- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
13.11.2006г. |
№ 97-р |
Москва
О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЙ ПРИ
УПРАВЛЕНИИ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ФИЛИАЛЕ «МЦ АУВД»
ФГУП «ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ОРВД»
Рост объемов перевозок и интенсивности воздушного движения на аэродромах Московской воздушной зоны (далее - МВЗ) и увеличение количества транзитных полетов через МВЗ обуславливает необходимость принятия эффективных мер по повышению безопасности полетов при управлении воздушным движением (далее - УВД).
Несмотря на принимаемые меры по обеспечению надёжной работы персонала смен УВД, состояние безопасности полетов при УВД не в полной мере соответствует современным требованиям. Из-за недостатков в организации воздушного движения (далее - ОрВД), низкого уровня технологической дисциплины части диспетчерского состава, слабого контроля за работой персонала смен УВД со стороны руководящего состава филиала, продолжаются случаи нарушений при УВД, приводящие к инцидентам.
За период с 1 января по 30 сентября 2006 года в ГП «МЦ АУВД» (с 28.06.2006 является филиалом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») (далее - МЦ АУВД) расследовано 39 авиационных событий. В 7 авиационных событиях факторы УВД повлияли на развитие ситуации.
14.03.2006 воздушное судно (далее - ВС) Як-42 авиакомпании «Карат» и ВС А-340 авиакомпании «Арабские Эмираты» разошлись на попутно - пересекающихся курсах с боковым интервалом около 5 км и разницей по высоте около 100 м, произошло срабатывание наземной, системы предупреждения опасных сближений (далее - СПОС). Инциденту способствовало нарушение диспетчером радиолокационного управления (далее - РЛУ) сектора «Москва - подход 4» требований Технологии работы при передаче ВС на УВД смежному сектору, неудовлетворительный анализ воздушной обстановки диспетчерами РЛУ и процедурного контроля (далее - ПК) сектора «Москва - подход 6», нарушение диспетчером РЛУ сектора «Москва - подход 6» требований п.п. 5.8.1., 6.1.З., 6.4.7 НПП ГА-85 в части обеспечения интервалов вертикального эшелонирования между ВС Як-42 и А-340.
18.07.2006 произошло нарушение ВС А-310 авиакомпании «ИранЭйр» схемы выхода из района аэродрома Шереметьево с уклонением от установленного маршрута на 8 км. Инциденту способствовало неисправление диспетчером сектора «Шереметьево - круг» ошибки экипажа ВС при повторении указания диспетчера, нарушение п. 3.11.2 Правил и фразеологии радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением, утвержденных приказом ФСВТ России от 07.02.2000 № 16.
04.08.2006 произошло нарушение схемы выхода из района аэродрома Шереметьево и самовольное занятие высоты экипажем ВС CL-600 авиакомпании «Бизнес авиация Алжира» из-за невыполнения экипажем ВС требований Сборником аэронавигационной информации Российской Федерации (далее - АИП России). Инциденту способствовало невыполнение диспетчером сектора «Шереметьево - круг» п. 4.2.8. Технологии работы диспетчера РЛУ, диспетчера - ассистента в части выдачи экипажу ВС маршрута следования.
24.08.2006 в результате сокращения установленных интервалов продольного и вертикального эшелонирования между ВС «Хаукер-Сидли 125» (Турция) и «Цесна-650» (Дания) произошло опасное сближение и срабатывание СПОС в секторе «Москва-подход 4» в районе ПОД МЕДУД из-за невыполнения экипажем ВС «Хаукер-Сидли 125» неоднократных указаний диспетчера сектора «Внуково-круг» о занятии и сохранении высоты 1800 м и несанкционированное изменение экипажем ВС высоты полета.
27.08.2006 в результате сокращения установленных интервалов продольного и вертикального эшелонирования между ВС А-319 авиакомпании «Иберия» (Испания) и Ту-154 авиакомпании «Сибирь» произошло опасное сближение и срабатывание СПОС в секторе «Москва-подход 8». ВС разошлись на встречно - пересекающихся курсах с боковым интервалом около 2,5 км и разницей по высоте около 120 м.
Опасное сближение ВС А-319 и Ту-154 произошло в сочетании следующих факторов: неправильное подтверждение экипажем ВС А-319 диспетчерского указания о занятии эшелона 2700 м, неисправление диспетчерами РЛУ и ПК ошибочного подтверждения экипажем ВС А-319 указания диспетчера-стажера о занятии эшелона 2700 м, отсутствие должного анализа воздушной обстановки и прогнозирования потенциально-конфликтной ситуации при пересечении экипажем ВС А-319 заданного эшелона 2700 м при наличии встречно-пересекающегося движения, ненадлежащего контроля за работой диспетчера-стажера со стороны диспетчера-инструктора.
04.09.2006 произошло опасное сближение между ВС Як-42 авиакомпании «Днеправиа» (Украина) и БЕ-40 (Израиль) в секторе «Москва - подход 6» в районе ПОД БИТУЛ из-за невыполнения экипажем ВС БЕ-40 указания диспетчера на сохранение заданного эшелона 2100 м и продолжения несанкционированного набора высоты, приведшего к нарушению интервалов продольного и вертикального эшелонирования. ВС разошлись на встречно - пересекающихся курсах с продольным интервалом около 3 км и разницей по высоте 150 м.
Неосуществление надлежащего контроля за полетом ВС БЕ-40 и непринятие необходимых в сложившейся ситуации действий диспетчерами РЛУ и ПК по немедленному прекращению набора им высоты при - пересечении заданного эшелона 2100 м способствовало опасному сближению ВС. Неправильная информация диспетчера РЛУ о расположении встречного ВС повлияла на решение экипажа ВС Як-42 выполнять маневр по избеганию столкновения изменением курса, а не набором высоты в соответствии с командой «RA» бортовой системы предотвращения столкновений (далее - БСПС).
29.09.2006 из-за несанкционированного занятия высоты 2580 м, вместо заданного эшелона 2400 м, экипажем ВС Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» произошло нарушение правил вертикального эшелонирования между ВС Ту-154 и Як-40 авиакомпании «Северсталь» и срабатывание СПОС в АДЦ.
Авиационному событию способствовали следующие факторы УВД:
- невыполнение диспетчером РЛУ сектора «Москва - подход 2» АДЦ требований п. 3.9.5 Правил и фразеологии радиообмена в части запроса от экипажа ВС, передавшего сообщение, его позывного и точного обозначения;
- невыполнение диспетчером ПК сектора «Москва - подход 2» АДЦ Технологии работы диспетчера в части информирования диспетчера РЛУ о возможной конфликтной ситуации.
По результатам расследования авиационных событий выявлен ряд проблем в организации воздушного движения и подготовке экипажей ВС для полетов в МВЗ:
1. Отсутствие бесконфликтных траекторий прилета/вылета ВС «SID» и «STAR» в МВЗ.
2. Превышение нормативов пропускной способности секторов АДЦ МЦ АУВД, утвержденных приказом МГА СССР от 09.09.1986 № 224 и указанием МГА СССР от 20.09.1988 № 635/у.
3. Отсутствие рекомендаций по применению процедуры «СЛАП» при прогнозировании перегрузок диспетчерских пунктов и секторов УВД.
4. Отсутствие достаточной информации относительно маршрутов обхода запретных зон, схем выхода и входа в районы аэродромов для экипажей ВС иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты на аэродромы МВЗ.
5. Невыполнение экипажами ВС рекомендаций при использовании БСПС в части выдерживания пониженных скоростей набора/снижения при подходе к заданному эшелону.
6. Несоответствие документам ИКАО интервалов продольного эшелонирования в районных центрах ЕС ОрВД при использовании автоматизированных систем УВД.
7. Невыполнение на аэродромах МВЗ процедуры информирования экипажей ВС об условиях выхода на маршрут следования до взлёта, определённых АИП России, ENR 1.5-3 07AUG03, п.3.2.
В целях повышения уровня безопасности полетов и исключения подобных случаев предлагаю:
1. Рекомендовать руководителям организаций, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации:
1.1. Данное распоряжение довести до руководящего состава и персонала ОрВД под роспись.
1.2. В соответствии с п. 6.4.7 НПП ГА-85 внести дополнения в технологии работы диспетчеров круга, (ДПК, ДПСП), круга МВЛ, подхода (ВДПП), КДП, КДП МВЛ, РЦ ЕС ОрВД, ВРЦ ЕС ОрВД, МДП, ВМДП, разработанных применительно к местным условиям, о необходимости своевременно информировать экипаж ВС о выходе за пределы установленной ширины воздушных трасс, МВЛ, коридоров, маршрутов и схем набора высоты, снижения и захода на посадку.
2. Генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»:
2.1. Определить степень персональной ответственности должностных лиц руководящего состава филиала МЦ АУВД.
2.2. Повысить требовательность к руководящему составу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и филиалов в части проведения методической работы по УВД, направленной на повышение уровня безопасности полетов.
2.3. Принять меры к повышению эффективности выполнения отделами инспектирования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и филиалов функций, связанных с непосредственным осуществлением постоянного надзора и контроля за выполнением требований нормативных документов по обеспечению безопасности полетов, разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов при УВД.
2.4. Разработать в соответствии с приложением 4 Положения о методической работе в службе движения гражданской авиации, утвержденного МГА СССР от 12.03.1986 № 3.8-430, методическое пособие по проведению розыгрышей с персоналом смен УВД по материалам инцидентов, имевших место в МЦ АУВД 14.03.2006, 18.07.2006, 04.08.2006, 24.08.2006, 27.08.2006, 04.09.2006 и 29.09.2006.
3. Генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» во взаимодействии с руководителями ОАО «МАШ», ОАО «Аэропорт Внуково», ЗАО «МАД» принять меры по внедрению в аэропортах Шереметьево, Внуково, Домодедово процедуры информирования перед взлетом экипажей ВС об условиях выхода из района аэродрома на маршрут следования.
4. Начальнику Управления госрегулирования ИВП и ОрВД Росаэронавигации, генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с участием руководителей ОАО «МАШ», ОАО «Аэропорт Внуково», ЗАО «МАД» и руководителей авиакомпаний, выполняющих полёты на аэродромы МВЗ:
4.1. Организовать работу по совершенствованию структуры воздушного пространства МВЗ с целью внедрения бесконфликтных траекторий прилета/вылета ВС «SID» и «STAR».
4.2. Подготовить предложения для выполнения полетов ВС чартерными рейсами на аэродромы МВЗ по географическому принципу.
4.3. Разработать рекомендации по применению процедуры «СЛАП» при прогнозировании перегрузок диспетчерских пунктов и секторов МЦ АУВД.
4.4. Практиковать рабочие встречи должностных лиц ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», аэропортов Внуково, Домодедово, Шереметьево и авиакомпаний московского аэроузла по вопросу совершенствования взаимодействия персонала УВД, летных экипажей и работников аэропортовых служб при подготовке экипажей ВС к полету и выполнении полетов ВС в МВЗ.
4.5. Организовать подготовку выписок из АИП России о необходимости выполнения установленных процедур и правил полетов при прилете и вылете из аэропортов Российской Федерации для использования экипажами ВС иностранных авиакомпаний при предполетном брифинге.
4.6. Подготовить предложения о внесении дополнения в АИП России в части:
- выполнения рекомендаций по выдерживанию пониженных скоростей набора/снижения экипажами ВС при подходе к заданному эшелону при использовании БСПС;
- процедуры предоставления бортовых СОК и объяснительных записок экипажами ВС при расследовании допущенных нарушений правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
5. Начальнику Управления госрегулирования ИВП и ОрВД Росаэронавигации, генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», директору ФГУП «ГосНИИ «Аэронавигация» подготовить предложения по уменьшению минимальных интервалов продольного эшелонирования в районных центрах ЕС ОрВД при использовании АС УВД.
6. Генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» о выполнении пунктов 1-3 настоящего распоряжения доложить в Росаэронавигацию до 20.12.2006.
7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Росаэронавигации А.В.Шрамченко.
Руководитель |
А.В. Нерадько |