почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
24
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

        

 Вопрос:
     

    В связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона Российской Федерации от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" прошу разъяснить порядок возмещения расходов нотариусам при предоставлении льгот гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, предусмотренных ст.333_38 Налогового кодекса РФ.
    
    В соответствии со ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате на занимающихся частной практикой нотариусов, как и на нотариусов государственных нотариальных контор, возложена законом обязанность по льготному обслуживанию ряда граждан - некоторые граждане совершают нотариальные действия бесплатно, некоторые освобождаются от платы за совершение нотариальных действий на 50 и более процентов. При этом, в отличие от финансирования государственных нотариальных контор, содержащихся за счет отчислений из федерального бюджета в силу положений закона, законодательством прямо не предусмотрен порядок выплаты частному нотариусу какого-либо вознаграждения за данную работу или компенсации понесенных в связи с подобной деятельностью затрат.
    
    Часть 4 ст.22 Основ, установив льготный порядок обслуживания определенной категории лиц и не предусмотрев для нотариусов, занимающихся частной практикой, компенсации за эту работу, ограничивает их право на вознаграждение за труд, установленное ч.3 ст.37 Конституции РФ и противоречит ч.3 ст.55 Конституции РФ, допускающей возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан лишь в строго определенных случаях.
    
    П.3* Конституции РФ "Каждый имеет право на ... вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации"
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "П.3 ст.37". - Примечание .     
    
    
    П.3. ст.55 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
    
    Ранее действовавшим постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.93 N 4461-1* "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате", Верховный Совет РФ обязал Правительство РФ в трехмесячный срок привести свои решения в соответствие с названными Основами и предложил иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий в отношении льготной категории лиц, упомянутых в ч.4 ст.22 Основ.
    

    Конституционный суд РФ в определении от 4 марта 1999 года N 36-О "О проверке Конституционности части 4 ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате", носящей характер, аналогичный новой редакции ст.22 Основ, принятой вышеуказанным Федеральным законом, в мотивировочной части Постановления указал, что ст.22 Основ, предписывающая нотариусам предоставлять льготы определенным категориям граждан при оплате нотариальных действий, должна применяться с учетом пп."а" п.3 постановления Верховного Совета от 11.02.93 N 4461-1* "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате", что необходимо для защиты прав нотариуса.
________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 4463-1". - Примечание .

              
    Изложенное свидетельствует о признании законодателем права нотариусов, занимающихся частной практикой, на возмещение расходов в части льготного обслуживания граждан путем предоставления соответствующего налогового вычета, поскольку иное противоречило бы положениям статей 37 и 55 Конституции РФ.
    
    Поручение законодательного органа, содержащееся в постановлении ВС РФ от 11.02.93, Правительством РФ так и не было исполнено, вопрос о возмещении частным нотариусам затрат по обслуживанию граждан, имеющих право на льготы, так и не был урегулирован.
    
    До последнего времени существовала практика подразделений Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по отказу от включения в состав расходов частнопрактикующих нотариусов не взысканных сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении вышеуказанной категории лиц. В связи с этим нотариусы вынуждены неоднократно обращаться в судебные органы с заявлениями об оспаривании действий должностных лиц налоговых органов. Суды единодушно поддерживают позицию нотариусов, во всех случаях удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконность действий ИМНС.
    
    Действовавшее ранее постановление Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2006-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О государственной пошлине" признано вышеуказанным Федеральным законом утратившим силу с 1 января 2005 года. Соответственно, с 1 января 2005 года будет отменен единственный ранее существовавший механизм частичного возмещения нотариусам расходов при совершении нотариальных действий для льготных категорий граждан.
    
    Прошу разъяснить, за чей счет и каким образом будет производиться возмещение нотариусам расходов по обслуживанию льготных категорий граждан с 1 января 2005 года. Поскольку нотариус не может осуществлять свою деятельность на безвозмездной основе, его затраты должны быть возмещены за счет средств соответствующих бюджетов.
    

    

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 27 июля 2005 года N 03-05-01-05/137


[О вопросе о возмещении частным нотариусам расходов
по обслуживанию льготных категорий граждан]

    
    
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо N 782 по вопросу о возмещении частным нотариусам расходов по обслуживанию льготных категорий граждан и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет.
    
    Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ отменено действие подпункта "а" пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", которым было установлено, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивался на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов), выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, послужившее одним из оснований для принятия Конституционным Судом Российской Федерации упомянутого вами Определения от 04.03.99 N 36-О.
    
    В связи с этим с 1 января 2005 года вопрос о налогообложении доходов частных нотариусов и компенсации понесенных ими затрат в связи с совершением нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков необходимо рассматривать, исходя из следующего.
    
    В соответствии с действующим законодательством о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф по ставкам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    
    В части нотариальных действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры нотариального тарифа установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.
    
    Сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия, с низкой стоимостью либо полностью освобожденные от уплаты тарифов, "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью. То есть, предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.
    
    Таким образом, получение нотариусом вознаграждения за совершение нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков обеспечивается за счет тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков или за иные нотариальные действия.
    

    Кроме того, при определении налоговой базы частнопрактикующих нотариусов в составе их профессиональных налоговых вычетов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
    
    С учетом изложенного, неполученные тарифы за совершение нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков не компенсируются и не подлежат включению в состав расходов нотариуса.
    
    

Заместитель
директора Департамента
А.И.Иванеев



Текст документа сверен по:
рассылка

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование