почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
16
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

14 ноября 1991г. № 359/у

Москва

О противокоррозионной
защите авиационной
сельскохозяйственной техники

Руководителям управлений,
производственных объединений,
предприятий, организаций,
авиакомпаний и концернов ГА




    НПО ПАНХ ГА на основе результатов комплекса лабораторных исследований разработало Рекомендации по защите авиационной сельскохозяйственной техники от коррозионного действия новых пестицидов (приложение).
    Рекомендации дополняют действующую в МГА документацию по противокоррозионной защите (указания МГА от 18.07.85 № 494/у, от 10.02.85 № 630/у, от 08.12.88 № 745/у).
    В целях обеспечения внедрения указанных Рекомендаций
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Обеспечить использование Рекомендаций при проведении противокоррозионных работ в процессе ремонта по мере поступления средств противокоррозионной защиты.
    2. Генеральному директору НПО ПАНХ ГА:
    2.1. оказать методическую помощь ремонтным и эксплуатационным предприятиям ГА во внедрении средств противокоррозионной защиты;
    2.2. обобщить опыт применения Рекомендаций за период 1992-1993 годов и разработать дополнения и изменения к нормативно-технической документации по капитальному ремонту и техническому обслуживанию самолетов и вертолетов.
    
    
    
    

Заместитель Министра

В.В.Горлов

    
    
    


УТВЕРЖДАЮ

Начальник ГУНТП

В.Е. Тригони
12.11.1991г.

    
    
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ АВИАЦИОННОЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ОТ КОРРОЗИОННОГО
ДЕЙСТВИЯ НОВЫХ ПЕСТИЦИДОВ

    
    


Генеральный директор
НПО ПАНХ ГА

В.Б.Козловский


Начальник отдела ЭТС ПАНХ

В.С.Ларин

         
    
Краснодар 1991

    
    
Рекомендации разработаны сотрудниками НПО ПАНХ ГА:
Лариным В.С., Дубровой М.И., Гайсенюк Л.Н.

    
    
    

ВВЕДЕНИЕ

    
    Применение воздушных судов (ВС) на авиационных химических работах приводит к частым отказам авиационной сельскохозяйственной техники, ухудшению состояния самолетного парка из-за коррозии. По причине коррозии ВС сельскохозяйственного использования зачастую списываются досрочно не обработав назначенный ресурс. Это обусловлено высокой коррозионной повреждаемостью изделий с.-х. авиатехники, причиной чего является коррозионное воздействие применяемых средств зашиты растений. В последнее время значительно расширился ассортимент используемых на АХР пестицидов, при этом заметна тенденция к значительному росту их агрессивности по отношению к материалам изготовления авиационной сельскохозяйственной техники. Решение проблемы коррозии в данном случае, требует принятия эффективных профилактических и защитных мер, которые могли бы осуществляться при эксплуатации и ремонте авиационной с.-х. техники.
    В последние годы за рубежом для повышения коррозионной стойкости авиационной техники широко стали применять способы ее дополнительной зашиты с помощью специальных пленкообразующих составов. Эти составы являются средствами профилактики коррозии и используются в процессе производства, ремонта и технического обслуживания (ТО) ВС.
    "Рекомендациями по дополнительной защите от коррозии самолетов и вертолетов ГА", утв. 07.12.1988 г. предусмотрена дополнительная защита с помощью состава ЗВВД-13. В настоящее время указанный состав снят с производства. Проведенный комплекс лабораторных исследований показал, что в качестве средств дополнительной защиты целесообразно использовать химстойкий лак ХС-724 и ингибированный микровосковой состав ИВВС-706М.
    Детали и узлы авиационной сельскохозяйственной аппаратуры подвержены не только коррозионному воздействию агрессивных сред, но и абразивному износу. Для их защиты разработана противоабразивная композиция на основе полимерной эпоксидной краски П-ЭП-177.
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1.1. Настоящие, рекомендации предназначены для инженерно-технического персонала ремонтных и эксплуатационных предприятий ГА, связанных с выполнением работ по защите от коррозии ВС с/х использования.
    1.2. Для дополнительной защиты от коррозии ВС настоящими рекомендациями предусматривается применение химически стойкого лака ХС-724 и микровоскового ингибированного состава ИВВС-706М.
    1.3. Нанесение химстойкого лака ХС-724 производится при ремонте ВС по технологии, изложенной в разделе 2.
    1.4. Микровосковой состав ИВВС-706М наносится на ВС при их техническом обслуживании по технологии, изложенной в разделе 3.
    1.5. Выполнение работ по дополнительной защите от коррозии фиксируется в формуляре самолета или вертолета.
    1.6. На детали и узлы авиационной сельскохозяйственной аппаратуры, подвергающиеся абразивному износу, наносится противоабразивная композиция на основе полимерной эпоксидной краски П-ЭП-177 по технологии, изложенной в разделе 4.
    

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВС
ХИМСТОЙКИМ ЛАКОМ ХС-724

    
    2.1. Химстойкий лак ХС-724 (ГОСТ 23494-79, завод-изготовитель - Лидский ЛКЗ) представляет собой раствор сополимера A-15 с добавлением химически стойкого пластификатора - совола.
    2.2. Лак ХС-724 наносится на окрашенные по серийной или ремонтной технологии наружные и внутренние поверхности ВС. Нанесение лака на свежеокрашенные поверхности производится при степени высыхания эмали предшествующего слоя до "отлипа".
    2.3. Для сокращения времени сушки и повышения межслойной адгезии лак ХС-724 доводится до рабочей вязкости по ВЗ-4 14с растворителем 646.
    2.4. Лак наносится в один слой методом пневмораспыления. Расстояние от краскораспылителя до окрашиваемой поверхности -250-350 мм. Давление сжатого воздуха 2,5-4,0 кгс/см. Температура окружающего воздуха 12-25°С, влажность - 50-70%. Время полного пленкообразования материала - 2 часа.
    2.5. При поступлении в ремонт ВС, имеющих дополнительную защиту от коррозии, старый слой лака следует удалить. Удаление лака производится с помощью смывок АФТ-1 или СМБ-9.
    2.6. Мойка ВС, имеющих дополнительную защиту лаком ХС-724, производится моющими составами ДИАС или ДЕГМОС. После мойки ВС восстановление лака не требуется.
    2.7. Нанесение лака фиксируется в формуляре ВС.
    

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВС МИКРОВОСКОВЫМ
СОСТАВОМ ПРИ ТО ВС

    
    3.1. Пленкообразующий ингибированный состав ИВВС-706М (завод изготовитель - Оренбургский опытно-промышленный нефтемаслозавод г.Оренбург) наносится на окрашенные по серийной или ремонтной технологии поверхности ВС, на которых отсутствует дополнительная защита лаком ХС-724.
    
    3.2. Зоны нанесения состава для различных ВС представлены в таблице.
    

Таблица


Тип ВС:


Наименование зоны и элементов конструкции

Профилактический состав


1.

Задний лонжерон верхних и нижних крыльев между нервюрами 1и 8

ИВВС-706М


2.

Узлы крепления рулей

ИВВС-706М


3.

Задняя кромка нижних корневых закрылков

ИВВС-706М


4.

Места соединения основных распорок плоскостей и фюзеляжа

ИНВС-706М


5.

Вырез в фюзеляже в зоне загрузочного люка и контуры загрузочного люка

ИВВС-706М


6.

Днище, уголки и обшивка в зоне аккумуляторного отсека

ИВВС-706М


7.

Наружная обшивка верхней части фюзеляжа в районе 5-8 шпангоутов и стрингеров 20-25-20

ИВВС-706М

Ан-2

8.

Наружная обшивка фюзеляжа в районе шпангоутов 5-26 и стрингеров 5-0-5

ИВВС-706М


9.

Наружная обшивка фюзеляжа под верхнего крыла

ИВВС-706М


10.

Обшивка и силовой набор внутренней поверхности Фюзеляжа в районе 5-26 шпангоутов и стрингеров 25- 0 -25

ИВВС-706М


11.

Шпангоут 15 в районе 5-0-5 стрингеров

ИВВС-706М


12.

Контуры входной и грузовой двери

ИВВС-706М


13.

Задний лонжерон центроплана

ИВВС-706М


14.

Задний лонжерон стабилизатора

ШВС-706М


15.

Задний лонжерон киля



16.

Силовой набор рулей поворота в нижней части от 8 до 12 нервюры

ИВВС-706М


17.

Силовой набор киля

ИВВС-706М


18.

Силовой набор руля высоты

ИВВС-706М


1.

Внутренние поверхности планера:



1.1.

1. Подпольная зона между шпангоутами




1Ф-12Ф

ИВВС-706М


1.2.

2. Отсеки:




топливного бака

ИВВС-706М



радиооборудования

ИВВС-706М



аккумуляторный

ИВВС-706М


1.3.

З. Кронштейны -




крепления механизма загрузки

ИВВС-706М



крепления кресел пилота

ЙВВС-706М



крепления пассажирского кресла

ИВВС-706М

Ми-2

1.4.

Хвостовая балка 1ф-2ф, 15ф-16ф

ИВВС-706М


2.

Внешние поверхности планера:



2.1.

Панели фюзеляжа (передняя часть, левая, правая, центральные, задняя правая)

ИВВС-706М


2.2.

2.Обшивка обтекателя (левая, правая)

ИВВС-706М


2.3.

Хвостовая балка

ИВВС-706М


2.4.

Панель верхняя (левая, правая)

ИВВС-706М


1.

Внутренние поверхности планера



1.1.

Подпольная зона пилотской кабины между шпангоутами 1-5 (между нижним стеклом фонаря)

ИВВС-706М


1.2.

Отсеки:




бензообогревателя

ИВВС-706М



радиооборудования


Ка-26


электрооборудования




подредукторный




багажный



1.3.

Полости хвостовой балки, стабилизатора, рулей, центрального отсека

ИВВС-706М


2.

Внешние поверхности планера:



2.1.

Обшивка:

ИВВС-706М



нижней части пилотской кабины;




нижней части центрального отсека по шп. № 5;




хвостовой балки, хвостового оперения, крышек отсеков;



2.2.

Спрямляющий аппарат

ИВВС-706М

    
    3.3. Перед нанесением состава ИВВС-706М защищаемая им поверхность должна быть очищена с помощью моющих средств ДИАС (ТУ 38-1072-76) или ДЕГМОС (ТУ 3840849-80) в соответствии с инструкцией, утвержденной МГА 29.06.84 г.
    3.4. При обнаружении очагов коррозии на обшивке необходимо удалить продукты коррозии с помощью шлифовальной шкурки № 6 до полного выведения коррозионного очага. При этом необходимо следить, чтобы места зачистки имели плавные переходы на соседние поверхности обшивки без острых краев и заусенцев. Для удаления коррозии с профилированных деталей (стрингеров, шпангоутов и т.п.) следует использовать шарошки и шаберы.
    3.5. На участках обшивки и других элементах конструкции, с которых удалялись продукты коррозии, должно быть восстановлено лакокрасочное покрытие в соответствии с действующей технологией.
    3.6. Нанесение состава ИВВС-706М на свежеокрашенные поверхности можно производить после полного высыхания лакокрасочного покрытия.
    3.7. Состав ИВВС-706М наносится в один слой методом пневмораспыления с помощью краскораспылителя типа КР10 с диаметром сопла 1-2 мм; расстояние от поверхности - 500 мм; давление воздуха - 2-3 кг/см.
    3.8. Нанесение состава производится при температуре не ниже +10°С. Продолжительность сушки 3-4 часа.
    

4. ПРОТИВОАБРАЗИВНАЯ ЗАЩИТА ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННОЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АППАРАТУРЫ

    
    4.1. На детали авиационной сельскохозяйственной аппаратуры, подверженные абразивному износу, наносится абразивостойкое полимерное покрытие. Для его получения используются следующие материалы:
    - краска порошковая П-ЭП-177"А" (ТУ 6-10-1575-76)
    - окись алюминия (ТУ 6-09-3916-75)
    - фторкаучук СКФ-32
    - ацетон (ТУ 6-09-3513-82)
    4.2. Абразивостойкое полимерное покрытие наносится на детали авиационной с.-х.аппаратуры, изготовленные из стали и алюминиевых сплавов, допускающих технологических нагрев до 180°С (например: крыльчатка, крышка, корпус помпы АМ-42). Запрещается нанесение абразивостойкого полимерного покрытия на детали, изготовленные из алюминиевых деформируемых сплавов - АМг 6, Д18, В65, Д19, AК-41.
    Покрытие наносится на детали 1-ой категории, а также бывшие в эксплуатации (с износом не более 10%).
    4.3. Технологический процесс получения износостойкого полимерного покрытия состоит из следующих операций:
    - подготовка поверхности;
    - нанесение полимерного покрытия;
    - контроль качества покрытия.
    4.4. Подготовка поверхности.
    4.4.1. Поверхность покрываемых деталей должна быть тщательно очищена от загрязнений (пыли, масляных пятен) с помощью бензина или уайт-спирита. После обезжиривания поверхность изделия должна полностью смачиваться водой.
    4.4.2. На обезжиренную поверхность мягкой волосяной кистью наносятся равномерный слой 10%-ного раствора фторкаучука СКФ-32 в ацетоне. Для его приготовления необходимо при непрерывном перемешивании в течение 3 часов фторкаучук растворить в ацетоне до получения равномерной студнеобразной массы.
    4.4.3. Для придания необходимых физико-химических механических (износостойкости) свойств на поверхность детали с эластомером СКФ-32 наносится слой оксида алюминия или карбида бора.
    Оксид алюминия и карбид бора наносят методом пневмораспыления с помощью краскораспылителя КР-10 с диаметром сопла 1-2 мм, расстояние от поверхности - 250 мм, давление 2-3 кг/см. Общее время сушки нанесенного слоя - 0,5 часа.
    4.4.4. Хранение подготовленных к окраске изделий должно производиться в помещении при температуре не ниже 18°С и относительной влажности не выше 75%, при этом не допускается содержание в воздухе коррозионно-активных веществ и попадание на поверхность капель воды и других жидкостей. Длительность перерыва между подготовкой поверхности и нанесением полимерной краски при хранении изделий в помещении не должна превышать 24 часа.
    4.5. Нанесение полимерного покрытия. Полимерное покрытие наносится вибровихревым или электростатическим напылением. Толщина покрытия П-ЭП-177, обеспечивающая защиту от коррозии и достаточную износостойкость, должна соответствовать 0,12-0,18 мм при электростатическом напылении и 0,18-0,25 мм - при вибровихревом.
    4.5.1. Вибровихревое напыление провести следующим образом: в ванну для напыления засыпать порошок П-ЭП-177 слоем не менее 50 мм;
    - провести псевдоожижение, подавая воздух, предварительно очищенный от влаги и масла, под пористое дно ванны или бункера;
    - предварительно нагреть детали (из расчета 2-4 мин на 1 мм толщины детали, но не менее 20 минут) до температуры оплавления порошка;
    - нанести покрытие, погружая предварительно подготовленные по п.2.1 и нагретые детали в псевдоожиженный слой (время погружения детали составляет 15-20 сек).
    4.5.2. Способ электростатического напыления.
    При электростатическом напылении детали должны быть заземлены. Оптимальное рабочее напряжение при нанесении покрытий -30-80 кв. Покрытие необходимо наносить на холодную деталь, помешенную в камеру Напыления или с помощью распылителя. Если требуемая толщина покрытия не обеспечивается напылением на холодную деталь, ее следует предварительно подогреть.
    4.5.3. Формирование покрытия.
    Режимы формирования покрытия в значительной степени определяют физикомеханические свойства покрытия их долговечность и надежность в условиях эксплуатации, поэтому при формировании покрытия следует придерживаться режимов, приведенных в таблице.
    

Таблица


Марка покрытия

Режимы

П-ЭШ-177 "А"

150±2°С, затем 180±2°С -

серого цвета

1 час, или 180±2°С - 2 часа

зеленого, красного цветов

180±2°С - 1час или 200±2°С


- 0,5 часа

    
    4.6. Контроль качества покрытия.
    Контроль качества покрытия проводить по следующим показателям: внешний вид, сплошность и толщина. Контроль внешнего вида покрытия проводить визуальным осмотром. Не допускаются поры, трещины, отслоения и посторонние включения.
    Виды дефектов, образующиеся в процессе нанесения и отверждения покрытий, причины и способы и предупреждения приведены в таблице.
    

Таблица


Вид дефекта

Причина дефекта

Способ
предупреждения дефекта

Шероховатая поверхность

Большая полидисперсность порошковой композиции

Просеиванием отделить частички больших размеров

Местные утолщения и наплывы

Не отрегулированная работа оборудования
Неполное удаление порошка с изделия

Отрегулировать работу оборудования и обеспечить равномерное нанесение слоя порошковой композиции

Сквозные поры

Большое газовыделение из детали (в местах сварки)

Дополнительно термообработать деталь перед нанесением покрытия

Образование на поверхности покрытия волосяных трещин

Недоотверждение покрытия

Строго соблюдать технологический процесс формирования покрытия
Контролировать температуру отверждения покрытия в термошкафу

Изменение цвета (потемнение покрытия)

Термодеструкция полимера

Снизить температуру предварительного подогрева. Уменьшить время или температуру пленкообразования

    
    
    Проверить сплошность покрытия с помощью прибора ЛДК-1. Толщину покрытия контролировать приборами типа ТПН, ТПИ или другими измерительными инструментами типа микрометра, штангенциркуля.
    
    

5. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

    
    5.1. При выполнении работ, связанных с выполнением противокоррозионных работ, необходимо соблюдать "Правила техники безопасности и производственной санитарии при окраске изделий в машиностроении" утв. Постановлением ЦК Профсоюза рабочих машиностроения 12.08.74, Требования ГОСТ 123005-75, "Работы окрасочные. Общие требования безопасности", а также "Требования безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании AT в эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и летно-испытательных подразделениях ГА СССР", 1975 г.
    5.2. Работающие с составами должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты: перчатками, респираторами.
    5.3. Лица, обслуживающие установки электростатического напыления, проходят инструктаж в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Госэнергонадзором СССР 12.04.1969 г.
    5.4. В помещениях, где проводятся работы с полимерными порошками, категорически запрещается пользоваться открытым огнем и курить, т.к. полимерные аэродисперсии взрывоопасны. Нижний предел взрывоопасности пыли порошка П-ЭП-177 составляет 20,0 г/см.
    5.5. Все оборудование, связанное с приготовлением порошков, нанесением и формированием покрытий, должно быть заземлено.
    5.6. Нанесение покрытий с помощью распылителей должно производиться в боксе, соединенном с вытяжной вентиляцией и пылеулавливающим устройством типа "Циклон".
    5.7. Следует избегать перегрева деталей с покрытием. Высокая температура является причиной газовыделения и загрязнения атмосферы вредными веществами. Печи для отверждения нанесенного слоя и охлаждения деталей должны быть снабжены вентиляцией.
    
    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование