почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
16
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июля 2004 года N 01-40/24927


О результатах обобщения практики применения УПК РФ
при возбуждении уголовных дел

    
    
    Государственный таможенный комитет Российском Федерации проанализировал практику применения положений, регулирующих порядок возбуждения уголовных дел и порядок производства дознания, установленный главой 32 УПК РФ, по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов (ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ).
    
    После введения с 1 июля 2002 года в действие УПК РФ таможенные органы, как органы дознания, столкнулись с серьезными трудностями при реализации своих процессуальных полномочий в части возбуждения уголовных дел в связи с отсутствием единообразия применения норм УПК РФ в следственной и судебной практике.
    
    С момента введения в действие УПК РФ и по настоящее время имеют место необоснованные отказы прокуроров в даче согласия таможенным органам в возбуждении уголовных дел о контрабанде по мотивам:
    
    - неустановления к моменту вынесения постановления о возбуждении уголовного дела лица, совершившего преступление;
    
    - неустановления к моменту вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в действиях правонарушителя прямого умыспа на совершение контрабанды.
    
    В ряде случаев такую же позицию занимают и суды.
    
    Так, некоторые прокуроры как условие дачи согласия на возбуждение уголовного дела требуют от дознавателей установления в ходе доследственных проверок, (то есть не процессуальным путем) лиц, совершивших преступления, и данных о наличии в их действиях прямого умысла на совершение контрабанды или уклонения от уплаты таможенных платежей.
    
    Под сомнение ставятся процессуальные полномочия таможенных органов на вынесение постановления о возбуждении уголовного дела по самому факту обнаружения признаков преступлений, предусмотренных ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ.
    
    Когда к моменту решения вопроса о возбуждении уголовного дела еще не установлено лицо, подозреваемое в его совершении. (Имеются даже судебные решения, когда возбуждение таможенным органом с согласия прокурора уголовного дела по факту контрабанды и проведения по нему дознания признано незаконным только по тому основанию, что к моменту возбуждения дела, несмотря на явные признаки контрабанды, не было установлено лицо, совершившее это преступление).
    
    Таким образом, в ряде регионов уголовные дела таможенным органам позволяют возбуждать и расследовать лишь при наличии установленного подозреваемого и доказательств, свидетельствующих о том, что он совершил эти преступления, действуя с прямым умыслом, а не по факту обнаружения признаков объективной стороны преступления.
    

    Отсутствие единой практики возбуждения уголовных дел, обусловлено неоднозначной позицией прокуроров, которые в одних случаях дают таможенным органам согласие на возбуждение уголовного дела по факту обнаружения признаков преступления (когда не известно лицо, совершившее преступление), а в других случаях, при аналогичных обстоятельствах совершения преступления отказывают в даче согласия на возбуждение дел.
    
    Так, по информации таможенных органов поступившей в ГТК РФ за 2003 год и пять месяцев 2004 года по мотивам неустановления в ходе доследственных проверок конкретных лиц, при обнаружении явных признаков преступления, прокурорами было отказано в даче согласия на возбуждение 49 уголовных дел.
    
    Из-за отсутствия в материалах доследственных проверок достаточных данных, свидетельствующих о наличии в действиях правонарушителей прямого умысла на совершение преступлений, прокуроры не дали согласия на возбуждение 36 уголовных дел.
    
    Такой позиции придерживаются Приморская, Приволжская, Новороссийская, Сочинская, Новосибирская и Свердловская транспортные прокуратуры, Ростовская и Новосибирская областные прокуратуры, прокуратуры Чувашии и Татарстана. В этой связи характерной является позиция Свердловской транспортной прокуратуры, высказанная в письме направленном в адрес Уральской оперативной таможни 26 апреля 2004 года.
    
    По мнению прокуратуры положения ст.223 УПК РФ исключают возможность производства предварительного расследования в виде дознания по уголовным делам возбужденным не в отношении конкретных лиц. В случае установления таможенными органами факта совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ неустановленным лицом предварительное расследование должно и может осуществляться лишь в форме предварительного следствия органами уполномоченными на его производство. При этом исключена возможность проведения по указанным преступлениям и неотложных следственных действий.
    
    В то же время по материалам доследственных проверок таможенных органов прокурорами Калининградской области, Северо-Западного региона и других, давались согласия таможенным органам на возбуждение уголовных дел по факту обнаружения признаков преступления, когда лицо, совершившее преступление, не установлено. Всего за 2003 год таможенными органами возбуждено в отношении неустановленных лиц по ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ 1303 уголовных дела, что составляет 67% от общего количества уголовных дел данной категории.
    
    На наш взгляд, причина всего вышеуказанного порождена некорректной редакцией ст.223 УПК РФ (порядок и сроки дознания), установившей, что дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 Кодекса (УПК РФ), возбуждаемым в отношении конкретных лиц.
    

    Эта норма в сопоставлении с другими нормами главы 32 "Дознание" и с нормой ст.150 УПК РФ действительно на первый взгляд создает впечатление, что по преступлениям, по которым проведение предварительного следствия является необязательным, органы дознания правомочны возбуждать уголовные дела с согласия прокурора и осуществлять дознание по ним лишь в тех особых случаях, когда к моменту рассмотрения сообщения о совершенном или совершаемом преступлении лицо, совершившее это преступление, известно. Иными словами, органы дознания возбуждают уголовное дело и проводят дознание по нему, когда не требуется проведение следственных действий по установлению подозреваемых лиц, т.е. по очевидным преступлениям.
    
    С этим нельзя согласиться, так как в ст.223 УПК есть общее положение о том, что предварительное расследование в форме дознания проводится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 Кодекса с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК. В ст.146 УПК говорится, что дознаватель с согласия прокурора в пределах компетенции, установленной УПК РФ, при наличии поводов и оснований, предусмотренных ст.140 УПК РФ, возбуждает уголовное дело.
    
    Если принять за основу, что под "пределами компетенции" имеются в виду процессуальные полномочия, вытекающие из последственности, то тогда таможенный орган, как орган дознания, получив при проверке сообщения о контрабанде или  уклонении от уплаты таможенных платежей достаточные данные о наличии признаков этих преступлений, правомочен выносить постановление о возбуждении уголовного дела и проводить по нему неотложные следственные действия независимо от того, установлен ли в этот момент подозреваемый (конкретный правонарушитель).
    
    Ошибочная трактовка положений главы 32 УПК РФ привела и к необоснованному выдвижению надуманного условия возбуждения уголовного дела дознавателем - наличия и предъявления им прокурору в материалах доследственной проверки данных о том, что правонарушитель, совершая контрабанду или уклонение от уплаты таможенных платежей, действовал с прямым умыслом.
    
    В ч.2 ст.140 УПК РФ указывается, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
    

    Таким образом, дознаватель таможенного органа для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела должен обладать документами и иными материалами, содержащими достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления, и не более того. Достаточность данных, указывающих на наличие признаков преступления, предполагает наличие такой их совокупности, которая дает основания для достоверного либо вероятного вывода о том, что совершены преступления, предусмотренные уголовным законом (в рассматриваемом случае - контрабанда или уклонение от уплаты таможенных платежей).
    
    С учетом того, что расследование преступлений отнесенных к компетенции таможенных органов, представляет значительную сложность, различная трактовка положений ст.223 УПК РФ регламентирующих порядок возбуждения уголовных дел, не обеспечивает выполнение таможенными органами задач в борьбе с преступностью в таможенной сфере и защите экономической безопасности государства.
    
    В связи с изложенным, просим рассмотреть наше обращение и дать разъяснение Генеральной прокуратуры по единообразному применению уголовно-процессуальных норм в процессе возбуждения уголовных дел таможенными органами.
    
    

Заместитель председателя
ГТК России
генерал-лейтенант
Н.А.Волобуев


Приложение

    
    
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 14 сентября 2004 года N 16-14-03


[Разъяснение Генеральной прокуратуры по единообразному применению уголовно-процессуальных
норм в процессе возбуждения уголовных дел таможенными органами]

    
    В Генеральной прокуратуре Российской Федерации разделяют Вашу озабоченность проблемами, связанными с компетенцией таможенных органов в части возбуждения уголовных дел по фактам обнаружения признаков преступления, совершенного неустановленным лицом, и производства неотложных следственных действий по таким делам.
    
    Дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Если такие лица не установлены на момент возбуждения уголовного дела, то расследование должно проводиться в форме предварительного следствия. Данное требование сформулировано в законе достаточно ясно и однозначно.
    
    Таможенные органы дознания уполномочены осуществлять в течение 10 суток неотложные следственные действия на начальном этапе расследования, в том числе по уголовным делам с неустановленными подозреваемыми о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ.
    
    Закон не содержит обязательного требования об установлении в ходе доследственной проверки, т.е. на момент возбуждения уголовного дела, доказательств, свидетельствующих о прямом умысле лица, совершившего контрабанду. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Причастность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы подлежат доказыванию при производстве по уголовному делу.
    
    

Начальник
Главного управления по надзору
за процессуальной деятельностью
органов прокуратуры,
внутренних дел, юстиции
и исполнением
таможенного законодательства
государственный советник
юстиции 2 класса
А.П.Кизлык

    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование