- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Налог на прибыль: первичные документы, подтверждающие расходы на проживание в гостинице, осуществленные сотрудником организации во время пребывания в командировке
Вопрос:
Какой документ подтверждает расходы на командировку по услугам гостиницы для целей налогообложения прибыли?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами.
Согласно пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц;
ж) личные подписи указанных лиц.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, разрабатываются организацией самостоятельно с учетом вышеизложенных требований и утверждаются приказом руководителя.
При оформлении оплаты за проживание в гостинице заполняется счет по форме N 3-г, утвержденной приказом Минфина России от 13.12.93 N 121, который является бланком строгой отчетности и выдается помимо приходного кассового ордера (или кассового чека), подтверждающего осуществление фактической оплаты по этому счету.
Таким образом, для подтверждения в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций расходов на проживание в гостинице, осуществленных сотрудником организации во время пребывания в командировке, необходимо прежде всего наличие счета из гостиницы, оформленного по утвержденной в соответствии с требованиями закона порядке форме N 3-г, платежных документов, подтверждающих осуществление фактической оплаты по этому счету (например, чек контрольно-кассовой машины или приходный кассовый ордер), и иных документов, подтверждающих факт оказания гостиничных услуг.
Т.С.Северова,
Министерство финансов
Российской Федерации
5 сентября 2005 года N МВ3417