- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ
С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
ПИСЬМО
от 6 августа 1997 года N 11-01/3690
О порядке обращения с вещественными доказательствами
(с изменениями на 28 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675.
____________________________________________________________________
Направляю Вам копию совместного письма Северо-Кавказской транспортной прокуратуры, Северо-Кавказского таможенного управления, Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте и Дагестанского таможенного управления от 22.05.96, в котором определяется порядок обращения с вещественными доказательствами в ходе расследования уголовных дел о таможенных преступлениях в Северо-Кавказском регионе.
Содержащиеся в этом письме положения во многом совпадают с теми предложениями нашего управления, которые представлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по проекту межведомственной инструкции "О порядке обращения с вещественными доказательствами".
Считаем, что до утверждения вышеуказанной инструкции таможенные органы на местах могут совместно с иными правоохранительными органами, взяв за основу вышеуказанное письмо, подготовить аналогичные указания.
Заместитель
начальника Управления
А.В.Константинов
Приложение
СЕВЕРО-КАВКЗСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ
ДАГЕСТАНСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 22 мая 1996 года
О порядке обращения с вещественными доказательствами
в ходе расследования уголовных дел о таможенных преступлениях
(с изменениями на 28 июня 2002 года)
Северо-Кавказской транспортной прокуратурой и Северо-Кавказским таможенным управлением изучены и обобщены уголовные дела о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также дела о нарушении таможенных правил.
В ходе изучения уголовных дел и материалов дел о НТП установлено, что в ряде случаев следователи органов прокуратуры, внутренних дел на транспорте и сотрудники таможенных органов допускают нарушения требований ст.83-86 УПК РСФСР, ст.ст.301, 328 ТК РФ и межведомственной инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" N 34/15 от 18.10.89 при обнаружении, изъятии, хранении и решении вопросов о вещественных доказательствах по уголовным делам этой категории.
Эти нарушения привели к тому, что в таможнях Северо-Кавказского региона сложилась критическая ситуация с хранением значительного количества товаров, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам.
Так, только за 8 месяцев 1995 года, в Северо-Кавказском регионе скопилось таких товаров на сумму 898,8 млн.руб., которые подвергаются физическому и моральному износу, в связи с чем их реализация, в случае решения о конфискации, затруднена, а в ряде случаев невозможна, государству, юридическим и физическим лицам причиняется значительный материальный ущерб.
В связи с изложенным для предотвращения нарушений действующего законодательства и упорядочения обращения с вещественными доказательствами по уголовным делам и делам о нарушении таможенных правил необходимо:
1. Транспортным прокурорам, начальникам таможенных органов, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт усилить надзор и контроль за обеспечением неукоснительного соблюдения требований ст.ст.83-86 УПК РСФСР, ст.ст.301, 328 ТК РФ и межведомственной инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" N 34/15 от 18.10.89.
2. Начальникам таможенных органов, транспортным прокурорам, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт в соответствии с требованиями ст.84 УПК РСФСР и ст.328 ТК РФ при передаче уголовного дела дознавателями таможенных органов следователям прокуратуры или внутренних дел на транспорте вещественные доказательства препровождать вместе с делом.
Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть переданы в орган предварительного следствия вместе с уголовным делом, таможенные органы по окончании дознания в сопроводительном письме о направлении уголовного дела для дальнейшего расследования должны перечислить все вещественные доказательства по делу, указав точное место хранения каждого вещественного доказательства, а также сведения о лице, у которого находятся на хранении вещественные доказательства.
С момента передачи органу предварительного следствия уголовного дела ответственность за обеспечение сохранности вещественных доказательств (вне зависимости от места их хранения) возлагается на органы предварительного следствия, которые должны решать все вопросы, связанные с хранением, транспортировкой и определением судьбы вещественных доказательств как в ходе предварительного следствия (в том случае, если вещественные доказательства признаны скоропортящимися и громоздкими товарами), так и по его завершении (при направлении уголовного дела в суд либо его прекращении).
Особое внимание следователей и дознавателей должно быть обращено на п.93 Инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" N 34/15 от 18.10.89, согласно которому: "...необеспечение надлежащего учета и условий хранения, передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, повлекшее их утрату, порчу, является основанием для привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, по вине которых произошли указанные последствия.
Использование вещественных доказательств, ценностей и другого изъятого имущества для служебных и иных целей категорически запрещается..."
3. Транспортным прокурорам, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт, начальникам таможенных органов незамедлительно после возбуждения уголовного дела, либо принятия его к своему производству после проведения дознания принимать все меры к организации надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, производить их осмотр с участием специалистов и выносить постановление, в котором должна быть определена судьба товаров и транспортных средств, признанных в установленном порядке вещественными доказательствами по делу, а также указано их местонахождение и лицо (физическое или юридическое), которому они передаются на ответственное хранение.
Если задержанные по уголовным делам и по делам о нарушениях таможенных правил предметы, признанные вещественными доказательствами, помещены на хранение на таможенные склады или склады временного хранения, то такие предметы хранятся отдельно от остальных грузов, доступ к ним посторонних лиц исключается, любая инвентаризация и досмотр, в том числе производимые сотрудниками таможни, проводятся только с разрешения следователя, дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, либо лица, ведущего производство по делу о НТП.
4. Таможенным органам при наличии уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в соответствии со ст.291 п.11 ТК РФ не возбуждать производство по делу о нарушении таможенных правил по тому же факту в отношении этого же лица, а начатое производство о НТП прекращать (абзац в редакции приказа ГТК России от 28 июня 2002 года N 675 - см. предыдущую редакцию).
В таких случаях таможенные органы обязаны вынести постановление о прекращении производства по делу о НТП по ст.291 п.11 ТК РФ и сообщить органу предварительного следствия либо дознания, в производстве которых находится уголовное дело, о товарах и транспортных средствах, являющихся объектами нарушения таможенных правил, для решения вопроса о признании их вещественными доказательствами и приобщении к материалам уголовного дела.
5. Ст.301 ТК РФ предусматривает, что если в процессе дознания, а также в ходе предварительного следствия по делам о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, будут выявлены признаки нарушения таможенных правил, совершенного предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, таможенные органы обязаны возбуждать административное производство либо продолжить производство по этим правонарушениям в отношении юридического лица независимо от расследования уголовного дела в отношении физического (должностного лица) предприятия, учреждения или организации.
В случаях, когда задержанные таможенным органом товары и транспортные средства являются в соответствии с требованиями ст.327 ТК РФ объектом таможенного правонарушения и обладают одновременно признаками вещественных доказательств как по уголовному делу, так и по делу о НТП, совершенном юридическим лицом, дознавателям таможенных органов и следователям транспортных прокуратур и органов внутренних дел на транспорте необходимо в ходе выполнения первоначальных следственных действий изымать образцы вещественных доказательств в соответствии с требованиями УПК РСФСР. В этих случаях таможенным органам необходимо продолжать на основании ст.231 ТК РФ процессуальные действия по делу о НТП в отношении юридических лиц в соответствии со ст.301 ТК РФ. При этом следственным аппаратам СКТП и СК УВДт необходимо предоставлять возможность таможенным органам обращаться с такими товарами и транспортными средствами в порядке, предусмотренном ТК РФ. Окончательное решение вопроса о вещественных доказательствах при этом принимают таможенные органы в ходе рассмотрения дела о НТП, в соответствии со ст.ст.327 и 380 ТК РФ.
В тех случаях, когда таможенные органы по таким делам о НТП не применяют наказание в виде конфискации имущества, объекты таможенного правонарушения должны быть направлены в орган предварительного следствия, в производстве которого находится уголовное дело, для решения вопроса о вещественных доказательствах в ходе расследования уголовного дела.
Средства, вырученные от реализации конфискатов по делам о НТП, должны зачисляться на депозитный счет таможенного органа и храниться там до вступления в силу обвинительного приговора суда по уголовному делу, а также после прекращения, либо приостановления дела прокуратурой до принятия решения по реализованным объектам таможенных правонарушений таможенными органами.
а) громоздкие, скоропортящиеся и другие продовольственные товары, требующие специальных условий хранения, а также товары с ограниченным сроком хранения, немедленно после изъятия осматриваются, а их качество проверяется органами государственной инспекции по качеству товаров (или органами санитарного надзора), после чего дознаватель (следователь) должен вынести постановление о передаче указанных товаров в соответствующее подразделение таможенного органа для принятия по ним решения в рамках НТП.
В соответствии с п.37 Инструкции ... возврату в натуре продукты не подлежат.
б) в соответствии с Указанием СКТП "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением требований ст.ст.83-86 УПК РСФСР по расследуемым уголовным делам и единообразном применении Инструкции...", признанные вещественными доказательствами по уголовным делам валюта, денежные знаки, ценные бумаги, монеты и др. ценности, имеющие индивидуальные признаки. Не позднее чем через три дня после вынесения постановления об этом, передавать должным образом упакованные и оформленные в учреждение Сбербанка РФ, либо его филиалы по месту дислокации линейных транспортных прокуратур.
Копии процессуальных документов: постановления о признании вещдоком, опись вложения в пакеты, сопроводительное письмо в учреждение Сбербанка РФ направлять в бухгалтерии СКТП и СКТУ.
в) в соответствии с п.17 упомянутой Инструкции ... хранение изъятых в ходе дознания и предварительного следствия взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов осуществляется после их осмотра и проведения соответствующих криминалистических экспертиз в комнатах для хранения оружия таможен, либо, после передачи уголовных дел по подследственности, в ОВД.
Наркотические вещества после их осмотра и экспертного исследования, как это предусмотрено п.24 Инструкции ..., в опечатанном виде должны храниться в специальном помещении таможенного органа, либо органа внутренних дел.
6. Транспортным прокурорам, начальникам таможен, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт при направлении уголовного дела с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу, приобщенные к уголовному делу вещественные доказательства передавать в суд одновременно с уголовным делом. В тех случаях, когда объекты таможенного правонарушения (громоздкие и скоропортящиеся товары) были переданы для реализации в ходе расследования уголовного дела таможенным органам для принятия решения в рамках НТП, в обвинительном заключении должно быть указано их местонахождение, либо денежной суммы, вырученной от реализации, с номером депозитного счета таможенного органа, на который они зачислены.
7. Транспортным прокурорам, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт, начальникам таможенных органов, в соответствии со ст.302 ТК РФ в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, органами предварительного следствия, органами дознания или прокурором, но при наличии признаков нарушения таможенных правил, производство по делу и его рассмотрение по материалам, содержащим данные о таких признаках, проводятся после получения таких материалов таможенным органом в общем порядке.
При прекращении дел о таможенных преступлениях, а также при отказе в возбуждении уголовного дела, независимо от оснований принятия такого решения, вопрос о вещественных доказательствах должен решаться в соответствии с требованиями ст.86 УПК РСФСР и ст.302 ТК РФ в постановлении о прекращении уголовного дела, либо отказе в возбуждении уголовного дела.
В случае принятия такого решения, т.е. прекращения уголовного дела или отказа в его возбуждении по основаниям, указанным в статьях 5-9 УПК РСФСР, следователь направляет в соответствующий таможенный орган копию постановления вместе с объектами таможенного правонарушения (если они ранее по согласованию с органом предварительного следствия не реализованы таможенным органом с зачислением вырученных сумм на депозитный счет таможенного органа) для решения вопроса в соответствии с требованиями Таможенного Кодекса РФ.
При этом, вынося постановления о прекращении уголовного дела, либо отказе в его возбуждении в отношении физических лиц, совершивших деяния с признаками ст.ст.169-1 и 78 УК РСФСР, с субъективной стороной составов нарушений таможенных правил, предусмотренных статьями 276, 277, 278, 279 ТК РФ, следователь не предопределяет в постановлениях вопроса об отсутствии административного правонарушения, поскольку оценка содеянного относится к компетенции таможенных органов.
8. Транспортным прокурорам, начальникам таможенных органов, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт контролировать, чтобы при вынесении постановлений о приостановлении предварительного следствия, либо дознания по преступлениям, предусмотренным ст.162 ч.1 УК РСФСР, в них указывалось место хранения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, изъятых по приостановленному делу.
В соответствии с п.87 Инструкции ... по приостановленным уголовным делам в отношении обвиняемых, место пребывания которых не установлено, изъятое принадлежащее им имущество, подвергнутое аресту в целях обеспечения возможной конфискации по приговору суда, после экспертной оценки может быть реализовано в указанном выше порядке.
Северо-Кавказский транспортный прокурор
государственный советник юстиции
3 класса
В.В.Шимбарев
Начальник Северо-Кавказского
таможенного управления
государственный советник
таможенной службы II ранга
А.Ф.Епифанов
Начальник
Дагестанского таможенного управления
государственный советник
таможенной службы III ранга
З.Я.Амиров
Начальник
Северо-Кавказского управления
внутренних дел на транспорте
полковник милиции
В.М.Колесник
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений