- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
УТВЕРЖДАЮ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНСТРУКЦИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ
ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ПОСАДОЧНЫХ
ПЛОЩАДКАХ СУДОВ И ПРИПОДНЯТЫХ НАД ВОДОЙ ПЛАТФОРМ
(Вводится в действие с 1 июля 1990 г.)
Методические указания по составлению инструкций по производству полетов вертолетов гражданской авиации на посадочных площадках судов и приподнятых над водой платформ, введенные в действие указанием МГА № 187/У от 22 марта 1986 г. считать утратившими силу с 1 июля 1990 г.
ВВЕДЕНИЕ
В целях обеспечения организации и безопасности полетов вертолетов на посадочные площадки морских судов (МС)* и морских буровых установок (МБУ)* в соответствии с ОАТ ГА-90, НПП ГА, основными условиями, утвержденными приказом МГА 27.08.85 г. № 185 и РЛЭ разрабатываются инструкции по производству полетов с учетом особенностей эксплуатации и установленных ограничений.
На головные МС (МБУ), а также при внедрении новых типов вертолетов и видов работ инструкции по производству полетов разрабатываются ГосНИИ ГА с привлечением других институтов ГА и с участием авиапредприятия и судовладельца.
Инструкции по производству полетов для серийных МС (МБУ) разрабатываются комиссиями, назначенными командирами авиапредприятий. Комиссию возглавляет заместитель командира авиапредприятия по летной службе. При разработке инструкций на серийные МС (МБУ) должна учитываться ИПП на головное МС (МБУ).
В состав комиссии включаются специалисты всех служб, связанных с обеспечением и выполнением полетов. Каждая служба несет ответственность за разработку соответствующих разделов и схем к ним, полноту их содержания, за своевременность внесения изменений и дополнений; к разработке привлекаются специалисты судовладельца.
Инструкция согласовывается с судовладельцем и утверждается начальником управления ГА, в ведении которого находится порт приписки МС (МБУ).
Ежегодно специально созданные комиссии авиапредприятия производят проверки соответствия инструкций по производству полетов на МС (МБУ) требованиям нормативных документов МГА.
Внесение изменений и дополнений в контрольный экземпляр инструкции и извещение об этом держателей инструкции осуществляет старший штурман авиапредприятия, обслуживающего порт приписки МС (МБУ).
Контроль за соответствием инструкции по производству полетов действующим нормативным документам МГА возлагается на инспекцию управления ГА.
Данные Методические указания позволяют выполнить разработку инструкции по производству полетов в формализованном виде.
_____________________________
*МС - морские суда и платформы любых назначений, находящиеся в рабочем состоянии на плаву; МБУ - платформы любых назначений, опирающиеся в рабочем состоянии на грунт.
Материалы, изложенные в приложениях, являются ее неотъемлемой частью. Эти приложения должны быть уточнены и дополнены в зависимости от типа вертолета, средств обеспечения полетов МС (МБУ), района полетов и т.д.
В инструкцию могут быть включены другие разделы и схемы, необходимость в которых вызвана условиями базирования вертолета на МС (МБУ), обеспечения руководства полетами, организации и управления воздушным движением в районе данного МС (МБУ).
Полеты вертолетов (кроме облетов) на МС (МБУ), не имеющие утвержденных инструкций по производству полетов, ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
ИНСТРУКЦИЯ
по производству полетов вертолетов |
____________ |
|
(типы) |
на судне (МБУ)
_________________________________________________
(название судна, МБУ)
_________________________________________________
СОГЛАСОВАНО |
СОГЛАСОВАНО |
Лист учета поправок, внесенных в инструкцию
Номер поправки |
Дата вступления поправки в силу |
Номер и дата документа |
Раздел и страница |
Кем внесена поправка (должность, подпись, фамилия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Судно (МБУ) |
_________________________________________________________ |
|
(полное название) |
предназначено для |
_______________________________________________________ |
|
(основное назначение) |
1.2. На судне (МБУ) предусмотрена эксплуатация вертолета(ов) |
___________________ |
|
(типы) |
для выполнения следующих видов работ: |
_____________________________________ |
|
(перечень допустимых видов работ) |
___________________________________________________________________________
Базирование вертолета на судне обеспечивается |
_______________________________ | ||||||
|
(групповое, одиночное, постоянное, временное) | ||||||
1.3. Средства авиационного обеспечения, имеющиеся на судне (МБУ) приняты в эксплуатацию | |||||||
комиссией |
____________________________ |
ОАО в соответствии с приказом (указанием) | |||||
начальника |
____________________________ |
управления ГА от________ 19___г. № ___. |
Облет (технический рейс) на судно (МБУ) выполнен на вертолете |
__________________ | |||
|
(тип) | |||
опознавательный знак ________________________ |
____________________ 19___г. | |||
|
(дата) |
Акт приемки средств авиационного обеспечения судна (МБУ), утвержденный начальником | |||
__________ управления ГА, хранится в делах ______________________ ГА. |
| ||
|
(название предприятия) |
|
1.4. Лицом, ответственным за состояние средств авиационного обеспечения на судне (МБУ), является капитан судна (МБУ).
2. СВЕДЕНИЯ О ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ (ПП)
2.1. ПП судна (МБУ) имеет форму _______________________________________ размером ____________________________________________________________________, позволяет
(продольный х поперечный или диаметр)
эксплуатировать одновременно не более ____________________________ вертолета (ов) | |
|
(количество) |
Расположена по (относительно) диаметральной плоскости (ДП) судна (МБУ)
________________________________________________________________________
(слева, справа, в носовой, кормовой части)
на высоте ___________________ м от водной поверхности.
ПП имеет уклоны: поперечный ___________ град., продольный __________ град.
Основание ПП |
_______________________________________________________ |
|
(неподвижное, подвижное, качающееся) |
максимально возможная величина поперечной качки _____________ град., продольной
качки ______________ град.
2.2. ПП имеет разметку для ориентирования вертолета на висении.
Максимальная высота препятствий на судне (МБУ) ______________________ м.
Разметка ПП и схема препятствий представлены в приложении 1.
3. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ.
3.1. На судне (МГУ) обеспечение полетов осуществляется __________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(чем, в каком режиме)
3.2. Состав средств авиационного обеспечения полетов следующий:
метеорологическое оборудование |
____________________________________________ |
|
(перечень оборудования, диапазон и погрешность измерения параметров) |
радиотехническое оборудование:
- приводная радиостанция |
_________________________________________________ |
|
(тип, частота, код опознавательного сигнала, дальность действия на высоте 100 или 150 м) |
- ОВЧ - радиостанция |
_________________________________________________ |
|
(тип, рабочая частота, диапазон, вид работы, дальность связи на высоте 100 или 150 м) |
- КВ - радиостанция |
_________________________________________________ |
|
(тип, диапазон, режим работы) |
- СВ - радиостанция |
_________________________________________________ |
|
(тип, диапазон, режим работы) |
- РЛС |
_________________________________________________ |
|
(тип, диапазон, дальность действия (мин., макс.) |
______________________________ |
Схема зон видимости, см. приложение 2 |
на высоте |
|
- АРП |
_________________________________________________ |
|
(тип, диапазон и др.) |
- Светотехническое оборудование ПП |
_______________________________________ |
|
(имеется, не имеется) |
Схема расположения огней и их маркировка, см. приложение 2.
3.3. Обслуживание вертолета на судне (МБУ) обеспечивается в объеме ________________
_____________________________________________________________________________
(предполетной подготовки, 100-часовых регламентных
_____________________________________________________________________________
работ и т.д.)
3.4. Судовой источник электроэнергии для запуска двигателей и обслуживания
вертолета на судне (МБУ) |
____________________________________________________ |
|
|
3.5. Заправка вертолета топливом на судне (МБУ) |
______________________________ |
|
(имеется, отсутствует) |
3.6. Транспортировка вертолета по ПП и в ангаре обеспечивается ____________________
____________________________________________________________________________
(вручную, с помощью механических средств по спец. инструкции)
3.7. Хранение вертолета (ов) обеспечивается |
__________________________________ |
|
(в ангаре, на ПП) |
3.8. Швартовка на ПП |
______________________________________________________ |
|
(имеется, отсутствует) |
3.9. Медицинское предполетное освидетельствование экипажа проводится
врачом (фельдшером) |
____________________________________________________ |
|
(указать авиапредприятие или судно (МБУ) |
3.10. Поисково-спасательное обеспечение на судне осуществляется в соответствии с "Указаниями экипажу судна по обеспечению полетов вертолетов" (приложение 3) и "Расписанием по тревогам" судна для сигналов "Пожар" и "человек за бортом".
Поисково-спасательное обеспечение на МБУ осуществляется силами аэропорта базирования вертолета при получении соответствующих сообщений от экипажа вертолета и МБУ, а также экипажем МБУ в соответствии с "Расписанием по тревогам" для сигналов "Пожар" и "человек за бортом".
4. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ
4.1. Взлет и посадку на судно (МБУ) производить в соответствии с
рекомендациями РЛЭ вертолета |
___________ |
с учетом ограничительных секторов. |
|
(тип) |
|
4.2. Минимум для взлетов и посадки:
Вид полетов |
Нмго, м |
Вид, м |
По ПВП и ОПВП днем |
|
|
По ОПВП ночью |
|
|
По ПВП днем с внешней подвеской |
|
|
По ППП: |
|
|
- ПРС; |
|
|
- ПРС+РЛС |
|
|
4.3. Высота пересечения края ПП при посадке, м _______________________________
4.4. Дополнительные ограничения: |
_________________________________________ |
|
(заполняется при наличии дополнительных ограничений или отсутствуют) |
___________________________________________________________________________
(продолжение дополнительных ограничений)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.5. Дополнительные рекомендации: |
_______________________________________ |
|
(даются при необходимости) |
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ
5.1. Обеспечение аэронавигационной информацией; инженерно-авиационное, метеорологическое, радиотехническое, медицинское и прочее обеспечение полетов осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.
5.2. Ответственным за информационное обеспечение полетов является _____________
____________________________________________________________________________
5.3. Дополнительные требования: |
___________________________________________ |
|
(заполняются при необходимости) |
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Заместитель командира
ОАО (ЛО) по летной службе
Дата |
подпись |
Ф.И.О. |
Приложение 1
ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОВ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ,
ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПОЛЕТ С БОРТА МС (МБУ)
1. Заявки на полеты подаются экипажем ВС в АДП и РЦ ЕС УВД, в районе которого планируется полет, накануне дня полетов не позднее 11.00 ч местного времени.
2. При выполнении срочных заданий полет может выполняться по заявке, поданной в день вылета:
- на полет в одном ЗЦ ЕС УВД - не позднее, чем за 1 ч до вылета;
- на полет в пределах двух смежных зон ответственности ЗЦ ЕС УВД - не позднее, чем за 2 часа до вылета;
- на полеты, выходящих за пределы двух смежных зон ответственности ЗЦ ЕС УВД - не позднее, чем за 4 ч до вылета.
Право разрешения подачи указанных заявок предоставляется капитану судна.
3. Заявки на полеты вертолетов одновременно являются заявками на обеспечение этих полетов средствами связи и радиотехнического обеспечения на аэродромах вылета, посадки, запасных аэродромах, на метеорологическое и диспетчерское обслуживание в районах дислокации судна, а также на обеспечение полета по линии ВВС, ПВО.
Если для вертолетовождения требуются дополнительные радиотехнические средства, то они указываются в заявке на полет в группе дополнительной информации (РМК).
4. Заявки на полеты и другая информация могут передаваться по следующим каналам связи:
- экипаж ВС - орган службы движения;
- экипаж ВС - диспетчер-инфоматор - радиорубка судна - орган службы движения;
- экипаж ВС - диспетчер-инфоматор - радиорубка судна - радиобюро ближайшего морского порта - орган службы движения.
При обмене сообщениями между экипажем ВС и службой движения могут использоваться каналы связи других министерств и ведомств с учетом условий и особенностей.
5. Диспетчер АДП, получив заявку, обеспечивает ее согласно требованиям табеля сообщений о движении ВС ГА.
6. Органы войск ПВО, не позднее, чем за 3 ч, а по срочным вылетам и в случае переноса вылета за 30 мин. до вылета ВС дают подтверждение органам УВД, подавшим заявку, об обеспечении полетов по линии войск ПВО. При отсутствии подтверждения органов войск ПВО об обеспечении полетов вылет ВС запрещается.
7. Заявки на полет ВС аннулируются, если:
- за 2 ч до запланированного времени вылета от АДП в РЦ ЕС УВД не поступил запрос на вылет или информация о переносе времени вылета;
- в течение 20 мин. после назначенного центром ЕС УВД (указанного в заявке) времени вылета ВС не произвело взлет или не поступила информация о переносе времени вылета.
Об аннулировании заявки ставится в известность ее податель.
8. Ограничения и запреты по выполнению полетов органами УВД должны быть доведены до экипажа вертолета в части, касающейся его.
9. Разрешение на использование воздушного пространства дает военный сектор РЦ ЕС УВД в порядке, определенном ОПП-85. Это разрешение после запроса через гражданский сектор РЦ ЕС УВД и АДП передается старшему вахтенному начальнику судна, который разрешает вылет вертолета.
Приложение 2
СХЕМЫ
1. Схема расположения и маркировки ПП на МС (рис.1).
2. Схема размещения светотехнического оборудования (рис.2).
3. Схема зон видимости радиолокационных средств в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
4. Схема препятствий и орнитологической обстановки в районе судна.
Характерные ориентиры для определения горизонтальной видимости при визуальном наблюдении.
5. Схема взаимодействия средств связи между органами УВД, АМСГ, заказчиком, судном и вертолетом (в полете).
6. Расположение и схемы посадочных площадок и аэродромов для использования их как запасных при вынужденных посадках. (Время полета, минимальные запасы топлива при уходе с высоты принятия решения).
7. Схема районов УВД, установленных для органов аэродрома и судна с рубежами передачи управления (информации).
8. Схемы снижения и захода на посадку.
9. Схема набора высоты и ухода вертолетов на маршруты и в зоны для всех направлений взлета.
10. Схема захода на внеочередную посадку.
11. Схема ухода на запасной аэродром или площадку.
12. Схема перекрытия района полетов полем радиосвязи на различных высотах полета.
13. Схема перекрытия полетов радиопеленгационным полем на различных высотах полета (для УКВ-радиопеленгатора и ПВ СВ-радиопеленгатора).
14. Схема перекрытия района полетов радиолокационным контролем на различных высотах полета.
Примечание: |
Схемы 3-14 выполняются в соответствии с рекомендациями "Методики составления инструкций по производству полетов и аэродромных схем", утвержденной МГА 28.03.85. |
Рис.1 |
Схема расположения и маркировки посадочной площадки на МС (пример): |
Приложение 3
ИНСТРУКЦИЯ
диспетчеру - информатору
1. Общие положения.
1.1. Инструкция разработана в соответствии с требованиями "Типового договора на выполнение полетов вертолетов с борта судна", утвержденного приказом министра ГА от 27.08.85 № 185, и определяет ответственность, права и обязанности диспетчера-информатора.
1.2. Диспетчер-информатор непосредственно подчиняется капитану судна и в своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией, а также указаниями капитана судна или лица, его заменяющего. В оперативном отношении подчиняется вахтенному помощнику капитана.
1.3. На должность диспетчера-информатора назначаются лица, имеющие разрешение на информационное обеспечение полетов.
2. Основные задачи
2.1. Основной задачей диспетчера-информатора является своевременное обеспечение экипажа вертолета навигационной и метеорологической информацией при выполнении полетов вертолетов или по запросу экипажа.
3. Обязанности
3.1. Диспетчер-информатор обязан:
3.1.1. Знать:
- правила и фразеологию радиообмена с экипажами вертолетов ГА;
- основные летно-технические характеристики вертолетов, эксплуатирующихся на судах;
- характеристики средств радиотехнического обеспечения полетов, установленных на судне;
- ограничения и запреты в районе выполняемых работ;
- требования должностной инструкции, инструкции по производству полетов на МС, НПП ГА, Устава службы на морских судах и других руководящих документов в части, касающейся его.
3.1.2. Уметь:
- использовать установленные на судне средства радиосветотехнического оборудования и средства радиосвязи для обеспечения полетов вертолетов;
- по запросу экипажа передавать сводки фактической и прогнозируемой погоды, подготовленные специалистами метеослужбы судна.
3.1.3. Осуществлять радиообмен с экипажами вертолетов, соблюдая требования правил и фразеологии радиообмена, действующих в ГА.
3.1.4. Перед началом полетов:
- заступить на вахту не позже, чем за 2 ч до начала полетов вертолетов согласно плану полетов;
- ознакомиться с планом полетов, ограничениями и запретами на полеты в районе выполнения работ, а также с указаниями (распоряжениями) непосредственных начальников;
- лично, вместе с ответственным лицом экипажа судна (боцманом) осмотреть посадочную площадку, состояние покрытия посадочной площадки, комингсов, леерных ограждений, средств пожаротушения и светотехнического оборудования;
- убедиться в отсутствии посторонних предметов на посадочной площадке и на установленных расстояниях в секторах подхода к ней (положение стрел, кранов и др.);
- произвести осмотр оборудования на СВКП и проверку его работоспособности. Включить табло "Выход на ПП запрещен".
3.1.5. При вылете вертолета:
- установить радиосвязь с экипажем вертолета;
- по докладу командира вертолета о готовности к взлету убедиться, что на ПП и в секторе взлета нет препятствий;
- информировать экипаж о направлении и скорости результатирующего потока воздуха относительно ПП, высоте нижней границы облаков и горизонтальной видимости;
- после взлета записать в журнал время взлета.
3.1.6. При выполнении полетов:
- визуально, по докладам экипажа и с помощью радиотехнических средств осуществлять контроль за полетом вертолета;
- информировать экипаж вертолета об ухудшении горизонтальной видимости и нижней границы облаков;
- прослушивать эфир на рабочей частоте;
- при получении корректив к прогнозу погоды, штормопредупреждений, штормоповещений немедленно сообщить экипажу вертолета.
3.1.7. При заходе на посадку на ПП:
- поставить в известность техническую бригаду о прибытии вертолета;
- после доклада КВС о готовности к посадке сообщить ему направление и скорость ветра, атмосферное давление на уровне ПП, высоту нижней границы облаков, горизонтальную видимость, температуру, состояние ПП, осадки (при их наличии);
- по судовой связи дать предупреждение на командный пункт судна и на ПП о заходе вертолета на посадку;
- включить табло "Выход на ПП запрещен";
- убедиться в отсутствии посторонних предметов на ПП и в секторах подхода к ней (положение стрел, кранов и др.);
- записать в журнал время посадки.
4. Ответственность
4.1. Диспетчер-информатор несет ответственность за:
- соблюдение требований должностной инструкции, инструкции по производству полетов вертолетов на данном судне, устава службы на морских судах и других руководящих документов в части, его касающейся;
- полноту, правильность и своевременность передаваемой информации;
- точность и аккуратность ведения установленной документации и ее сохранность.
Приложение 4
УКАЗАНИЯ ЭКИПАЖУ СУДНА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ
1. Общие положения
1.1. При постоянном базировании на судне экипаж и техническая бригада вертолета оперативно подчиняются капитану судна и выполняют все положения "Устава службы на судах морского флота СССР".
1.2. На судне должны быть выделены и закреплены специально подготовленные лица из числа экипажа для оказания помощи в обслуживании вертолета, заправке вертолета, эксплуатации судовых систем, обеспечивающих базирование и полеты вертолета, ведение радиосвязи.
1.3. Капитан судна по прибытии на борт судна экипажа вертолета и технической бригады обязан организовать с ними и лицами из экипажа судна, связанными с работой вертолета, изучение руководящих документов, регламентирующих эксплуатацию вертолета на судне, и взаимных обязательств сторон, назначить в соответствии с п.1.2 настоящего приложения ответственных лиц, обеспечивающих базирование вертолета, поставить задачу экипажу вертолета.
1.4. В течение всего времени базирования вертолета на судне экипажу вертолета должны быть созданы условия для предполетного отдыха.
Примечание: |
Стартовое время экипажа при работе на судне, а также время предполетного отдыха, суточный и месячный налет должны соответствовать нормам, установленным в гражданской авиации. |
1.5. Полеты вертолета выполняются по заданию капитана судна в соответствии с поставленными задачами согласно плану полетов.
План полетов составляется накануне летного дня, утверждается капитаном судна и доводится до сведения всех лиц, участвующих в полетах или обеспечивающих их.
В случае срочной необходимости (аварийно-спасательные и санитарные задания) допускается изменение плана полетов, о чем экипаж должен быть оповещен не менее, чем за час до вылета.
Перед полетом капитан (лицо, его заменяющее) должен выдать письменную заявку на полет командиру вертолета.
1.6. Судовой врач обязан провести предполетный медицинский осмотр командира вертолета и членов экипажа, назначенных в полет (штурман, гидролог, летчик-наблюдатель, капитан-наставник и т.д.), согласно Положению о предполетном медицинском освидетельствовании. Результат проверки заносится в специальный журнал и делается отметка в задании на полет.
1.7. Предполетная подготовка экипажа проводится при содействии вахтенного помощника капитана.
Вахтенный помощник капитана при подготовке экипажа к полету обязан представить имеющийся синоптический материал (фактическую погоду и прогноз), сообщить о местонахождении судна и курсе следования, границах нейтральных вод и территориальных вод иностранных государств, оказать помощь в расчете навигационных элементов полета, согласно полученному заданию (заявке).
Нанести на судовую карту маршрут полета вертолета и точку встречи.
Правильность расчетов подтвердить росписью в бортжурнале и записью в судовом журнале.
1.8. Вахтенный помощник капитана при готовности вертолета к взлету обязан проверить радиосвязь по УКВ- и КВ- каналам с вертолетом, о чем сделать запись в судовом журнале. В случае некачественной связи сообщить об этом старшему командиру, пилоту и принять меры к налаживанию связи.
При наличии неисправностей средств судна, непосредственно обеспечивающих полет (ОВЧ - электросвязь, ПРС), старший вахтенный помощник капитана обязан запретить полеты и доложить об этом капитану. При нахождении вертолета в полете поддерживать с ним устойчивую двухстороннюю радиосвязь и вести контроль по азимуту и дальности с использованием РТС судна.
Радиообмен между вертолетом и судном во время выполнения полетов должен записываться на магнитофон, находящийся в СВКП или радиорубке судна. Включение магнитофона должно производиться до начала запуска двигателей вертолета, выключение - после остановки несущих винтов и надежной швартовки вертолета на ПП.
Записи переговоров должны храниться в течение 72 ч и уничтожаться по истечении этого срока по взаимному соглашению между капитаном судна и командиром вертолета.
1.9. После взлета вертолета экипаж немедленно докладывает диспетчеру МДП (ВМДП, РЦ, ВРЦ ЕС УВД), в районе которого выполняется полет, о времени взлета, районе работ и расчетном времени посадки. Время посадки уточняется при заходе на посадку на судно.
При невозможности установления радиосвязи экипажа с органами УВД эта информация передается вахтенным помощником капитана в аэропорт через радиометеоцентр или ближайший морской порт.
1.10. Вахтенный помощник капитана (начальник) обязан требовать от экипажа строгого выполнения задания и только в крайнем случае давать дополнительное задание с фиксированием в судовом журнале. Экипажу категорически запрещается выполнять полеты, не связанные с производственными целями.
1.11. К концу расчетного времени полета вахтенный помощник капитана обязан проверить и обеспечить нахождение авиатехников и лиц, выделенных из числа экипажа судна, на посадочной площадке для приема вертолета.
1.12. Вахтенный помощник капитана (начальник) обязан в течение всего полета обеспечить метеонаблюдения видимости и высоты облачности, опасных метеоусловий и периодически (через 15 мин.) и по требованию экипажа передавать их на борт вертолета.
1.13. После завершения полета капитан или лицо, подписавшее заявку на полет, заверяет время полета и дает оценку выполненному заданию.
1.14. Перед взлетом и посадкой и во время полета спасательные средства (катера, спасательные команды и др.) находятся в постоянной готовности к аварийно-спасательным работам согласно расписанию.
1.15. Выполнение работ вертолетом с судна требует четкого налаженного взаимодействия экипажей вертолета и судна. Взаимодействие должно обеспечиваться надежной радиосвязью, постоянными визуальным, радиолокационным и радионавигационным наблюдениями экипажа судна за полетом вертолета.
К моменту вылета вертолета на судне включаются все необходимые радиотехнические и радиолокационные средства, в том числе постоянно действующий средневолновой радиопривод (ПРС).
1.16. В период нахождения вертолета в воздухе на судне назначается вахта наблюдения и связи, состоящая из вахтенного штурмана, визуального наблюдателя за ПП и светотехническим оборудованием, радиста, на которых возлагаются задачи постоянного наблюдения за полетом вертолета и извещения пилота об элементах движения судна, его местонахождении, изменения погодных условий и др. Все переговоры фиксируются в судовом вахтенном журнале и на магнитной ленте.
Приложение 5
1. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА СУДНА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ В
ПОЛЕТЕ И ПОПАДАНИИ ВЕРТОЛЕТА В ОПАСНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1.1. В целях обеспечения безопасности полетов экипаж судна должен быть готов принять меры для оказания помощи и ликвидации последствий попаданий вертолета в опасные метеорологические условия или при возникновении особых случаев в полете.
1.2. В случае ухудшения погоды в районе базирования судна ниже допустимых минимумов или прогнозирования таковых вахтенный помощник капитана обязан немедленно поставить в известность экипаж вертолета и капитана судна, оповестить суда, находящиеся поблизости.
Совместными действиями вывести вертолет в район хорошей погоды и обеспечить выполнение посадки на судно (МБУ) или площадку, подобранную с воздуха.
1.3. При отказе двигателя на вертолете, находящемся поблизости от судна, приготовить средства пожаротушения и аварийно-спасательную команду. Увеличить длину буксирного троса при буксировке "на усах". При необходимости отвести пришвартованное судно. Доложить капитану судна.
1.4. При отказе двигателя на вертолете, находящемся вдали от судна базирования, оповестить суда, находящиеся поблизости, увеличить ход судна и идти на сближение с вертолетом. Далее действовать согласно п.1.3.
1.5. При получении сообщения от экипажа вертолета о пожаре, оповестить суда, находящиеся поблизости, идти на сближение с вертолетом, приготовить средства пожаротушения и аварийно-спасательную команду.
1.6. При получении сообщения от экипажа о потере ориентировки использовать имеющиеся радиотехнические средства для вывода вертолета на судно базирования, оповестить суда, находящиеся поблизости, и с их помощью по командам от судна базирования определить местонахождение вертолета.
Для обеспечения устойчивой радиосвязи, если позволяет обстановка, обязательно отдать команду экипажу вертолета о наборе высоты.
1.7. В случае потери радиосвязи немедленно оповестить находящиеся поблизости суда. Следовать в точку встречи и лечь в дрейф. О своих действиях сообщить в эфир без приема подтверждения. Организовать передачу команд экипажу вертолета на средних волнах на частоте работы ПРС.
1.8. О всех случаях попадания экипажа вертолета в опасные метеорологические условия или возникновения особых случаев в полете вахтенный штурман обязан производить записи в судовом журнале.
1.9. При попадании экипажа вертолета в опасные метеорологические условия или возникновении особых случаев в полете связь с ним осуществляет капитан судна или лицо, его заменяющее, которые согласовывают действия экипажа вертолета с органами УВД, в районе ответственности которого находится судно.
1.10. В особых случаях для оказания помощи при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, аварийных ситуациях и в других случаях, угрожающих жизни людей, капитан судна принимает решение на вылет вертолета без предварительной заявки с немедленным оповещением органов УВД.
Примечание: |
Для МС и МБУ, не обладающих в данный момент возможностью передвижения, указания п.п.1.4 - 1.7 в этой части исключаются и направляется аварийно-спасательная шлюпка. |
Приложение 6
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ НА МС (МБУ)
1. Общие положения.
Техническая эксплуатация вертолетов, базирующихся на судах, осуществляется в соответствии с действующим регламентом технического обслуживания (РО) по данному типу АТ, технологическими указаниями по их выполнению, инструкцией по технической эксплуатации, другой документацией, введенной в действие МГА, и предусматривает выполнение следующих работ:
- оперативные, периодические и специальные виды регламентных работ;
- своевременное устранение выявленных неисправностей;
- текущий ремонт;
- замену двигателей и основных агрегатов.
1.1. Для этого авиапредприятием:
- должен быть определен основной состав инженерно-технической службы (постоянно находящийся или временно пребывающий) для выполнения и контроля за выполнением форм ТО.
- должно быть определено место проведения регламентных работ (ангар, посадочная площадка), необходимое по условиям выполнения формы ТО.
2. Ресурсы и календарные сроки службы.
2.1. Назначенные, межремонтные ресурсы и календарные сроки службы вертолетов, выполняющих полеты на суда, устанавливаются действующими приказами МГА и равны при этом ресурсам вертолетов данного типа, если не оговорены особо.
3. Рекомендации по техническому обслуживанию.
3.1. Перед посадкой для базирования на судно:
- проверить достаточность ресурса агрегатов, изделий под планируемый налет вертолета (по возможности исключить замену агрегатов на судах);
- выполнить очередную по наработке форму ТО в объеме не менее 100 ч;
- восстановить нарушенное ЛКП, антикоррозионное покрытие;
- нанести защитную смазку на незащищенные детали;
- проверить комплектность бортового имущества согласно перечню при работе вертолета над морем;
- проверить исправность швартовок и чехлов.
3.2. При базировании вертолета на судне необходимо:
- швартовку вертолета и палубных средств производить на всех технических позициях (ангар, посадочная площадка);
- при проведении ТО постоянные ограждения поднять или установить временные;
- осуществлять мойку вертолета пресной водой, а также мойку и эмульсирование проточной части двигателей (в части эмульсирования только для Ка-32), восстановление защитной смазки производить при необходимости после каждого летного дня, но не реже одного раза в 10 дней;
- замену основных агрегатов (лопастей, двигателей), подъем вертолета гидроподъемниками производить при бортовой качке судна не более 3.
3.3. При возвращении вертолета с судна после длительного базирования должны быть выполнены следующие работы:
- тщательная промывка пресной подогретой водой и протирка сухой чистой ветошью всех агрегатов, узлов и деталей, на которые попала морская вода;
- внеочередные регламентные работы в объеме не менее 100 ч;
- устранение выявленной коррозии на деталях планера и силовой установки;
- осмотр, при необходимости очистка от коррозии и налета от окисления штепсельных разъемов и агрегатов АиРЭО (штепсельные разъемы со значительным налетом подлежат полной разборке и дефектации);
- выполнение карты смазки всех узлов, деталей и агрегатов вертолета.
Приложение 7
ОХРАНА ТРУДА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА БОРТУ МС (МБУ)
1. Нормативным документом, регламентирующим безопасность труда при ТО вертолета на борту судна, является инструкция по охране труда.
2. Методика разработки инструкции по охране труда изложена в "Положении о порядке разработки инструкций по охране труда в гражданской авиации", утв. МГА 30.10.87 № 52/И.
3. В зависимости от продолжительности базирования вертолета на МС (МБУ) инструкция по охране труда разрабатывается для:
- инженерно-технического состава, обслуживающего вертолет (при длительном базировании);
- бортмеханика (при кратковременном базировании, в случае отсутствия инженерно-технического состава).
4. Инструкция по охране труда может быть разработана либо для профессии (должности), например, для авиатехника, бортмеханика и др., либо для вида выполняемой работы, например, ТО вертолета.
5. При разработке инструкции по охране труда должны быть учтены требования отраслевых стандартов:
- ОСТ 54 71001-82 ССБТ. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание. Общие требования безопасности;
- ОСТ 54 71002-84 ССБТ. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание планера и высотной системы. Общие требования безопасности;
- ОСТ 54 71003-84 ССБТ. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание силовых установок. Общие требования безопасности;
- ОСТ 54 71004-85 ССБТ. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание систем автоматики, электро-, радио- и приборного оборудования. Общие требования безопасности;
- ОСТ 54 71005-85 ССБТ. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание. Заправка горючесмазочными материалами и спецжидкостями. Общие требования безопасности.
6. Разработанная инструкция по охране труда является основой для проведения инструктажа по безопасности труда работающих согласно ГОСТ 12.0.004-79 ССБТ.