06.09.68 |
|
|
|
(дата независимости) |
Сейшелы |
09.06.78 (Прис) |
30.01.79 |
31.03.79 |
Сент-Китс и Невис |
26.02.94 |
15.10.94 |
14.12.94 |
(бывший Сент-Кристофер и Невис) |
|
|
|
Словения |
|
|
24.01.65 |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
19.10.61 |
21.08.64 |
24.01.65 |
Соединенные Штаты Америки |
24.12.80 (Прис) |
16.08.81 |
15.10.81 |
Суринам |
(Прис) |
|
25.11.75 |
|
|
|
(дата независимости) |
Тонга* |
(Прис) |
|
04.06.70 |
|
|
|
(дата независимости) |
Турция |
08.05.62 |
31.07.85 |
29.09.85 |
Фиджи* |
(Прис) |
|
10.10.70 |
|
|
|
(дата независимости) |
Финляндия |
13.03.62 |
27.06.85 |
26.08.85 |
Франция |
09.10.61 |
25.11.64 |
24.01.65 |
Хорватия |
|
|
24.01.65 |
Чешская Республика |
23.06.98 (Прис) |
15.01.99 |
16.03.99 |
Швейцария |
05.10.61 |
10.01.73 |
11.03.73 |
Швеция |
02.03.99 |
02.03.99 |
01.05.99 |
Южная Африка |
03.08.94 (Прис) |
01.03.95 |
30.04.95 |
Япония |
12.03.70 |
28.05.70 |
27.07.70 |
Примечание:
* 24 февраля 1965 года Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии распространило действие Соглашения на Антигуа, Багамы, Барбадос, Басутоленд, Бечуаналенд, Фиджи, Маврикий, Свазиленд и Тонга.
Текст документа сверен по:
рассылка