- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 года № Ф08-3582/2000-1038А
Дело № А15-1348/99-1
[ГП "СКЖД" является надлежащей стороной по делу о нарушении таможенных правил, так как в соответствии с пунктом 2.1 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС РФ и ГТК РФ 20 апреля 1995 года перевозка грузов, в отношении которых таможенное оформление не завершено, из одного таможенного органа в другой таможенный орган осуществляется под таможенным контролем, под ответственностью железных дорог, осуществляющих перевозку, пунктом 11.1 указанного нормативного акта предусмотрено, что ответственность за нарушение таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом РФ несут железные дороги]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя Кизилюртовской таможни, в отсутствие представителей ГП "СКЖД", Махачкалинского отделение СКЖД, Грозненское отделение СКЖД, Дагестанского таможенного управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного предприятия Северо-Кавказская железная дорога на постановление апелляционной инстанции от 29.09.2000г. Арбитражного суда Республики Дагестан по делу № А15-1348/99-1, установил следующее.
Государственное предприятие Северо-Кавказская железная дорога (ГП "СКЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Кизилюртовской таможне о признании недействительным Постановления таможни от 25.05.99г по делу о НТП №27300-238(2)2/97. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Махачкалинское отделение СКЖД, Грозненское отделение СКЖД, Дагестанское таможенное управление.
Решением суда от 10.08.2000 иск удовлетворен.
Решение мотивировано тем, что согласно статьям 245 и 339 Таможенного кодекса Российской Федерации взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил осуществляется по свободной рыночной цене таких товаров на день обнаружения правонарушения, а при невозможности произвести оценку - на основании заключения эксперта. Согласно имеющемуся в деле о НТП №27300-238(2)2/97 протоколу, датой обнаружения таможенного правонарушения является 02.07.97. Из справки ТПП РД о стоимости насосов не усматривается каким образом определена стоимость насоса на 02.07.97 в 3 946 793 руб. Поскольку справка ТПП РД не соответствует требованиям Таможенного кодекса, в частности статье 326, то она не может считаться заключением эксперта, а следовательно, в установленном порядке размер взыскиваемой стоимости товара не определен и Постановление Кизилюртовской таможни от 25.05.99 является недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2000 решение от 10.08.2000 отменено. В иске отказано.
Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что таможенные органы правомерно признали письмо ТПП РД от 21.05.99 экспертным заключением, поскольку оно подготовлено по поручению Кизилюртовской таможни и соответствует требованиям статьи 326 таможенного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на то, что товар не был доставлен в место назначения в связи с тем, что был выдан на станции Гудермес Грозненского отделения СКЖД. По мнению истца, перевозчиком является принявшее товар к перевозке Грозненское отделение дороги, являющееся юридическим лицом, которое и должно нести ответственность за недоставку товара. Правопреемником Грозненского отделения является Минераловодское отделение дороги, так же юридическое лицо.
В отзывах на кассационную жалобу Дагестанское таможенное управление и Кизилюртовская таможня просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что за недоставку товара, находившегося под таможенным контролем ответственность несет перевозчик, которым является ГП СКЖД, поскольку в соответствии с действующим законодательством ответственным является железная дорога, а не ее подразделения.
В судебном заседании представитель Кизилюртовской таможни просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителя Кизилюртовской таможни, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в апреле 1997 года из Украины в Российскую Федерацию в адрес БМТС "Агропромснаб" железнодорожным транспортом (ж/д вагон №23666340, ж/д накладная №50161289) был ввезен товар - насосы центробежные для жидкостей, в количестве 142 шт., стоимостью согласно счет-фактуре №07-Е 96 246 долларов США. При пересечении таможенной границы Российской Федерации 19.04.1997г. данный товар Таганрогской таможней был оформлен по процедуре ВТТ №21502/19047/21502/19047/ и направлен под таможенным контролем в Кизилюртовскую таможню с предписанием доставки до 03.05.97г. Товар был принят к перевозке железнодорожной станцией "Таганрог" СКЖД, однако в Кизилюртовскую таможню доставлен не был, в связи с чем Кизилюртовской таможней 02.07.97 в отношении железнодорожной станции "Таганрог" СКЖД было заведено дело о НТП №27300-238/97 по признакам части 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации, производство по которому 23.10.97 было прекращено в связи с тем, что железнодорожная станция "Таганрог" СКЖД не являлась субъектом данного таможенного правонарушения.
24.10.97 по данному факту таможенного правонарушения было заведено дело о НТП №27300/238(2)/97 в отношении Управления СКЖД МПС Российской Федерации по части 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации. Постановлением Кизилюртовской таможни от 23.03.98 Управление СКЖД МПС Российской Федерации привлечено к ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренных частью 1 статьи 254 Таможенного кодекса. Постановлением Дагестанского таможенного управления от 19.05.98 постановление Кизилюртовской таможни по данному делу отменено в связи с неправильным применением меры взыскания в отношении правонарушителя и дело направлено в Килизюртовскую таможню на новое рассмотрение.
Постановлением Кизилюртовской таможни от 25.05.99 по делу о НТП №27300-238 (2)2/97 на основании части 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации ГУП "СКЖД" привлечена к ответственности за нарушение таможенных правил, выразившееся в недоставлении в таможенный орган Российской Федерации товаров, находящихся под таможенным контролем в виде взыскания стоимости товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения в размере 560 474 руб.
В результате расследования дела о нарушении таможенных правил было установлено, что товар был выдан без разрешения таможни Северо-Кавказской железной дорогой, осуществлявшей перевозку товара. При изложенных обстоятельствах Северо-Кавказская железная дорога правомерно привлечена к ответственности за нарушение таможенных правил и у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная инстанция повторно рассмотрев дело, исследовала все фактические обстоятельства по делу и доводы лиц, участвующих в деле, дала оценку представленным в материалы дела доказательствам и обоснованно отказала ГП "СКЖД" в иске.
ГП "СКЖД" является надлежащей стороной по делу о нарушении таможенных правил, так как в соответствии с пунктом 2.1 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС РФ и ГТК РФ 20 апреля 1995 года перевозка грузов, в отношении которых таможенное оформление не завершено, из одного таможенного органа в другой таможенный орган осуществляется под таможенным контролем, под ответственностью железных дорог, осуществляющих перевозку, пунктом 11.1 указанного нормативного акта предусмотрено, что ответственность за нарушение таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом РФ несут железные дороги, то есть в данном случае истец.
Доводы истца о том, что постановление апелляционной инстанции принято незаконным составом судей не приняты кассационной инстанцией. Как следует из материалов дела, судья не принимала участия при принятии решения в суде первой инстанции. Не приняты кассационной инстанцией, по основаниям указанным в постановлении апелляционной инстанции, и доводы истца о том, что ответчиком неправильно произведен расчет суммы наложенного взыскания. Не приняты также доводы истца о действии непреодолимой силы, поскольку движение поездов по территории Чеченской Республики было возобновлено на основании телеграммы МПС РФ от 24 августа 1996 года, что свидетельствует о том, что МПС РФ не усматривало действия непреодолимый силы на этом участке железной дороги.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.09.2000 по делу № А15-1348/99-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
текст документа сверен по:
файл-рассылка