почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
18
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2007 года Дело N А56-29802/2005


[Суд удовлетворил заявление компании к таможне об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, т.к. незаконность оспариваемого постановления таможни обусловлена неправомерным назначением штрафа (в нарушение требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ) и допущенным в ходе производства по делу существенным процессуальным нарушением: компания не была своевременно уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В., при участии от Выборгской таможни Ларичевой О.Ю. (доверенность от 09.01.2007 N 05-01/53), рассмотрев 09.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2006 (судья Глазков Е.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 (судьи: Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-29802/2005, установил:
    
    Компания "Kuljetusliike Transmicon OY Ltd" (далее - компания), Финляндия, обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 05.04.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-728/2004, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    Решением суда от 15.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2007, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
    
    В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права - положений статей 64, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению таможни, суды не дали надлежащей оценки имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующим о недоставке товара перевозчиком. Документы, предусмотренные статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в таможенный орган в полном объеме не представлены.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
    
    Представители компании, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что в июне 2004 года компания как перевозчик осуществляла доставку товара (автомобильные шины, кнопки чертежные; общий вес 14933 кг; общая стоимость 10678 доллара США), следовавшего от иностранной фирмы-отправителя из Финляндии в адрес российского получателя - ООО "Стрит траст".
    
    Товар прибыл на таможенный пост "Торфяновка" 20.06.2004 на автомашине под управлением водителя Хямяляйнена В., который представил сотрудникам таможни товаросопроводительные документы, необходимые для таможенных целей: книжку МДП ХН 43200845, СМR от 18.06.2004 N 08-406-41, инвойс и упаковочный лист от 18.06.2004 N 1680.
    
    Товар оформлен таможней по процедуре внутреннего таможенного транзита и направлен в Центральную акцизную таможню. Таможенный орган определил срок доставки товара - 23.06.2004.
    
    В ходе проверки, назначенной и проведенной таможней во исполнение приказа Северо-Западного таможенного управления от 25.08.2004 N 367, установлено, что "согласно сведениям в электронной базе ОКТТ Выборгской таможни по завершению перевозки товара по книжке МДП ХН 43200845 в таможне назначения произведено закрытие доставки товара с указанием свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита (далее - СЗВТТ) N 10118150/230604/0001390".
    
    По запросу Выборгской таможни в целях подтверждения доставки товара Центральная акцизная таможня сообщила о его недоставке в таможенный орган назначения.
    
    Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней дела об административном правонарушении N 10206000-728/2004 по признакам деяния, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования (определение таможни от 21.09.2004; том дела I, лист 36).
    
    При проведении административного расследования в подтверждение доставки товара компания представила в таможенный орган письменные объяснения директора, СЗВТТ на бланке серии А N 0306935 с оттисками печатей таможни назначения.
    
    Таможня назначила технико-криминалистическую экспертизу подлинности представленного компанией в подтверждение доставки товара бланка СЗВТТ, а также соответствия имеющихся на нем оттисков печатей таможни назначения оттискам оригинальных печатей.
    
    Согласно заключению эксперта Отделения криминалистики Северо-Западной оперативной таможни от 10.02.2005 N 157 на исследованном документе оттиски печатей нанесены не оригинальными печатями таможенного органа, а "какими-то другими печатными формами"; бланк СЗВТТ серии А N 0306935 изготовлен "не производством, обеспечивающим выпуск данного вида документов".
    
    По поручению о совершении отдельных действий Центральная акцизная таможня сообщила Выборгской таможне о том, что бланк СЗВТТ серии А N 0306935 перевозчику таможней назначения не вручался.
    
    По результатам административного расследования таможенный орган 21.03.2005 (в отсутствие представителя перевозчика) составил в отношении компании протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
    
    Постановлением таможни от 05.04.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-728/2004 компания признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ. С учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ действия заявителя квалифицированы как недоставление товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место их доставки. Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. (3000 МРОТ). При этом таможенный орган исходил из того, что "старая редакция КоАП РФ за данное правонарушение предусматривала ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй стоимости предмета административного правонарушения, что предполагает уплату штрафа в сумме гораздо большей, чем предусматривает новая редакция КоАП РФ (в размере от 3000 МРОТ)". Таможня оценила субъективную сторону вмененного компании деяния со ссылкой на часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, а также на то, что перевозчик "не представил доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля". Кроме того, таможенный орган указал, что перевозчик не смог представить доказательств соблюдения правил и норм, установленных таможенным законодательством.
    
    Удовлетворяя заявление компании, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что товар не доставлен перевозчиком в таможенный орган назначения. Объективные признаки недоставки товара подтверждаются совокупностью и взаимной связью доказательств, представленных участниками спора (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    Вместе с тем суд правомерно установил, что незаконность оспариваемого постановления таможни обусловлена (в части административной санкции) неправомерным назначением штрафа (в нарушение требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ) и допущенным в ходе производства по делу существенным процессуальным нарушением: компания не была своевременно уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Таможня не доказала факт уведомления общества о дате составления протокола.
    
    Суд апелляционной инстанции посчитал недоказанной вину компании в недоставке товара, поддержав выводы суда первой инстанции о незаконности административного наказания и существенном нарушении административной процедуры.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
    
    При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
    
    Согласно статье 88 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:
    
    1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
    
    2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
    
    3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 ТК РФ.
    
    В силу пунктов 1 и 2 статьи 92 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 этой статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
    
    В транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей печатью и оттиском личной номерной печати (пункт 28.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем таможенном транзите товаров, которая утверждена приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.11.2003 за N 5228).
    
    В силу приведенных нормативных положений доставка товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита однозначно подтверждается совокупностью прямых (не косвенных) формальных документальных средств доказывания: свидетельством о завершении внутреннего таможенного транзита, письменным подтверждением о прибытии транспортного средства, транзитной декларацией и транспортными (перевозочными) документами с соответствующими штампом, подписью и оттиском печати.
    
    В ходе административного производства таможенный орган установил, что складом временного хранения в зоне деятельности таможни назначения не подтверждаются ни въезд, ни выдача документов учета транспортного средства.
    
    Однако в данном случае применение таможенным органом новой редакции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ (санкция от 3000 МРОТ) может и должно рассматриваться как применение нового закона, отягчающего административную ответственность заявителя (в нарушение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ). Заявленная в товаросопроводительных документах стоимость товара (10678 долларов США) не опровергнута таможенным органом. Следовательно, административная санкция согласно действующей на момент совершения правонарушения редакции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ (от одной второй стоимости явившихся предметом административного правонарушения товаров) может считаться для правонарушителя более мягкой. В то же время таможенный орган в рамках административного производства не установил действительную стоимость предмета административного правонарушения с целью назначения законного наказания.
    
    Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, таможенный орган не представил доказательств уведомления компании о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данный вывод суда подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается.
    
    Имеющееся в материалах дела уведомление о прибытии для составления протокола об административном правонарушении от 20.01.2005 N 15-02/1083 (том дела II, лист 65) не содержит доказательств его отправки перевозчику; уведомления о вручении почтовых отправлений (том дела II, листы 72, 76) свидетельствуют о получении заявителем документов с другими реквизитами.
    
    Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    Как указано в пункте 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
    
    При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
    
    В данном случае заявитель не извещен о времени и месте составления протокола. Тем самым он оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанное процессуальное нарушение является существенным (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ), так как не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
    
    Подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным процессуальным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. Выводы судов соответствуют положениям административного закона и их официальному нормативному толкованию.
    
    При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по делу N А56-29802/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
И.О.Подвальный

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.В.Троицкая

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование