- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2000 года N Ф08-2275/2000-644а
Дело N А32-3993/2000-5/90
делено, что никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Факт таможенного правонарушения по части 2 статьи 254 Таможенного кодекса РФ, совершенного отделением железной дороги, подтвержден материалами дела, а потому оснований для освобождения его от ответственности нет]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя Новороссийской таможни, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение от 27.04.2000 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2000 по делу N А32-3993/2000-5/90, установил следующее.
Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги МПС РФ, г. Краснодар, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании недействительным Постановления Новороссийской таможни от 29.12.99 по делу о нарушении таможенных правил N 05300-1306/99.
Решением арбитражного суда от 27.04.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2000, исковые требования удовлетворены. Признано недействительным Постановление Новороссийской таможни по делу о НТП N 05300-1306/99 от 29.12.99.
Признавая недействительным постановление таможенного органа о привлечении Краснодарского отделения СКЖД к ответственности по части 2 статьи 254 Таможенного кодекса РФ, судебные инстанции исходили из того, что истец не подпадает под понятие перевозчик, и потому ответственность за недоставление принятых для вручения таможенному органу РФ таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем должна нести железная дорога.
Новороссийская таможня, не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Краснодарского края, обжаловала их в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа и просила их отменить, дело производством прекратить. Свои доводы таможенный орган обосновывает тем, что судом первой и апелляционной инстанции не исследован Устав Краснодарского отделения СКЖД и неправильно применен Приказ ГТК РФ N 304 от 20.05.96, согласно которому отделением дороги выполняются функции перевозчика, предусмотренные статьями 139, 140 Таможенного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Краснодарского отделения СКЖД в судебное заседание не явился, отзыв на жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя жалобы, считает, что состоявшиеся по делу судебные акты Арбитражного суда Краснодарского края подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Постановлением Новороссийской таможни от 29.12.99 N 05300-1306/99 по делу о НТП на основании части 2 статьи 254 Таможенного кодекса РФ Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги привлечено к ответственности за нарушение таможенных правил, выразившееся в недоставлении принятых для вручения таможенному органу РФ таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем и наложен штраф в размере 3% стоимости товаров, документы на которые таможенному органу не доставлены, в сумме 103 316 руб.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, истцом допущено таможенное правонарушение, выразившееся в недоставлении ДКД (документа контроля доставки) на товар - дизельное топливо и мазут топочный, прибывший на нефтебазу "Грушевая" по железнодорожным накладным NN 889228, 890471-890479, 49517 и находящийся под таможенным контролем в таможенный орган РФ. Указанные обстоятельства Краснодарским отделением СКЖД по существу не оспариваются.
Согласно статье 140 Таможенного кодекса РФ обязанность доставки товаров и документов на них возложена на перевозчика.
Пунктом 11 статьи 18 Таможенного кодекса РФ под перевозчиком понимается лицо, фактически перемещающее товары, либо являющееся ответственным за использование транспортных средств.
За нарушение сроков доставки товаров, транспортных средств и документов на них, а также недоставление принятых для вручения таможенному органу РФ таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, установлена ответственность в статье 254 Таможенного кодекса РФ.
Судом первой и апелляционной инстанции сделан вывод о том, что поскольку перевозчиком является железная дорога, а согласно статье 2 Федерального Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" под понятием железная дорога понимается основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта и согласно Уставу истец под это понятие не подпадает, то отделение дороги не может быть субъектом таможенного правонарушения, предусмотренного статьей 254 Таможенного кодекса РФ. Поэтому, оспариваемое постановление таможенного органа незаконно.
Однако, указанный вывод судебных инстанций не соответствует нормам действующего законодательства и материалам дела. Так, в соответствии со статьей 7 Федерального Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" компетенция федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, функции, полномочия и ответственность железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, определяются настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также уставами и положениями, утверждаемыми указанным федеральным органом или по его поручению - железными дорогами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" и Уставом Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги отделение является государственными унитарным предприятием и самостоятельным юридическим лицом, правомочным нести ответственность за невыполнение своих уставных обязанностей и других нарушений законодательства Российской Федерации (статья 10 Устава). В статье 248 (часть 1) ТК Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 230 Таможенного кодекса Российской Федерации нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом Российской Федерации порядок. Факт таможенного правонарушения, совершенного Краснодарским отделением Северо-Кавказской железной дороги подтвержден материалами дела, а потому оснований для его освобождения от ответственности не имеется.
Следовательно, у судебных инстанций не имелось законных оснований для признания недействительным постановления таможенного органа. Поскольку по делу не требуется собирания и исследования новых доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным вынести по делу новое решение об отказе истцу в иске. В соответствии со статьями 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Краснодарского отделения СКЖД подлежат взысканию расходы по госпошлине по делу и кассационной жалобе в общей сумме 1 669 руб. 80 коп.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 27.04.2000 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2000 по делу N А32-3993/2000-5/90 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Краснодарского отделения СКЖД в доход федерального бюджета РФ 1669 руб. 80 коп расходов по госпошлине по делу. Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
текст документа сверен по:
файл-рассылка