- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 2002 года N 1427
О введении в действие Положения и Методики установления
категории таможенным органам Российской Федерации
Во исполнение решения коллегии ГТК России от 20.12.2002 "О совершенствовании принципов категорирования таможенных органов Российской Федерации" (приложение 1)
приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2003 Положение об установлении категории таможенным органам Российской Федерации (приложение 2).
2. Ввести в действие с 01.01.2003 Методику установления категории таможням Российской Федерации (приложение 3).
3. Считать утратившими силу с 01.01.2003:
- приказ ГТК России от 21.03.2000 N 219 "О решении коллегии ГТК России "О категорировании таможенных органов Российской Федерации";
- пункты 4-6 приказа ГТК России от 29.12.2000 N 1249 "Об установлении категорий отдельным таможням Российской Федерации";
- пункты 1, 4-6 приказа ГТК России от 29.12.2000 N 1250 "Об утверждении Положения об установлении категории таможенным органам Российской Федерации".
4. Первому заместителю председателя ГТК России Л.А.Лозбенко осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
Приложение 1
к приказу ГТК России
от 27.12.2002 N 1427
РЕШЕНИЕ
коллегии Государственного таможенного комитета Российской Федерации
от 20 декабря 2002 года "О совершенствовании принципов категорирования
таможенных органов Российской Федерации"
Действующая система установления категорий таможенным органам оказывает позитивное влияние на функционирование таможенной системы. В настоящее время с учетом произошедших изменений в экономической и политической жизни общества, в таможенном законодательстве, в условиях прохождения службы в таможенных органах, а также с учетом изменений, произошедших в управленческой деятельности, в технологиях организации таможенного оформления и таможенного контроля, возникла необходимость изменения и дополнения правовых актов, устанавливающих принципы и порядок изменения категорий таможенных органов.
В целях более полного использования возможностей категорирования таможенных органов для повышения эффективности деятельности таможенных органов и с учетом решений Организационно-структурной комиссии ГТК России коллегия ГТК России
решила:
1. Утвердить новый текст Положения об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации.
2. Утвердить новый текст Методики категорирования таможен.
3. Поручить Главному организационно-инспекторскому управлению (H.A.Сапьяник):
- продолжить при участии таможенных органов и управлений центрального аппарата ГТК России ежегодную доработку Положения об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации и Методики категорирования таможен с целью учета изменений, происходящих во внешней и внутренней политике Российской Федерации, в т.ч. в региональном разрезе;
- подготовить до 30.12.2002 проект приказа ГТК России об утверждении новых редакций Положения об установлении категории таможенным органам Российской Федерации и Методики категорирования таможен.
Председатель коллегии
Председатель Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
Приложение 2
к приказу ГТК России
от 27.12.2002 N 1427
ПОЛОЖЕНИЕ
об установлении категорий таможенным органам
Российской Федерации
I. Общие положения
1. Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации (далее - Положение) определяет:
- порядок установления региональным таможенным управлениям, таможням и таможенным постам Российской Федерации определенной категории, в соответствии с которой по должностям сотрудников таможенных органов устанавливаются специальные звания;
- порядок, в соответствии с которым специальные звания по должностям сотрудников в организациях ГТК России приравниваются к специальным званиям по должностям сотрудников в таможенных органах соответствующей категории.
2. Установление категории таможенным органам Российской Федерации проводится в целях совершенствования системы управления таможенным делом в Российской Федерации, а также оценки и учета деятельности таможенных органов.
3. Категории таможенных органов служат основой для принятия решения об их включении в проект Указа Президента Российской Федерации, утверждающего перечни должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий.
4. Установление категории таможенным органам Российской Федерации не является реформированием таможенных органов.
5. Положение предусматривает двухуровневую систему установления категории региональным таможенным управлениям и трехуровневую систему таможням и таможенным постам.
6. Категория создаваемым региональным таможенным управлениям и таможням (в том числе специализированным) устанавливается приказами ГТК России с учетом рекомендаций Организационно-структурной комиссии ГТК России (далее - Комиссия), одобренных коллегией ГТК России.
7. Предложения об установлении создаваемым региональным таможенным управлениям и таможням определенной категории рассматривает коллегия ГТК России на ближайшем после принятия Комиссией решения о создании данного таможенного органа заседании и с учетом ее рекомендаций.
8. Изменение категории региональных таможенных управлений и таможен осуществляется приказами ГТК России, издаваемыми с учетом решений коллегии ГТК России по предложениям, внесенным Комиссией.
9. Категория создаваемым таможенным постам устанавливается приказами ГТК России с учетом их структуры и рекомендаций Комиссии.
Изменение категории таможенным постам осуществляется приказами ГТК России с учетом их структуры.
10. Предложения об изменении категории региональных таможенных управлений и таможен рассматриваются не чаще одного раза в год при наличии оснований, предусмотренных Положением.
При этом Комиссия вносит предложения об изменении категории таможен и региональных таможенных управлений на рассмотрение коллегии ГТК России при условии их работы в существующей категории не менее одного года.
11. Изменение категории регионального таможенного управления и таможни допускается не более чем на одну ступень.
II. Методическая основа установления категории
таможенным органам
12. Основой для установления категории таможенным органам Российской Федерации являются результаты их работы по основным направлениям деятельности с учетом экономического положения, криминогенной обстановки и характеристики регионов их деятельности, напряженности и условий службы, специализации и других факторов.
13. Информационной базой для расчетов по установлению категории являются базы данных ГНИВЦа ГТК России и ежегодные формы статистической отчетности таможенных органов перед ГТК России.
14. Критерии и порядок расчета количественных показателей для установления категории региональным таможенным управлениям и таможенным постам определяются настоящим Положением, таможен - настоящим Положением и Методикой, утверждаемой коллегией ГТК России.
15. Установление и изменение существующей категории таможенного органа (кроме таможенного поста) производится на основании анализа следующих показателей:
- деятельности за 9 месяцев текущего года и аналогичный период предшествующего года, с учетом напряженности деятельности (интенсивности труда и эффективности деятельности);
- особенностей региона деятельности (его площадь, полный или неполный охват территории субъекта Российской Федерации, промышленный и торговый потенциал, количество участников внешнеэкономический деятельности (ВЭД), направления товаропотоков);
- состояния работы по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, по выявлению каналов и возможных направлений незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотиков, оружия, боеприпасов и предметов, относящихся к особо опасным видам контрабанды;
- особенностей структуры таможенного органа и таможенной инфраструктуры в регионе его деятельности (количество подчиненных таможенных постов, их специализация, наличие, количество и характеристики пунктов пропуска);
- штатной численности и сменности в работе;
- специализации таможенного органа (ориентация на оформление физических либо юридических лиц, преобладание товаров определенной номенклатуры), торгово-промышленной ориентации субъектов ВЭД в регионе деятельности (преобладание экспорта или импорта, преобладание видов транспорта, на котором перемещается товар).
III. Категории таможенных органов
16. Региональные таможенные управления могут иметь высшую и 1-ю категорию.
17. Высшую категорию могут иметь:
- региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является многоотраслевой промышленный регион, включающий территории нескольких субъектов Российской Федерации со значительным объемом ВЭД, развитой промышленной и транспортной инфраструктурой и которые вносят существенный вклад в пополнение федерального бюджета;
- специализированные региональные таможенные управления.
18. 1-ю категорию могут иметь региональные таможенные управления, регион деятельности которых включает территории нескольких субъектов Российской Федерации.
19. Предельные специальные звания, которые могут быть установлены по должностям сотрудников в региональных таможенных управлениях в зависимости от их категории, приведены в таблице 1:
Таблица 1
Должность |
Высшая категория |
1-я категория |
Инспектор |
Капитан |
Старший лейтенант |
Старший инспектор |
Майор |
Капитан |
Ведущий инспектор |
Майор |
Майор |
Главный инспектор |
Подполковник |
Подполковник |
Начальник отделения |
Полковник |
Подполковник |
Начальник отдела, заместитель начальника отдела |
Полковник |
Полковник |
Начальник службы, первый заместитель начальника службы, заместитель начальника службы |
Полковник |
Полковник |
Заместитель начальника управления |
Генерал-майор (полковник*) |
Генерал-майор |
Первый заместитель начальника управления |
Генерал-лейтенант (генерал-майор*) |
Генерал-майор |
Начальник управления |
Генерал-полковник (генерал-майор*) |
Генерал-лейтенант |
__________
* Для специализированных региональных таможенных управлений.
20. Таможни могут иметь высшую, 1-ю или 2-ю категорию.
21. Высшую категорию могут иметь:
- пограничные* и внутренние** таможни, которые расположены в крупных городах с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой, со значительным количеством участников ВЭД, с широкой номенклатурой перемещаемых товаров и значительным объемом товарооборота, со значительным объемом завершенного*** таможенного оформления, которые вносят существенный вклад в пополнение федерального бюджета и которые имеют в своем подчинении не менее трех таможенных постов;
________________
* Термин "пограничный таможенный орган" означает, что его регион деятельности включает сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы Российской Федерации, на которых имеются установленные в соответствии с действующим порядком функционирующие пункты пропуска.
** Термин "внутренний таможенный орган" означает, что в его регионе деятельности отсутствуют сухопутные, морские, речные и озерные участки государственной границы Российской Федерации, либо на имеющихся вышеперечисленных участках государственной границы Российской Федерации отсутствуют установленные в соответствии с действующим порядком функционирующие пункты пропуска.
Понятие "внутренний таможенный орган" распространяется также и на таможенные органы, в регионе деятельности которых все имеющиеся функционирующие пункты пропуска являются авиационными либо действующими в упрощенном порядке.
*** Термин "завершенное таможенное оформление" подразумевает выпуск товаров и транспортных средств с применением ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также оформление товаров и транспортных средств с применением ТПО, не требующее последующей перевозки товаров под таможенным контролем.
- региональные оперативные таможни, подчиненные региональным таможенным управлениям высшей категории.
22. 1-ю категорию могут иметь:
- пограничные и внутренние таможни, регион деятельности которых целиком охватывает территорию субъекта Российской Федерации, которые расположены в его административном центре (столице), характеризуются значительным объемом завершенного таможенного оформления товаров и транспортных средств и имеющие в своем подчинении не менее трех таможенных постов,
- таможни, непосредственно подчиненные ГТК России;
- региональные оперативные таможни, подчиненные региональным таможенным управлениям 1-й категории.
23. 2-ю категорию могут иметь:
- пограничные таможни, в деятельности которых преобладает незавершенное* таможенное оформление;
________________
* Термин "незавершенное таможенное оформление" подразумевает оформление процедур перевозки товаров под таможенным контролем без их помещения под заявленный таможенный режим, а также транзит.
- внутренние таможни, которые полностью либо частично охватывают территорию субъекта Российской Федерации, расположены в его административном центре (столице) либо в крупном промышленном и транспортном центре со значительным количеством участников ВЭД, в деятельности которых преобладает завершенное таможенное оформление, а также таможни, в регионе деятельности которых в основном расположены предприятия с преобладанием в их деятельности экспортной направленности и незначительными объемами импорта;
- региональные тыловые таможни.
24. Предельные специальные звания, которые могут быть установлены по должностям сотрудников таможен в зависимости от их категорий, приведены в таблице 2:
Таблица 2
Должность |
Высшая категория |
1-я категория |
2-я категория |
Инспектор |
Старший лейтенант |
Старший лейтенант |
Старший лейтенант |
Старший инспектор |
Капитан |
Капитан |
Капитан |
Ведущий инспектор |
Майор |
Майор |
Майор |
Главный инспектор |
Подполковник |
Подполковник |
Майор |
Начальник отделения |
Подполковник |
Подполковник |
Подполковник |
Начальник отдела, заместитель начальника отдела |
Полковник |
Полковник |
Подполковник |
Заместитель начальника таможни |
Полковник |
Полковник |
Полковник |
Первый заместитель начальника таможни |
Полковник (генерал-майор*) |
Полковник |
Полковник |
Начальник таможни |
Генерал-майор (генерал-лейтенант*) |
Генерал-майор |
Полковник |
________________
* Для Шереметьевской таможни.
25. Если в одном субъекте Российской Федерации расположено несколько таможен, то таможни, расположенные в городах (населенных пунктах) республиканского (областного, краевого, окружного) подчинения, не могут иметь категорию выше, чем таможня, расположенная в административном центре (столице) субъекта.
26. Таможенные посты могут иметь 1-ю, 2-ю или 3-ю категорию.
27. 1-я категория устанавливается таможенным постам, которые имеют в своей структуре отделы и могут иметь отделения.
Таможенные посты со статусом юридического лица всегда имеют 1-ю категорию.
28. 2-я категория устанавливается таможенным постам, которые имеют в своей структуре отделения и не имеют отделов.
29. 3-ю категорию имеют неструктурированные таможенные посты.
30. Специальные звания по должностям сотрудников (кроме должностей начальника и заместителей начальника таможенного поста) таможенных постов всех категорий устанавливаются в соответствии с категорией таможни, которой непосредственно подчинены данные таможенные посты.
Специальные звания по должностям сотрудников (кроме должностей начальника и заместителей начальника таможенного поста) таможенных постов всех категорий, подчиненных непосредственно региональному таможенному управлению или ГТК России, устанавливаются соответственно специальным званиям сотрудников таможен 2-й категории.
31. Предельные специальные звания, которые могут быть установлены по должностям начальника и заместителей начальника таможенного поста в зависимости от их категорий, приведены в таблице 3:
Таблица 3
Должность |
1-я категория |
2-я категория |
3-я категория |
Заместитель начальника поста |
Полковник |
Подполковник |
Подполковник |
Начальник поста |
Полковник |
Полковник |
Подполковник |
32. Отдельным таможенным органам в связи с особыми условиями службы (значительный объем работ, сложная оперативная обстановка, объявление чрезвычайного положения в регионе деятельности таможенного органа, работа в свободной экономической и таможенной зонах, стихийные бедствия и др.), а также с учетом специализации может быть установлена категория на одну ступень выше предусмотренной Положением.
При низких показателях загруженности и незначительных объемах работ отдельным таможенным органам может быть установлена категория на одну ступень ниже предусмотренной Положением.
IV. Порядок изменения категории таможенных органов
33. Подготовку предложений об изменении категории региональных таможенных управлений и таможен для рассмотрения на заседании коллегии ГТК России осуществляет Комиссия в соответствии с порядком, установленным Положением об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и организациях ГТК России.
34. Расчеты для обоснования изменения категории таможни проводит в процессе подготовки материалов к заседанию Комиссии Главное организационно-инспекторское управление на основании методики, утвержденной коллегией ГТК России.
35. Направление предложений региональных таможенных управлений об установлении категории подчиненным таможенным органам для рассмотрения Комиссией осуществляется в соответствии с порядком, установленным Положением об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и организациях ГТК России.
V. Порядок приравнивания организаций ГТК России к таможенным
органам соответствующей категории
36. Организации ГТК России по специальным званиям сотрудников приравниваются к таможенным органам Российской Федерации соответствующих типов и категорий.
37. Порядок, в соответствии с которым организации ГТК России по специальным званиям и должностным окладам сотрудников приравниваются к таможенным органам соответствующих типов и категорий, аналогичен порядку установления категории таможенным органам Российской Федерации.
38. Соответствие по специальным званиям относительно должностей сотрудников организаций ГТК России таможенным органам соответствующих категорий:
Таблица 4
Организация ГТК России |
Таможенный орган соответствующей категории, к которому приравнивается организация ГТК России |
Российская таможенная академия |
Региональное таможенное управление высшей категории |
ГНИВЦ ГТК России; |
Региональное таможенное управление первой категории |
Лечебно-оздоровительные учреждения ГТК России |
Таможня второй категории |
Начальник Главного
организационно-инспекторского
управления генерал-лейтенант
таможенной службы
Н.А.Сапьяник
Приложение 3
к приказу ГТК России
от 27.12.2002 N 1427
МЕТОДИКА
установления категории таможням
Российской Федерации
Для выработки предложений по установлению категорий таможен используются следующие сравнительные показатели напряженности и результативности, характеризующие различные стороны их деятельности за соответствующий период времени:
- показатели, характеризующие, сравнительную напряженность деятельности таможен:
1) количество принятых к оформлению грузовых таможенных деклараций (ГТД), штук;
2) количество принятых к оформлению добавочных листов ГТД (ТД2), штук;
3) количество принятых к оформлению деклараций таможенной стоимости (ДТС), штук;
4) количество оформленных корректировок таможенной стоимости (КТС), штук;
5) количество оформленных документов контроля доставки (ДКД), штук;
6) количество оформленных книжек МДП, штук;
7) количество оформленных таможенных приходных ордеров (ТПО), штук;
8) количество оформленных добавочных листов таможенных приходных ордеров (ДТПО), штук;
9) количество оформленных удостоверений ввоза транспортного средства (УВТС), штук;
10) количество оформленных паспортов транспортного средства (ПТС), штук;
11) количество оформленных паспортов шасси транспортного средства (ПШТС), штук;
12) количество проследовавших через таможенную границу данной таможни физических лиц (ФЛ), человек;
13) общая штатная численность должностных лиц таможни (включая подчиненные ей таможенные посты), человек;
14) количество зафиксированных контрактодержателей всего, лиц;
15) количество зафиксированных контрактодержателей, зарегистрированных в регионе деятельности таможни, лиц;
16) количество возбужденных административных дел, штук;
17) количество возбужденных уголовных дел, штук;
18) количество проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ФХД),
- показатели результативности, характеризующие эффективность деятельности таможен:
19) внешнеторговый оборот оформленных товаров, учитываемый в статистике внешней торговли, тонны;
20) внешнеторговый оборот оформленных товаров, учитываемый в статистике внешней торговли, доллары США;
21) количество начисленных таможенных платежей (акцизы, пошлины, НДС), подлежащих уплате в федеральный бюджет, рубли;
22) количество взысканных таможенных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет (акцизы, пошлины, НДС), рубли;
23) количество взысканных таможенных сборов и иных таможенных платежей (за исключением средств от реализации конфискатов), рубли.
Источником значений вышеперечисленных показателей являются формы статистической отчетности таможенных органов перед ГТК России, а также база данных ГНИВЦ ГТК России.
В основу установления категорий таможням положена не абсолютная, а сравнительная значимость показателей их деятельности. Иными словами, при установлении категорий таможням важны не сами по себе абсолютные величины показателей их деятельности, а их соотношение для различных таможен в рамках одной категории.
Результаты сравнения таможенных органов между собой в рамках одной категории по нескольким показателям являются достаточно объективными, поскольку по закону больших чисел частные погрешности и неточности нивелируются.
Определение сравнительной напряженности
деятельности таможен
Для количественного выражения нагрузочной характеристики используется показатель "сравнительная напряженность деятельности", рассчитываемый по формуле:
СНД=УД+К· ФЛ, где
СНД - сравнительная напряженность деятельности таможен;
УД - количество условных документов;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления физических лиц и грузовой таможенной декларации;
Значение данного коэффициента принимается равным 0,01.
Величина "условных документов" получается суммированием количества оформленных в таможне ГТД (товарных партий), ТД2, ДТС, КТС, ДКД, МДП, ТПО, ДТПО, УВТС, ПТС, помноженных на соответствующие коэффициенты:
УД = ГТД + К·х ТД2 + К·х ДТС + К·х КТС + К х ДКД + К х МДП + К·х ТПО + К х ДТПО + К·х УВТС + К·х ПТС, где
К - коэффициент, характеризующий:
- сравнительную трудоемкость оформления добавочного и основного листов грузовой таможенной декларации;
- повышение сложности и трудоемкости таможенного оформления в случае предъявления к таможенному оформлению большего количества добавочных листов;
- увеличение сложности и времени таможенного оформления в связи с необходимостью проведения более тщательного таможенного досмотра с целью контроля за достоверностью сведений, заявленных декларантом по всем декларируемым товарам;
К - коэффициент, характеризующий:
- сравнительную трудоемкость оформления декларации таможенной стоимости и основного листа грузовой таможенной декларации;
- повышение сложности и трудоемкости таможенного оформления в случае предъявления к таможенному оформлению декларации таможенной стоимости;
- увеличение сложности и времени таможенного оформления в связи с необходимостью проведения более тщательного таможенного контроля достоверности сведений, заявленных декларантом;
К - коэффициент, характеризующий:
- сравнительную трудоемкость оформления корректировки таможенной стоимости и основного листа грузовой таможенной декларации;
- повышение сложности и трудоемкости таможенного оформления в случае предъявления проведения корректировки таможенной стоимости;
- увеличение сложности и времени таможенного оформления в связи с необходимостью проведения более тщательного таможенного контроля достоверности сведений, заявленных декларантом;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления документа контроля доставки и грузовой таможенной декларации;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления книжки МДП и грузовой таможенной декларации;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления таможенного приходного ордера и грузовой таможенной декларации;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления добавочного и основного листов таможенного приходного ордера;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления удостоверения ввоза транспортного средства и грузовой таможенной декларации;
К - коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления паспорта транспортного средства и грузовой таможенной декларации.
Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является ГТД. В связи с этим значения коэффициентов, входящих в формулу расчета условных документов, устанавливаются меньше единицы и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно грузовой таможенной декларации, и могут меняться при изменении технологии таможенного оформления различных документов, товаров или физических лиц.
Значения коэффициентов определяются как соотношение количества оформленных по всей Российской Федерации соответствующих документов (кроме ДТПО, ПТС и ПШТС) к количеству оформленных ГТД;
К = ТД2/ГТД;
К = ДКД/ГТД;
К = МДП/ГТД;
К = ТПО/ГТД;
К = УВТС/ГТД;
Значение коэффициента ПТС определяется:
К = (ПТС+ПШТС)/ГТД;
Значение коэффициента ДТПО определяется:
К = ДТПО/ТПО.
С учетом рекомендаций РТА значения соответствующих коэффициентов ограничиваются следующими значениями:
К = 0,7 до 0,75;
К = от 0,05 до 0,15;
К = от 0,2 до 0,4;
К = от 0,2 до 0,5;
К = от 0,1 до 0,25;
К = от 0,3 до 0,5;
К = от 0,09 до 0,11;
К = от 0,25 до 0,5;
К = от 0,05 до 0,15.
Таким образом, если рассчитанное значение какого-либо коэффициента получается выше установленного максимального для данного коэффициента значения, то данному коэффициенту присваивается максимально допустимое значение. Соответственно, если рассчитанное значение какого-либо коэффициента получается ниже установленного минимального для данного коэффициента значения, то данному коэффициенту присваивается минимально допустимое значение.
Как видно из приведенного перечня показателей сравнительной напряженности деятельности таможен, в расчете непосредственно не учитывается правоохранительная и инспекционная деятельность, в том числе связанная с расследованием по административным и уголовным делам.
Тем не менее показатели правоохранительной и инспекционной деятельности будут учтены независимо от показателей таможни по оформлению основных таможенных документов и физических лиц. В то же время можно утверждать, что показатель сравнительной напряженности деятельности таможен позволяет косвенно, опосредованно учитывать напряженность деятельности таможен, связанную и с выполнением ими правоохранительных функций, т.к. количество правонарушений функционально связано с количеством оформленных таможенных документов (прежде всего, ГТД, КТС, ДКД, МДП, ТПО) и физических лиц.
Определение показателей, характеризующих правоохранительную
и инспекционную деятельность таможен
Для наиболее полного отражения сравнительной напряженности и эффективности деятельности таможен необходимо учесть и результативность их правоохранительной деятельности. Для этого необходимо рассмотрение следующих показателей:
1) количество возбужденных административных дел;
2) количество возбужденных уголовных дел;
3) количество проведенных проверок ФХД участников ВЭД.
При этом для использования в расчете и сравнительном анализе количество возбужденных административных и уголовных дел суммируется в единый показатель правоохранительной деятельности.
Определение показателей, характеризующих внешние
условия деятельности таможен
Одной из важных характеристик деятельности таможен является показатель количества постоянных участников ВЭД - контрактодержателей, товары которых предъявлялись к основному таможенному оформлению.
Показателем постоянства участника ВЭД служит декларирование в данной таможне пяти и более партий товаров.
Данный показатель отражает сложность и многосторонность деятельности таможни. Очевидно, что осуществление таможенного контроля большего количества контрактов, заключенных на различных условиях определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых различными видами транспорта на всем пути их перевозки от отправителя к получателю, помещаемых под различные таможенные режимы и т.д., в конечном счете влияет на увеличение загруженности таможни и повышение профессионализма ее должностных лиц.
При этом показатель количества контрактодержателей, зарегистрированных в регионе деятельности данной таможни показывает наличие устойчивой основы для развития таможни независимо от политики, проводимой в других регионах Российской Федерации.
Для количественного выражения внешних условий деятельности таможен используется показатель "количество контрактодержателей", рассчитываемый по формуле:
КК = КСР + К хКДР, где
КК - количество контрактодержателей;
КСР - количество контрактодержателей региона деятельности исследуемой таможни;
КДР - количество контрактодержателей, местом регистрации которых являются регионы деятельности других таможен;
К - коэффициент, характеризующий наличие устойчивой основы для прогрессирующего развития таможни.
Значение данного коэффициента принимается равным 0,5.
Определение показателей, характеризующих эффективность
деятельности таможен
При решении проблемы выбора критерия эффективности деятельности таможенных органов необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Принятая в настоящее время для оценки деятельности таможенных органов величина перечисляемых в федеральный бюджет таможенных платежей в неполной мере определяется деятельностью собственно таможенных органов.
Как известно, таможенные платежи, перечисляемые в федеральный бюджет включают:
а) вывозные таможенные пошлины;
б) акцизы при экспорте;
в) ввозные таможенные пошлины;
г) налог на добавленную стоимость (НДС);
д) акцизы при импорте.
На величины таможенных платежей определяющее влияние оказывают следующие факторы:
а) масштабы и структура внешнеэкономической деятельности (в первую очередь - объемы экспорта и импорта и их соотношения);
б) уровень таможенного налогообложения (величины ставок таможенных пошлин и налогов);
в) принадлежность партнеров России по ВЭД к дальнему или ближнему зарубежью, странам развитым или развивающимся - то, что мы можем обозначить как "географическую структуру ВЭД";
г) преференции и льготы, установленные Правительством Российской Федерации, федеральными законами и международными обязательствами Российской Федерации.
Величины данных таможенных платежей являются главным и определяющим финансовым результатом деятельности таможенных органов и в таком качестве могут служить их характеристикой.
При этом следует раздельно учитывать величины начисленных и взысканных таможенных платежей, так как разница между начисленными и взысканными таможенными платежами отражает величину условно начисленных таможенных платежей, что в первую очередь отражает товарооборот со странами СНГ.
Другим показателем, отражающим экономическую эффективность деятельности таможенных органов на всех уровнях, является часть таможенных платежей, составляющая "плату за услуги", предоставляемые таможенными органами участникам ВЭД, а также иные платежи.
Указанные платежи включают:
1. Таможенные сборы за таможенное оформление;
2. Таможенные сборы за хранение товаров;
3. Таможенные сборы за таможенное сопровождение;
4. Сборы за выдачу и возобновление действия лицензий, аттестата;
5. Средства за предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.
6. Суммы возмещения материального ущерба, иные сборы, пени и другие суммы, предусмотренные таможенным законодательством, платежи за принятие предварительных решений, плата за участие в таможенных аукционах, средства, полученные от реализации товаров и транспортных средств, являющихся предметом залога.
7. Штрафы и стоимость товаров и транспортных средств, применяемых в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил, за нарушение валютного законодательства и за совершение административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов.
8. Платежи с физических лиц.
Как видно из приведенного перечня, величина данных платежей также может служить количественной оценкой экономической эффективности деятельности таможен.
Порядок проведения сравнительного анализа
деятельности таможен
Из общего списка исключаются таможни, отличающиеся от остальных ярко выраженной специализацией (оперативные и тыловые таможни).
Полученные для каждой таможни абсолютные величины напряженности деятельности, характеристики внешних условий деятельности таможни, ее правоохранительной деятельности, экономической эффективности деятельности и общей штатной численности таможни сравниваются в рамках категорий таможен. Весь набор критериев сравнивается с аналогичными показателями отчета за предыдущий период. На основании данного сравнения, анализа всех вышеперечисленных показателей и характеристик за определенный период времени, в случае выявления постоянной (в текущем и предыдущем периодах) тенденции к определенному изменению категории выносится предварительное решение об изменении категории данной таможни в сторону понижения или повышения ее категории.
Последовательность проведения сравнительного анализа следующая:
1. Сравниваемые показатели и величины группируются по таможням одной категории.
2. По следующей формуле вычисляются условные границы перехода из одной категории в другую по данному показателю:
, где из двух соседних категорий
- сумма показателя по таможням более высокой категории,
n - количество таможен более высокой категории,
- сумма показателя по таможням более низкой категории,
m - количество таможен более низкой категории.
Для высшей и второй категорий соответственно верхняя и нижняя условные границы не вычисляются.
3. Строится гистограмма, на которую наносится изучаемый показатель для таможен данной категории и условные границы перехода из данной категории в более высокую и более низкую категории.
4. На основании данной гистограммы по изучаемому показателю делается одно из следующих заключений:
- таможня соответствует уровню таможен своей категории;
- таможня соответствует уровню таможен более высокой категории;
- таможня соответствует уровню таможен более низкой категории.
5. После изучения всех показателей строится итоговая гистограмма сделанных заключений:
Результат сравнительного анализа деятельности таможни за период ___ года.
Таможня: |
| ||
Существующая категория: |
| ||
Подчиненность: |
| ||
|
(региональное таможенное управление) |
| ||||||||||
Обо- |
Обо- |
Начи- |
Взы- |
Взы- |
Коли- |
Коли- |
Пока- |
Пока- |
Об- |
0 - означает, что таможня соответствует уровню таможен своей категории;
- 1 - означает, что таможня соответствует уровню таможен более низкой категории;
1 - означает, что таможня соответствует уровню таможен более высокой категории.
6. По результатам изученных показателей за данный период делается вывод о возможности сохранения или необходимости изменения существующей категории таможни.
Вывод о необходимости изменения категории в ту или иную сторону делается, если на это указывают более 50% из исследуемых показателей.
7. По аналогичной процедуре проводится сравнительный анализ показателей предыдущего периода, за исключением случаев, когда данные периоды не могут быть сопоставимы из-за значительных изменений внешних и иных условий осуществления таможенного контроля, значительных изменений в положениях таможенной политики Российской Федерации.
8. Проводится сравнение сделанных выводов за исследуемый и предыдущий периоды.
По итогам сравнения делаются следующие предварительные заключения:
О необходимости повышения категории - если за оба исследуемых периода сделан вывод о необходимости повышения категории;
О необходимости понижения категории - если за оба исследуемых периода сделан вывод о необходимости понижения категории;
О необходимости сохранения категории - во всех остальных случаях.
9. Для подготовки окончательного заключения проводится анализ иных указанных в Положении об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации показателей и характеристик:
- фактором, влияющим на понижение категории таможни, может являться то, что ее регион деятельности охватывает часть территории субъекта Российской Федерации;
- фактором, влияющим на понижение категории таможни, может являться то, что основу оформляемого ею внешнеторгового оборота составляет ограниченная номенклатура товаров;
- фактором, влияющим на понижение категории таможни, может являться то, что по показателям оформляемого ею внешнеторгового оборота в стоимостном выражении имеется значительное (75% и более) превышение экспорта над импортом;
- фактором, влияющим на повышение категории таможни, может являться то, что в ее структуре дополнительно появилось (со времени предыдущего установления категории) 3 и более открытых для международного сообщения пунктов пропуска, расположенных непосредственно на таможенной границе Российской Федерации;
- фактором, влияющим на повышение категории таможни, может являться то, что в ее структуре дополнительно появилось (со времени предыдущего установления категории) 3 и более таможенных постов первой и второй категорий;
- фактором, влияющим на повышение категории таможни, может являться то, что она имеет значительный (5% и более от суммарного показателя по всей таможенной системе) вклад в доходную часть федерального бюджета.
10. Если на основании анализа всех вышеперечисленных показателей и факторов делается вывод о необходимости изменения категории таможни, соответствующее предложение вносится на рассмотрение Организационно-структурной комиссии ГТК России в порядке, определенном Положением об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации и Положением об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и организациях ГТК России.
Начальник Главного
организационно-инспекторского управления
генерал-лейтенант
таможенной службы
Н.А.Сапьяник
Текст документа сверен по:
рассылка