почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
29
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 марта 2005 года N  01-06/9280


О практике продления сроков административного
расследования по делам об АП во II полугодии 2004 года

    
    
    В соответствии с планом работы на первое полугодие 2005 года Управлением таможенных расследований и дознания ФТС России на основании поступивших из оперативных таможен материалов, а также рассмотренных ходатайств о продлении сроков производства по делам о нарушении таможенных правил таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, подготовлен обзор о практике продления сроков административного расследования по делам об административных правонарушениях во II полугодии 2004 года.
    
    Результаты деятельности, отраженные в обзоре, свидетельствуют о сокращении количества случаев продления сроков расследования дел об административных правонарушениях. Вместе с тем, отмечается, что данные показатели получены не вследствие улучшения качества работы, а в основном по причине изменения законодательства.
    
    По-прежнему выявляются факты отсутствия должного планирования процесса расследования, затягивания производства, несвоевременного назначения экспертиз, ненадлежащего исполнения поручений о совершении отдельных процессуальных действий. Не по всем делам прослеживается организующая роль оперативных таможен. Руководством таможен к данному направлению деятельности предъявляются заниженные требования.
    
    Направляя для изучения обзор, обязываю:
    
    начальников таможен:
    
    - принять меры, направленные на исключение случаев несвоевременного и ненадлежащего исполнения поручений по делам об административных правонарушениях. При выявлении подобных фактов информировать УТРД и/или оперативные таможни в порядке, установленном Инструкцией "О порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об АП", утвержденной приказом ГТК России от 28.03.2003 N 333, для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;
    
    - обеспечить своевременное назначение и производство экспертиз. Для этого в письменной форме согласовывать сроки проведения исследования с экспертными учреждениями;
    
    - принять меры по недопущению отмеченных нарушений в обзоре, о чем доложить в оперативные таможни до 01.05.2005;
    
    начальников оперативных таможен:
    
    - принять меры по улучшению качества планирования административного расследования дел в таможенных органах региона;
    
    - провести сравнительный анализ количества рассмотренных ходатайств о продлении сроков производства во II полугодии 2004 с I полугодием 2005 года;
    
    - результаты работы вместе с обзором о практике рассмотрения ходатайств о продлении сроков административного расследования за I полугодие 2005 года представить в УТРД к 10.08.2005.
    
    

Заместитель руководителя
генерал-лейтенант
Н.А.Волобуев

    
 

  
ОБЗОР
практики продления сроков административного расследования по делам об АП

    
    Управлением таможенных расследований и дознания (далее - УТРД) ФТС России проведено обобщение аналитических материалов о продлении сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях (далее - АП) за II полугодие 2004 года, поступивших из оперативных таможен, а также ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП, поступивших в УТРД из таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
    
    Во II полугодии 2004 года в соответствии с ч.5 ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и методическими рекомендациями о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об АП и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации (далее - методические рекомендации) УТРД рассмотрено 54 ходатайства о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП, из них:
    
    Шереметьевской таможни - 9, всего возбуждено 274 дела об АП;
    
    Домодедовской таможни - 38, всего возбуждено 203 дела об АП;
    
    Внуковской таможни -7 , всего возбуждено 78 дел об АП;
    
    Центральной энергетической таможни - 0, всего возбуждено 42 дела об АП;
    
    оперативными таможнями - 5791 , из них:
    
    Северо-Западной оперативной таможней (СЗОТ) - 1711, всего возбуждено в регионе 6622 дела об АП;
    
    Центральной оперативной таможней (ЦОТ) - 1206, всего возбуждено в регионе 7417 дел об АП;
    
    Дальневосточной оперативной таможней (ДВОТ) - 721, всего возбуждено в регионе 2550 дел об АП;
    
    Калининградской оперативной таможней (КОТ) - 566, всего возбуждено в регионе 1626 дел об АП;
    
    Приволжской оперативной таможней (ПОТ) - 561, всего возбуждено в регионе 3407 дел об АП;
    
    Южной оперативной таможней (ЮОТ) - 483, всего возбуждено в регионе 3416 дел об АП;
    
    Восточно-Сибирской оперативной таможней (ВСОТ) - 318, всего возбуждено в регионе 1584 дела об АП;
    
    Уральской оперативной таможней (УОТ) - 164, всего возбуждено в регионе 3089 дел об АП;
    
    Сибирской оперативной таможней (СОТ) - 61, всего возбуждено в регионе 3079 дел об АП.
    
    По сравнению с I полугодием 2004 года количество рассмотренных ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования снизилось в ЦОТ на 84%, СОТ на 40,7%, ВСОТ на 34,2%, КОТ на 27%, ДВОТ на  2,5%.
    
    Снижению количества ходатайств о продлении сроков административного расследования по делам об АП послужили следующие обстоятельства:
    
    - сокращение во II полугодии 2004 года почти на 30% количества возбужденных таможенными органами дел об АП ввиду изменения 16 главы КоАП России в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации";
    
    - введение в действие новой редакции методических рекомендаций, направленных письмом ФТС России от 06.10.2004 N 01-06/2587. Данные рекомендации изменили процедуру рассмотрения ходатайств по делам об АП, по которым не требуется значительных временных затрат для проведения процессуальных действий;
    
    - принятие оперативными таможнями мер организационного характера.
    
    Следует отметить, что Восточно-Сибирской оперативной, Калининградской оперативной, Центральной оперативной, Шереметьевской таможнями конкретных мер, направленных на своевременное проведение административного расследования, не принималось. Для исполнения указания ФТС России (от 30.09.2004 N 01-06/2121) были организованы только рабочие совещания.
    
    Снижение количества ходатайств в указанных регионах объясняется уменьшением количества возбужденных дел, а также исключением из практики работы Смоленской таможни неправомерных случаев возбуждения дел по ч.1 ст.16.18 КоАП России по фактам невывоза физическими лицами транспортных средств (в I полугодии таможенными органами ЦТУ возбуждено 7551 дело об АП, из них 5199 по ч. 1 ст.16.18 КоАП России).
    
    Как правило, сроки административного расследования продлевались оперативными таможнями от 2 до 3 месяцев.
    
    Продление срока административного расследования свыше 3 месяцев осуществлялось по делам об АП, возбужденным по ст.16.1, ч.1 ст.16.2, ч.2 ст.16.2, ст.16.3, ст.16.9, ч.1 ст.16.18, ст.16.20, ст.16.21 КоАП России.
    
    Федеральной таможенной службой сроки административного расследования продлевались не более чем на один месяц.
    
    Причинами продления сроков проведения административного расследования продолжают оставаться следующие:
    
    - неполучение заключений товароведческих экспертиз. В основном это относится к делам об АП, наказания за которые предусмотрены в виде административного штрафа, выраженного в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения. Однако необходимо отметить, что в связи с вступлением с 01.10.2004 в действие новой 16 главы КоАП России санкции по многим составам стали исчисляться исходя из минимального размера оплаты труда, в связи с чем отпала необходимость назначения экспертизы по определению рыночной стоимости предмета АП;
    
    - неполучение ответов на запросы и поручения, направленные в территориальные таможенные органы в порядке ст.26.9 КоАП России, а также на международные запросы либо длительность их исполнения.
    
    Одной из причин затягивания сроков административного расследования является неисполнение таможнями требований ст.26.9 КоАП России, п. 4.1 Инструкции "О порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об АП", утвержденной приказом ГТК России от 28.03.2003 N 333, а именно: нарушение сроков исполнения поручений, отработка поручений ненадлежащим образом. Нарушение таможенными органами требований закона и инструкции обусловлено отсутствием контроля со стороны руководства за ходом исполнения поручений.
    
    Например, в Алтайской таможне срок расследования по делу об АП N 10605000-697/2004 продлевался до 5 месяцев, при этом основанием для продления явилось неполучение ответов из Центральной акцизной, Подольской и Внуковской таможен, а также Центральной оперативной таможни на отдельное поручение об установлении свидетелей по данному делу и опросу их по существу дела. По аналогичному основанию Красноярской таможней по делу об АП N 10606000-171/2004 срок расследования продлен до 4 месяцев из-за несвоевременного исполнения Якутской таможней поручения, а также неполучения ответа на запрос из СибУВДТ Красноярского края.
    
    В ходе производства по делу об АП N 10316000-275/2004, возбужденному Минераловодской таможней, с целью установления лиц, ввезших на территорию Российской Федерации неоформленный в таможенном отношении товар, направлялись запросы в Центральную оперативную таможню, Подольскую таможню, приграничные таможни, ГНИВЦ, ИМНС г.Нальчика. На момент продления административного расследования до 5 месяцев, ответы из Подольской таможни и ряда приграничных таможен не поступили;
    
    - необходимость установления фактического местонахождения лица, привлекаемого к ответственности, с целью его опроса и ознакомления с процессуальными документами.
    
    Например, для установления лица, подлежащего привлечению к административной ответственности по делу об АП N 10320000-41/2004, возбужденному Туапсинской таможней по ч.1 ст.16.2 КоАП России, были направлены отдельное поручение в ОРО Туапсинской таможни и международный запрос в Республику Беларусь, проведены опросы большого количества лиц. Однако установить владельца транспортного средства не представилось возможным, в связи с чем дело об АП прекращено на основании ч.2 ст.24.5 КоАП России.
    
    По делам об АП N 10220000-427/2004, 10220000-428/2004, 10220000-430/2004, возбужденным Неманской таможней по ст.16.1 КоАП России в отношении граждан Князевой С.А., Колесниковой А.Ю., Лапинскаса A.M., срок административного расследования продлевался до 6 месяцев. Лица, привлекаемые к ответственности, на неоднократные вызовы в таможню не являлись, по месту жительства не проживали, проведенные мероприятия по установлению их местонахождения результата не дали;
    
    - необходимость установления местонахождения товара, являющегося предметом правонарушения, с целью его осмотра, изъятия (ареста) и определения стоимости.
    
    Так, по делу об АП N 10309000-454/2004, возбужденному Краснодарской таможней по факту недекларирования, в течение 6 месяцев осуществлялся розыск транспортного средства, являющегося предметом АП. В ходе расследования в ИЦ ГУВД Краснодарского края направлялись информация о постановке автомашины на централизованный учет (объявление розыска), запросы во все региональные таможенные управления с целью получения информации о перемещении предмета АП за пределы Российской Федерации либо его таможенном оформлении на территории Российской Федерации. Однако местонахождение автомашины установлено не было.
    
    Во II полугодии 2004 года по-прежнему имели место нарушения материальных и процессуальных норм КоАП России, в связи с чем оперативными таможнями отказано в удовлетворении 29 ходатайств.
    
    Причинами отказа послужили следующие основания:
    
    - необоснованное возбуждение дел об АП (Сочинская, Балтийская таможни);
    
    - отсутствие в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, состава АП (Неманская, Смоленская, Московская западная таможни);
    
    - истечение срока давности привлечения к административной ответственности (Сочинская, Московская восточная, Ногинская, Подольская, Центральная акцизная таможни);
    
    - проведение административного расследования по делам об АП, по которым оно не предусмотрено (дела об АП NN 10702000-1001/2004, 10702000-1032/2004, возбужденные Владивостокской таможней по ст.19.7 КоАП России, дело об АП N 10217000-82/2004, возбужденное Великолукской таможней по ст.7.12 КоАП России).
    
    В ходе изучения ходатайств УТРД и оперативными таможнями выявлены следующие нарушения организации административного производства и правовых актов ФТС России, регламентирующих порядок продления сроков административного расследования:
    
    1. Продолжают иметь место факты затягивания административного расследования.
    
    Данные нарушения характерны для Алтайской, Красноярской, Новороссийской, Кабардино-Балкарской, Дагестанской, Астраханской, Сочинской, Ростовской, Таганрогской, Балтийской, Пулковской, Иркутской, Владивостокской, Находкинской таможен.
    
    Планирование и организация процесса расследования в этих таможнях находятся на низком уровне, что ведет к волоките и неполноте расследования.
    
    Например, по делу об АП NN 10702000-1207/2004, возбужденному Владивостокской таможней, расследование осуществлялось в течение 4 месяцев. Однако материалы судового дела, позволяющие установить законного представителя судовладельца, не истребовались. Вместе с тем, данные сведения существенным образом влияют на объективность и всесторонность расследования дела и должны быть получены в первую очередь.
    
    По делу об АП N 10606000-166/2004, возбужденному Красноярской таможней, за месяц выполнено одно действие, а именно: в ОРО таможни направлено поручение об осуществлении розыскных мероприятий. Запланированные в ходатайстве о продлении сроков административного расследования мероприятия являлись неполными, так как были направлены лишь на установление и опрос гражданина Гладышева Д.И., от имени которого оформлялись счет-фактуры, ГТД и др. документы. Необходимые мероприятия по установлению местонахождения и деятельности лица, привлекаемого к ответственности, не включались в план расследования.
    
    По делу об АП Находкинской таможни, возбужденному по ст.16.16 КоАП России, расследование было затянуто до 4 месяцев в связи с невозможностью опроса лица, привлекаемого к ответственности.
    
    В Дальневосточном регионе имеют место факты возбуждения дел об административных правонарушениях по ст.ст.16.4, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, 16.12, 16.13, 16.14, 16.15, ч.2 ст.16.20, ч.3 ст.16.23 КоАП России с проведением административного расследования и последующим продлением сроков производства. Вместе с тем, подобная категория дел, как правило, не предусматривает проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в связи с чем проведение по ним административного расследования необоснованно.
    
    2. Осуществление производства по делам об административных правонарушениях неуполномоченными лицами.
    
    С учетом положений ст.28.7 КоАП России и приказа ФТС России от 01.10.2004 N 98 осуществлять производство по делам об административных правонарушениях правомочны только те должностные лица таможенных органов Российской Федерации, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях. Вместе с тем, выявлены факты осуществления административного расследования дознавателями после вступления в силу вышеуказанного приказа ФТС России в Находкинской (дело об АП N 10714000-449/2004), Ванинской, (дела об АП NN 10711000-79/2004-96/2004), Якутской (дело об АП N 10701000-46/2004), Магаданской (дела об АП NN 10706000-195/2004, 197/2004) таможнях.
    
    Таможенными органами не соблюдаются в полной мере положения методических рекомендаций о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об АП и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации.
    
    1. Ходатайства о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП направлялись в оперативные таможни несвоевременно.
    
    Указанные нарушения допущены Владивостокской, Ванинской,  Красноярской, Алтайской, Толмачевской, Наушкинской, Читинской, Забайкальской, Вологодской, Себежской, Сортавальской, Магнитогорской, Екатеринбургской, Нижнетагильской, Тюменской, Челябинской, Таганрогской, Туапсинской, Минераловодской, Краснодарской, Кабардино-Балкарской, Ростовской, Башкортостанской, Тольяттинской, Удмуртской, Саратовской, Неманской, Калининградской, Смоленской, Центральной акцизной, Брянской, Ногинской, Московской северной таможнями.
    
    2. В нарушение методических рекомендаций в ходатайствах не указывались дата возбуждения дела об АП, дата совершения правонарушения, данные о лице, совершившем правонарушение, обстоятельства совершенного правонарушения, краткое изложение основных доказательств, сведения о том, когда, каким должностным лицом и до какого времени ранее продлевался срок административного расследования, основания для его продления вновь с перечнем основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить по делу для окончания административного расследования, а также предполагаемые сроки их проведения.
    
    Данные нарушения выявлены в Владивостокской, Находкинской, Калининградской, Нижегородской, Кировской, Башкортостанской, Минераловодской, Краснодарской, Ростовской, Таганрогской, Ямало-Ненецкой, Челябинской, Нижнетагильской, Ханты-Мансийской, Тюменской, Екатеринбургской, Магнитогорской, Балтийской, Костомукшской, Петрозаводской, Иркутской, Братской, Алтайской, Томской, Тывинской, Орловской, Московской южной, Московской северной, Центральной акцизной, Московской восточной, Зеленоградской, Ногинской, Смоленской таможнях.
    
    3. При рассмотрении ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП оперативными таможнями выявлялись ошибки, допускаемые вследствие невнимательности, ненадлежащего отношения к проверке текста ходатайств (неверно указывались регистрационные номера дел об АП, даты вынесения ходатайств, возбуждения дела об АП, выполнения отдельных процессуальных действий, истечения срока производства и даты, до которых необходимо продлить производство по делу об АП и др.). Такие недостатки отмечены в Балтийской, Великолукской, Кингисеппской, Удмуртской, Башкортостанской, Саратовской, Находкинской, Бурятской таможнях.
    
    Наиболее ответственно работа по осуществлению контроля за продлением сроков административного расследования осуществляется Дальневосточной и Сибирской оперативными таможнями. Направленные ими материалы содержат анализ ситуации в регионе, выявленные нарушения и недостатки, допускаемые таможнями региона, отражают причины. продления сроков административного расследования.
    
    В качестве положительных примеров отмечается работа следующих . таможен: Сахалинской, Магаданской, Камчатской, Оренбургской, Ульяновской, Орской, Самарской, Внуковской.
    
    Следует отметить, что повторно запрашивалась информация у Северо-Западной, Центральной, Приволжской, Южной, Восточно-Сибирской оперативных таможен, так как направленные ими обзоры не содержали примеров с разбивкой по таможням и причинам продления сроков расследования, а также нарушениям методических рекомендаций.
    
    

Управление таможенных
расследований и дознания



Текст документа сверен по:
рассылка
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование