почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
26
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2007 года Дело N А21-5271/2006


[Суд удовлетворил требование о признании незаконным и отмене постановления таможни о привлечении к ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.19 и ст.16.21 КоАП РФ, поскольку протоколы об административных правонарушениях составлены таможней в отсутствие законного представителя общества, не уведомленного о месте и времени их составления, кроме того, пользование заявителем и седельным тягачом, и полуприцепом полностью охватывается диспозицией ч.2 ст.16.19 КоАП РФ и не требует дополнительной квалификации по другим статьям]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А., при участии от Великолукской таможни Иванова А.А. (доверенность от 23.01.2007 N 11-16/229), рассмотрев 26.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Великолукской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2007 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2007 (судьи: Гафиатуллина Т.С., Семенова А.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А21-5271/2006, установил:
    
    Закрытое акционерное общество "ЗАПРЫБСБЫТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Великолукской таможни (далее - таможня) от 14.08.2006 по делам об административных правонарушениях N 10217000-86/2006 и 10217000-140/2006 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 и статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением суда от 26.02.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на соблюдение процессуальных норм в ходе производства по делу. Податель жалобы указывает на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомлен представитель общества - заместитель директора Токарев В.С. Необходимость составления двух протоколов таможенный орган мотивирует тем, что субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, является декларант, тогда как арендованный полуприцеп заявитель под таможенный режим свободной таможенной зоны не помещал.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
    
    Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что 21.05.2006 на таможенную территорию Российской Федерации прибыли седельный тягач и полуприцеп с товаром, следующие из Литвы в Санкт-Петербург по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что в 2005 году транспортные средства помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны с отметкой в паспортах: "ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и таможенного союза разрешен при условии уплаты таможенных пошлин и других платежей".
    
    Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. В ходе административного расследования установлено, что в отношении седельного тягача заявитель обладает правом собственности, а в отношении полуприцепа - правом владения и пользования на основании договора аренды.
    
    По итогам административного расследования таможенный орган составил в отношении общества протоколы от 01.08.2006 об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ (по факту пользования тягачом) и статьей 16.21 КоАП РФ (по факту пользования полуприцепом).
    
    Оспариваемым постановлением таможни заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости седельного тягача, что составило 1011723 руб.
    
    Суд первой инстанции не усмотрел в действиях общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения и выявил нарушение таможенным органом процессуальных норм, содержащихся в статье 28.2 КоАП РФ: протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя заявителя, не извещенного о времени и месте его составления.
    
    Апелляционная инстанция сделала вывод о нарушении заявителем положений Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), однако существенное нарушение таможней процессуальных норм подтвердила.
    
    Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы таможенного органа.
    
    Согласно части 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача прав использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в сумме от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
    
    Под таможенным режимом понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации; далее - ТК РФ).
    
    Пунктом 1 статьи 156 ТК РФ установлена обязанность по соблюдению таможенного режима, под который помещены товары.
    
    Содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, заключается в том, что товары ввозятся на эту территорию и используются в ее пределах без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения установленных запретов и ограничений (статья 9 Закона).
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что юридические лица и принадлежащие им транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области.
    
    В силу пункта 1 статьи 23 Закона юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления этого Закона в силу осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона, с особенностями, установленными главой 8 Закона.
    
    Как следует из материалов дела, общество осуществляло международную перевозку груза между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области.
    
    Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего в этой стадии комплексом процессуальных прав.
    
    Основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются существенные нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
    
    Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
    
    Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
    
    Как следует из положений пункта 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
    
    По смыслу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ с учетом разъяснений высших судебных органов составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица является существенным нарушением, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
    
    Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что протоколы об административных правонарушениях составлены таможней в отсутствие законного представителя общества, не уведомленного о месте и времени их составления. В ходе опроса заместителю генерального директора общества Токареву В.С. сообщено о составлении протокола 31.07.2006, тогда как фактически протоколы составлены 01.08.2007.
    
    Кроме того, кассационная инстанция считает ошибочным вывод таможенного органа о совершении заявителем двух административных правонарушений, предусмотренных разными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    Статьей 16.21 КоАП РФ под угрозой административного наказания запрещены определенные операции с товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации либо выпущены условно.
    
    В данном случае арендованный обществом полуприцеп ввезен на таможенную территорию Российской Федерации на законных основаниях и выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом. Свободная таможенная зона не включена в перечень таможенных режимов, при заявлении которых товары подлежат условному выпуску (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 ТК РФ). Освобождение от уплаты таможенных платежей является частью содержания таможенного режима свободной таможенной зоны и не сопряжено с какими-либо целевыми ограничениями применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ.
    
    Субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, является любое лицо, пользующееся или распоряжающееся товаром в нарушение требований и условий таможенного режима. Передача транспортного средства во владение и пользование не освобождает арендатора от обязанности по соблюдению таможенного режима, под который оно помещено, не прекращает действие таможенного режима и не изменяет статус товара для таможенных целей.
    
    Таким образом, пользование заявителем и седельным тягачом, и полуприцепом полностью охватывается диспозицией части 2 статьи 16.19 КоАП РФ и не требует дополнительной квалификации по другим статьям.
    
    Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2007 по делу N А21-5271/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Великолукской таможни - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Е.А.Михайловская

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование