- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Оформление при реализации брошюр
Вопрос:
Основной деятельностью организации являются проектно-изыскательские работы (производство). Сотрудники предприятия разработали технико-строительные нормативы в соответствии со сметой затрат. Эти нормы напечатаны типографией в виде брошюр, которые мы продаем по безналичному расчету проектно-изыскательским и строительным организациям. Как в данном случае вести бухгалтерский учет и оформлять реализацию?
Ответ:
В данной ситуации, по мнению автора, изготовление нормативов следует рассматривать в рамках обычных видов деятельности, поскольку в результате производится готовая продукция в виде предназначенных для продажи брошюр. Услуги сторонних организаций (типографий) следует рассматривать как составную часть фактической себестоимости этих брошюр. К бухгалтерскому учету изготовленные брошюры принимаются по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактических затрат, связанных с ее производством.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг.
Таким образом, формирование затрат (с учетом как собственных затрат, так и стоимости услуг, приобретенных со стороны) по разработке нормативов производится на счете 20 "Основное производство", где отражается стоимость оприходованных из типографии брошюр в соответствии с накладной. В аналитическом учете эти затраты выделяют на отдельный субсчет по данному виду деятельности.
При учете готовой продукции следует руководствоваться ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 9.06.2001 N 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) организации, частью которых является готовая продукция.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.5 ПБУ 5/01). Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.6 ПБУ 5/01). При изготовлении МПЗ самой организацией их себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов (п.7 ПБУ 5/01).
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Отражены затраты на производство готовой продукции, произведенные за текущий месяц, в т.ч. затраты по изготовлению брошюр в типографии, материалы, необходимые для процесса разработки нормативов, зарплата, амортизация и т.п. |
20 |
02, 10, 60, 70, 69 и др. |
Учтен НДС по счетам-фактурам типографии, других поставщиков материалов |
19 |
60 |
Оплачены услуги типографии согласно договору (заказу) |
60 |
51 |
Отражен НДС к зачету по услугам типографии |
68 |
19 |
Оприходована готовая продукция по фактической |
43 |
20 |
Признана выручка от продажи продукции согласно накладной на сторону |
62 |
90-1 |
Начислен НДС с выручки от реализации продукции (счет-фактура с выделенным НДС) |
90-3 |
68 |
Списана себестоимость проданной продукции |
90-2 |
43 |
Выявлен финансовый результат |
90-9 |
99 |
При оформлении отгрузки брошюр необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов-накладных. Можно использовать типовую форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).
При оформлении отгрузки брошюр возможно использование и товарной накладной (форма N ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132, которая согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
В соответствии с п.3 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, продажу брошюр можно оформить одним из приведенных видов накладных, а также счетом-фактурой.
Л.Жадан,
ведущий консультант
Консалтинговой группы Руна
"Финансовая газета.
Региональный выпуск",
N 46(571), ноябрь, 2005 год
21 ноября 2005 года N Э6271