- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 5 августа 2002 года N 01-28-31/12778
[О Методике проведения анализа и оценки деятельности
таможенных органов Российской Федерации]
Согласно приказу ГТК России от 17.07.2002 N 759 направляю новую форму Методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации.
В соответствии с указанной Методикой материалы представлять ежеквартально с нарастающим итогом в организационно-инспекторскую службу СЗТУ:
- в электронном виде до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- на бумажном носителе до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
с соответствующим качеством исполнения и достоверностью представляемой информации.
Дополнительно информирую, что ранее действующий приказ ГТК России от 09.01.98 N 8 "Об утверждении Методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации" утратил силу в соответствии с приказом ГТК России от 23.07.2002 N 778.
Врио начальника Управления
генерал-майор
таможенной службы
П.В.Корчажкин
Приложение
к приказу ГТК России
от 17.07.2002 N 759
МЕТОДИКА
проведения анализа и оценки деятельности таможенных opганов Российской Федерации
I. Общие положения
Методика проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Методика) предназначена для использования в работе организационно-инспекторской службы региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен. Аналитические материалы формируют на основании данных, представляемых функциональными подразделениями РТУ в соответствии с утвержденными формами статистической отчетности.
Аналитические подразделения на основании полученных данных и в соответствии с Методикой производят анализ деятельности таможен и в целом РТУ. Окончательные выводы представляются в Главное организационно-инспекторское управление ГТК России.
Цель проведения анализа деятельности таможенных органов - сравнительная оценка работы таможенных постов, таможен и РТУ, в том числе в части выполнения фискальных и правоохранительных функций, а также оценка качества управленческой деятельности. Результаты анализа деятельности таможенных органов позволяют оценить потенциальные возможности таможенного органа, а также своевременно реагировать на изменения условий внешнеэкономической деятельности в регионе.
Анализ предназначен прежде всего для подготовки вариантов управленческих решений и предложений о совершенствовании деятельности таможенных органов с вынесением их на рассмотрение руководства таможенных органов и ГТК России.
Анализ проводится методом сравнения фактических значений с контрольными значениями, со значениями предшествующего периода, а также аналогичных показателей деятельности других таможенных органов. В ходе сравнения могут использоваться относительные показатели.
Основой для определения уровня выполнения экономической, правоохранительной и управленческой функций таможенного органа являются состояние внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в регионе, качественный и количественный состав участников ВЭД, направления и объемы товаропотоков, способы перемещения товаров (по видам транспорта).
Кроме того, следует учитывать и следующие внутренние факторы:
- структуру и штатную численность, уровень профессиональной подготовки;
- инфраструктуру таможенных органов региона.
II. Экономическая деятельность
Сведения о числе таможен и таможенных постов в составе РТУ (таможни) представляются в табличной форме (табл.1).
Таблица 1
Число таможен и таможенных постов
Фактическое число |
Число в соответствии со структурой | |||||||
|
|
Таможен (только для РТУ) |
Таможенных постов | |||||
таможен (только для РТУ) |
таможен- |
Высшая категория |
I категория |
II категория |
I категория |
II категория |
III категория | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Структура регионального таможенного управления представляется согласно таблице 2.
Таблица 2
Структура регионального таможенного управления
N |
Наименование таможни |
Общее число таможенных постов |
Число специализированных таможенных постов |
1 |
2 |
3 |
4 |
При наличии специализированных таможенных постов в структуре таможенного органа необходимо указывать их специализацию (акцизный, по оформлению драгоценных камней и металлов, энергоносителей и т.д.).
Деятельность таможенных органов оценивается по следующим показателям.
1. Итоги внешней торговли в регионе, а также данные, определяющие номенклатуру профилирующих товаров экспорта и импорта (табл.3).
Таблица 3
Итоги внешней торговли в регионе
за__________200_ г.
Таможенный орган |
Экспорт, |
Импорт, |
Оборот, тыс.дол. |
Сальдо, | ||||
|
СНГ |
Дальнее зарубежье |
Всего |
СНГ |
Дальнее зарубежье |
Всего |
США |
США |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Динамику экспортно-импортных операций и динамику внешнеторгового сальдо следует приводить в виде графиков или диаграмм.
По данным графиков и таблицы можно определить экспортную (импортную) ориентацию региона, динамику внешнеторгового сальдо региона (ДВС), а также изменения сальдо внешнеторгового баланса в перспективе.
2. Уровень условного налогообложения товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации в режимах экспорта и выпуска для свободного обращения в разрезе стран СНГ и дальнего зарубежья. Под условным уровнем налогообложения понимается сумма таможенных платежей (пошлина + акциз + НДС), рассчитанная по указанным в скобках налогам отдельно и в сумме приведенная к налогооблагаемой базе.
Пример расчета условного уровня налогообложения товаров. Предположим, что в общем объеме импорта товаров в регионе (в стоимостном выражении) преобладают (не менее 80%) товары, классифицируемые в группе 02 TН ВЭД России (для расчета можно использовать 2-3 преобладающих товара).
В составе этих товаров 70% ввезено из стран СНГ (в том числе 20% - из Украины), а следовательно, ввозными таможенными пошлинами не облагается, и 30% из стран дальнего зарубежья (в том числе 60% из стран, по отношению к которым Россия использует режим наиболее благоприятствующей нации, и 40% - из стран, по отношению к которым ставка ввозной таможенной пошлины снижена на 25%).
Общий объем импорта за отчетный период составил 100 млн.дол.США.
Для упрощения расчетов принимается следующее допущение. Поскольку 20% товаров, ввезенных в регион, не относится к доминирующей группе товаров 02, и соответственно не является определяющей в аспекте налогообложения частью, стоимость преобладающей группы товаров принимается равной общему объему импорта, т.е. 100 млн.дол.США. Следовательно, стоимость товаров, ввезенных из стран СНГ, составляет 70 млн.дол.США (в том числе из Украины - 14 млн.дол.США), из стран дальнего зарубежья 30 млн.дол.США (в том числе из стран, по отношению к которым ставка ввозной таможенной пошлины снижена на 25%, 12 млн.дол.США).
Товары доминирующей группы облагаются ввозной таможенной пошлиной в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг (для точного расчета условного уровня налогообложения рекомендуется учитывать тот факт, что товары одной группы, но разных субпозиций облагаются ввозными таможенными пошлинами по разным ставкам, в некоторых случаях заметно отличающимся друг от друга).
В связи с изложенным за отчетный период поступления в федеральный бюджет от ввозной таможенной пошлины составят:
- (30 млн.дол.США -12 млн.дол.США) х 15% = 2,7 млн.дол.США;
- 12 млн.дол.США х 11,25% = 1,35 млн.дол.США.
При расчете таможенной пошлины необходимо учитывать, что часть товаров группы 02 облагается таможенной пошлиной по специфической ставке. При пересчете курсов валют необходимо использовать курс Банка России на день составления отчета.
Налогом на добавленную стоимость данная группа товаров облагается от 10 до 20%, при этом в налогооблагаемую базу помимо таможенной стоимости входит ввозная таможенная пошлина. В среднем обложение товаров налогом на добавленную стоимость составит 15%.
Поступления в федеральный бюджет составят:
- 70 млн.дол.США х 15% = 10,5 млн.дол.США (для товаров, происходящих из СНГ);
- (30 млн.дол.США + 2,7 млн.дол.США + 1,35 млн.дол.США) х 15% = 5,11 млн.дол.США.
Так как акцизом данная группа товаров не облагается, общий объем платежей в федеральный бюджет от импорта в регион составит: (10,5 млн.дол. США + 1,35 млн.дол. США + 2,1 млн.дол. США + 5,11 млн.дол. США) = 19,06 млн.дол. США.
Полученная сумма, отнесенная к общему объему импорта, принимается за расчетный условный уровень налогообложения импортных товаров в рассматриваемом регионе.
3. Выполнение таможенными органами плановых заданий по поступлениям платежей. Данные приводятся в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Выполнение плановых заданий по видам платежей
Таможенный орган |
Вид платежа |
Пополнение федерального бюджета, | |||
|
|
План |
Поступило |
%, (гр.4 х 100/гр.3) |
Начислено |
|
НДС ДЗ |
|
|
|
|
|
НДС СНГ |
|
|
|
|
|
Ввозная пошлина |
|
|
|
|
|
Акциз при ввозе |
|
|
|
|
|
Акциз при вывозе |
|
|
|
|
|
Вывозная пошлина |
|
|
|
|
|
Сборы и иные платежи |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фактические поступления таможенных платежей можно представить в виде графиков или диаграмм (рис.1), которые сопоставляются с графиками объемов экспортно-импортных операций. Несопоставимость графиков указывает на отсутствие закономерности в планировании взимания платежей.
Рис.1.
Если считать, что размеры таможенных платежей прямо пропорционально зависят от объемов импорта в регион из стран дальнего зарубежья, и знать удельный вес региона (УВР), получим исходные данные для планирования платежей на последующий период. При этом под регионом может пониматься регион деятельности таможенного поста или таможни.
Преобладание или полное отсутствие какого-либо вида платежей (например, акциза на экспорт нефти или НДС для экспортно-ориентированного производства) в одном или нескольких рассматриваемых регионах должны являться основанием для принятия нижеперечисленных показателей в качестве условных: ПВПЗ, ПBПЗ/П1, ПВПЗ/П2, ПВПЗ/А1, ПBПЗ/A2, ПВПЗ/НДС - процент выполнения плановых заданий по наполнению федерального бюджета соответственно по ввозной пошлине, по вывозной пошлине, по акцизу при ввозе, по акцизу при вывозе и по НДС.
Перечисленные показатели определяют исходя из данных табл.4 как отношение фактических значений поступивших платежей к плановым.
Далее необходимо сравнить суммы фактически поступивших платежей и суммы начисленных платежей при импорте (табл.5).
Таблица 5
Работа таможенных органов по взиманию таможенных платежей (тыс.руб.)
Та- |
Ввозная таможенная пошлина |
Акциз |
НДС ДЗ |
НДС СНГ |
Вывозная таможенная пошлина |
Сборы и иные платежи |
Всего |
Таможенные платежи в расчете на одно должностное лицо таможенного органа | |||||||||||||||
|
на- |
пос- |
% |
на- |
пос- |
% |
на- |
пос- |
% |
на- |
пос- |
% |
на- |
пос- |
% |
на- |
пос- |
% |
на- |
пос- |
% |
на- |
посту- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
При расчете условного уровня налогообложения в дальнейшем можно сопоставить в соответствии с табл.6 данные, приведенные в табл.3 и 4.
Таблица 6
Определение уровня сбора таможенных платежей при импорте
Таможенный |
Объем |
Поступившие таможенные |
Доля платежей в |
Условный |
Уровень собираемости |
Приме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Аналогичную таблицу необходимо составить для определения сбора таможенных платежей при экспорте.
4. Эффективность работы с товарами, обращенными в федеральную собственность, в том числе конфискованными. Анализ данных ведется в соответствии с табл.7.
5. Выполнение плановых заданий по перечислению сборов и иных платежей. Анализ проводится в соответствии с табл.8 на основе данных, приведенных в табл.4.
Сумма сборов за таможенное оформление прямо пропорциональна общему обороту внешнеторговой деятельности региона и в первом приближении равна 0,15% оборота. Данные табл.8 необходимо сопоставить с данными табл.3, при этом степень погрешности должна быть невысокой.
Таблица 7
Эффективность работы с товарами, обращенными в федеральную собственность
N |
Таможенный орган |
Стоимость обра- |
Стоимость конфиско- |
Средства от реали- |
Средства, перечис- |
Издер- |
Коэф- | |
|
|
|
|
|
Н |
Акциз |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Примечания к таблице 7.
В графах 6 и 7 приводятся значения НДС и акциза, исчисленных и уплаченных комиссионером со всей стоимости реализуемых товаров.
В графе 8 к издержкам относятся расходы на хранение, на проведение сертификации и оценки, комиссионное вознаграждение.
Таблица 8
Сборы и иные платежи, перечисленные в федеральный бюджет
Тамо- |
Таможен- |
Таможен- |
Таможен- |
Сборы за |
Средства за предо- |
Сумма возмещения материального ущерба, иных сборов, пеней и других средств, предусмотрен- |
Сумма штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, применяемых в качестве меры взыскания за нарушение валютного законодатель- |
Платежи физичес- |
Итого |
Средства, получен- | ||||||||
|
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Примечания к таблице 8.
1. % - доля в общей сумме.
2. Значение в графе 18 рассчитывается как сумма значений в графах 2, 4, 6, 8, 10, 12,14,16.
3. Значение, полученное путем умножения на 0,15% показателя в графе "Оборот" табл.3, должно быть сопоставимо с фактической суммой сборов за таможенное оформление, приведенной в графе 2 табл.8. Если совпадения не наблюдается, то следует найти причину отклонения сравниваемых значений, а именно проанализировать товарную номенклатуру региона на предмет наличия товаров, освобождаемых от уплаты сборов, а также объем товаров, перемещаемых физическими лицами. Результаты анализа в динамике можно представить в виде графика. Xарактер кривых должен быть одинаковым.
6. Целевое использование бюджетных средств. Заполняется табл.9 за полугодие, девять месяцев и за год.
Таблица 9
Анализ целевого использования бюджетных средств
Таможенный орган |
Статья |
Финанси- |
Сумма использованных средств, тыс.руб. |
Доля, % |
Примечание | |
|
|
|
всего |
на одно должност- |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7. Работа таможенных органов по осуществлению валютного контроля. Важное значение имеют не только выявленные факты нарушений валютного законодательства, но и принимаемые меры пресечения и наложения взысканий по фактам нарушений, сопряженные со значительными процессуальными проблемами.
В обобщенном виде информация, необходимая для анализа работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля, приводится в соответствии с табл.10.
Таблица 10
Результаты работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля
Тамо- |
Показатели отработки информации |
Показатели отработки информации по бартерным сделкам |
Показатели, характеризующие результативность проведенных проверок | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снш |
|
|
| |
|
Нку |
Нкуп |
Нкув |
Нп |
Ка |
Нкб |
Нкбп |
Нкбв |
Кб |
Ннвн |
Ннво |
Нд |
Кд |
Снвн |
Снво |
тыс.руб. |
тыс. |
Крп |
Свш |
Кш |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
Примечания к таблице 10.
Нку - общее число карточек учета результатов валютного контроля, направленных ГТК России в таможенный орган для проверки сведений о непоступлении валютной выручки на счета экспортеров.
Нкуп - число карточек учета результатов валютного контроля из общего числа, по которым проведены проверки.
Нкув - число возвращенных в ГТК России карточек учета результатов валютного контроля, согласно которым экспортер находится за пределами региона деятельности таможенного органа.
Нп - число проведенных проверок.
Ка - коэффициент отработки информации (нормативное значение для полугодия в пределах 0,8 - 0,83) (гp.3 + гр.4/гр.2).
Нкб - общее число карточек учета результатов контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (далее - КБ), поступивших в таможенный орган для проведения проверки.
Нкбп - число КБ (из поступивших в таможенный орган), по которым в отчетном периоде проведены проверки.
Нкбв - число КБ (из поступивших в таможенный орган), возвращенных в соответствии с установленным порядком в отчетном периоде в вышестоящий таможенный орган без проведения проверок.
Кб - коэффициент полноты отработки информации по бартерным сделкам (гр.8+гр.9/гр.7).
Ннвн, Снвн - число ГТД (число выявленных случаев необоснованного непоступления валютной выручки, а также неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) и соответствующая сумма (в тыс.дол.США).
Ннво, Снво - число ГТД (число выявленных случаев обоснованного непоступления валютной выручки, а также неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) и соответствующая сумма (в тыс.дол.США).
Нд - число случаев непоступления валютной выручки (ГТД), по которым заведены дела об НТП.
Снш - сумма наложенных штрафов по делам об НТП (пересчитывается в тыс.дол.США только при расчете Крп).
Свш - сумма (в тыс.руб.) взысканных штрафов по делам об НТП.
Кд = гр.14/гр.11, Крп = гр.18/гр.15, Кш = гр.20/гр.17 - коэффициенты, характеризующие результативность проверок.
8. Работа таможенных органов в части контроля таможенной стоимости. В обобщенном виде информация, необходимая для анализа работы таможенных органов по осуществлению контроля таможенной стоимости, приводится в соответствии с табл.11.
Таблица 11
Основные результаты работы таможенных органов по осуществлению контроля таможенной стоимости
Та- |
Число КТС |
Сумма доначисленных таможенных платежей по результатам корректировок, тыс.руб. |
Количество дел об административных правонарушениях (ст.16.2 ч.2 КоАП) |
Сумма штрафов, начисленных по результатам | ||||
|
об- |
на одно должност- |
об- |
в про- |
в ходе после- |
факти- |
|
дел об администра- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12*. Показатели загруженности сотрудников и рациональность распределения штатной численности по направлениям (табл.12). Рациональное распределение штатной численности строится на изучении характеристики региона и внешних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов (ряд факторов перечислен выше). Структура и штатная численность таможенного органа должна соответствовать ориентации промышленно-экономического потенциала и отраслевой специализации региона, а также усредненному объему грузопотока и номенклатуре товаров, следующих из других регионов, но оформляемых в регионе деятельности данного таможенного органа.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
Таблица 12
Показатели загруженности таможенного органа и распределения его штатной численности
Та- |
Кр |
Кгтд |
Кгтд/1 |
М |
Кгтди |
Кгтдэ |
Кдкд |
Кдкд/1 |
М |
Кфл |
Кфл/1 |
М |
Ка |
Ка/1 |
Кгр |
Кгр/1 |
М |
Кгр. пере- грузка |
Ктр |
Кд |
Кд/1 |
М |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
Примечание к таблице 12.
Кр - среднесписочная фактическая штатная численность таможенного органа (соответствующего отдела).
Кгтд - число оформленных грузовых таможенных деклараций.
Кгтд/1 (гр.3/гр.2) - число оформленных ГТД на одно должностное лицо соответствующего отдела.
Кгтди - число оформленных ГТД по импорту (в т.ч. из стран дальнего зарубежья).
Кдкдэ - число оформленных деклараций по экспорту.
Кдкд - число оформленных документов контроля доставки.
Кдкд/1 (гр.8/гр.2) - число оформленных ДКД на одно должностное лицо соответствующего отдела.
Кфл - число оформленных физических лиц.
Кфл/1 (гр.11/гр.2) - число оформленных физических лиц на одно должностное лицо соответствующего отдела.
Ка - число оформленных автотранспортных средств (в том числе грузовых автомобилей и автобусов).
Ка/1 - число оформленных автотранспортных средств на одно должностное лицо соответствующего отдела.
Кгр - масса грузов, перемещаемых через границу.
Кгр/1 - масса грузов, перемещаемых через границу, на одно должностное лицо.
Кгр.перегрузка - масса грузов, проследовавших с перегрузкой (особенно в морпортах).
Ктр - число проследовавших транспортных средств с разбивкой по видам транспорта.
Кд - число документов, оформленных в ходе таможенного контроля:
- актов таможенного досмотра
- МПО
- ТПО
- удостоверений ввоза транспортных средств
- паспортов транспортных средств
- паспортов самоходных машин и механизмов
- паспортов мест несопровождаемого багажа
- добавочных листов
- книжек МДП
- документов, характерных для пограничных таможен (ТД-6, ТС-21, ТС-22, ТС-28).
Кд/1 - число документов, оформленных на одно должностное лицо.
М - место, занимаемое таможенным органом.
Сравнивая указанные выше показатели по разном таможенным органам, можно определить базовые значения, отклонение от которых свидетельствует о наличии резерва штатов либо об их перегруженности.
III. Правоохранительная деятельность
Правоохранительная деятельность таможенных органов оценивается по следующим показателям:
1. Выявление недостоверного декларирования. Итоги работы таможенного органа по данному направлению представляются в соответствии с табл.13.
Таблица 13
Показатели выявления недостоверного декларирования и взыскания средств, причитающихся в соответствии с санкциями
Тамо- |
Число дел об администра- |
Число дел об администра- |
Сумма средств, подлежа- |
Всего взыска- |
Относи- |
Относитель- | ||
|
все- |
все- |
|
|
|
| ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Эффективность деятельности таможенного органа по выявлению таможенных правонарушений оценивается по следующим показателям.
Относительный показатель взыскиваемости (графа 8) показывает отношение денежных средств, фактически взысканных таможенными органами по делам об административных правонарушениях, к денежным средствам, подлежащим взысканию в соответствии с законодательством, что характеризует уровень взыскиваемости средств, подлежащих уплате по делам об административных правонарушениях в данном таможенном органе, и позволяет оценить деятельность правоохранительного блока таможенного органа, организацию работы по обеспечению взыскания. Относительный показатель эффективности (графа 9) введен с целью определения объемов досмотровых операций в общем процессе таможенного контроля и позволяет оценить уровень выявления нарушений в ходе проведения 2-го и 5-го этапов таможенного контроля (проверка наименования и кода товаров и этап досмотра соответственно).
Сравнивая число возбужденных таможенным органом дел об административных правонарушениях с числом дел об административных правонарушениях, рассмотренных в суде и таможенном органе, за отчетный период, определяем уровень рассматриваемости дел об административных правонарушениях. Низкое его значение свидетельствует о недостаточно четкой организации работы таможенного органа в части правоохранительной деятельности.
2. Эффективность деятельности таможенных органов по работе с делами об НТП. На основании числа дел, находящихся в производстве, приходящихся на одно должностное лицо ОТР, можно сделать вывод о загруженности должностных лиц для изыскания кадровых ресурсов в работе таможенного органа по данному направлению деятельности (табл.14).
Таблица 14
Эффективность деятельности таможенных органов по работе с делами о НТП
Тамо- |
Чис- |
Число дел об административных правонарушениях |
Рассмотренные дела об административных правонарушениях |
Доля отмененных дел, в числе заведенных дел, % | |||||||||
|
|
всего |
на сум- |
на од- |
возбужденных должностными лицами ОТР |
при- |
по кото- |
по кото- |
всего |
доля в числе заве- |
на сум- |
на одно долж- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Анализ эффективности работы таможенных органов по работе с делами об административных правонарушениях предлагается начинать с квалификации дел по степени сложности. С этой целью вводится такой показатель, как коэффициент сложности дел - соотношение числа составленных таможенным органом протоколов-квитанций и протоколов-предупреждений, не требующих затрат временных и кадровых ресурсов, с числом возбужденных дел (включая протоколы-квитанции и протоколы-предупреждения). Коэффициент сложности дел определяется по формуле:
К = (1 - А/Д) х 100,
где А - число протоколов-квитанций и протоколов-предупреждений;
Д - число возбужденных дел об административных правонарушениях, включая протоколы-квитанции и протоколы-предупреждения.
3. Квалификация дел. В обобщенном виде информация, необходимая для анализа работы таможенных органов, приводится в соответствии с табл.15.
Таблица 15
Квалификация дел
Таможенный орган |
Число составленных протоколов-квитанций |
Число составленных протоколов-предупреждений |
Число возбужденных дел об административных правонарушениях (без протоколов-предупреждений и протоколов-квитанций) |
Квалифи- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Деятельность по обнаружению наркотических средств. В качестве основных показателей, характеризующих деятельность таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств, используется число случаев обнаружения наркотических средств таможенным органом и количество обнаруженных наркотических средств за отчетный и предшествующий отчетному периоды.
Для анализа эффективности деятельности сотрудников досмотровых подразделений рассматриваемого таможенного органа по выявлению случаев перемещения наркотических средств показатели приводятся как в целом по таможенному органу, так и в пересчете на одно должностное лицо указанных подразделений (табл.16).
Таблица 16
Показатели деятельности по обнаружению наркотических средств
Та- |
Число случаев обнаружения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ |
Масса обнаруженных наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, кг | ||||||||||||
ный ор- |
Отчетный период |
Период, предшествующий отчетному |
Изменение показате- |
Отчетный период |
Период, предшест- |
Изменение показателей, % | ||||||||
|
Все- |
В том числе: |
На одно |
Всего по |
На одно |
Всего по |
На одно |
Всего по |
На одно |
Всего по |
На |
Всего по |
На одно | |
|
по та- |
с при- |
с при- |
долж- |
тамо- |
долж- |
тамо- |
долж- |
тамо- |
долж- |
тамо- |
долж- |
тамо- |
долж- |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
При подведении итогов деятельности таможенного органа по обнаружению наркотических средств необходимо пояснить, какие наркотические средства были обнаружены за отчетный период (героин, кокаин, МДМА и его аналоги, метадон).
Также следует учитывать оперативную обстановку, в которой приходится действовать таможенному органу. При незначительном числе случаев выявления и задержания наркотических средств, что имеет выраженную региональную направленность, указанный показатель не будет влиять на оценку эффективности оперативной и правоохранительной деятельности.
5. Правоохранительная деятельность по дознанию. Правоохранительную деятельность таможенного органа по дознанию оценивают по показателям, приведенным в табл.17.
Таблица 17
Показатели деятельности по дознанию
Тамо- |
Штат- |
Число воз- |
Число выне- |
Число приос- танов- |
Число уголовных дел |
Число уго- |
Число пред- |
Число выне- |
Число выпол- нен- |
Число уго- | |
орган |
ность отдела дозна- |
ден- |
ных поста- |
лен- |
по кото- |
направ- |
ных дел, пере- |
лений надзи- |
оправ- |
ных отдель- |
ных дел, по кото- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
IV. Организация системы управления
Анализ организации системы управления является частью анализа внутренней среды организации. Основная цель его проведения исследование и использование потенциала таможенного органа.
Анализ потенциала включает следующие сферы деятельности:
а) организация управления;
б) исследования и разработки (аналитическая деятельность);
в) инфраструктуру и таможенные технологии;
г) качество подбора персонала, его квалификация;
д) организационная культура.
Организация управления - организационная структура, функциональное и иерархическое разделение труда, централизация и децентрализация, соотношение между линейным и функциональным руководящим персоналом, методы и порядок принятия основных решений, организация системы контроля за исполнением решений, управленческие информационные системы, организация системы коммуникаций, стиль управления, квалификация и способности руководящего состава, система стратегического планирования.
В процессе анализа управление рассматривается:
1) как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов;
2) как действие по выявлению и разрешению проблем, то есть как процесс подготовки и принятия решения;
3) как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.
Объектами рассмотрения на этапе 1 являются виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, а также результаты деятельности исследуемого подразделения и их зависимость от факторов внутренней и внешней среды.
Этап 2 необходим для понимания того, как строится и действует технология управления. Объектами рассмотрения здесь будут стадии процесса управления, их последовательность, организация работ, затраты и т.п.
Этап 3 необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего строения системы. Объектами рассмотрения здесь будут организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.
Инфраструктура и таможенные технологии - инфраструктура (число таможенных органов, специализация, объемы товаропотоков), состав кадров, их квалификация и компетентность, технологии и их соответствие организации деятельности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля, выполнение плановых заданий.
Качество подбора персонала, его квалификация - состав кадров, их квалификация и опыт, состояние технической базы и организация информационного обеспечения, сотрудничество со сторонними организациями, структура таможенного органа, профессиональная подготовка, текучесть, политика комплектования, обучение и повышение квалификации кадров, система их труда и оплаты труда.
Организационная культура - ценности, стандарты поведения и традиции, мировоззренческие особенности руководителей, организация управления.
Источником информации служат документация таможенного органа, а также статистическая отчетность и суждения экспертов. Для формализации анализа применяются таблицы 18 - 22*.
_________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Таблица 22 в письме СЗТУ не приводится. - Примечание .
Таблица 18
Состав кадров, их квалификация и опыт работы
Та- |
Чис- |
Об- |
Фак- |
Стаж работы в таможенных органах |
Уровень профессиональной подготовки |
Образование |
Спе- |
Имеют научную степень | |||||||
|
ных |
|
|
до 1 года |
от 1 до 3 лет |
от 3 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 20 лет |
20 лет |
Прошли |
Прошли курсы повышения квалифи- |
средне- |
высшее, неполное высшее |
эко- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Данные таблицы 18 позволяют судить об уровне профессионализма кадров таможенного органа и о работе по повышению их квалификации, проводимой кадровыми службами.
Таблица 19
Распределение кадров по основным видам деятельности
Таможенный орган |
Об- |
Таможенный пост,ОТОиТК |
Число должностей руководящего состава |
Оператив- |
Правоохрани- |
Подразде- |
Подразделе- | ||||
|
|
|
|
Фак- |
Доля в общей чис- |
Фак- |
Доля в общей чис- |
Фак- |
Доля в общей чис- |
Факти- |
Доля в об- |
1 |
2 |
4* |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
Примечания к таблице 19.
В графе 5 учитываются должностные лица от начальника таможенного органа до начальника отделения включительно, в том числе и по таможенному посту.
Таблица 20
Текучесть кадров
Тамо- |
Общая штатная |
Выбыло |
Не прошли испыта- |
Переве- |
Отчислено за нарушения |
Относи- | ||
|
|
всего |
по исте- |
по собст- |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Таблица 21
Число курируемых подразделений
Непосредственно подчиненные таможенные органы |
Число проверок за отчетный период |
Вид и цель проверки |
Результаты проверки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сопоставление результатов проверок с показателями деятельности таможенного органа по направлениям, в том числе и по организации системы управления, позволяет выявить качество контроля и объективность оценки работы курируемых подразделений.
Начальник Главного
организационно-инспекторского
управления
генерал-майор
таможенной службы
Н.А.Сапьяник
Текст документа сверен по:
рассылка