почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
29
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


Новое в лицензировании в сфере туристской деятельности

    
     

 Вопрос:

    8 августа 2001 года Президентом России был подписан Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который должен вступить в силу 11 февраля 2002 года.
            
    В чем особенность нового Закона и в чем отличие от ранее действующего применительно к деятельности турфирм?
    
       

 Ответ:

    Напомню, что на данный период действует Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года, который утратит свою силу с 11 февраля 2002 года.
    
    Прежде всего, это то, что в отличие от старого закона, в Законе от 08.08.2001 присутствует норма, а именно статья 17, в которой среди прочего указано, что лицензированию подлежит туроператорская деятельность, турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых. Не стоит напоминать, что туристская деятельность и в настоящее время подлежит лицензированию. Согласно статье 5 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ" в целях защиты прав и интересов туристов осуществляется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии. Однако в ныне действующем Законе РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в качестве деятельности, подлежащей лицензированию, оказались не включены такие виды деятельности как туроператорская и турагентская деятельность. Лицензирование международной туристической деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.12.95 N 1222. А порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 916. Новый закон учел этот недостаток и выделил указанные виды деятельности как подлежащие лицензированию.
    
    Думаю, уместно будет привести некоторые положения нового Закона, касающиеся порядка лицензирования, в том числе и туроператорской, и турагентской деятельности.
    
    Прежде всего, о понятии лицензирования - это, согласно ст.2 Закона от 08.08.2001, мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
    
    Согласно ст.5 Закона от 08.08.2001 Правительство утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, то есть в нашем случае Правительством должны быть утверждены положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности, которые существуют пока в проектах.
    

    Лицензирующим органам - в нашем случае лицензионному отделу Комитета по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга - даны в соответствии с Законом следующие полномочия:
    
    Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
    
    - предоставление лицензий;
    
    - переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
    
    - приостановление действия лицензий;
    
    - возобновление действия лицензий;
    
    - аннулирование лицензий;
    
    - ведение реестра лицензий;
    
    - контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
    
    Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов должен быть установлен положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.
    
    В соответствии со ст.8 Закона от 08.08.2001 срок действия лицензии устанавливается не менее 5 лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
    
    Для получения лицензии туроператор или турагент должны представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
    
    заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица;
    
    фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
    
    копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
    
    копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
    
    копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
    
    документ,  подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии:
    

    сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
    
    Кроме этих документов в положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
    
    В течение 60 дней со дня предоставления документов лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Однако согласно закону более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.
    
    Основанием отказа в предоставлении лицензии может быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации или несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.
    
    Теперь о полномочиях в осуществлении контроля представителей лицензирующего органа. Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
    
    выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Кроме того, лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения туроператором или турагентом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующим органом должен быть указан срок, который не может превышать 6 месяцев для устранения недостатков. Если же туроператором или турагентом нарушение не устранено, аннулирование лицензии происходит в судебном порядке.
    
    Статьей 15 Закона установлено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.
    
    И теперь о том, что уже сейчас волнует руководителей многих турфирм.
    

    Как уже говорилось, Закон о лицензировании начинает действовать с 11 февраля 2002 года, а, следовательно, всем турфирмам предстоит переоформить имеющиеся у них лицензии. Как уже ранее упоминалось, срок, в течение которого лицензирующий орган должен выдать лицензию, составляет 60 дней, а, следовательно, в этот срок фирмы могут оказаться без лицензий, чем могут воспользоваться различные контролирующие органы.
    
    К сожалению, в переходных положениях вышеупомянутый Закон не урегулировал эту ситуацию и можно предположить, что она будет урегулирована в Положениях о туроператорской и турагентской деятельности. Как мне стало известно, в проекте Положений предусмотрено сохранение прежних лицензий до конца срока их действия, однако Минюст против этого возражает. Думаю, что, если исходить из нормы закона о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом, и того, что ныне действующие лицензии турфирм в своей юридической сути не отличаются от лицензий, выдаваемых в соответствии с новым законом, можно резюмировать то, что до получения лицензий в соответствии с новым законом старые лицензии будут являться действующими. Однако я считаю, данное толкование ни в коем случае не снимает ответственности с Министерства юстиции за возражение против действия старых лицензий до истечения их срока, поскольку подобное решение вопроса позволило бы без суеты и неразберихи решить вопрос о переходе на новый порядок лицензирования, что, кстати, подтверждается положительным опытом применения такого порядка перехода на новые нормы и в других нормативных актах иных сфер деятельности, например, при переходе на новые формы паспортов.
    
    Итак, это лишь какие-то основные положения, которые с 11 февраля 2002 года будут определять порядок лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. Принятые в соответствии с данным законом положения о туроператорской и турагентской деятельности, несомненно, будут включать общий порядок лицензирования, установленный законом и, вероятно, конкретизируют те или иные положения закона с учетом особенностей туроператорской и турагентской деятельности. Но пока данные положения не приняты, правда, имеется информация о том, что проекты соответствующих Положений разработаны Департаментом туризма и согласованы в Минюсте РФ и в настоящее время проект постановления Правительства РФ, которым должны быть утверждены оба Положения, проходит процедуру подписания в Правительстве РФ.
    
    

Козлов Вадим,
адвокат юридической консультации N 55
"Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов,
Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 41;
т.314-85-27;
312-87-84


4 февраля 2002 года N Ю1523

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование