- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента информатизации
Центрального банка РФ
И.Г.Дуброво
10 февраля 1993 года
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о клиринговом учреждении
Введение
Настоящее положение разработано в соответствии с Законами РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О товарных биржах и биржевой торговле", "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" и постановлением ВС и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 г. "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние".
1. Понятие клирингового учреждения
1.1. Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.
1.2. Последовательность действий, обеспечивающих проведение клиринга по правилам, определенным Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, составляет клиринговые операции.
1.3. Клиринг осуществляется через банки или специально созданные расчетные центры, палаты, дома - клиринговые учреждения.
Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
1.4. Основные цели создания клирингового учреждения:
- ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в Российской Федерации, с другими государствами;
- повышение достоверности и надежности расчетов;
- развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карточек и др.);
- наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
- внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;
- создание современной информационной банковской структуры.
Клиринговое учреждение, оснащенное программно-техническими комплексами, должно обеспечивать:
- прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;
- надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;
- контроль достоверности данных на всех этапах.
Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ и его учредители, другие юридические и физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов
Клиентами клирингового учреждения могут быть учредители клирингового учреждения, а также привлекаемые в качестве таковых на договорной основе коммерческие банки, биржи и другие кредитные учреждения.
1.6. Организационная структура и управление клиринговым учреждением в зависимости от формы собственности определяются действующими нормативно-правовыми актами.
Экономические принципы функционирования клирингового учреждения, образование и расходование фондов и средств, вопросы собственности на имущество, оказанные услуги, полученные доходы и прочее - определяются его уставом.
1.7. Клиринговые учреждения могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты своих интересов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.
1.8. Термин "клиринговый" ("расчетный") или иные словосочетания с использованием данного термина могут быть применены в фирменном наименовании или рекламных целях лишь юридическими лицами, имеющими лицензию на совершение расчетных (клиринговых)) операций.
1.9. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образуют клиринговую систему.
2. Деятельность клирингового учреждения
2.1. Клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе.
2.2. Деятельность клирингового учреждения определяется его уставом и осуществляется на основании лицензии на совершение клиринговых операций, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации.
После получения лицензии клиринговому учреждению в РКЦ ГУ ЦБ открывается балансовый счет N 162 "Корреспондентские счета центров взаимных банковских расчетов", в самом клиринговом учреждении счета клиентам.
2.3. Клиринговые операции, проводимые без лицензии ЦБ РФ, считаются недействительными, а полученный от них доход изымается в пользу государства.
2.4. Клиринговым учреждениям запрещено осуществлять посредническую деятельность, деятельность в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, операции по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных, кредитных рисков и сделок в пределах, необходимых для гарантирования сделок и возмещения ущерба в случае их неисполнения, а также виды деятельности, в которых может быть использована конфиденциальная информация, циркулирующая в клиринговой системе.
2.5. Надзор за деятельностью клирингового учреждения осуществляет Центральный банк России и его главные управления по месту нахождения клирингового учреждения.
2.6. Деятельность клирингового учреждения подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями.
3. Операции, обеспечивающие проведение клиринга (состав клиринговых операций):
- прием расчетных документов от клиентов клирингового учреждения в электронной форме по каналам связи;
- ввод с автоматизированных рабочих мест расчетных документов с магнитных носителей (допускается использование документов на бумажных носителях в соответствии с "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации");
- идентификация и контроль поступающих расчетных документов на наличие банка-плательщика и банка-получателя в базе данных клирингового учреждения;
- контроль на наличие заявленной к платежу суммы на счете банка-плательщика;
- открытие и ведение счетов клиентов клирингового учреждения по внутренним и нешним проводкам;
- сортировка (адресование) первичных и результирующих расчетных документов для проводки и последующей рассылки;
- осуществление проводок расчетных документов по счетам клиентов клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей, формирование сводных авизо;
- перерасчет валютного курса;
- печать выписок по счетам клиентов на основании электронных прототипов;
- подведение баланса по окончании операционного дня;
- рассылка выписок по счетам клиентов, других отчетных документов (по каналам связи в электронной форме, на магнитных или бумажных носителях) клиентам и банкам корреспондентам в соответствии с регламентом обслуживания;
- передача отчетных документов в учреждении ЦБ РФ в установленных формах, порядке и сроках.
Конкретная реализация указанных операций определяется внутренними для клирингового учреждения "Правилами (технологией) проведения расчетных (клиринговых) операций через клиринговое учреждение" с учетом требований ЦБ РФ к форматам передаваемых сообщений, методам и средствам защиты информации, шифрования, электронной подписи и т.д.
4. Банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга:
- привлечение вкладов (депозитов) и предоставление краткосрочных кредитов по соглашению с заемщиком;
- открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
- осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
- оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых операций;
- приобретение права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнение этих операций с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг).
Эти операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.
5. Учет и отчетность клирингового учреждения
5.1. Вопросы учета, контроля и отчетности определяются нормативно-правовыми актами ЦБ РФ, в том числе:
- положением о безналичных расчетах в Российской Федерации;
- правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках;
- планом счетов бухгалтерского учета в банках;
- указаниями по применению плана счетов бухгалтерского учета в банках.
5.2. Учет и отчетность клирингового учреждения ведется по плану счетов бухгалтерского учета в банках с ежедневным составлением баланса и отражением своих операций на корреспондентском счете в учреждении ЦБ РФ.
5.3. Клиринговое учреждение получает от своих клиентов установленную ЦБ РФ и Министерством финансов РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность для решения задач клиринга и предоставления кредитов, а также для составления отчетности в ЦБ РФ, в том числе связанную с расчетом риска.
5.4. Клиринговое учреждение представляет в ЦБ Российской Федерации статистическую и бухгалтерскую отчетность по формам и в срок, установленные для коммерческих банков.
6. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ,
клиентами, банками-корреспондентами и другими клиринговыми учреждениями
6.1. Взаимодействие клирингового учреждения со своими клиентами, банками-корреспондентами и другими клиринговыми учреждениями, права и обязанности сторон, принципы организации их взаимоотношений определяются уставом клирингового учреждения и на основе договоров.
6.2. Взаимодействие клирингового учреждения с учреждениями ЦБ РФ, а также на межгосударственном уровне определяются "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации".
7. Порядок открытия клиринговым учреждением филиалов
7.1. Клиринговое учреждение, получившее лицензию ЦБ РФ, имеет право открывать филиалы на территории Российской Федерации и за границей. Филиалы действуют как юридические лица в соответствии с положением о них, имеют собственный баланс, который входит в баланс клирингового учреждения. Филиалы клирингового учреждения открывают субкорреспондентские счета с разрешения главного управления ЦБ РФ по месту их предполагаемого нахождения, согласованного с главным управлением ЦБ РФ по месту нахождения клирингового учреждения.
Создание филиалов за границей регулируется законодательством Российской Федерации.
7.2. Клиринговое учреждение для открытия филиала представляет Центральному банку РФ следующие документы: мотивированную заявку, протокол (или выписку) с решением о создании филиала, сведения о профессиональной пригодности руководителя филиала и главного бухгалтера, нотариально заверенные - положение о филиале, копию устава клирингового учреждения.
7.3. Деятельность филиала не должна противоречить действующему законодательству, уставу клирингового учреждения и выходить за рамки операций клирингового учреждения, зафиксированных в полученных лицензиях.
7.4. Филиал клирингового учреждения получает лицензию на совершение клиринговых операций в порядке, установленном для клирингового учреждения.
8. Ответственность клирингового учреждения
8.1. Клиринговому учреждению, допускающему недостатки в работе и нарушения правил проведения операций, перечисленных в п.п.3,4 данного положения, Главное управление ЦБ РФ, на которое возложен надзор за их деятельностью, имеет право применять различные меры воздействия:
- направлять своих представителей в клиринговое учреждение для выяснения причин имеющихся недостатков и выработки предложений по их устранению;
- давать рекомендации руководству клирингового учреждения о возможных путях устранения недостатков;
- предъявлять требования к высшему органу руководства клирингового учреждения в принятии мер по устранению нарушений в определенные сроки, включая замену руководителей клирингового учреждения;
- вносить на рассмотрение совета директоров ЦБ РФ предложений о приостановлении действия лицензии, введении ограничений на проведение клиринговых операций, отзыве лицензии.
8.2. Лицензия может быть отозвана или введены ограничения на проведение операций в следующих случаях:
- обнаружение недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;
- предоставление недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредоставление требуемых данных;
- задержка начала деятельности клирингового учреждения более чем на один год с даты получения лицензии на клиринговые операции;
- осуществление банковских операций, выходящих за пределы предоставленной лицензии;
- нарушение безопасности проведения клиринговых операций.
8.3. Клиринговое учреждение предоставляет своим клиентам гарантии своевременности проведения расчетов, передачи расчетно-денежных документов, выписок по счетам, достоверности сформированных документов.
8.4. Юридическая и финансовая ответственность сторон, порядок разрешения споров (клирингового учреждения и его клиентов)) регулируются договором.
Споры по договору разрешаются арбитражным судом в установленном порядке.
8.5. Ответственность клирингового учреждения перед государственными органами (Министерство финансов, налоговой инспекцией и др.) определяется действующим законодательством.
9. Прекращение деятельности клирингового учреждения
9.1. Деятельность клирингового учреждения прекращается на основании решения высшего органа управления клиринговым учреждением о ликвидации учреждения.
Ликвидация клирингового учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном уставом клирингового учреждения.
9.2. Отзыв лицензии на совершение клиринговых операций не действует как решение о ликвидации клирингового учреждения.
Без лицензии клиринговое учреждение может работать по своим ограниченным функциям, определяемым в уставе.
10. Порядок разрешения противоречий между настоящим положением
и уставом клирингового учреждения
Противоречия между настоящим положением и уставом клирингового учреждения разрешаются Центральным банком России при выдаче лицензии на совершение клиринговых операций.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента информатизации
Центрального банка РФ
И.Г.Дуброво
Временное положение
о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям
Введение
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации", постановлением ВС и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 г. "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние", методическими указаниями "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" и дополнением к нему от 1.10.91 г. N 4, "Положением о клиринговом учреждении".
Межбанковские расчеты (клиринговые операции) могут осуществлять только организации, получившие лицензию Центрального банка России: банки или специально созданные для этой цели клиринговые учреждения.
Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (в том числе клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
Межбанковские расчеты (клиринговые операции) должны осуществляться с использованием вычислительной техники и средств телекоммуникации. Программно-технические комплексы должны удовлетворять требованиям Центрального банка России, приведенным в приложении 1.
1. Порядок выдачи лицензии клиринговым учреждениям
1.1. Клиринговое учреждение для получения лицензии на совершение клиринговых операций направляет в Департамент по регулированию деятельности банков ЦБ РФ следующий комплект документов:
1.1.1. Заявление (ходатайство) о выдаче лицензии на совершение клиринговых операций за подписью руководителя высшего органа управления клирингового учреждения.
1.1.2. Копию платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за получение лицензии на совершение клиринговых операций.
1.1.3. Прошитые и удостоверенные печатью и подписью руководителя высшего органа клирингового учреждения, заверенные органом, осуществившим государственную регистрацию, копии учредительных документов в 2 экземплярах: устава, учредительного договора, протокола учредительного собрания (решения учредителей).
1.1.4. Заверенную нотариально или регистрирующим органом копию свидетельства о регистрации.
1.1.5. Технико-экономическое обоснование создания клирингового учреждения, включающее:
- наименование региона, охватываемого расчетами;
- количество банков и их клиентов;
- количество транзаций;
- расчет эффективности осуществления клиринговых операций (процент внутренних зачетов).
1.1.6. Справку о характеристиках программно-технических средств, содержащую:
- состав программно-технического обеспечения, средств телекоммуникаций и используемых каналов связи;
- форматы электронных документов и правила передачи сообщений;
- основные сведения об организационных, аппаратных и программных способах защиты программного обеспечения и информации от несанкционированного доступа, обеспечения целостности информации.
1.1.7.Правила проведения межбанковских расчетов через клиринговое учреждение.
1.1.8. Сертификат, выданный организацией, имеющей соответствующие полномочия, и признаваемый Департаментом информации ЦБ РФ:
- на программные средства, подтверждающий безошибочную реализацию заявленных разработчиком функций; отсутствие скрытых побочных эффектов;
- на программно-технические средства, обеспечивающие защиту информации.
1.1.9. Сведения о профессиональной пригодности руководителей (председателя и главного бухгалтера) клирингового учреждения, удовлетворяющие следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- отсутствие судимостей за хозяйственные, должностные, иные тяжкие преступления.
Для председателя необходимым требованием является опыт работы в области автоматизации банковской деятельности, для главного бухгалтера стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет.
Если документы представлены не полностью либо не отвечают предъявленным требованиям к оформлению, они возвращаются без рассмотрения.
1.2. Департамент по регулированию деятельности банков рассматривает заявление (ходатайство) клирингового учреждения о выдаче лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций. Выдача лицензии на совершение банковских (в том числе клиринговых) операций клиринговому учреждению осуществляется в установленном для коммерческих банков порядке.
Одновременно Департамент по регулированию деятельности банков направляет в Департамент информатизации ЦБ РФ экземпляр документов для выдачи заключения в виде технической лицензии.
1.3. Департамент информатизации проводит экспертизу документов, представленных для выдачи лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций электронными средствами, определяет степень готовности данного клирингового учреждения к включению в систему электронных расчетов Российской Федерации и выдает заключение в виде технической лицензии или мотивированный отказ.
1.3.1. Техническая лицензия может быть выдана в одном из трех видов:
- с правом работы в сетях, не имеющих точек входа в сеть ЦБ РФ;
- с правом работы в сетях, имеющих точки входа в сеть ЦБ РФ;
- с правом работы в сетях, имеющих точки входа в межгосударственные сети.
1.3.2. Заключение Департамента информатизации в виде технической лицензии является обязательным условием для выдачи клиринговому учреждению лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций. Форма технической лицензии приведена в Приложении 2 (не приводится).
1.3.3. Техническая лицензия действительна в течение 1 года с момента регистрации и автоматически продляется на каждый последующий год, если не была осуществлена замена или модернизация программно-технических средств на более современные, повлекшие за собой изменение технологии клиринговых расчетов или защиты информации.
В этом случае необходимо представить в Департамент информатизации ЦБ РФ ходатайство о пересмотре технической лицензии, справку об измененном составе программно-технических средств.
1.3.4. Техническая лицензия, выданная клиринговому учреждению, не распространяется на его филиалы. Филиалы клирингового учреждения получают техническую лицензию на совершение клиринговых операций электронными средствами в порядке, установленном для клирингового учреждения.
1.4. Лицензия, ранее выданная клиринговому учреждению, осуществляющему межбанковские расчеты электронным способом, без заключения (технической лицензии) Департамента информатизации ЦБ РФ подлежит перерегистрации в Центральном банке РФ с предоставлением недостающих документов.
Расчетные операции, проводимые клиринговым учреждением без технической лицензии ЦБ РФ, являются недействительными.
1.5. Документы, представленные для получения лицензии, рассматриваются в течение трех месяцев со дня их поступления в ЦБ РФ. В случае положительного решения клиринговому учреждению выдается лицензия ЦБ РФ.
Форма лицензии на совершение клиринговых операций приведена в Приложении 3 (не приводится).
На одном экземпляре представленного ЦБ РФ устава клирингового учреждения делается отметка о выдаче лицензии с указанием ее номера и даты выдачи, заверенная подписью должностного лица ЦБ РФ. Этот экземпляр возвращается клиринговому учреждению.
Документы, представленные в ЦБ РФ для получения лицензии, хранятся в ЦБ РФ.
1.6. Действие лицензии на совершение клиринговых операций может быть приостановлено в случае:
- обоснованных претензий к функционированию клирингового учреждения со стороны его клиентов, государственной налоговой службы, других лиц, о чем доводится до сведения Департамента по регулированию деятельности банков и клирингового учреждения в письменном виде;
- нарушения требований п. 1.3.3.
1.7. Центральный банк России может отказать в выдаче лицензии на проведение расчетных (клиринговых) операций в следующих случаях:
- несоответствие учредительных документов действующему в Российской Федерации законодательству или "Положению о клиринговом учреждении";
- мотивированный отказ Департамента информатизации ЦБ РФ в выдаче технической лицензии.
1.8. В случае внесения изменений в учредительные документы клиринговое учреждение обязано в месячный срок уведомить Департамент по регулированию деятельности банков об изменениях, внесенных в учредительные документы, с приложением заверенных нотариально или регистрирующим органом копий изменений учредительных документов.
2. Порядок прекращения деятельности клирингового учреждения
2.1. Деятельность клирингового учреждения прекращается на основании решения его высшего органа управления.
Прекращение деятельности клирингового учреждения происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, ликвидации).
2.2. ЦБ РФ вправе отозвать выданную клиринговому учреждению лицензию на проведение расчетных (клиринговых) операций в следующих случаях:
- признание клирингового учреждения неплатежоспособным в соответствии с законодательством РФ;
- при обнаружении недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;
- при изменении документов, перечисленных в п.1.1 настоящего положения, без последующей регистрации в ЦБ РФ;
- отказ или неисполнение требований по устранению недостатков, выявленных лицензирующим органом;
- при осуществлении расчетных операций, не предусмотренных полученной лицензией, "Положением о клиринговом учреждении", а также незаконное использование сведений, составляющих коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию клиента;
- при систематическом непредоставлении или предоставлении недостоверной отчетности в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ;
- при задержке начала деятельности клирингового учреждения более чем на один год с момента выдачи лицензии;
- при прекращении действия технической лицензии;
- при нарушении интересов клиентов по их ходатайству.
2.3. Отзыв лицензии на совершение расчетных (клиринговых) и/или иных банковских операций не действует как решение о ликвидации клирингового учреждения. В случае сохранения данного учреждения как юридического лица его высший орган управления должен изменить устав клирингового учреждения, изъяв деятельности осуществление всех банковских операций.
При отзыве лицензий ЦБ РФ делается соответствующая отметка на титульном листе устава клирингового учреждения.
Прекращение деятельности клирингового учреждения на основании решения его высшего органа управления осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Приложение 1
к Временному положению
о порядке выдачи лицензий
клиринговым учреждениям
Требования Департамента информации к программно-техническим
комплексам, поддреживающим деятельность клирингового учреждения
в сетях, не имеющих входа в электронную сеть ЦБ РФ
1. Общие положения
1.1. Программно-технические комплексы осуществляются электронной системы взаимных расчетов могут быть реализованы с использованием любой существующей или вновь разрабатываемой аппаратной поддержки, применением любых каналов связи и средств телекоммуникации.
1.2. Программные средства должны иметь сертификат, подтверждающий безошибочную реализацию заявленных разработчиком функций и отсутствие скрытых побочных эффектов, выданный Департаментом информации ЦБ РФ или третьей стороной, имеющей полномочия, признаваемые Департаментом информации ЦБ РФ.
1.3. Рекомендуются к разработкам и использованию комплексы с открытой структурой, позволяющие наращивать потенциал как программными, так и аппаратными средствами.
2. Функциональный состав комплекса и требования к нему
Выделяются следующие функциональные подсистемы комплекса:
- подсистема обработки данных;
- подсистема коммуникации;
- подсистема отчетности и аудита;
- подсистема безопасности.
2.1. Подсистема обработки данных.
2.1.1. Требования к функциональным возможностям.
Подсистема должна выполнять следующие операции:
- контроль достоверности реквизитов плательщика и получателя, а также проверка наличия на счете клиента заявления к платежу суммы (с учетом минимального остатка);
- квитирование приема информации от абонента;
- выполнение проводок по счетам клиентов с зачетом взаимных платежей;
- формирование и передача клиентам по каналам связи выписок по счету;
- передача в сеть высшего уровня или в региональное расчетное учреждение документов для получателей, не являющихся клиентами данного клирингового учреждения;
- прием подтверждений о выполнении проводок от клиентов получателей и итоговых данных о работе клирингового учреждения и состояния счетов его клиентов от регионального расчетного учреждения ЦБ РФ.
2.2.2. Требования к работоспособности.
Комплекс должен обеспечивать завершенность обработки всех поступивших от клиентов документов в течение периода времени, определенного участниками сети.
2.2. Подсистема коммуникации.
2.2.1. Требования к принципу организации сети.
Подсистема может представлять собой многотерминальный комплекс, локальную сеть с любым типом каналов связи, либо иной принцип организации сети, либо быть их комбинацией. Рекомендуется использование закрытых сетей, не используемых абонентами - не участниками клиринговых расчетов.
2.2.2. Требования к функциональным возможностям.
Подсистема должна:
- обеспечивать прием и передачу сообщений в определенных участниками сети формах;
- осуществлять запись сообщений на устройства долговременной памяти;
- обнаружить ошибки передачи данных и осуществлять их коррекцию за счет передачи кодов с избыточностью;
- подтверждать полное и безошибочное получение сообщения;
- поддерживать количество каналов передачи данных, обеспечивающее прием данных от абонента в течение времени, не превышающего определенного участниками сети максимального значения.
2.2.3. Требования к работоспособности.
Подсистема должна:
- обеспечивать работоспособность центрального узла сети в течение определенного участниками сети времени суток;
- поддерживать работоспособность сети при временном отключении от сети одного или нескольких абонентов;
- иметь возможность автономной работы при временном прекращении фундирования одной или нескольких подсистем комплекса, за исключением подсистемы безопасности;
- обеспечивать ретрансляцию сопутствующих (не платежных) документов абонента, указанных им участникам сети.
2.3. Подсистема отчетности и аудита.
2.3.1. Подсистема должна выполнять следующие функции:
- формирование, хранение и вывод на внешние устройства периодической бухгалтерской и аудиторской отчетности;
- сбор, накопление и отображение по запросам статистических данных, необходимых для анализа функционирования комплекса.
2.3.2. Требования к работоспособности.
Подсистема должна:
- обеспечить готовность всех форм периодической отчетности к концу соответствующего периода;
- обеспечить доступность к любой из форм отчетности в произвольный момент функционирования комплекса.
2.4. Подсистема безопасности.
2.4.1. Требования по защите целостности данных.
Подсистема должна:
- обеспечить невозможность утери и искажения данных, возникновения незаконных данных на всех этапах прохождения сообщений по сети, в процессе их обработки, хранении в течение срока, определенного для каждого вида документов;
- вести учет и классификацию ситуаций, представляющих угрозу сохранности и целостности данных при сбоях оборудования, программных средств, ошибок персонала.
2.4.2. Требования к защите от несанкционированного доступа.
Подсистема должна обеспечить защиту программных продуктов, данных, алгоритмов и ключей шифрования от несанкционированного доступа. Степень защищенности отдельных ресурсов определяется участниками сети на основе взаимной договоренности.
Определение
эффективности клиринговых расчетов
(суммы в млрд.руб.)
1. Общая сумма документов, оплаченных при проведении зачета - 100
2. Общая сумма незачтенных дебетовых остатков клиринговых счетов - 40
3. Зачтенная часть платежей (стр. 1 - стр. 2) - 60
4. Процент зачета (стр. 3 x 100%) - 60%
5. Общая сумма незачтенных кредитовых остатков клиринговых счетов - 20
6. Процент поступлений, не использованных для зачета (стр. 5 x 100%) - 20%
7. Предоставлено краткосрочных кредитов участникам клиринговых расчетов - 10
8. Процент участия кредита в зачетной операции (стр. 7 x 100%) - 10%.
Текст документа сверен по:
рассылка