почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
21
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Об исполнении кредитным потребительским кооперативом граждан
обязанностей налогового агента


         

 Вопрос:


    Кредитный потребительский кооператив выдает займы своим членам. Является ли кредитный потребительский кооператив граждан налоговым агентом с доходов заемщиков в виде экономии на процентах по полученным заемным средствам?
    

 Ответ:


    По вопросу об исполнении кредитным потребительским кооперативом граждан обязанностей налогового агента отметим следующее.
    
    Налоговыми агентами согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Не останавливаясь подробно на детальном анализе всех признаков налогового агента, обратим внимание лишь на один из них, существенный, на наш взгляд, применительно к данной ситуации.
    
    Налоговые агенты - это лишь лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Таким образом, следует констатировать вывод, что обязанности налогового агента у субъектов налоговых правоотношений не возникают автоматически. Конкретное лицо приобретает статус налогового агента только в том случае, если соответствующие обязанности возложены на него Налоговым кодексом РФ. Следовательно, в рассматриваемом случае кредитный потребительский кооператив граждан будет являться налоговым агентом, если соответствующие оговорки на сей счет имеются в главе 23 Налогового кодекса РФ.
    
    Анализ норм главы 23 Налогового кодекса РФ (Налог на доходы физических лиц) позволяет отметить следующее. Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога. Указанные российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ признаются налоговыми агентами. При этом пункт 2 упомянутой статьи устанавливает, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214_1, 227 и 228* Налогового кодекса РФ, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
    
    Таким образом, буквальное толкование приведенных норм статьи 226 Налогового кодекса РФ приводит к выводу о том, что обязанности налогового агента возникают у лиц, выплачивающих доходы налогоплательщику (в том числе и у российских организаций, к коим относится и кредитный потребительский кооператив граждан), во всех случаях выплаты таких доходов, кроме случаев, предусмотренных статьями 214_1, 227 и 228* Налогового кодекса РФ. При этом следует подчеркнуть, что ни одной из указанных статей не предусмотрено самостоятельное исполнение обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с доходов в виде экономии на процентах по полученным заемным средствам.
________________
    * Статья 214_1 Налогового кодекса РФ регулирует особенности определения налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;

    статья 227 Налогового кодекса РФ регулирует порядок уплаты налога на доходы физических лиц 1) физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) частными нотариусами и другими лицми, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

    статья 228 Налогового кодекса РФ регулирует порядок уплаты налога на доходы физических лиц 1) физическими лицами - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 2) физическими лицами - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; 3) физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ, - исходя из сумм таких доходов; 4) физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов; 5) физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.

    
    В то же время следует обратить внимание на абзац 4 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный статьей 216 Налогового кодекса РФ. Таким образом, приведенной нормой прямо закреплено, что определение налоговой базы по доходам в виде экономии на процентах по полученным заемным средствам осуществляется самим налогоплательщиком (самостоятельно)*. Следовательно, было бы логичным сделать вывод о том, что, в данном случае и иные обязанности, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц должны исполняться самим налогоплательщиком. Во-первых, исчисление налога в отрыве от определения налоговой базы по налогу невозможно. Данный вывод следует из статьи 52 Налогового кодекса РФ, в которой прямо установлено, что исчисление налога должно осуществляться исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Во-вторых, действующим законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрена возможность "разнесения" обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов между налоговым агентом и налогоплательщиком.
________________
    * Отметим, что сделанный вывод касается именно заемных средств, т.е. средств, полученных налогоплательщиком на основании договора займа. Для кредитных средств (средств, полученных на основании кредитного договора) соответствующая оговорка абзацем 4 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса РФ не предусмотрена. Хотя в Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 5 марта 2001 года), утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, приведенный здесь вывод распространен и на отношения сторон по кредитному договору.

    
    С учетом сказанного выше следует констатировать вывод, что в главе 23 Налогового кодекса РФ (Налог на доходы физических лиц) налицо противоречие в формулировании норм, касающихся возложения обязанностей налогового агента в случае исчисления и уплаты налога с доходов в виде экономии на процентах по полученным заемным средствам.
    
    Представляется, что данная коллизия должна быть разрешена в пользу налогового агента (заимодавца) по следующим основаниям. Во-первых, статья 212 Налогового кодекса РФ является специальной и регулирует определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц исключительно в отношении доходов в виде материальной выгоды. В то время как нормы, закрепленные статьей 226 Налогового кодекса РФ, являются общими и регулируют все случаи исполнения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц. Специальная норма во всех случаях имеет приоритет по отношению к общей.
    
    Во-вторых, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора). Хотя формально приведенная норма и рассчитана в своем применении на налогоплательщиков и плательщиков сборов, на наш взгляд, имеются все основания распространять ее действие и на правоотношения с участием налоговых агентов. С одной стороны, обязанности налогового агента по отношению к обязанностям налогоплательщика имеют лишь производное, зависимое, техническое значение и немыслимы в отрыве от обязанностей налогоплательщика. Уже с этой точки зрения было бы нелогичным применение гарантии, закрепленной пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, только лишь в отношении налогоплательщиков. С другой стороны, пунктом 2 статьи 24 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ. В отношении пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ каких-либо оговорок, позволяющих не применять его к отношениям с участием налоговых агентов, Налоговым кодексом РФ не сделано.
    
    Подводя итог, следует констатировать вывод, что у заимодавца - кредитного потребительского кооператива граждан не возникает обязанностей налогового агента в отношении доходов физических лиц - заемщиков с доходов в виде экономии на процентах по полученным последними заемным средствам. Заимодавец не обязан исчислять, удерживать и перечислять сумму налога на доходы физических лиц в данном случае, равно как и не обязан информировать налоговый орган о сумме дохода налогоплательщиков в соответствии со статьей 230 Налогового кодекса РФ.
    

    Следует сказать, что аналогичные выводы можно проследить и из актов налоговых органов. Так, например, в Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 5 марта 2001 года), утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, Министерство РФ по налогам и сборам в отношении вопроса, являющегося предметом настоящего заключения, указывает: "Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налогоплательщиком в день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, но не реже чем один раз в налоговый период (не реже одного раза в календарном году.
    
    В соответствии со статьями 26 и 29 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные (кредитные) средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
    
    Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
    
    В случае назначения в установленном порядке организации - заимодавца (кредитора) в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды такой уполномоченный представитель осуществляет определение налоговой базы, а также исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога".
    
    В приведенных разъяснениях МНС России нигде не упомянуто, что на организацию - заимодавца возлагаются обязанности налогового агента. Напротив, указывается на обязанность налогоплательщика самостоятельно определить налоговую базу по налогу. Более того, МНС России подчеркивает, что организация - заимодавец может исполнять обязанности налогоплательщика по исчислению и уплате налога только в качестве его налогового представителя при наличии соответствующей доверенности, выданной налогоплательщиком, но не в качестве налогового агента.
    
    Разъяснения, аналогичные вышеприведенным, содержатся и в иных источниках, исходящих от налоговых органов. Так, на официальном web-сайте МНС России www.nalog.ru содержится разъяснение следующего характера: "Налоговыми агентами согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговую базу на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 212 Кодекса определяет налогоплательщик при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах только при получении заемных средств, а при получении кредитных средств определение налоговой базы налогоплательщиком не предусмотрено названной статьей".
    

    Идентичное толкование законодательства РФ о налогах и сборах дано также, например, в письмах Управления МНС России по г.Москве от 23 декабря 2002 года N 27-08н/62778, от 2 июля 2001 года N 04-04-06/304, от 11 апреля 2002 года N 27-08н/16616.


Смирнов А.Е.,
главный юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

24 марта 2004 года N Ю5231

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование