почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
3
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


О налоге на пользователей автомобильных дорог

         

    

 Вопрос:

    
    Пожалуйста, поясните изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, касающиеся налога на пользователей автомобильных дорог.
    
  

 Ответ:

    
    Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ были внесены изменения, касающиеся налога на пользователей автомобильных дорог, зафиксированные в трех статьях указанного Закона: статьи 2, 4, 16.
    
    В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ из п.1 ст.19 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" исключается подпункт "м" (налог на пользователей автомобильных дорог) и добавляется подпункт "ж".
    
    Согласно статье 4 Закона РФ от 24.07.2002 N 110-ФЗ все налогоплательщики налога на пользователей автомобильных дорог обязаны исчислить и уплатить данный налог в срок до 15 января 2003 года.
    
    В то же время для налогоплательщиков данного налога - субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 16 указанного Закона оставлен прежний порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, т.е. независимо от учетной политики исчислить налог за 2002 год и уплатить в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности.

    Изменения в законодательстве о дорожных фондах, зафиксированные в Законе РФ от 24.07.2002 N 110-ФЗ, противоречат общему порядку действующего законодательства:
    
    Согласно действующей с 1 января 1999 года части I Налогового кодекса РФ, статьями 13-15 определен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, которые взимаются на территории РФ. Но при введении части второй Налогового кодекса, которая вступила в силу с 1 января 2001 года, законодатель в статье 32_1 Закона от 05.08.2001 N 118-ФЗ определил, что статьи 13-15 Налогового кодекса РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
    
    Такой же позиции придерживается и Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.07.2002 N 185-О: "Согласно Федеральному закону "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, все налоги, установленные статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в том числе подпунктом "м" ее пункта 1 - налоги, служащие источником образования дорожных фондов, включая налог на пользователей автомобильных дорог), подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений."

    Таким образом, перечень действующих на сегодня налогов и сборов определяется не Налоговым кодексом, а Законом "Об основах налоговой системы в РФ".
    

    Следовательно, внесение в Закон "Об основах налоговой системы" изменения в виде исключения из него пп."м" п.1 ст.19 (налог на пользователей автомобильных дорог), внесенное Законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, означает, что с 1 сентября на территории РФ такой налог, как налог на пользователей автомобильных дорог, отсутствует. Это правило вытекает также из общепринятого правила "каждый последующий закон отменяет ранее принятый закон".

    Министерство по налогам и сборам, в своем письме от 10 сентября 2002 года N ВГ-6-03/1385 "О налоге на пользователей автомобильных дорог" высказывает позицию, согласно которой, налогоплательщики налога на пользователей автомобильных дорог должны исчислять и уплачивать в 2002 году налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии с действовавшим ранее порядком и до 15 января 2003 года исчислить и уплатить данный налог с образовавшейся на 1 января 2003 года суммы дебиторской задолженности. Но при исчислении суммы налога налогоплательщику рекомендуется руководствоваться и порядком, установленным Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", и статьей 4 Федерального закона N 110-ФЗ.
    
    Основная логика такого решения МНС строится на том, что согласно статье 53 Бюджетного кодекса РФ федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. И внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

    На это письмо можно привести следующие контраргументы.
    
    Во-первых:
    
    Понятно, что МНС, как фискальный орган, на который возложена обязанность по сбору налогов и пополнению бюджета, должно приложить максимум усилий, чтобы собрать налог на пользователей автомобильных дорог за весь 2002 год, да еще и выполнить п.4 Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Но ссылаться при этом только на Бюджетный кодекс - это не корректно, и может быть рассчитано только на неподготовленного налогоплательщика.

    Во-вторых:

 

    В Законе "О дорожных фондах", в части налога на пользователей автомобильных дорог, объектом налогообложения является выручка, которая исчисляется без учета НДС и налога с продаж.
    
    А в соответствии со ст.4 Закона N 110-ФЗ объектом налогообложения должна являться сумма дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. Т.е. по сути, с суммы выручки, включая НДС и налог с продаж.
    
    Таким образом, у налогоплательщика не только увеличивается сумма налога, но также и ухудшается его положение по сравнению с ранее действовавшим порядком, что противоречит статье 57 Конституции РФ - законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

    Итак, надо признать, что законодатель, по всей видимости, допустил ошибку в Законе от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Но данная ошибка законодателя - в пользу налогоплательщика.
    
    Конечно, далеко не каждый налогоплательщик разобрался в существе данного вопроса, основная масса налогоплательщиков готова заплатить налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, да еще и с суммы дебиторской задолженности, образовавшейся по неоплаченной на 1 января 2003 года суммы дебиторской задолженности. И скорее всего, заплатит.
    
    Но ведь на все существует срок исковой давности, и пройдет не так много времени, когда налогоплательщики, задним числом разобравшись со случившимся, пойдут в суд отстаивать свои права по незаконно уплаченному ими налогу. А позиция Конституционного Суда по этому вопросу уже есть.
    
    

С.Ю.Кузнецова
ООО "БК консалтинг"
(095) 774-33-05

    
2 декабря 2003 года N А2572


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование