почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
19
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ
С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

ПИСЬМО

от 6 августа 1997 года N 11-01/3690


О порядке обращения с вещественными доказательствами

(с изменениями на 28 июня 2002 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675.
____________________________________________________________________
    

    Направляю Вам копию совместного письма Северо-Кавказской транспортной прокуратуры, Северо-Кавказского таможенного управления, Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте и Дагестанского таможенного управления от 22.05.96, в котором определяется порядок обращения с вещественными доказательствами в ходе расследования уголовных дел о таможенных преступлениях в Северо-Кавказском регионе.

    Содержащиеся в этом письме положения во многом совпадают с теми предложениями нашего управления, которые представлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по проекту межведомственной инструкции "О порядке обращения с вещественными доказательствами".

    Считаем, что до утверждения вышеуказанной инструкции таможенные органы на местах могут совместно с иными правоохранительными органами, взяв за основу вышеуказанное письмо, подготовить аналогичные указания.


Заместитель
начальника Управления
                                         А.В.Константинов


Приложение


СЕВЕРО-КАВКЗСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ

ДАГЕСТАНСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО

от 22 мая 1996 года


О порядке обращения с вещественными доказательствами
в ходе расследования уголовных дел о таможенных преступлениях

(с изменениями на 28 июня 2002 года)


    Северо-Кавказской транспортной прокуратурой и Северо-Кавказским таможенным управлением изучены и обобщены уголовные дела о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также дела о нарушении таможенных правил.

    В ходе изучения уголовных дел и материалов дел о НТП установлено, что в ряде случаев следователи органов прокуратуры, внутренних дел на транспорте и сотрудники таможенных органов допускают нарушения требований ст.83-86 УПК РСФСР, ст.ст.301, 328 ТК РФ и межведомственной инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" N 34/15 от 18.10.89 при обнаружении, изъятии, хранении и решении вопросов о вещественных доказательствах по уголовным делам этой категории.

    Эти нарушения привели к тому, что в таможнях Северо-Кавказского региона сложилась критическая ситуация с хранением значительного количества товаров, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам.

    Так, только за 8 месяцев 1995 года, в Северо-Кавказском регионе скопилось таких товаров на сумму 898,8 млн.руб., которые подвергаются физическому и моральному износу, в связи с чем их реализация, в случае решения о конфискации, затруднена, а в ряде случаев невозможна, государству, юридическим и физическим лицам причиняется значительный материальный ущерб.

    В связи с изложенным для предотвращения нарушений действующего законодательства и упорядочения обращения с вещественными доказательствами по уголовным делам и делам о нарушении таможенных правил необходимо:

    1. Транспортным прокурорам, начальникам таможенных органов, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт усилить надзор и контроль за обеспечением неукоснительного соблюдения требований ст.ст.83-86 УПК РСФСР, ст.ст.301, 328 ТК РФ и межведомственной инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" N 34/15 от 18.10.89.

    2. Начальникам таможенных органов, транспортным прокурорам, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт в соответствии с требованиями ст.84 УПК РСФСР и ст.328 ТК РФ при передаче уголовного дела дознавателями таможенных органов следователям прокуратуры или внутренних дел на транспорте вещественные доказательства препровождать вместе с делом.

    Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть переданы в орган предварительного следствия вместе с уголовным делом, таможенные органы по окончании дознания в сопроводительном письме о направлении уголовного дела для дальнейшего расследования должны перечислить все вещественные доказательства по делу, указав точное место хранения каждого вещественного доказательства, а также сведения о лице, у которого находятся на хранении вещественные доказательства.

    С момента передачи органу предварительного следствия уголовного дела ответственность за обеспечение сохранности вещественных доказательств (вне зависимости от места их хранения) возлагается на органы предварительного следствия, которые должны решать все вопросы, связанные с хранением, транспортировкой и определением судьбы вещественных доказательств как в ходе предварительного следствия (в том случае, если вещественные доказательства признаны скоропортящимися и громоздкими товарами), так и по его завершении (при направлении уголовного дела в суд либо его прекращении).

    Особое внимание следователей и дознавателей должно быть обращено на п.93 Инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" N 34/15 от 18.10.89, согласно которому: "...необеспечение надлежащего учета и условий хранения, передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, повлекшее их утрату, порчу, является основанием для привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, по вине которых произошли указанные последствия.

    Использование вещественных доказательств, ценностей и другого изъятого имущества для служебных и иных целей категорически запрещается..."

    3. Транспортным прокурорам, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт, начальникам таможенных органов незамедлительно после возбуждения уголовного дела, либо принятия его к своему производству после проведения дознания принимать все меры к организации надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, производить их осмотр с участием специалистов и выносить постановление, в котором должна быть определена судьба товаров и транспортных средств, признанных в установленном порядке вещественными доказательствами по делу, а также указано их местонахождение и лицо (физическое или юридическое), которому они передаются на ответственное хранение.

    Если задержанные по уголовным делам и по делам о нарушениях таможенных правил предметы, признанные вещественными доказательствами, помещены на хранение на таможенные склады или склады временного хранения, то такие предметы хранятся отдельно от остальных грузов, доступ к ним посторонних лиц исключается, любая инвентаризация и досмотр, в том числе производимые сотрудниками таможни, проводятся только с разрешения следователя, дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, либо лица, ведущего производство по делу о НТП.

    4. Таможенным органам при наличии уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в соответствии со ст.291 п.11 ТК РФ не возбуждать производство по делу о нарушении таможенных правил по тому же факту в отношении этого же лица, а начатое производство о НТП прекращать (абзац в редакции приказа ГТК России от 28 июня 2002 года N 675 - см. предыдущую редакцию).

    В таких случаях таможенные органы обязаны вынести постановление о прекращении производства по делу о НТП по ст.291 п.11 ТК РФ и сообщить органу предварительного следствия либо дознания, в производстве которых находится уголовное дело, о товарах и транспортных средствах, являющихся объектами нарушения таможенных правил, для решения вопроса о признании их вещественными доказательствами и приобщении к материалам уголовного дела.

   5. Ст.301 ТК РФ предусматривает, что если в процессе дознания, а также в ходе предварительного следствия по делам о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, будут выявлены признаки нарушения таможенных правил, совершенного предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, таможенные органы обязаны возбуждать административное производство либо продолжить производство по этим правонарушениям в отношении юридического лица независимо от расследования уголовного дела в отношении физического (должностного лица) предприятия, учреждения или организации.

    В случаях, когда задержанные таможенным органом товары и транспортные средства являются в соответствии с требованиями ст.327 ТК РФ объектом таможенного правонарушения и обладают одновременно признаками вещественных доказательств как по уголовному делу, так и по делу о НТП, совершенном юридическим лицом, дознавателям таможенных органов и следователям транспортных прокуратур и органов внутренних дел на транспорте необходимо в ходе выполнения первоначальных следственных действий изымать образцы вещественных доказательств в соответствии с требованиями УПК РСФСР. В этих случаях таможенным органам необходимо продолжать на основании ст.231 ТК РФ процессуальные действия по делу о НТП в отношении юридических лиц в соответствии со ст.301 ТК РФ. При этом следственным аппаратам СКТП и СК УВДт необходимо предоставлять возможность таможенным органам обращаться с такими товарами и транспортными средствами в порядке, предусмотренном ТК РФ. Окончательное решение вопроса о вещественных доказательствах при этом принимают таможенные органы в ходе рассмотрения дела о НТП, в соответствии со ст.ст.327 и 380 ТК РФ.

    В тех случаях, когда таможенные органы по таким делам о НТП не применяют наказание в виде конфискации имущества, объекты таможенного правонарушения должны быть направлены в орган предварительного следствия, в производстве которого находится уголовное дело, для решения вопроса о вещественных доказательствах в ходе расследования уголовного дела.

    Средства, вырученные от реализации конфискатов по делам о НТП, должны зачисляться на депозитный счет таможенного органа и храниться там до вступления в силу обвинительного приговора суда по уголовному делу, а также после прекращения, либо приостановления дела прокуратурой до принятия решения по реализованным объектам таможенных правонарушений таможенными органами.

    а) громоздкие, скоропортящиеся и другие продовольственные товары, требующие специальных условий хранения, а также товары с ограниченным сроком хранения, немедленно после изъятия осматриваются, а их качество проверяется органами государственной инспекции по качеству товаров (или органами санитарного надзора), после чего дознаватель (следователь) должен вынести постановление о передаче указанных товаров в соответствующее подразделение таможенного органа для принятия по ним решения в рамках НТП.

    В соответствии с п.37 Инструкции ... возврату в натуре продукты не подлежат.

    б) в соответствии с Указанием СКТП "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением требований ст.ст.83-86 УПК РСФСР по расследуемым уголовным делам и единообразном применении Инструкции...", признанные вещественными доказательствами по уголовным делам валюта, денежные знаки, ценные бумаги, монеты и др. ценности, имеющие индивидуальные признаки. Не позднее чем через три дня после вынесения постановления об этом, передавать должным образом упакованные и оформленные в учреждение Сбербанка РФ, либо его филиалы по месту дислокации линейных транспортных прокуратур.

    Копии процессуальных документов: постановления о признании вещдоком, опись вложения в пакеты, сопроводительное письмо в учреждение Сбербанка РФ направлять в бухгалтерии СКТП и СКТУ.

    в) в соответствии с п.17 упомянутой Инструкции ... хранение изъятых в ходе дознания и предварительного следствия взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов осуществляется после их осмотра и проведения соответствующих криминалистических экспертиз в комнатах для хранения оружия таможен, либо, после передачи уголовных дел по подследственности, в ОВД.

    Наркотические вещества после их осмотра и экспертного исследования, как это предусмотрено п.24 Инструкции ..., в опечатанном виде должны храниться в специальном помещении таможенного органа, либо органа внутренних дел.

    6. Транспортным прокурорам, начальникам таможен, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт при направлении уголовного дела с обвинительным заключением в суд для рассмотрения по существу, приобщенные к уголовному делу вещественные доказательства передавать в суд одновременно с уголовным делом. В тех случаях, когда объекты таможенного правонарушения (громоздкие и скоропортящиеся товары) были переданы для реализации в ходе расследования уголовного дела таможенным органам для принятия решения в рамках НТП, в обвинительном заключении должно быть указано их местонахождение, либо денежной суммы, вырученной от реализации, с номером депозитного счета таможенного органа, на который они зачислены.

    7. Транспортным прокурорам, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт, начальникам таможенных органов, в соответствии со ст.302 ТК РФ в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, органами предварительного следствия, органами дознания или прокурором, но при наличии признаков нарушения таможенных правил, производство по делу и его рассмотрение по материалам, содержащим данные о таких признаках, проводятся после получения таких материалов таможенным органом в общем порядке.

    При прекращении дел о таможенных преступлениях, а также при отказе в возбуждении уголовного дела, независимо от оснований принятия такого решения, вопрос о вещественных доказательствах должен решаться в соответствии с требованиями ст.86 УПК РСФСР и ст.302 ТК РФ в постановлении о прекращении уголовного дела, либо отказе в возбуждении уголовного дела.

    В случае принятия такого решения, т.е. прекращения уголовного дела или отказа в его возбуждении по основаниям, указанным в статьях 5-9 УПК РСФСР, следователь направляет в соответствующий таможенный орган копию постановления вместе с объектами таможенного правонарушения (если они ранее по согласованию с органом предварительного следствия не реализованы таможенным органом с зачислением вырученных сумм на депозитный счет таможенного органа) для решения вопроса в соответствии с требованиями Таможенного Кодекса РФ.

    При этом, вынося постановления о прекращении уголовного дела, либо отказе в его возбуждении в отношении физических лиц, совершивших деяния с признаками ст.ст.169-1 и 78 УК РСФСР, с субъективной стороной составов нарушений таможенных правил, предусмотренных статьями 276, 277, 278, 279 ТК РФ, следователь не предопределяет в постановлениях вопроса об отсутствии административного правонарушения, поскольку оценка содеянного относится к компетенции таможенных органов.

    8. Транспортным прокурорам, начальникам таможенных органов, начальникам ЛУВДт и ЛОВДт контролировать, чтобы при вынесении постановлений о приостановлении предварительного следствия, либо дознания по преступлениям, предусмотренным ст.162 ч.1 УК РСФСР, в них указывалось место хранения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, изъятых по приостановленному делу.

    В соответствии с п.87 Инструкции ... по приостановленным уголовным делам в отношении обвиняемых, место пребывания которых не установлено, изъятое принадлежащее им имущество, подвергнутое аресту в целях обеспечения возможной конфискации по приговору суда, после экспертной оценки может быть реализовано в указанном выше порядке.


Северо-Кавказский транспортный прокурор
государственный советник юстиции
3 класса
                                       В.В.Шимбарев

Начальник Северо-Кавказского
таможенного управления
государственный советник
таможенной службы II ранга
                             А.Ф.Епифанов

Начальник
Дагестанского таможенного управления
государственный советник
таможенной службы III ранга
                              З.Я.Амиров

Начальник
Северо-Кавказского управления
внутренних дел на транспорте
полковник милиции
                                      В.М.Колесник



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование