почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
21
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2006 года Дело N А56-18405/2005


[Дело о признании незаконным и отмене постановления таможни о привлечении заявителя к административной ответственности, установленной ч.1 ст.16.9 КоАП РФ направлено на новое рассмотрение, поскольку суду необходимо выяснить, какие и все ли документы, подтверждающие доставку товара, собраны и представлены перевозчиком, а также установить, почему в ходе административного расследования было представлено свидетельство, которое не было представлено в таможню при подтверждении завершения таможенного режима]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кочеровой Л.И., судей: Бухарцева С.Н., Зубаревой Н.А., при участии от Выборгской таможни Волковой Е.В. (доверенность от 27.12.2005 N 05-01/27699), рассмотрев 14.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2005 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 (судьи: Старовойтова О.Р., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-18405/2005, установил:
    
    Транспортная компания "KULJETUS НАNNU LАINЕ ОY" (Финляндия, далее - Перевозчик, Транспортная компания, компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 29.03.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-643/2004 о привлечении заявителя к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 16.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), за недоставку груза в пункт назначения, определенный таможенным органом.
    
    Решением суда от 16.12.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006, заявленные требования удовлетворены.
    
    В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, им представлены в суд достаточные доказательства, подтверждающие факт недоставки Перевозчиком груза в таможню назначения и вину Перевозчика в недоставке товара, однако судебные инстанции не дали им полной оценки.
    
    Представитель компании, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие. Заявленное компанией ходатайство о переносе судебного заседания на другой день в связи с невозможностью явки представителя, не могло быть рассмотрено и удовлетворено судом в судебном заседании кассационной инстанции ввиду его поступления в арбитражный суд 14.12.2006 в 11 часов 06 минут, то есть после оглашения резолютивной части постановления по настоящему делу.
    
    Представитель Таможни в судебном заседании кассационной инстанции приведенные в своей жалобе доводы поддержал, просил жалобу удовлетворить.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как следует из материалов дела, в мае, июне 2004 года в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита Перевозчик осуществлял доставку автомобильным транспортом (регистрационный номер ВZU 460/РUZ306) фототоваров из Финляндии в Россию в адрес грузополучателя ООО "Декрас". Выборгской таможней товар направлен в Тверскую таможню со сроком доставки до 01.06.2004. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлена недоставка товаров в таможенный орган назначения, что послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
    
    По итогам административного расследования таможенный орган вынес постановление от 29.03.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-643/2004 о привлечении Транспортной компании к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в виде 300000 руб. штрафа.
    
    Перевозчик, не согласившись с постановлением Таможни, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
    
    Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными доводы заявителя о том, что Таможня не доказала ни события, ни состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и удовлетворили заявление с учетом положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ. Заключение эксперта от 04.11.2004 N-76 расценено судом апелляционной инстанции как полученное с нарушением требований статьи 26.4 КоАП РФ.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    
    В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
    
    При решении вопроса о наличии правовых и фактических оснований для привлечения компании к административной ответственности арбитражный суд оценивает представленные участниками спора доказательства в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
    
    В данном случае вопросы о наличии события, состава правонарушения и виновности заявителя должны решаться судом исходя из совокупности имеющихся в деле документов, собранных в рамках административного расследования и представленных участниками спора в ходе судопроизводства.
    
    Согласно статье 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом Перевозчик обязан:
    
    1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
    
    2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
    
    3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 ТК РФ.
    
    В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 92 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
    
    Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 этой статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать Перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
    
    Согласно пункту 28.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, в транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей печатью и оттиском личной номерной печати.
    
    Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что доставка товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита однозначно подтверждается совокупностью прямых (не косвенных) формальных документальных средств доказывания: свидетельством о завершении внутреннего таможенного транзита, письменным подтверждением о прибытии транспортного средства, транзитной декларацией и транспортными (перевозочными) документами с соответствующими штампом, подписью и оттиском печати.
    
    В связи с этим суду необходимо выяснить, какие и все ли документы, подтверждающие доставку товара, собраны и представлены Перевозчиком; установить, почему при подтверждении завершения внутреннего таможенного транзита Перевозчиком было представлено и зарегистрировано в электронной базе свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита N 10115060/310504/0000822 на бланке серии А N 1022773, а в ходе административного расследования компанией представлено другое свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита N 10115060/0007615 на бланке серии А N 1024503 на ту же партию товара, то есть свидетельство, которое не было представлено в таможню при подтверждении завершения названного таможенного режима; выяснить кому и когда выдавался Тверской таможней бланк свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита серии А N 1022773. При оценке доказательств суду следует учесть, что непринятие во внимание представленных таможенным органом письменных доказательств, опровергающих как прибытие транспортного средства в зону таможенного контроля Тверской таможни, так и выдачу представленного перевозчиком свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита, противоречит положениям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Процессуальные основания, препятствующие использованию в качестве доказательства заключения эксперта, не исключают проверки содержащейся в нем доказательственной информации с помощью других средств доказывания. Например, в материалах дела имеется переписка Выборгской таможни с Тверской и Белгородской таможнями, а также с Главным управлением тылового обеспечения, из которой следует, что бланк свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита серии А N 1024503 не выдавался Тверской таможне, а был передан в Белгородскую таможню и не использован. Этой информации судебными инстанциями оценка не дана. Таможня ссылается на то, что в представленном компанией в ходе административного расследования свидетельстве о завершении внутреннего таможенного транзита его номер не соответствует порядку присвоения номеров такому документу, установленному пунктом 28.2 Инструкции, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973. Этому доводу с точки зрения достоверности представленного Перевозчиком Свидетельства суд также оценки не дал. В материалах дела имеется информация о том, что представленное в ходе административного расследования компанией свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита подписано лицом (Васильев И.О.), которое не значится в списке сотрудников Тверской таможни. Это обстоятельство также не оценено судом.
    
    Из оспариваемого постановления Таможни следует, что в ходе административного производства таможенный орган также установил, что складом временного хранения в зоне деятельности таможни назначения не подтверждаются ни въезд, ни выдача документов учета транспортного средства. При этом Таможня утверждает, что размещение транспортного средства в зоне таможенного контроля Компанией не подтверждено соответствующим документом (письменным подтверждением) о прибытии транспортного средства. Суд не дал оценку этим доказательствам и доводам в совокупности, не выяснил, каким документом Перевозчик подтверждает прибытие транспортного средства.
    
    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
    
    Из приведенной нормы права следует, что для установления виновности юридического лица необходимо оценить его фактическое поведение.
    
    С учетом объективной стороны вмененного Компании деяния (часть 1 статьи 16.9 КоАП РФ) ее виновность в недоставке товара может устанавливаться судом в связи с причастностью к подделке документов. Однако оценка такой причастности и виновности заявителя в совершении правонарушения не должна ограничиваться восприятием лишь доказательств, которые направлены на установление факта подделки. В данном случае компания обвиняется таможней не в подделке документов, а в недоставке товара, находящегося под таможенным контролем.
    
    В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ заявитель не обязан, но вправе доказывать свою невиновность. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а также должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания. В связи с этим Компания, располагая соответствующими процессуальными возможностями, может представить суду доказательства в обоснование своей невиновности, а также исполнения таможенного законодательства при доставке груза в режиме внутреннего таможенного транзита.
    
    Оценка доказательств наличия в действиях компании состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, дана судами с нарушением требований статей 65 (часть 1), 71, 210 (часть 4) АПК РФ. По делу имеются основания для их переоценки.
    
    Поскольку суды обеих инстанций неправильно применили указанные нормы процессуального права, а суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 АПК РФ), обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    
    При новом рассмотрении дела суду надлежит полно, всесторонне и объективно оценить все имеющиеся в деле и дополнительно представленные участниками спора доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1), 288 (части 2 и 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 по делу N А56-18405/2005 отменить.
    
    Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    
    

Председательствующий
Л.И.Кочерова

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.А.Зубарева




Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование