почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
18
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июля 2002 года N 17-11/30107


Об определении предмета преступления

    
    
    В настоящее время продолжается практика неправильного исчисления крупного размера контрабанды при возбуждении уголовных дел по части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, когда у физического лица при вывозе иностранной валюты помимо декларированной валюты обнаруживается иностранная валюта, которая не была задекларирована. Это связано с неверным, на наш взгляд, определением предмета преступления, который в указанных случаях исчисляется исходя из всей суммы перемещаемой иностранной валюты, а не той ее части, которая незаконно вывозится из Российской Федерации.
    
    В связи с изложенным ГТК России считает необходимым сообщить свою позицию.
    
    В соответствии со статьей 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние.
    
    Общественная опасность деяния, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, заключается в перемещении в крупном размере через таможенную границу товаров (в том числе валюты) одним из способов, указанных в диспозиции данной части статьи, то есть с нарушением установленного порядка перемещения товаров.
    
    Следовательно, квалификация действий по перемещению товаров через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, абстрактного права на перемещение товара как такового.
    
    Так, например, не является общественно опасным деянием и не может быть квалифицировано как контрабанда действие лица по декларированию всей вывозимой валюты, даже если ее сумма превышает предельные нормы, разрешенные к вывозу, либо если у него отсутствуют разрешительные документы на вывоз, поскольку в этом случае лицо выполнило свою обязанность по декларированию, тем самым соблюдая установленный законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России порядок. Такая валюта не разрешается к вывозу таможенным органом и подлежит сдаче на временное хранение.
    
    Кроме того, для квалификации противоправных действий по части 1 статьи 188 УК РФ необходимо также наличие такого обязательного признака объективной стороны состава преступления, как причинная связь между противоправным деянием (недекларированием или недостоверным декларированием) и возможностью перемещения товаров через таможенную границу. Говорить о том, что в действиях лица усматриваются признаки контрабанды, можно только если недекларирование или недостоверное декларирование находилось или могло находиться в причинно-следственной связи с решением таможенного органа о пропуске товаров через таможенную границу либо сделало или могло сделать возможным их беспрепятственное перемещение через таможенную границу. Заявление о товарах в декларации недостоверных сведений, которые не влияли или не могли влиять на принятие таможенным органом решения об их выпуске, состава контрабанды не образует, такое деяние являлось нарушением таможенных правил и подлежало квалификации по части 2 статьи 279 ТК РФ, а с 01.07.2002 в соответствии с КоАП РФ вообще не является противоправным деянием.
    
    В рассматриваемой ситуации общественная опасность деяния заключается в вывозе части валюты без указания ее в декларации и связана она с тем, что фактически эта сумма валюты скрывается от таможенного контроля. Тем самым лицом создается возможность вывоза валюты в том случае, когда при условии достоверного декларирования такая валюта заведомо не была бы разрешена к перемещению через таможенную границу.
    

    Преступный умысел лица при недостоверном декларировании вывозимой валюты направлен как раз на неправомерное перемещение именно той части валюты, сведения о которой оно не указывает в декларации, что связано либо с тем, что у него отсутствуют разрешительные документы на эту сумму, либо с тем, что общая сумма вывозимой валюты превышает предельно допустимые нормы.
    
    Исходя из изложенного предметом преступления может являться только та сумма валюты, которая не была указана в декларации и в отношении которой требования по декларированию и таможенному оформлению выполнены не были, то есть та сумма, которая перемещалась противоправным способом.
    
    В отношении же той части перемещаемой валюты, которая была указана в декларации, требования таможенного законодательства были выполнены, эта сумма может быть выпущена таможенным органом (при наличии разрешительных документов), и, следовательно, она не может включаться в предмет контрабанды.
    
    Следуя той же логике, таможенные органы рассматривали и обязанность лица предоставить разрешительные документы на вывоз валюты, предусмотренные Положением Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2001 N 105-П/01-100/1.
    
    Так, в случае вывоза валюты в сумме, в эквиваленте превышающей 1500 долларов США, но не превышающей 10000 долларов США, таможенному органу подлежат сдаче документы только на сумму, рассчитываемую как разница между всей вывозимой суммой и суммой, равной в эквиваленте 1500 долларов США, поскольку, в соответствии с пунктом 2.1 указанного Положения, при вывозе валюты в сумме до 1500 долларов США представления разрешительных документов не требуется.
    
    Правильность такого толкования порядка перемещения валюты была подтверждена Решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2000 N ГКПИ 00-1181 и окончательно закреплена на нормативном уровне Положением ЦБ России и ГТК России от 24.01.2002 N 177-П/01-100/1 "О внесении изменения в Положение Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2001 N 105-П и 01-100/1 (соответственно)".
    
    Позиция же, заключающаяся во включении в предмет рассматриваемого правонарушения как не указанной в декларации суммы валюты, так и суммы валюты, о которой сведения по установленной форме были заявлены таможенному органу, по нашему мнению, противоречит не только таможенному законодательству, но и уголовно-правовым принципам законности и справедливости, способствует необоснованному возбуждению уголовных дел, существенно нарушает права граждан.
    

    Полагаем, что с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций в описанном случае не будет соблюдаться конституционно закрепленный принцип справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
    
    Учитывая, что предмет правонарушения, выразившегося в заявлении таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты, является определяющим признаком при разграничении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, и нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 16.2 КоАП РФ, в целях предупреждения неправомерного привлечения к уголовной ответственности физических лиц прошу сообщить мнение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу.
    
    Приложение*: копия постановления о возбуждении уголовного дела N 4151 от 13.07.2002.
_________________
   * Приложение в рассылке не приводится. - Примечание .
    
    

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
А.В.Константинов

    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование