Телеграмма ФСВТ России
от 01.11.2000г. |
№ 010800 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 27
АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО С НАСТУПЛЕНИЕМ ОСЕННЕ-ЗИМНЕГО ПЕРИОДА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМСЯ СУРОВЫМИ ПОГОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ БОЛЬШИНСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ, УСЛОЖНЯЮЩИМИ ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ, ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ И АЭРОПОРТАХ ГА ЗАМЕТНО УХУДШАЕТСЯ.
ЕЖЕГОДНО В ЭТОТ ПЕРИОД ИЗ-ЗА НЕДООЦЕНКИ РЕАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ, В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСАДКИ НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО МЕТЕОМИНИМУМА, НЕВЫДЕРЖИВАНИЯ СХЕМ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ И БЕЗОПАСНЫХ ВЫСОТ ПРОЛЕТА ПРЕПЯТСТВИЙ В ЗОНЕ ГОРНЫХ АЭРОДРОМОВ, НЕДОУЧЕТА ВЕТРОВОЙ ОБСТАНОВКИ И КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ НА ВПП, ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС С ЗАСНЕЖЕННЫХ АЭРОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК И Т.П ПРОИСХОДИТ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖАТ НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ, ТРЕБОВАНИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И АЭРОДРОМОВ. ОБОСТРЯЕТСЯ СИТУАЦИЯ С НАЛИЧИЕМ ТРЕБУЕМОГО НАВИГАЦИОННОГО ЗАПАСА ТОПЛИВА НА БОРТУ ВС, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСАДКИ НА ЗАПАСНОМ АЭРОДРОМЕ.
ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В РАБОТЕ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА АВИАЦИОННЫХ СТРУКТУР ЭКСПЛУАТАНТОВ, ЗАМЕТНОГО ОСЛАБЛЕНИЯ РОЛИ КРС В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ.
НЕРЕДКИ СЛУЧАИ, КОГДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И АЭРОПОРТОВ ЗАМЕТНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К УСТАНОВЛЕННЫМ НОРМАМ, НЕИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, НЕТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЧТО В ИТОГЕ СОЗДАЕТ СИТУАЦИЮ, КОГДА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РУКОВОДЯЩИХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ, ВХОДЯТ В СИСТЕМУ.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИСТОВ, ФОРМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ И ПОДДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ АВИАПЕРСОНАЛА, ОТСУТСТВИЕ ТРЕБУЕМОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И ВЫПОЛНЕНИЕМ ПОЛЕТОВ В КОМПЛЕКСЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПРИЧИН БОЛЬШИНСТВА АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ, ПРОИСШЕДШИХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ОЗП.
НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ СЛУЧАИ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРЕБОВАНИЯМ ДОКУМЕНТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫЛЕТА И УДАЛЕНИЮ ЛЬДА И СНЕГА С ПОВЕРХНОСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПЕРЕД ПОЛЁТОМ.
21.03.00 В ПРОЦЕССЕ ВЗЛЁТА С АЭРОДРОМА КОЛЬЦОВО (ЕКАТЕРИНБУРГ) ПРОИЗОШЁЛ СХОД ЛЬДА С ПОВЕРХНОСТЕЙ САМОЛЁТА ИЛ-86 RА-86114 АВИАКОМПАНИИ "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ" УРАЛЬСКОГО МТУ ФСВТ РОССИИ, ВЫПОЛНЯВШЕГО ПАССАЖИРСКИЙ РЕЙС ПО МАРШРУТУ ЕКАТЕРИНБУРГ - ДОМОДЕДОВО. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 6 ЧЛЕНОВ ЛЁТНОГО ЭКИПАЖА, 12 ЧЕЛОВЕК КАБИННОГО ЭКИПАЖА И 219 ПАССАЖИРОВ. ПО ДОКЛАДУ ДИСПЕТЧЕРА СТАРТА ВО ВРЕМЯ ОТРЫВА САМОЛЁТА НАБЛЮДАЛОСЬ ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ВОЗДУШНОГО СУДНА ЛЬДА, КУСКИ КОТОРОГО БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ПРИ ПОСЛЕДУЮЩЕМ ОСМОТРЕ ВПП. ПОСЛЕ ПОСАДКИ В АЭРОПОРТУ ДОМОДЕДОВО БЫЛ ПРОИЗВЕДЁН ВНЕШНИЙ ОСМОТР САМОЛЁТА, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ОБНАРУЖЕН УЧАСТОК НАЛЕДИ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НА ПЛОСКОСТИ В РАЙОНЕ ЗАЛИЗА ПРАВОГО ПОЛУКРЫЛА. НА ДАННОМ САМОЛЁТЕ С 04.03.00 ПО 20.03.00 ПОЛЁТЫ НЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ. ЗА ВРЕМЯ СТОЯНКИ В АЭРОПОРТУ КОЛЬЦОВО НЕОДНОКРАТНО ВЫПАДАЛИ ОСАДКИ В ВИДЕ СНЕГА, ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА КОЛЕБАЛАСЬ ОТ МИНУС 19 ГРАДУСОВ ДО ПЛЮС 4 ГРАДУСА. ДАННЫЕ УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАЛИ НАЗЕМНОМУ ОБЛЕДЕНЕНИЮ САМОЛЁТА, ОДНАКО В НАРУШЕНИЕ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫЛЕТА, В НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РАЗДЕЛА 5.5 НТЭРАТ ГА-93, В НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ УКАЗАНИЯ МГА ОТ 31.07.85 САМОЛЁТ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТЬЮ НЕ ОБРАБАТЫВАЛСЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОЧИСТКИ ВС ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ЭКИПАЖУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЁТА В НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ П. 4.2.1 НТЭРАТ ГА-93 БЫЛО ПРЕДЪЯВЛЕНО НЕПОДГОТОВЛЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО 17.03.00 В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ ФСВТ РОССИИ И АВИАПРЕДПРИЯТИЯ ГА БЫЛА НАПРАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ № 5 О КАТАСТРОФЕ САМОЛЁТА ЯК-40 В АЭРОПОРТУ ШЕРЕМЕТЬЕВО, В КОТОРОЙ ОБРАЩАЛОСЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ДЕЙСТВИЯ В ПЕРИОД ПРЕДПОЛЁТНОГО ОСМОТРА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЬДА, СНЕГА, ИНЕЯ НА ПОВЕРХНОСТЯХ И В ЩЕЛЕВЫХ ЗАЗОРАХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В УСЛОВИЯХ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ, САМОЛЁТ ИЛ-86 RА-86114 БЫЛ ВЫПУЩЕН В ПОЛЁТ БЕЗ ДОЛЖНОГО ОСМОТРА.
9.12.99 АНАЛОГИЧНАЯ СИТУАЦИЯ ПРОИЗОШЛА В АЭРОПОРТУ ДОМОДЕДОВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫЛЕТА САМОЛЕТА ЯК-42 RА-42397 ЧЕЛЯБИНСКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ. ИТС ЗАО "АТБ ДОМОДЕДОВО" УДАЛЕНИЕ МОКРОГО СНЕГА С РУЛЕЙ ВЫСОТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОВОДИЛИ ВРУЧНУЮ ПРИ ПОМОЩИ ВОЛОСЯНОЙ ЩЕТКИ В НАРУШЕНИЕ ТЕХКАРТЫ 12.00.00В К РО ЯК-42 "ОЧИСТКА САМОЛЕТА ОТ СНЕГА, ЛЬДА И ГРЯЗИ" В УСЛОВИЯХ ЛИВНЕВОГО МОКРОГО СНЕГА. ВС НЕ БЫЛО ОБРАБОТАНО ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТЬЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО В ПОЛЕТЕ ПРОИЗОШЛО ЗАМЕРЗАНИЕ МОКРОГО СНЕГА МЕЖДУ ЩЕЛЕВЫМ ЗАЗОРОМ РУЛЯ ВЫСОТЫ И СТАБИЛИЗАТОРОМ, ЧТО ПРИВЕЛО К ОТКАЗУ УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕМ ВЫСОТЫ "НА ПИКИРОВАНИЕ". ПОЛЕТ И ПОСАДКА ПРОИЗВЕДЕНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАБИЛИЗАТОРА. ТАКОЕ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЁТНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОМУ ИСХОДУ ПОЛЁТА, СОЗДАЁТ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ ПОДВЕРГАЮТСЯ ОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ПАССАЖИРОВ.
ПРОДОЛЖАЮТСЯ СЛУЧАИ НЕПРАВИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭКИПАЖАМИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ НА ВЫЛЕТ И В ПОЛЕТЕ, А ТАКЖЕ НАРУШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ.
11.02.2000Г. В ПОЛЕТЕ НА ВЫСОТЕ 3300 МЕТРОВ НА УЧАСТКЕ МАЛКИ ЕЛИЗОВО (РАЙОН ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ) ПРОИЗОШЕЛ ОТКАЗ ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ВЕРТОЛЕТЕ МИ-8 RА-22740 (ЭКСПЛУАТАНТ "КАМЧАТСКИЕ АВИАЛИНИИ"). НА ВЫСОТЕ 2100 МЕТРОВ ЭКИПАЖ ВЫПОЛНИЛ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ И ПРОДОЛЖИЛ ПОЛЕТ. ПОСАДКА ПРОИЗВЕДЕНА БЛАГОПОЛУЧНО. ПРИЧИНОЙ САМОВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ВЕРОЯТНО, ЯВИЛОСЬ ПОПАДАНИЕ В ГАЗОВОЗДУШНЫЙ ТРАКТ ЛЬДА, ОБРАЗОВАВШЕГОСЯ НА ПОВЕРХНОСТЯХ ВЕРТОЛЕТА ПРИ ПОЛЕТЕ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКАХ.
ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ ЗА 1998-1999 ГОДЫ ПРОИЗОШЛО ДВА АП И ШЕСТЬ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С САМОВЫКЛЮЧЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ ПОЛЕТАХ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ:
28.04.98Г. В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА НЯГАНЬ НА МИ-8Т RА-24494 СВЕРДЛОВСКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА В УСЛОВИЯХ ЛИВНЕВОГО МОКРОГО СНЕГА С ДОЖДЕМ, ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА МИНУС ДВА ГРАДУСА, ПРОИЗОШЛО САМОВЫКЛЮЧЕНИЕ ОБОИХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ЧТО ЯВИЛОСЬ СЛЕДСТВИЕМ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ЭКИПАЖЕМ ТРЕБОВАНИЙ П.2.5.7.3 РЛЭ МИ-8 ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ ВХОДА В ЛИВНЕВЫЕ ОСАДКИ. ПОС ВОЗДУХОЗАБОРНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕЖИМ "РУЧНОЙ" НЕ БЫЛА ВКЛЮЧЕНА.
23.09.98Г. НА МИ-8 RА-22388 МИРНИНСКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ САМОВЫКЛЮЧЕНИЕ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ-ЗА ПОПАДАНИЯ В ГВТ ЛЬДА. ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКЕ ВС ПОЛУЧИЛО СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ.
11.05.98Г. ИНЦИДЕНТ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8 RА-25522, АВИАКОМПАНИИ "МУРМАНСКИЕ АВИАЛИНИИ", СВЯЗАННЫЙ С САМОВЫКЛЮЧЕНИЕМ В ПОЛЕТЕ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ПРИЧИНЕ ПОПАДАНИЯ ВС В ЗОНУ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ И ОБЛЕДЕНЕНИЯ.
17.06.98 Г. НА ВЕРТОЛЕТЕ МИ-8 RА-24161 ТОЙ ЖЕ АВИАКОМПАНИИ В ПОЛЕТЕ ПРОИЗОШЕЛ АНАЛОГИЧНЫЙ ИНЦИДЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С САМОВЫКЛЮЧЕНИЕМ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ-ЗА ОБЛЕДЕНЕНИЯ ВХОДНОГО ТРАКТА ВНА И НЕВКЛЮЧЕНИЯ ПОС.
05.09.98Г. ПРОИЗОШЕЛ ИНЦИДЕНТ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8 RА-27093, НИЖНЕВАРТОВСКОГО ОАО СВЯЗАННЫЙ С САМОВЫКЛЮЧЕНИЕМ В ПОЛЕТЕ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ПРИЧИНЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА В УСЛОВИЯХ СИЛЬНОГО СНЕГОПАДА.
30.09.98 Г. НА ВЕРТОЛЕТЕ МИ-8 RА-25915 АВИАКОМПАНИИ "ВОСТОК" В ПОЛЕТЕ ПРОИЗОШЕЛ ОТКАЗ ДВУХ ДВИГАТЕЛЕЙ ИЗ-ЗА СИЛЬНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ. ЭКИПАЖ ЗАПУСТИЛ ДВИГАТЕЛИ И ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМЕ НАЗНАЧЕНИЯ. ПОЛЕТ ВЫПОЛНЯЛСЯ В ОБЛАКАХ, В ЗОНЕ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ, ПРИ НУЛЕВОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ.
17.09.99 Г. ПРОИЗОШЕЛ ИНЦИДЕНТ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8МТВ RА-25737, ПРИНАДЛЕЖАЩИМ АВИАКОМПАНИИ "САХАЛИНСКИЕ АВИАТРАССЫ". ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САНИТАРНОГО ЗАДАНИЯ В СМУ ПРОИЗОШЛО САМОВЫКЛЮЧЕНИЕ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ-ЗА ПОПАДАНИЯ ЛЬДА В ЕГО ГВТ ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ПОС В РЕЖИМ "РУЧНОЙ". ПОЛЕТ ВЫПОЛНЯЛСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ.
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПРИВЕЛИ К КАТАСТРОФЕ АН-12 RА-11118 (24.02.94) ПУЛКОВСКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ В А/П НАЛЬЧИК (ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПОС КРЫЛА И ХВОСТОВОГО ОПЕРЕНИЯ НЕ ПРИМЕНЯЛАСЬ) И КАТАСТРОФЕ АН-12 RА-11790 (29.10.94) "ЕРМОЛИНСКОГО ИИП" ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ В УСЛОВИЯХ ЛИВНЕВОГО СНЕГА В СМУ В А/П УСТЬ-ИЛИМСК.
ИЗ-ЗА НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОБСТАНОВКИ ЭКИПАЖАМИ ВС УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО НАРУШЕНИЙ УСТАНОВЛЕННЫХ МЕТЕОМИНИМУМОВ, ПРАВИЛ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ВЫЛЕТ, СЛУЧАИ НЕСВОЕВРЕМЕННОГО ВОЗВРАТА НА АЭРОДРОМ ВЫЛЕТА ИЛИ УХОДА НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ ПРИ УХУДШЕНИИ МЕТЕОУСЛОВИЙ НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО МИНИМУМА.
12.02.2000Г. ПРОИЗОШЕЛ СЕРЬЕЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-2 RА-15713 ГУАП "ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ". В ПОЛЕТЕ ВЕРТОЛЕТ ВОШЕЛ В ЗОНУ ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ, ВИДИМОСТЬ В КОТОРЫХ БЫЛА НИЖЕ МИНИМУМА КВС И НЕ СООТВЕТСТВОВАЛА ТРЕБОВАНИЯМ ДЛЯ ПОЛЕТОВ ПО ПВП. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОСАДКИ НА ПОДОБРАННУЮ С ВОЗДУХА ПЛОЩАДКУ ПРОИЗОШЛО КАСАНИЕ РУЛЕВЫМ ВИНТОМ О ЗЕМЛЮ И ОПРОКИДЫВАНИЕ ВЕРТОЛЕТА НА ПРАВЫЙ БОК. ВЕРТОЛЕТ ПОЛУЧИЛ ПОВРЕЖДЕНИЯ ВИНТОВ И КОНЦЕВОЙ БАЛКИ.
ТОЛЬКО ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ТЕКУЩЕГО ГОДА ИЗ-ЗА НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КВС ПРОИЗОШЛО НЕСКОЛЬКО ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОСАДКОЙ И ВЗЛЕТОМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В МЕТЕОУСЛОВИЯХ НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО МИНИМУМА ПОГОДЫ:
21.10.2000 В АЭРОПОРТУ УХТА ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ ЭКИПАЖ САМОЛЕТА ЯК-40 RА-88265 АВИАКОМПАНИИ "ЛИИ ИМ. М.М.ГРОМОВА" ПРИ МЕТЕОУСЛОВИЯХ 50/800.
24.10.2000 В АЭРОПОРТУ ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 ЭКИПАЖЕМ САМОЛЕТА А-310 АВИАКОМПАНИИ "АЭРОРФЛОТ-РМА" ДОПУЩЕНО НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО МИНИМУМА АЭРОДРОМА ДЛЯ ВЗЛЕТА ПО ВИДИМОСТИ.
27.10.2000 В АЭРОПОРТУ НАЛЬЧИК ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ ПРИ ПОГОДЕ НИЖЕ МИНИМУМА ЭКИПАЖ ВЕРТОЛЕТА МИ-8 № 31299 ВВС. МЕТЕОУСЛОВИЯ НА ПОСАДКЕ: ТИХО, ТУМАН 200М, ВЕРТИКАЛЬНАЯ ВИДИМОСТЬ 50М. ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ.
НАРУШЕНИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ РАНЕЕ ПРИВЕЛИ К ТЯЖЕЛЫМ АВИАЦИОННЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ САМОЛЕТОВ АН-26 RА-26141 АВИАКОМПАНИИ "АВИАЛИНИИ КУБАНИ" 26.12.93 В АЭРОПОРТУ ГЮМРИ С ГИБЕЛЬЮ 33 ЧЕЛОВЕК, САМОЛЕТА ТУ-154 RА-85296 АВИАКОМПАНИИ "ВНУКОВСКИЕ АВИАЛИНИИ" 25.12.93 В АЭРОПОРТУ ГРОЗНЫЙ И САМОЛЕТА АН-12 RА-11327 АВИАКОМПАНИИ "АВИАОБЩЕМАШ" 08.11.97 В АЭРОПОРТУ БРЯНСК.
ИЗ-ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОЙ СХЕМЫ СНИЖЕНИЯ И ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 7 ЛЕТ ПРОИЗОШЛИ ТЯЖЕЛЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ:
5.11.93 КАТАСТРОФА АН-124 RА-82071 А/К "АВИАСТАР" В РАЙОНЕ ГОРНОГО АЭРОДРОМА "КЕРМАН" (ИРАН);
1.11.93 КАТАСТРОФА ЯК-42 RА-42390 САРАТОВСКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ В РАЙОНЕ ГОРНОГО АЭРОДРОМА "ОХРИД" (МАКЕДОНИЯ);
6.03.93 КАТАСТРОФА АН-26 RА-26084 А/К "АВИАЛИНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ" В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА "АССОРА" (КАМЧАТКА);
5.10.95 КАТАСТРОФА АН-32 RА-48981 "УФИМСКОГО МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ПО" В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА "МАКСИМОВКА";
5.04.96 КАТАСТРОФА ИЛ-76 RА-76752 А/К "КРАСНОЯРСКИЕ АЛ" В РАЙОНЕ П.КАМЧАТСКОГО;
9.08.96 КАТАСТРОФА ТУ-154 RА-85621 А/К "ВНУКОВСКИЕ АЛ" В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА ЛОНГИЙР (ШПИЦБЕРГЕН)
9.01.97 АПБЧЖ ЯК-40 RА-87552 В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА ШУШЕНСКОЕ.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УЧАСТИЛИСЬ СЛУЧАИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЗЕМЛЕ. ТАК, ТОЛЬКО В ПЕРИОД С 21 ПО 23 ОКТЯБРЯ 2000 ГОДА В А\П ШЕРЕМЕТЬЕВО БЫЛО ОБНАРУЖЕНО ПЯТЬ ПОВРЕЖДЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ: ДВА НА САМОЛЕТАХ ТУ-154 (ПО ОДНОМУ ДВИГАТЕЛЮ) И ТРИ НА САМОЛЕТЕ ИЛ-62М.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО УВЕЛИЧЕНИЕ ЧАСТОТЫ АНАЛОГИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПЕРИОД НОЯБРЯ-ЯНВАРЯ СТАНОВИТСЯ ВОЗМОЖНЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ СНИЖЕНИЯ КОНТРОЛЯ И ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ СО СТОРОНЫ КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА АВИАПРЕДПРИЯТИЙ, АЭРОПОРТОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ИВП И ОВД, А ТАКЖЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГСГА МИНТРАНСА РОССИИ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ОСЕННЕ-ЗИМНЕГО ПЕРИОДА.
ПРЕДЛАГАЮ:
РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГСГА МИНТРАНСА РОССИИ, РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ, АЭРОПОРТОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ИВП И УВД:
1. ОРГАНИЗОВАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ИНФОРМАЦИИ С ЛЕТНЫМ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ, АВИАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЛОМ СЛУЖБЫ ВД, СЛУЖБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ НА ЦЕЛЕВЫХ РАЗБОРАХ
2. УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОДКОНТРОЛЬНОГО АВИАПЕРСОНАЛА.
3. УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЙ ГРАФИК ДЕЖУРСТВА КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ.
4. С УЧАСТИЕМ ИНСПЕКТОРСКИХ ОРГАНОВ ПО БП ПРОВЕСТИ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И АЭРОПОРТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛЕТЫ. ПРОВЕСТИ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ РАБОТ ПО ЗАЩИТЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ5. НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ИЗУЧИТЬ ТРЕБОВАНИЯ НППГА-85 И РЛЭ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ, А ТАКЖЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ И ДРУГИХ ЛЕТНЫХ ДАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ РЛЭ ПО ПИЛОТИРОВАНИЮ В ОБЛЕДЕНЕНИИ С РАБОТАЮЩЕЙ И НЕРАБОТАЮЩЕЙ ПОС НА ЭТАПАХ ВЗЛЕТА, НАБОРА ВЫСОТЫ, ПОЛЕТА НА ЭШЕЛОНЕ, СНИЖЕНИИ С ЭШЕЛОНА, ЗАХОДА НА ПОСАДКУ И ПОСАДКИ. ИЗУЧИТЬ ВЛИЯНИЕ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, КРЫЛА, ГОРИЗОНТАЛЬНОГО И ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОЛЕТА.
С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА САМОЛЕТАХ ТИПА АН-24, АН-26, АН-30. В ХОДЕ УКАЗАННЫХ ЗАНЯТИЙ ИЗУЧИТЬ УТВЕРЖДЕННЫЕ МГА 16.11.79 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ АН-24, АН-26 И АН-30 С ДВИГАТЕЛЯМИ АИ-24 В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ". АКЦЕНТИРОВАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ОПАСНОСТИ СОЧЕТАНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕКОМЕНДАЦИЙ РЛЭ ПРИ ПОЛЕТАХ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЗЛЕТНОЙ МАССЕ, ЦЕНТРОВКЕ, НАРУШЕНИЯМИ ПРАВИЛ ШВАРТОВКИ ГРУЗОВ
6. УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОК, ОБРАЩАЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА СОБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ.
7. РУКОВОДИТЕЛЯМ ВЕРТОЛЕТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ АНАЛИЗЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯТЬ:
- ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКИПАЖАМИ ВЕРТОЛЕТОВ ТРЕБОВАНИЙ ПО РАСЧЕТУ МАКСИМАЛЬНО-ДОПУСТИМОЙ ВЗЛЕТНОЙ И ПОСАДОЧНОЙ МАСС, ВЫБОРУ МЕТОДА ВЗЛЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕТЕОУСЛОВИЙ, РАЗМЕРОВ ПЛОЩАДКИ, НАЛИЧИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ЗОНЕ ВОЗДУШНЫХ ПОДХОДОВ, МЕТОДИКИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ СНЕЖНОГО ВИХРЯ И ЛОКАЛЬНОГО ТУМАНА, А ТАКЖЕ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОС;
- СОБЛЮДЕНИЮ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ ПО ПВП В УСЛОВИЯХ, БЛИЗКИХ К ОПВП И ППП, ПОРЯДКУ И ПРАВИЛАМ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНИХ УСЛОВИЙ ПОЛЕТА К ДРУГИМ, ДЕЙСТВИЯМ ПРИ НЕПРЕДНАМЕРЕННОМ ПОПАДАНИИ В МЕТЕОУСЛОВИЯ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИЕ ПВП;
- СОБЛЮДЕНИЮ УСТАНОВЛЕННЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ И ПРАВИЛ РАСЧЕТА АНЗ ТОПЛИВА.
8. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И АЭРОПОРТОВ:
8.1. ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЛЕЖАЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ЗАПРАВЛЯЕМЫХ ГСМ;
8.2. УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЭКИПАЖАМИ ВС УСТАНОВЛЕННЫХ МИНИМУМОВ, СХЕМ СНИЖЕНИЯ И ЗАХОДА НА ПОСАДКУ. В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ ЭКИПАЖИ ВС ОТ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ОТСТРАНЯТЬ, ПРОВОДИТЬ РАССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПРИЧИН ИНЦИДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРАПИ-98, ПРИНИМАТЬ СТРОГИЕ МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ЛИЦАМ, СОЗНАТЕЛЬНО НАРУШАЮЩИМ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ. ЗА СОКРЫТИЕ ИЛИ НЕПРИНЯТИЕ МЕР ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЙ МЕТЕОМИНИМУМОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЛУЖБ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ИВП И УВД ПРИВЛЕКАТЬ К СТРОГОЙ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ;
8.3. ОРГАНИЗОВАТЬ ПОВТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ С ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ И ЛЁТНЫМ СОСТАВОМ РАЗДЕЛОВ 4.2 И 5.3 НТЭРАТ ГА-93, УКАЗАНИЙ МГА ОТ 31.07.85 526\У, ОТ 25.09.87 № 5.1-861, ДВТ РФ ОТ 30.08.93 № ДВ1.50-44, ОТ 09.09.94 № ДВ25.2-386, ОТ 26.12.95 № ДВ-152\И, ФАС РОССИИ ОТ 05.09.97 № 59\И, ОТ 08.12.97 № 78\И, ОТ 06.04.98 № 4\И ПОД РОСПИСЬ;
АКТИВНЕЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НАРУШИТЕЛЯМ ТРЕБОВАНИЙ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОРЯДОК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО УДАЛЕНИЮ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВС К ВЫЛЕТУ;
8.4. ОРГАНИЗОВАТЬ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ПРИБЫВАЮЩИХ НА ЗАПАСНЫЕ АЭРОДРОМЫ;
8.5. СТРОГО ПРЕСЕКАТЬ СЛУЧАИ ПЕРЕДАЧИ НАЗЕМНЫМИ СЛУЖБАМИ В ЭФИР ЭКИПАЖАМ ВС, СЛЕДУЮЩИМ НА ЗАПАСНЫЕ АЭРОДРОМЫ, ТРЕБОВАНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ НАЗЕМНОГООБСЛУЖИВАНИЯ;
8.6. ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ ОТКАЗА В ПРИЕМЕ НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЯХ ТРЕБОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЙ АЭРОПОРТОВ ОТ ЭКИПАЖЕЙ ВС, СЛЕДУЮЩИХ НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ, ВЗАИМОРАСЧЕТОВ В НАЛИЧНОЙ ФОРМЕ НЕМЕДЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ В ГСГА МИНТРАНСА РОССИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА ОБ АННУЛИРОВАНИИ ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ АЭРОПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
8.7. ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ И ИСПРАВНОСТЬ НАЗЕМНОЙ ТЕХНИКИ АЭРОДРОМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕХНИКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ОЗП, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА К РАБОТАМ ПО ОБРАБОТКЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТЬЮ И ДОСТАТОЧНОСТЬ ЭТОЙ ЖИДКОСТИ В АЭРОПОРТАХ.
8.8. ОРГАНИЗОВАТЬ ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СВОЕВРЕМЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ОЧИСТКОЙ ВПП СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
9. О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ДОЛОЖИТЬ В УГНБП ГСГА МИНТРАНСА РОССИИ ДО 20.11.2000Г.
К.К.РУППЕЛЬ